● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Сокровища Эрмитажа. М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. [ научно-популярное издание ]

Сокровища Эрмитажа.

// М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. 352 с. (Научно-популярная серия.)

 

Содержание

 

Предисловие. — 5

 

Статуя фараона Аменемхета III (М. Матье). — 9

Статуя юного атлета (Эрот Соранцо) (А. Передольская). — 13

Статуя Афродиты (Венера Таврическая) (Л. Гаталина). — 17

Портрет римлянина (А. Вощинина). — 23

Портрет сириянки (А. Вощинина). — 27

Портрет римского императора Филиппа Аравитянина (А. Вощинина). — 31

Золотая маска из погребения (А. Вощинина). — 35

Камея Гонзага (М. Максимова). — 39

Терракотовая женская статуэтка из Танагры (Г. Белов). — 45

Фанагорийский сфинкс (А. Передольская). — 51

Кумская ваза (А. Передольская). — 55

Золотая обкладка Келермесского меча (А. Иессен). — 61

Золотой олень из станицы Костромской (А. Иессен). — 67

Золотая бляха с изображением борьбы животных (М. Грязнов). — 71

Золотой гребень из кургана Солоха (А. Манцевич). — 75

Электровая ваза из кургана Куль-оба (А. Манцевич). — 81

Серебряная ваза из кургана Чертомлык (А. Манцевич). — 85

Феодосийские серьги (М. Максимова). — 89

Ахеменидский ритон (К. Тревер). — 95

Греко-бактрийская золотая чаша (К. Тревер). — 99

Рельеф женщины с арфой (К. Тревер). — 103

Коптская ткань с изображением богини земли (М. Матье). — 107

Сасанидское блюдо с изображением Шапура II (К. Тревер). — 111

Сасанидский кувшин с изображением Сэнмурва (К. Тревер). — 115

Византийское блюдо с изображением пастуха (А. Банк). — 119

Диптих с изображением цирковых сцен (А. Банк). — 123

Бронзовая курильница в форме орла (Л.Г.). — 127

Ваза Фортуни (О. Доброклонская). — 131

Икона Григория Чудотворца (А. Банк). — 135

Симоне Мартини. Мадонна (М. Щербачёва). — 139

Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа (М. Щербачёва). — 143

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта (М. Щербачёва). — 147

Пьеро ди Козимо. Этюд головы пожилого мужчины (М. Доброклонский). — 151

Рафаэль. Мадонна Конестабиле (М. Щербачёва). — 155

Джорджоне. Юдифь (М. Щербачёва). — 161

Тициан. Мария Магдалина (М. Щербачёва). — 165

Микельанджело. Скорчившийся мальчик (Ж. Маиулевич). — 171

Антонио Пизано. Две медали (И. Спасский). — 175

Николо Пеллипарио. Майоликовая тарелка (О. Доброклонская). — 181

Эль Греко. Апостолы Петр и Павел (М. Щербачёва). — 185

Мурильо. Мальчик с собакой (М. Щербачёва). — 191

Рубенс. Персей и Андромеда (М. Варшавская). — 195

Рубенс. Портрет камеристки (М. Варшавская). — 201

Рубенс. Меркурий покидает Антверпен (М. Варшавская). — 205

Ван Дейк. Автопортрет (М. Варшавская). — 211

Ван Дейк. Портрет Лазаруса Махаркейзуса (М. Варшавская). — 215

Шпалера «Свадьба Беатрисы» (А. Верховская). — 219

Шпалера «Семь свободных искусств» (А. Верховская). — 223

Рембрандт. Даная (В. Левинсон-Лессинг). — 227

Рембрандт. Портрет старика в красной одежде (В. Левинсон-Лессинг). — 235

Рембрандт. Возвращение блудного сына (В. Левинсон-Лессинг). — 239

Герард Терборх. Бокал лимонада (Р. Хай). — 245

Яков Рейсдаль. Болото (В. Левинсон-Лессинг). — 251

Франсуа Клуэ. Портрет Карла IX (Т. Каменская). — 255

Пуссен. Пейзаж с Полифемом (В. Герц). — 259

Клод Лоррен. Утро (В. Герц). — 263

Ватто. Капризница (Н. Лившиц). — 267

Шарден. Прачка (В. Левинсон-Лессинг). — 271

Фрагонар. Поцелуй украдкой (Н. Лившиц). — 277

Грёз. Паралитик (В. Герц). — 231

Гудон. Статуя Вольтера (Ж. Мацулевич). — 285

Гудон. Бюст Бюффона (Ж. Мацулевич). — 239

Фарфоровая севрская ваза (Р. Соловейчик). — 293

Две табакерки работы И. Позье и И. Адора (С.Т). — 297

Б.А. Демальи. Чесменская чернильница (Т. Эристова). — 301

Гейнсборо. Портрет герцогини де Бофор (А. Кроль). — 307

Рейнольдс. Младенец Геркулес, удушающий змей (А. Кроль). — 311

Чарльз Кендлер. Серебряный холодильник (С.Т.). — 315

К.Б. Растрелли. Бюст Петра I (Т. Соколова). — 319

Рака Александра Невского (Т. Соколова). — 323

И.П. Кулибин. Часы «яйцевидной фигуры» (Н. Раскин). — 327

Огюстэн Ритт. Портрет А.Л. Нарышкина (К. Агафонова). — 331

Лазуритовая ваза (И. Андреев). — 335

Большая колыванская ваза (И. Андреев). — 339

Ваза «Россия» (Т. Соколова). — 343

 


 

Главная лестница Зимнего дворца. Акварель К.А. Ухтомского.

На цветной вклейке [ между стр. 4-5 ]:
Главная лестница Зимнего дворца. Акварель К.А. Ухтомского.

(открыть в новом окне)

 

Заставки и концовки выполнены по архитектурным мотивам решёток Зимнего дворца.


 

Предисловие   ^

 

Государственный Эрмитаж, как собрание художественных памятников, возник в 1764 году, являясь личной коллекцией Екатерины II в её Петербургском «Эрмитаже». Но историю Эрмитажа нужно начинать с тех первых сборов художественных произведений и памятников культуры, которым так много внимания уделял ещё Пётр I. Собранные при Петре картины, скульптуры и замечательные творения искусства глубокой древности и в наши дни принадлежат к числу лучших украшений величайшего музея нашей Родины.

 

Расположенный в чисто дворцовых помещениях (сначала Ламоттова павильона, а затем Фельтеновского Старого Эрмитажа), Эрмитаж до середины XIX в. хотя постепенно и становился доступным более широким слоям общества, чем это было в конце XVIII в., но сохранял свой чисто придворный характер.

 

Открытым музеем он стал только после завершения постройки специального музейного здания, законченного в 1852 г., когда для входа в двери великолепного Теребеневского портика уже не требовалось особого разрешения «придворной конторы».

 

Однако и после того, как Музею были предоставлены более благоприятные условия для устройства выставок, и после того, как его рамки значительно расширились включением в круг собирательства античных и древневосточных памятников, археологических находок из раскопок на юге России и монет, —

(5/6)

состояние его в ведении министерства двора налагало свою печать на жизнь Музея и всё развитие его научной и просветительной работы. Тем не менее, с каждым годом всё больше укреплялись связи с Эрмитажем передовых представителей русской интеллигенции. Эрмитаж всё больше завоёвывал себе почётное положение в развитии художественного образования и, независимо от воли российских императоров, всё больше отражал в подборе выставленных памятников ход развития русской научной мысли. Эрмитаж всё больше становился сам, во всём своём богатстве, явлением русской культуры.

 

Но, несмотря на участие в построении Эрмитажа ряда выдающихся представителей русской исторической и, в частности, историко-художественной науки, Эрмитаж мог стать подлинно научным учреждением, обслуживаемым научно подготовленными силами и готовящим себе пополнение молодыми специалистами, только после Великой Октябрьской социалистической революции.

 

Советская власть проложила перед Эрмитажем новый широкий путь научно-исследовательских изысканий и открыла возможность усиления и углубления научной работы в общении с широчайшими народными массами, проявляющими с каждым днём нарастающий интерес к истории культуры и повышающими свою требовательность к характеру и направлению научно-популяризационной работы Музея.

 

Эрмитаж стал подлинно народным достоянием не только потому, что накопленные в нём сокровища перешли в собственность народа, но и потому, что в нашей стране народным достоянием стали наука и культура в целом.

 

Советская власть обогатила сотнями тысяч замечательных памятников культуры и искусства старые отделы Эрмитажа — Отдел западноевропейского искусства, Античный и Монетный отделы — и открыла возможность создания в его составе совершенно новых отделов, в том числе и таких, которые никак не могли бы возникнуть в дореволюционном Эрмитаже.

 

В советские годы возник Отдел истории первобытной культуры, всеми своими документами и научными выводами опро-

(6/7)

вергающий схоластическую буржуазную науку о возникновении и развитии человеческого общества и человеческой культуры.

 

С 1920 г. в Эрмитаже создан Отдел культуры и искусства Востока, который, опираясь на неколебимые устои ленинско-сталинского учения по национальному вопросу, стремится воссозданием картины развития культуры народов Востока к опровержению расходящихся с фактами и научной методологией расистских теорий об исконном приоритете западноевропейских народов в развитии культуры.

 

Создание в недавнее время только начинающего свою работу Отдела истории русской культуры ещё более расширяет возможности Эрмитажа как в обосновании общего хода истории человеческой культуры, так и того почётного места, которое в ней занимает творчество русского народа.

 

Советская власть необычайно улучшила условия работы Эрмитажа, передав ему полностью величайший из дворцов нашей Родины, Зимний дворец, бывший на протяжении 160 лет символом царской власти.

 

Перед составителями этой книги стояла очень трудная задача — выбрать из тысяч и тысяч замечательных произведений искусства и памятников культуры, собранных в Эрмитаже, лишь несколько десятков предметов. Естественно, что эта небольшая книга не может дать исчерпывающего представления о культурных и художественных ценностях Эрмитажа, но она должна служить напоминанием о некоторых наиболее ярких произведениях искусства и памятниках культуры, мимо которых не пройдёт без внимания ни один посетитель Эрмитажа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки