● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ научно-популярное издание ]Сокровища Эрмитажа.// М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. 352 с. (Научно-популярная серия.)
Содержание
Предисловие. — 5
Статуя фараона Аменемхета III (М. Матье). — 9Статуя юного атлета (Эрот Соранцо) (А. Передольская). — 13Статуя Афродиты (Венера Таврическая) (Л. Гаталина). — 17Портрет римлянина (А. Вощинина). — 23Портрет сириянки (А. Вощинина). — 27Портрет римского императора Филиппа Аравитянина (А. Вощинина). — 31Золотая маска из погребения (А. Вощинина). — 35Камея Гонзага (М. Максимова). — 39Терракотовая женская статуэтка из Танагры (Г. Белов). — 45Фанагорийский сфинкс (А. Передольская). — 51Кумская ваза (А. Передольская). — 55Золотая обкладка Келермесского меча (А. Иессен). — 61Золотой олень из станицы Костромской (А. Иессен). — 67Золотая бляха с изображением борьбы животных (М. Грязнов). — 71Золотой гребень из кургана Солоха (А. Манцевич). — 75Электровая ваза из кургана Куль-оба (А. Манцевич). — 81Серебряная ваза из кургана Чертомлык (А. Манцевич). — 85Феодосийские серьги (М. Максимова). — 89Ахеменидский ритон (К. Тревер). — 95Греко-бактрийская золотая чаша (К. Тревер). — 99Рельеф женщины с арфой (К. Тревер). — 103Коптская ткань с изображением богини земли (М. Матье). — 107Сасанидское блюдо с изображением Шапура II (К. Тревер). — 111Сасанидский кувшин с изображением Сэнмурва (К. Тревер). — 115Византийское блюдо с изображением пастуха (А. Банк). — 119Диптих с изображением цирковых сцен (А. Банк). — 123Бронзовая курильница в форме орла (Л.Г.). — 127Ваза Фортуни (О. Доброклонская). — 131Икона Григория Чудотворца (А. Банк). — 135Симоне Мартини. Мадонна (М. Щербачёва). — 139Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа (М. Щербачёва). — 143Леонардо да Винчи. Мадонна Литта (М. Щербачёва). — 147Пьеро ди Козимо. Этюд головы пожилого мужчины (М. Доброклонский). — 151Рафаэль. Мадонна Конестабиле (М. Щербачёва). — 155Джорджоне. Юдифь (М. Щербачёва). — 161Тициан. Мария Магдалина (М. Щербачёва). — 165Микельанджело. Скорчившийся мальчик (Ж. Маиулевич). — 171Антонио Пизано. Две медали (И. Спасский). — 175Николо Пеллипарио. Майоликовая тарелка (О. Доброклонская). — 181Эль Греко. Апостолы Петр и Павел (М. Щербачёва). — 185Мурильо. Мальчик с собакой (М. Щербачёва). — 191Рубенс. Персей и Андромеда (М. Варшавская). — 195Рубенс. Портрет камеристки (М. Варшавская). — 201Рубенс. Меркурий покидает Антверпен (М. Варшавская). — 205Ван Дейк. Автопортрет (М. Варшавская). — 211Ван Дейк. Портрет Лазаруса Махаркейзуса (М. Варшавская). — 215Шпалера «Свадьба Беатрисы» (А. Верховская). — 219Шпалера «Семь свободных искусств» (А. Верховская). — 223Рембрандт. Даная (В. Левинсон-Лессинг). — 227Рембрандт. Портрет старика в красной одежде (В. Левинсон-Лессинг). — 235Рембрандт. Возвращение блудного сына (В. Левинсон-Лессинг). — 239Герард Терборх. Бокал лимонада (Р. Хай). — 245Яков Рейсдаль. Болото (В. Левинсон-Лессинг). — 251Франсуа Клуэ. Портрет Карла IX (Т. Каменская). — 255Пуссен. Пейзаж с Полифемом (В. Герц). — 259Клод Лоррен. Утро (В. Герц). — 263Ватто. Капризница (Н. Лившиц). — 267Шарден. Прачка (В. Левинсон-Лессинг). — 271Фрагонар. Поцелуй украдкой (Н. Лившиц). — 277Грёз. Паралитик (В. Герц). — 231Гудон. Статуя Вольтера (Ж. Мацулевич). — 285Гудон. Бюст Бюффона (Ж. Мацулевич). — 239Фарфоровая севрская ваза (Р. Соловейчик). — 293Две табакерки работы И. Позье и И. Адора (С.Т). — 297Б.А. Демальи. Чесменская чернильница (Т. Эристова). — 301Гейнсборо. Портрет герцогини де Бофор (А. Кроль). — 307Рейнольдс. Младенец Геркулес, удушающий змей (А. Кроль). — 311Чарльз Кендлер. Серебряный холодильник (С.Т.). — 315К.Б. Растрелли. Бюст Петра I (Т. Соколова). — 319Рака Александра Невского (Т. Соколова). — 323И.П. Кулибин. Часы «яйцевидной фигуры» (Н. Раскин). — 327Огюстэн Ритт. Портрет А.Л. Нарышкина (К. Агафонова). — 331Лазуритовая ваза (И. Андреев). — 335Большая колыванская ваза (И. Андреев). — 339Ваза «Россия» (Т. Соколова). — 343
На цветной вклейке [ между стр. 4-5 ]:
(открыть в новом окне)
Заставки и концовки выполнены по архитектурным мотивам решёток Зимнего дворца. Предисловие ^
Государственный Эрмитаж, как собрание художественных памятников, возник в 1764 году, являясь личной коллекцией Екатерины II в её Петербургском «Эрмитаже». Но историю Эрмитажа нужно начинать с тех первых сборов художественных произведений и памятников культуры, которым так много внимания уделял ещё Пётр I. Собранные при Петре картины, скульптуры и замечательные творения искусства глубокой древности и в наши дни принадлежат к числу лучших украшений величайшего музея нашей Родины.
Расположенный в чисто дворцовых помещениях (сначала Ламоттова павильона, а затем Фельтеновского Старого Эрмитажа), Эрмитаж до середины XIX в. хотя постепенно и становился доступным более широким слоям общества, чем это было в конце XVIII в., но сохранял свой чисто придворный характер.
Открытым музеем он стал только после завершения постройки специального музейного здания, законченного в 1852 г., когда для входа в двери великолепного Теребеневского портика уже не требовалось особого разрешения «придворной конторы».
Однако и после того, как Музею были предоставлены более благоприятные условия для устройства выставок, и после того, как его рамки значительно расширились включением в круг собирательства античных и древневосточных памятников, археологических находок из раскопок на юге России и монет, — состояние его в ведении министерства двора налагало свою печать на жизнь Музея и всё развитие его научной и просветительной работы. Тем не менее, с каждым годом всё больше укреплялись связи с Эрмитажем передовых представителей русской интеллигенции. Эрмитаж всё больше завоёвывал себе почётное положение в развитии художественного образования и, независимо от воли российских императоров, всё больше отражал в подборе выставленных памятников ход развития русской научной мысли. Эрмитаж всё больше становился сам, во всём своём богатстве, явлением русской культуры.
Но, несмотря на участие в построении Эрмитажа ряда выдающихся представителей русской исторической и, в частности, историко-художественной науки, Эрмитаж мог стать подлинно научным учреждением, обслуживаемым научно подготовленными силами и готовящим себе пополнение молодыми специалистами, только после Великой Октябрьской социалистической революции.
Советская власть проложила перед Эрмитажем новый широкий путь научно-исследовательских изысканий и открыла возможность усиления и углубления научной работы в общении с широчайшими народными массами, проявляющими с каждым днём нарастающий интерес к истории культуры и повышающими свою требовательность к характеру и направлению научно-популяризационной работы Музея.
Эрмитаж стал подлинно народным достоянием не только потому, что накопленные в нём сокровища перешли в собственность народа, но и потому, что в нашей стране народным достоянием стали наука и культура в целом.
Советская власть обогатила сотнями тысяч замечательных памятников культуры и искусства старые отделы Эрмитажа — Отдел западноевропейского искусства, Античный и Монетный отделы — и открыла возможность создания в его составе совершенно новых отделов, в том числе и таких, которые никак не могли бы возникнуть в дореволюционном Эрмитаже.
В советские годы возник Отдел истории первобытной культуры, всеми своими документами и научными выводами опро- вергающий схоластическую буржуазную науку о возникновении и развитии человеческого общества и человеческой культуры.
С 1920 г. в Эрмитаже создан Отдел культуры и искусства Востока, который, опираясь на неколебимые устои ленинско-сталинского учения по национальному вопросу, стремится воссозданием картины развития культуры народов Востока к опровержению расходящихся с фактами и научной методологией расистских теорий об исконном приоритете западноевропейских народов в развитии культуры.
Создание в недавнее время только начинающего свою работу Отдела истории русской культуры ещё более расширяет возможности Эрмитажа как в обосновании общего хода истории человеческой культуры, так и того почётного места, которое в ней занимает творчество русского народа.
Советская власть необычайно улучшила условия работы Эрмитажа, передав ему полностью величайший из дворцов нашей Родины, Зимний дворец, бывший на протяжении 160 лет символом царской власти.
Перед составителями этой книги стояла очень трудная задача — выбрать из тысяч и тысяч замечательных произведений искусства и памятников культуры, собранных в Эрмитаже, лишь несколько десятков предметов. Естественно, что эта небольшая книга не может дать исчерпывающего представления о культурных и художественных ценностях Эрмитажа, но она должна служить напоминанием о некоторых наиболее ярких произведениях искусства и памятниках культуры, мимо которых не пройдёт без внимания ни один посетитель Эрмитажа.
наверх |