главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги
[ научно-популярное издание ]Сокровища Эрмитажа.// М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. 352 с. (Научно-популярная серия.)
Сасанидский кувшин с изображением Сэнмурва. (К.В. Тревер)
Серебро. Высота 33 см. V-VI в. н.э. Поступил в 1912 г.
[ Открыть фотографию в новом окне. ]
Этот кувшин, как и аналогичные сасанидские кувшины из золота, серебра и бронзы, мог служить для культовых возлияний зороастрийцев, для священной хомы — смеси молока и дурманящего растительного сока. Для конца сасанидского периода засвидетельствовано их применение в царском обиходе в качестве сосудов для вина.
Кувшин состоит из трёх спаянных частей (горла, тулова и ножки) и крышечки. Рельеф выполнен очень искусно чеканом изнутри: детали покрыты позолотой и пройдены резцом и пунсоном.
В двух овалах на тулове изображена сказочная птица, упоминающаяся в мифах и фольклоре народов Передней и Средней Азии, а также на Кавказе и у славянских народов. Птица эта с головой и передними ногами собаки носила соответственное название: Сэнмурв (собака-птица) у иранцев, Синамахав у армян, Паскудж (оперённая собака) у осетин; в «Шах-намэ» Фердоуси она выступает в качестве Симурга.
В иранских мифах она является подательницей плодородия — существом, содействующим произрастанию злаков, где-то далеко на северо-востоке, в обетованной стране Эранведж (возможно — в Хорезме), в священном озере имеется остров, на котором растёт священное дерево жизни, «древо всех семян», на ветвях которого сидит птица Сэнмурв. Когда Сэнмурв взмахивает крыльями, с дерева летят семена; смешавшись с дождём, они падают на землю и дают рост злакам и растениям.
Связью с этим мифом объясняется и изображение дерева, древа жизни, на тулове между двумя медальонами с Сэнмурвом, а также деревца на крышечке.
В фольклоре и сказках эта благая птица является змееборцем (в этом образе отражено дуалистическое мировоззрение зороастрийцев — борьба благого и злого начала, причем побеждает Сэнмурв) или как бы посредником между двумя мирами, вынося на своей спине юношу из подземного мира на свет (кавказские сказки) или вознося юношу-бога на небо (мифы и предания Индии).
Птица и дерево изображены на кувшине в сильно стилизованном виде, очень далёком от реалистических черт в изображении животных в сценах охоты на блюдах; детали оперения птицы схематизированы и носят условный характер, роднящий это изображение с характером аналогичных медальонов на сасанидских шёлковых тканях, на скальных рельефах, на костяных предметах.
Древо жизни изображено в виде характерного для сасанидского искусства растения, листва которого состоит из ряда крупных, тяжёлых и повторяющих определенную схему цветов.
Несмотря на застылость, условность и тяжеловесность деталей и рисунка, сосуд этот представляет собою прекрасный образец сасанидского кувшина и по своей форме и по умелой композиции, сочетающей два медальона и соединяющее их изображение древа жизни.
Кувшин найден в 1823 г. в Павловске Старобельского уезда Харьковской губ.
наверх |
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги