главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги
[ научно-популярное издание ]Сокровища Эрмитажа.// М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. 352 с. (Научно-популярная серия.)
Фанагорийский сфинкс. (А.А. Передольская).
Глина. Высота 21.5 см. V в. до н.э. Поступил в 1869 г.
[ Открыть фотографию в новом окне. ]
Безусловно одним из первых в ряду уникальных произведений античного искусства, найденных на юге СССР, в греческих городах Северного Причерноморья, является знаменитый фанагорийский сфинкс, блещущий яркими красками. Найден он в 1869 г. в женском погребении в одном из курганов Таманского полуострова близ станции Сенной, на месте древней Фанагории.
Это только флакон для духов, правда, не совсем обычного типа, — так называемый фигурный сосуд, — но тем не менее это подлинный маленький шедевр греческого искусства классического периода.
Фанагорийский сфинкс — прелестное фантастическое существо, не имеющее ничего общего со страшным в своей загадочности и силе архаическим и ранне-классическим образом демона смерти.
Перламутровой белизной сверкает гибкое стройное тело сфинкса, ярко голубеют на нём длинные и узкие крылья, нежным румянцем пламенеет лицо, обрамлённое пышными волосами. Загадочно мерцают на этом прекрасном лице тёмносиние глаза, оттенённые густыми чёрными ресницами.
В волосах, в диадеме, в ожерелье на шее в изобилии сверкает яркая позолота, придавая особый блеск этому действительно сверкающему произведению.
Нежная чувственность и лёгкая мечтательность в сочетании с яркой красочностью — характерные особенности стиля фана- горийского сфинкса, — особенности, типичные для целого ряда произведений греческого искусства конца V в. до н.э.
Фанагорийский сфинкс не одинок: от открывает собой блестящую серию аттических фигурных сосудов конца V — начала IV вв. до н.э., найденных в значительном количестве в курганах Боспорского царства и прекрасно представленных в собраниях Государственного Эрмитажа.
В одной могиле с Фанагорийским сфинксом было найдено ещё пять подобных же прекрасных фигурных сосудов. Здесь и пенорождённая златокудрая Афродита, здесь и сирена — чудесная полуптица-полуженщина, здесь и крылатый фракийский юноша — демон, сын Борея, Бутес, в исступлении пляшущий у священного алтаря, здесь и пёстрая птица, радующая глаз своей яркой раскраской, здесь, наконец, и медленно шествующая со шкатулкой-цистой в руке женщина, сквозь тонкие одежды которой (хитон и плащ) просвечивают прекрасные формы тела. Эта последняя олицетворяла, вероятно, умершую, посвящённую в таинства каких-то мистерий, игравших в греческом обществе конца V в. до н.э. особенно значительную роль.
Таким образом, все фигурные вазы, найденные в могиле греческой девушки или молодой женщины, жившей в конце V в. до н.э. в Фанагории, носят двойственный характер: являясь подлинными произведениями греческого искусства классического периода, они продолжали быть тесно связанными, как погребальные дары, с культом хтонических, т.е. подземных богов.
Переселившись на далёкий Боспор, оторванные от родины, греки, и особенно женщины, продолжали свято хранить обычаи, нравы и верования своих предков, окружая себя привычными образами, которым греческие художники умели придавать действительно прекрасные формы, создавая высокие произведения искусства.
наверх |
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги