главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

Сокровища Эрмитажа. М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. [ научно-популярное издание ]

Сокровища Эрмитажа.

// М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. 352 с. (Научно-популярная серия.)

 

Портрет сириянки. (А.И. Вощинина).

 

Мрамор. Высота 30 см. II в. н.э.

 

(27/28)

 

Открыть фотографию в новом окне. ]

 

(28/29)

 

Ещё один из самых лучших портретов эрмитажной коллекции — голова римлянки, судя по типу лица, римлянки сирийского происхождения; он известен в Эрмитаже как «портрет сириянки» и относится ко второй половине II в. н.э. Скульптура из белого с голубоватым оттенком мрамора хорошо сохранилась: только на лице местами пятна тёмной патины.

 

Изящная головка на стройной шее в высокой, по моде того времени, причёске слегка склонена вправо. Контур головы очень простой и скромный; игра светотени необычайно мягкая.

 

Полированная, слегка блестящая поверхность лица оттенена матовой массой волнистых волос. Лицо сириянки, в сущности некрасивое, с тяжёлым мясистым носом и несоразмерно узким срезанным подбородком, полно скрытого обаяния.

 

Большие глаза рассеянно и устало смотрят на мир, между бровей легла складка — предвестник морщины; губы изогнуты еле заметной усмешкой. Рассеянный взгляд, устремлённый в пространство, в сочетании со сдержанной улыбкой сообщает лицу выражение скептического, созерцательного отношения к жизни, причём, в зависимости от освещения, изменяется оттенок выражения.

 

Портрет сириянки — это не только удачно подмеченные и мастерски переданные индивидуальные формы лица и головы, — это образец психологического портрета, в котором художник не ограничивает себя передачей внешнего сходства, а как тончай-

(29/30)

ший психолог приоткрывает нам внутренний мир человека. Стремление вскрыть и подчеркнуть грустный, минорный оттенок в облике человека — черта, характерная для римских портретистов конца II в., отвечавшая требованиям вкуса знатных заказчиков. Сама сириянка — характерный тип своей эпохи, эпохи начала тяжёлого кризиса Римской империи, нёсшего с собой крушение всего античного рабовладельческого мира. В этот период с особенной силой развиваются индивидуалистические тенденции в античной философии, романтика в литературе и искусстве. Созерцательное отношение к миру, уход в себя или искание истины в мистических учениях характерны для римского общества эпохи упадка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги