главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги
[ научно-популярное издание ]Сокровища Эрмитажа.// М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. 352 с. (Научно-популярная серия.)
Серебряная ваза из кургана Чертомлык (А.П. Манцевич)
Серебро. 70×40 см. (диам.). Около 400 г. до н.э. Поступила в 1863 г.
[ В книге — чёрно белое фото. См. цветной аналог из книги: Артамонов 1966. ]
В 1862-1863 гг. И.Е. Забелиным был раскопан громадный Чертомлыцкий курган близ г. Никополя Запорожской обл., на правом берегу Днепра. Этот курган, имевший около 20 м высоты, и стал широко известным прежде всего благодаря находке в нём большой серебряной «Чертомлыцкой» или «Никопольской» вазы. Ваза относится к наиболее совершенным памятникам греческого искусства, специально изготовленным для варварской знати.
В Чертомлыке, кроме конских могил с одиннадцатью лошадьми и двумя конюхами, было найдено погребение с шестью человеческими скелетами и богатейшим инвентарём.
Особенно богата обстановка главного погребения, при котором лежали шесть мечей с золотыми рукоятками и ножнами, золотое налучье, масса бляшек, украшавших одежду, и огромные медные котлы для приготовления пищи. Важнейшей находкой, однако, была серебряная ваза, которая, вместе с такой же чашей и черпаком и 14 глиняными амфорами, находилась возле усыпанного многочисленными золотыми предметами женского скелета.
Ваза имеет форму амфоры; на нижней части её тулова три крана: два в виде львиных голов и один в виде головы крылатого коня, Пегаса. Изнутри в отверстия кранов и в горлышко впаяны сита, через которые процеживалось вино, наливавшееся в амфору. Сосуд покрыт рельефным орнаментом.
Ваза изготовлена чеканом по частям; место их соединения скреплено заклёпками и закрыто пояском плетёнки. Фигуры верхнего рельефного пояса выполнены чеканом каждая в отдельности и затем приклепаны и позолочены. В той же технике выполнены краны и ручки.
Главное место, в верхней части вазы, занимает фриз мужских фигур и лошадей. Тулово вазы украшено повторённой с обеих сторон системой волют с цветами, пальметками и полупальметками в завитках и фигурами птиц. На плечах вазы повторное изображение группы двух грифонов, терзающих оленя.
На главном фризе изображены варвары — коневоды со своими лошадьми. Три фигуры центральной группы сдерживают непокорную лошадь арканом, который в настоящее время утрачен; из двух боковых групп одна представляет стреножение осёдланной лошади, другая — две фигуры, заставляющие лошадь встать на колени; две следующие фигуры удерживают на аркане бегущих лошадей; наконец, две лошади изображены пасущимися.
Варвары большей частью изображены бородатыми, в удлинённых спереди и подпоясанных кафтанах, в шароварах и мягких сапогах. У некоторых на поясе подвешены налучья с колчанами (гориты). У одной изолированной в композиции фигуры обнажено правое плечо и ноги не обуты; так как ко времени находки вазы руки этой фигуры были утеряны, то положение её остается непонятным. Уздечки и седла коней находят полное соответствие в уборах, найденных в том же кургане и в ряде других мест северного Причерноморья и Болгарии.
Ваза — яркий образец античной торевтики; она изготовлена крупным мастером для представителя «варварской» знати. Место изготовления вазы ещё окончательно не выяснено. Существует предположение, что она, как и гребень из Солохи и Куль-обская ваза, изготовлена в мастерских греческих городов Боспорского царства, в районе Керчи.
наверх |
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги