главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги
[ научно-популярное издание ]Сокровища Эрмитажа.// М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. 352 с. (Научно-популярная серия.)
Рельеф женщины с арфой. (К.В. Тревер)
Известняк. Высота 36-38 см. I в. до н.э. Поступил в 1937 г.
[ Открыть фотографию в новом окне. ]
Рельеф является архитектурной деталью — частью памятника, на котором изображены три полуфигуры музыкантов, отделённых друг от друга большими листьями аканфа. Здесь воспроизведена только одна из фигур.
Рельеф этот был найден в 1932 г. близ Термеза (Узбекистан) в русле реки Аму-дарьи. Он является частью фриза, от которого до нас дошло ещё семь частей, найденных М.Е. Массоном во время раскопок около Айртама в 1933 г. Фриз этот украшал здание дворца или храма на территории древней Тармиты (ныне Термез), входившей в III-II вв. до н.э. в состав Греко-Бактрийского царства, а начиная с конца I в. до н.э. — в состав Кушанской империи.
На рельефе, как и на родственных согдийской культуре рельефах из Гандхары в северо-западной Индии, сказывается знакомство мастеров с античной скульптурой эллинистического времени (общий тип лица, лира, аканф, складки), которая особенно большую роль сыграла в сложении стиля местной скульптуры в наступивший после среднеазиатских походов Александра Македонского период Греко-Бактрийского царства.
Это возглавлявшееся греками государство включало часть территории нынешних Таджикистана и Узбекистана, Афганистан и северо-западную Индию и, просуществовав только 125 лет, оставило глубокий след в культуре древних народов Средней Азии внесением в их среду знакомства с античной культурой. Когда на той же территории в I в. до н.э. сложилось воз- главленное местными династиями мощное Кушанское государство, то местные мастера, претворив в себе воздействие эллинистической культуры, создавали уже памятники местного, весьма своеобразного стиля, одним из лучших образцов которого и является термезский рельеф с фигурой арфистки.
На музыкантше широкая складчатая одежда с рукавами, на плечи накинут плащ. Волосы надо лбом покрыты диадемой в виде начельника или накладки, вероятно металлической. В Эрмитаже хранятся такие начельники из золота, найденные при раскопках скифских курганов; начельниками этого типа ещё в начале XX в. украшали себя женщины в Хорезме. С начельника на лоб спускается цепочка с сердцевидной подвеской. Возможно, что эта подвеска стоит в связи с той стрелою, которой у многих восточных народов расчесывались на пробор волосы невесты для отвращения от неё злых духов (и в русском быту этот обычай сохранился до XVII в.), и в таком случае указывает на замужнее состояние арфистки. За начельником слева волосы взбиты в пышные пучки локонов и накрыты плетёной сеточкой — характерная согдийская причёска. В ухе — серьга с каплевидной подвеской, на шее и груди — два тяжелых ожерелья, на руках браслеты с камнями. Левой рукой женщина держит лирообразный инструмент (согдийская арфа) с обращённым вверх резонатором, с прорезом в виде стрелки и с вертикально натянутыми струнами, из которых девять видны под рукою наверху. Пальцы правой руки перебирают струны.
Широкое лицо арфистки отличается тяжёлыми пропорциями, большим прямым носом, изогнутыми губами, ямочками в углах рта, ямочкой над губой и на подбородке, удлинёнными глазами с тяжёлыми веками и сходящимися на переносице бровями. Зрачки не показаны, они, может быть, были даны росписью.
Рельефы Айртамского фриза в 1937 г. переданы Эрмитажу Правительством Узбекской ССР.
наверх |
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги