главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

Сокровища Эрмитажа. М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. [ научно-популярное издание ]

Сокровища Эрмитажа.

// М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. 352 с. (Научно-популярная серия.)

 

Терракотовая женская статуэтка из Танагры. (Г.Д. Белов).

 

Глина оранжевого цвета (терракота). Высота 26.5 см. III в. до н.э. Поступила в 1884 г.

 

(45/46)

 

Открыть фотографию в новом окне. ]

 

(46/47)

 

 

Статуэтки из глины изготовлялись во многих местах древней Греции. Главными же центрами их производства были некоторые города Малой Азии (например Мирина), Афины, Танагра в Беотии, южная Италия, Этрурия, а также города северного Причерноморья (Пантикапей, Херсонес и пр.). В конце IV — начале III в. до н.э. в городе Танагра в Беотии производство терракот достигло особенно широкого и высокого развития. Мастера Танагры работали под влиянием, главным образом, произведений великого греческого скульптора середины IV в. до н.э., Праксителя.

 

Непосредственными же образцами для мастеров терракот послужили изображения муз, фигуры которых, задрапированные в одежды, в самых различных позах, были изваяны на мраморном подножии группы Латоны, Аполлона и Артемиды в городе Мантинее. Эти рельефы были исполнены, может быть, не самим Праксителем, но во всяком случае несомненно, что они вышли из его мастерской.

 

 

Статуэтки Танагры среди других греческих терракот занимают совершенно исключительное место. Они выделяются своей высокой художественностью и тонким техническим исполнением. Примером может служить наша статуэтка.

 

Название терракоты указывает на то, что подобные статуэтки сделаны из обожжённой глины (по-итальянски terra cotta — жжёная глина). Наиболее важные части статуэтки изготовлялись при помощи формочек. Употреблялись отдельные

(47/48)

формы для лица и задней половины головы и для передней стороны фигурки.

 

Каково было назначение терракот в древности? В ранний период, в VI-V вв. до н.э., терракотовые статуэтки являлись обычно фигурками богов и ставились в домах как культовые изображения; как таковые они очень часто захоронялись и в могилах покойников. Кроме того, терракоты приносились как дары богам в храмы.

 

Позднее, в IV-III и в последующих веках, среди терракот появились и новые сюжеты: они стали изображать молодых женщин и девушек, детей и юношей и др. Изменилось также и назначение этих терракот: статуэтки стали украшать собою жилые комнаты в домах, а также сопровождать покойников в могилы — как предметы быта, как любимые ими вещи или, в детских погребениях, как игрушки.

 

Благодаря такому обычаю, подавляющее большинство терракотовых статуэток было найдено при раскопках могил. Это же обстоятельство, в свою очередь, обеспечило терракотам хорошую сохранность.

 

Среди замечательных коллекций Эрмитажа одно из первых мест принадлежит собранию танагрских терракот. Это собрание было приобретено в 1884 году от русского посла в Берлине П.А. Сабурова. По своему количеству и по своему высокому художественному достоинству коллекция эта является одною из лучших в мире.

 

Многие терракоты воспроизводили статуи знаменитых скульпторов и потому представляют большую ценность при изучении монументальной греческой скульптуры.

 

Воспроизводимая фигурка изображает женщину в хитоне и плаще. Черты её лица правильные, но не строгие, моделированы они мягко, тщательно и очень тонко. На лице видна нежная раскраска бледнорозового цвета. В ушах маленькие круглые серьги. Волнистые волосы окрашены в красно-коричневый цвет, голову украшает венок. Хитон (нижняя рубашка) без рукавов, опоясан высоко под грудью. Передняя часть хитона окрашена

(48/49)

в жёлтый цвет, по бокам — в серый (может быть, первоначально цвет был голубоватым). Поверх хитона наброшен гиматий — плащ, покрывающий плечо и левую руку и спускающийся до уровня колен. Плащ окрашен в яркий розовый цвет, хорошо сохранившийся на левом плече и руке. В такой же цвет окрашен тонкий пояс, короткие концы которого видны спереди под грудью.

 

В своей композиции вся статуэтка полна внутреннего движения. Отставленная назад правая нога и перенесение тяжести тела на одну левую ногу выводит фигуру из состояния покоя. Лёгкий поворот головы вправо оживляет верхнюю часть фигуры. Согнутая левая рука делает движение в правую сторону, полусогнутая правая — выдвинута вперёд; таким образом, и ноги, и руки выведены из состояния статичности. В целом фигура всё же сохраняет спокойную монументальность и уравновешенность частей. Таково действие искусного композиционного построения фигуры и гармонической пропорциональности всех её частей.

 

Прекрасные пропорции стройной фигуры ещё более подчёркнуты простыми складками одежды. Глубокие вертикальные складки хитона, подобно канелюрам на колонне, увеличивают рост фигуры и тем делают её ещё выше и стройнее. Книзу складки становятся более толстыми, а желобки более глубокими, что придаёт нижней половине фигуры бо́льшую устойчивость и монументальность. В верхней же части статуэтки, наоборот, складки мелкие и косые, и своим расположением они подчёркивают как выпуклость и объёмность её груди, так и стройность талии. Дугообразные складки плаща вносят разнообразие в общую систему складок статуэтки и тем оживляют их. Таким образом, в системе складок намеренно созданы контрасты, способствующие усилению художественного впечатления от фигуры.

 

Общее же впечатление от статуэтки коротко можно выразить следующими словами. Фигурка женщины полна изящества, но без вычурности, формы её просты. Фигура дышит скром-

(49/50)

ностью, соединённой с достоинством, проникнута спокойной и уверенной в себе грацией. Гармоническая же раскраска волос, лица, хитона и плаща сообщает всей фигуре живописность и яркую радостную нарядность.

 

Судя по отсутствию атрибутов, статуэтка даёт образ, взятый не из мифологии, а из быта, и поэтому она может дать представление о внешнем облике молодой женщины древней Греции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги