главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

Сокровища Эрмитажа. М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. [ научно-популярное издание ]

Сокровища Эрмитажа.

// М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. 352 с. (Научно-популярная серия.)

 

Статуя Афродиты (Венера Таврическая) (Л.И. Гаталина).

 

Мрамор. Высота 1.67 м. III в. до н.э. Поступила в 1850 г.

 

(17/18)

 

Открыть фотографию в новом окне. ]

 

(18/19)

 

Венера Таврическая — одна из лучших статуй Отдела Античного мира, которою справедливо гордится Государственный Эрмитаж. Богиня любви и красоты изображена в образе юной обнажённой женщины. Кажется, что она только что сбросила с себя одежды, чтобы войти в воду. Её поза свободна и непринуждённа. Она стоит, опираясь на левую ногу, пальцами правой слегка касаясь почвы. Верхняя часть торса наклонена вперёд, плечи опущены, руками она, вероятно, прикрывала свою наготу. Пропорции тела удлинённы, стройные упругие ноги легко несут подтянутое хрупкое тело. Маленькая головка с правильными чертами лица гордо посажена на тонкой шее. Мягкие, волнистые, как бы рассыпающиеся пряди волос, обрамляя лоб и виски, связаны на затылке узлом и сдерживаются повязкой; длинные локоны падают на плечи. Голова богини резко повёрнута к левому плечу, слегка выступающему вперёд, движение плеча уравновешивается выдвинутым вперёд правым коленом.

 

Ваятель чётко очерчивает контур фигуры и с помощью плавно скользящей линии передает мягкую округлость бёдер, живота, плеч, груди. Здесь нет разработки мелких деталей; художник действовал скупыми средствами — все формы тела обобщены и плавно переходят одна в другую.

 

Перед нами совершенное произведение античной скульптуры, создавшей в конце III в. до н.э. глубоко очеловеченный образ прекрасной богини.

(19/20)

 

На смену величественным, равнодушным богам классической Греции V в. пришли наделённые людскими страстями образы искусства IV в.

 

В основе типа нашего произведения лежит статуя богини любви и красоты, созданная знаменитым в древности ваятелем IV в. до н.э. Праксителем и известная под именем Афродиты Книдской. Творчество Праксителя было направлено на создание образов богов идеально прекрасных, но, вместе с тем, глубоко очеловеченных. В своих произведениях этот художник передавал настроения лиричности, мечтательности, нежности, но не опускался до выражения мелочного. Афродиту Книдскую он изобразил обнажённой, избегнув низменной чувственности, и создал образ гордой своей красотой богини. Эта статуя была культовой и стояла в храме на острове Книде. В эпоху эллинизма эти образы не являются уже неотъемлемой частью храмов, но украшают собою дворцы и парки новых столиц античного мира.

 

Образ прекрасной богини, воплощённый в известной статуе Афродиты Медичи (Флоренция, Уффици) из мастерской сыновей Праксителя, носит характер значительно более чувственный, изображая капризную и кокетливую женщину.

 

Эрмитажная статуя по своему внутреннему содержанию ближе к статуе Праксителя. Отличаясь от нее более вытянутыми пропорциями, она сохраняет характер известной строгости и величавой простоты, сочетаемой с исключительно мягкою передачею форм.

 

Такое произведение искусства безусловно могло быть украшением интимного уголка дворцового парка эллинистических монархов.

 

Появление её в России в начале XVIII в. представляет немалый интерес.

 

Статую, откопанную в 1718 г. в Риме, приобрёл за 196 ефимков (талеров) Юрий Кологривов, посланный Петром I в Рим для наблюдения за обучением русских художников в Италии. Скульптор Легри, которому Кологривов отдал

(20/21)

статую для восстановления утраченных рук, уверял, что она стоит 10000 ефимков, что продавец не понимал ценности этой статуи, которая «не разнит ничем противу Флоренской славной, но ещё лучшей тем, что сия целая, а Флоренская изломана во многих местах». 1 [сноска: 1 Имеется в виду знаменитая статуя Венеры Медичи.]

 

Кологривов, донося о покупке царю, писал: «Как могу хоронюся от известного охотника», имея в виду кардинала Оттобони, всячески мешавшего иностранцам приобретать и вывозить из Рима произведения древних мастеров.

 

И действительно, как только в Риме стало известно об этой находке, не уступающей «никакому в Риме украшению и, чаятельно, по всей Европе не найдётся другой статуи, ей подобной», губернатор Фальконьери отдал приказ об аресте «мраморного Венуса», а Легри заточил в тюрьму.

 

«Пусть я лучше умру, чем моими трудами им владеть», — писал в Петербург занемогший с горя Кологривов.

 

Выехавший по приказу Петра в Рим русский дипломат Савва Рагузинский предложил, в обмен на языческую богиню, мощи святой Бригитты. Римский папа оказался в крайне затруднительном положении: отказаться от этой прекрасной статуи не хотелось, но предпочесть языческую богиню любви мощам христианской святой он тоже не мог.

 

Венера была преподнесена Петру, который требовал особенно бережного отношения к ней при доставке в Петербург. По указанию Петра статую из Ливорно до Инсбрука везли на мулах, оттуда по Дунаю до Вены, где был сделан специальный каретный станок на пружинах для перевозки её до Кракова, откуда снова водою доставили в Петербург.

 

Наконец, в 1720 г., после долгого путешествия, статуя Венеры украсила собою только что созданный на берегу Невы Летний Сад, где она пробыла до 70-х годов XVIII в. Именно в это время был построен Таврический дворец для завоевателя Крыма Потёмкина Таврического, украшенный лучшими произведениями искусства, в числе которых оказалась и статуя

(21/22)

Венеры, почему за нею и утвердилось название «Венера Таврическая».

 

В середине XIX в., после окончания архитектором В.П. Стасовым постройки специального музейного здания — «Нового Эрмитажа», Венера Таврическая вошла в состав коллекций музея и стала одним из лучших его экспонатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги