главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги
[ научно-популярное издание ]Сокровища Эрмитажа.// М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. 352 с. (Научно-популярная серия.)
Сасанидское блюдо с изображением Шапура II. (К.В. Тревер)
Серебро. Диаметр 22.9 см. IV в. до н.э. [надо: IV в. н.э.] Поступило в 1930 г.
[ Открыть фотографию в новом окне. ]
Сасанидская коллекция Эрмитажа — сосуды из серебра, золота и бронзы, изготовленные в Иране, на Кавказе и в Средней Азии в V-VII вв., — является одной из достопримечательностей Эрмитажа, обладающего наибольшим количеством из числа известных нам высокохудожественных памятников этого периода.
Большинство серебряных сасанидских сосудов найдено случайно в составе кладов на территории Приуралья и Украины, куда они в X-XI вв. завозились как ценности для обменной торговли.
Блюда-чаши с изображениями царя на охоте изготовлялись для подношений, почётных подарков и служили во время пиршеств украшающими стол чашами, из которых пили вино.
Блюдо, найденное в 1927 г. в Турушеве, Вятской губ., состоит из двух кованых листов: нижнего — гладкого, с припаянной к нему кольцевой ножкой, за которую двумя пальцами держали чашу во время пользования ею, — и внутреннего, на котором чеканом выполнен рельефный рисунок. Отдельные детали изображения, данные в более высоком рельефе, представляют собою прикреплённые к фону отдельные вырезанные чеканные пластинки (например, головы царя и коня и др.). Детали подчёркнуты резьбой и позолотой.
Представлена сцена увеселительной царской охоты, одного из любимейших развлечений в придворном быту народов Передней Азии. Местом для неё служили специальные охотничьи парки или зверинцы с речками и водоёмами, окружённые стенами и наполненные всевозможными видами животных и птиц.
На блюде изображён момент, когда, уложив одного льва, царь на полном скаку, обернувшись назад, спускает стрелу во второго вздыбившегося льва.
Изображён сасанидский царь Шапур II (309-379 гг.), о котором повествуют и западные и восточные историки, а позднее Фердоуси в «Шах-намэ». Портретность данного изображения подтверждается монетами Шапура II, на которых, кроме профильного портрета царя, даются в надписях его титулатура, его имя и имя его отца. Общий характер портретов Шапура II на его монетах совпадает по стилю с его изображением на блюде.
Блюдо это представляет собою своего рода скульптурную миниатюру, яркий образец искусства IV в., для которого характерно поразительное умение ввести сцену в круг, не выходя за пределы его, не насилуя рисунка, не пользуясь дополнительным мелким орнаментом, а также умение передать индивидуальные черты лица, тонко и тщательно моделируя их с помощью игры света и теней на лице.
Проблема движения, при правильных в основном пропорциях, разрешается художником легко и свободно; разворот туловища в фас и три четверти при голове в полный профиль даётся вполне гармонично. Поражает умение на маленьком пространстве передать фактуру шёлка, игру складок, строго обусловленную движением, и дать почувствовать под тканью и округлость тела и игру мускулатуры.
Эти особенности сасанидского стиля объединены общим характером монументальности, передачей торжественности и церемониальности, наблюдаемыми как на блюдах, так и на их прототипах — колоссальных сасанидских рельефах, высеченных на скалах в Иране, с фигурами, превосходящими в три раза человеческий рост.
наверх |
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги