главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

Сокровища Эрмитажа. М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. [ научно-популярное издание ]

Сокровища Эрмитажа.

// М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. 352 с. (Научно-популярная серия.)

 

Статуя юного атлета (Эрот Соранцо). (А. Передольская)

 

Мрамор. Высота 1,6 м. Вторая четверть V в. до н.э. Поступила в 1851 г.

 

(13/14)

 

Открыть фотографию в новом окне. ]

 

(14/15)

 

Бронзовый оригинал этой статуи приписывается знаменитому ионийскому скульптору Пифагору Регийскому. Самосец по происхождению, выросший с атмосфере архаического искусства, расцветшего при дворе тирана Поликрата, Пифагор принуждён был покинуть родину во время нашествия персов и переселиться в южную Италию, в город Регий, где он и прославился под прозвищем Пифагора Регийского.

 

Статуя «Эрот Соранцо» из собрания венецианского рода Соранцо, откуда её устаревшее, но распространенное название, является одним из лучших образцов ионийского искусства второй четверти V в. до н.э.

 

Это высокий и стройный подросток, ещё не успевший выйти из отроческого возраста, отличающийся лёгкими пропорциями упругого, по-отрочески сухощавого тела, с красивой небольшой головой. Длинные пряди слегка вьющихся волос падают на лоб, вдоль щёк, на плечи и на спину. Казалось бы, мальчик спокойно стоит, опираясь на правую ногу, широко развернув свои плечи. Но выставленная вперёд левая нога с резко повёрнутым, словно вывернутым наружу коленом, лёгкое движение сохранившейся левой руки с изящным изгибом кисти с чуть согнутыми пальцами, явно придерживавшими какой-то несохранившийся круглый предмет вроде яблока, плечи, откинутые назад, напряжённые мышцы груди и живота и, наконец, поднятая вверх и в порывистом движении почти в профиль повернутая голова, — всё это говорит о взволнованной жизни прекрасного отрока, о порывах

(15/16)

его души, сдерживаемых с трудом, и о всё нарастающей силе, трепещущей в юном теле. Лицо, однако, остаётся спокойным, бесстрастным: глаза широко раскрыты, что обычно для архаических статуй, овал щёк строг, округлый подбородок несколько тяжеловат.

 

Кого изобразил здесь художник? Когда-то думали, что это прекрасный Эрот, шаловливый сын Афродиты. Юный возраст и длинные кудри давали право так думать. Но отсутствие крыльев и совсем необычный мотив заставили скоро искать другого объяснения.

 

Было высказано предположение, что это атлет — победитель на играх, получивший в награду повязку. Но для атлета мальчик слишком юн, а длинные пряди волос атлет должен был перед состязанием убрать под ленту или связать в узел.

 

Это — Гиакинф, любимец Аполлона, случайно убитый последним во время метания им диска: согласно преданию, Зефир, сын Борея, из ревности направил диск в голову юноши.

 

Статуя «Эрот Соранцо» — произведение большого, глубоко индивидуального мастера, сумевшего во второй четверти V в. до н.э. дать своеобразное, вполне законченное решение одной из самых главных проблем в искусстве V в. — изображение спокойно стоящей фигуры атлета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги