главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

Сокровища Эрмитажа. М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. [ научно-популярное издание ]

Сокровища Эрмитажа.

// М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. 352 с. (Научно-популярная серия.)

 

Портрет римлянина. (А.И. Вощинина).

 

Бронза. Высота 39 см. Конец I в. до н.э. Поступил в 1928 г.

 

(23/24)

 

Открыть фотографию в новом окне. ]

 

(24/25)

 

Портретная скульптура из бронзы или камня достигла большого художественного совершенства в римском искусстве. Как известно, станковая живопись не была распространена в античном мире, и живописный портрет широкого применения не имел. Замечательные римские портретисты, очевидно существовавшие как скромные анонимные художники на положении ремесленников, оставили нам ряд великолепных произведений.

 

Первоклассные образцы римской портретной скульптуры составляют гордость античной коллекции Эрмитажа. Эрмитажное собрание римских портретов занимает одно из первых мест в мире как по своей полноте, так и по своему качеству.

 

Бронзовая голова римлянина, представляющая в Эрмитажной коллекции одно из стилистических направлений в раннеримском портрете, может быть отнесена к шедеврам мировой портретной скульптуры.

 

Голова прекрасной сохранности, поверхность покрыта благородной патиной тёмнозелёного, почти чёрного цвета. Зияющие пустотой орбиты глаз были прежде заполнены вставками из цветной стеклянной массы или самоцветов, как это было принято в античной бронзовой скульптуре. Блеск цветных глаз придавал ему, вероятно, ещё большую живость и убедительность сходства. Портрет изображает уже немолодого римлянина с коротко остриженными, мелко вьющимися волосами и бородой. Нанесённые гравировкой брови слегка сдвинуты и образуют гори-

(25/26)

зонтальную складку на лбу и вертикальную на переносице. Скулы выступают довольно резко; впалые вялые щёки образуют глубокие, но очень плавно Моделированные морщины, обрамляющие плотно сжатый рот с чуть опущенными углами губ. Эти черты придают лицу страдальческий, почти трагический характер, который ещё усиливается наклоном и поворотом головы к плечу. Силуэт скульптуры простой и чёткий; подчёркнутые мускулы шеи и резкие очертания ключиц дополняют впечатление конструктивной ясности скульптурных форм. Наряду с этим поражает детальная, очень тонкая и тщательная прорисовка мелких прядей волос. В этом портрете нет ни одного лишнего штриха, нет ничего недосказанного или условного.

 

К I в. до н.э. характер стилистического развития римской портретной скульптуры уже резко определяется. Исходящий из ритуальной восковой маски «документальный реализм» раннеримских портретов приходит в соприкосновение с высоко развитой пластикой греческих мастеров портрета. Рим времени Цезаря украшается вывезенными из Греции статуями великих мастеров; греческие художники охотно переселяются в Италию, в Рим, и работают по заказам римской знати. Развиваются новые художественные направления, которые определяются влияниями греческого и восточного искусства.

 

Наш бронзовый портрет — прекрасный пример сложного сочетания элементов чисто «римского» стремления к передаче возможно более точного сходства в конкретных деталях портрета с греческой техникой скульптуры и трактовкой индивидуального образа. Это греческое начало сказалось в необычайной мягкости форм и в лирической передаче образа, оттенившего элемент трагического, трогательного в облике человека, что совершенно чуждо суховатой, деловой, практической сущности ранне-римских портретов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги