главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги
[ научно-популярное издание ]Сокровища Эрмитажа.// М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. 352 с. (Научно-популярная серия.)
Греко-бактрийская золотая чаша (К.В. Тревер)
Золото. Высота 7.9 см; вес 677.5 г. III в. до н.э. Поступила в 1860 г.
[ Открыть фотографию в новом окне. ]
Полушаровидные чаши на Востоке (в Передней и Средней Азии и Индии) служили сосудами, из которых совершались возлияния богам во время культовых действий. Чаши этой формы применялись и во время свадебных обрядов в Средней Азии и Индии; имеются основания полагать, что существовал обычай подносить новобрачным подарок в виде двух полушаровидных чаш, украшенных изображением свадебной сцены (две такие чаши хранятся в Эрмитаже).
И в гимнах «Ригведы», и у поздних античных писателей имеется сопоставление чаш со вселенной — небом и землёй, составляющими единое целое. В древних гимнах Индии воспеваются эти священные чаши, служившие, видимо, символом брака, единения неба и земли: «Я — небо, а ты — земля», — говорит в этих гимнах жених невесте.
Впоследствии, в связи с происходившими в обрядовой жизни изменениями, сосуды эти теряли своё культовое назначение и становились постепенно чашами пиршественными, радовавшими глаз своим блеском и многоцветностью.
Полусферическая чаша состоит из двух слоёв: внутренней гладкой чаши с наружной каймой, украшенной инкрустацией (следы красной пасты), и наружной чаши с чеканным рельефным орнаментом и инкрустацией (камни или паста выпали).
На дне — розетка из аканфовых листьев; от неё поднимаются гибкие стебли с листиками, крупными цветами и спирально закрученными усиками. Вверху — валик в виде стилизованного венка. Все цветочные чашечки представляют собою углубления, в которых была цветная инкрустация, что вместе с бликами золота и красочным верхним бордюром должно было придавать чаше блещущий красками, пышностью и богатством вид.
На гладком борту точками набита надпись арамейским письмом; надпись ещё не прочитана; тип письма III в. до н.э.
Помимо своих художественных достоинств, чаша поражает своим общим обликом, несколько напоминающим сходные эллинистические глиняные сосуды, в сочетании с восточной техникой (применение инкрустации), восточной надписью и какой-то не-античной формой цветов, снабжённых, между прочим, завитками в виде спиральных усиков, выполненных в перспективе, — деталь, заимствованная из орнаментики западной.
Такое переплетение черт восточных и западных в III в. до н.э. характерно для сложившейся в это время в Средней Азии культуры Греко-Бактрийского царства, к кругу которой и должна быть отнесена наша чаша.
Чаша была передана в 1724 г. из Летнего дворца в Кунсткамеру. В 1860 г. она вместе с другими коллекциями последней поступила в Эрмитаж. Точно установить более ранние её судьбы не удается, так как в списке передаваемых предметов она значится в составе коллекции, «найденной частью около Астрахани и в стране между Камой и Волгой, частью вырытой из татарских могил в Сибири».
наверх |
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги