главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

Сокровища Эрмитажа. М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. [ научно-популярное издание ]

Сокровища Эрмитажа.

// М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. 352 с. (Научно-популярная серия.)

 

Кумская ваза. (А.А. Передольская).

 

Глина. Высота 65.5 см. IV в. до н.э. Поступила в 1862 г.

 

(55/56)

 

Открыть фотографию в новом окне. ]

 

(56/57)

 

Знаменитая «царица ваз» — Regina vasorum — найдена в одной из гробниц конца IV в. до н.э. около древнего города Кум в Кампании. Ваза эта справедливо пользуется мировой известностью и славой среди прекрасных образцов античной керамики. Кумская ваза — действительно одно из уникальных произведений античного искусства. В ней всё замечательно: и стройная, изысканная, словно выточенная, совершенная форма, и иссиня-чёрная, отсвечивающая металлическим блеском глазурь, покрывающая поверхность вазы, и богатое декоративное убранство её, состоящее на плечах и тулове из двух поясов с рельефными фигурами, сохранившими следы позолоты и яркой раскраски.

 

Художник-керамист, создавший вазу, находился под явным влиянием прославленной торевтики, подражал сосудам из драгоценных металлов — бронзы, серебра или золота, таким, например, как серебряная ваза из Чертомлыцкого кургана (стр. 86). Широкое яйцевидное тулово, плавно суживающееся к подставке, покрыто вертикальными рёбрами, усиливающими игру бликов на поверхности. Монотонный ряд их прерывается гладким поясом, украшенным рельефными позолоченными фигурами бегущих животных. Вычурная подставка со сложным изысканным профилем и узкое стройное горло, плавно сливающееся с плечиками и переходящее в широкий, отогнутый, наподобие раскрытого цветка, венчик, украшенный по краю резным позолоченным орна-

(57/58)

ментом, — всё это свидетельствует о склонности художника к утончённым формам. Три ручки — одна вертикальная, высокая, две другие горизонтальные, изогнутые, — гармонично сливаются с общим контуром вазы, не нарушая плавного течения линий.

 

Многофигурная композиция, словно тяжёлая гирлянда, покрывающая плечики вазы, замечательна не только мастерством исполнения, но и сюжетом, редко встречающимся, связанным с изображением божеств Элевсинского культа, получившего в античном мире особое значение.

 

Главные действующие лица этого мистического и религиозного культа — богиня плодородия Деметра и её дочь Кора, или Персефона, похищенная Аидом, богом подземного царства, обожествлённый герой Триптолем, которого Деметра научила земледелию, Эвбулей — первый основатель и почитатель этого культа, и наконец Дионис — древнейшее божество, олицетворяющее плодородие и силы природы. Главное святилище культа находилось в городе Элевсине, неподалёку от Афин, на том месте, где, по преданию, произошло самоё похищение Персефоны Аидом.

 

Древнейшие гимны рассказывают о неутешном горе Деметры, потерявшей и оплакивавшей свою единственную дочь. Это горе было так велико, что земля перестала производить, и всё живое должно было погибнуть, но Зевс, отец богов и людей, приказал Аиду вернуть матери похищенную дочь. Не желая навсегда отказаться от Персефоны, но не смея ослушаться Зевса, Аид дал Персефоне вкусить гранатовое семя, тем самым обеспечив себе её возвращение в царство мёртвых. С тех пор Персефона должна была проводить одну треть года в подземном царстве Аида, в качестве его супруги, а остальные две трети года проводила с матерью на Олимпе. Вместе с нею возвращалась на землю и жизнь.

 

С этим сказанием, таким образом, связаны представления древних о смерти и жизни, о смене времён года, о пробуждении всей природы и жизни с возвращением весны.

(58/59)

 

Изображены главные действующие лица этого культа: Деметра и Кора — в центре, нежно беседующие между собой; юный обожествлённый герой Триптолем, посланный Деметрой на крылатой, запряжённой змеями колеснице к людям, чтобы научить их земледелию; Дионис, олицетворявший умирающие и вновь воскресающие к жизни плодородные силы природы; подземная Артемида — Геката; древнейшее божество, олицетворяющее плодородие, богиня любви Афродита — родоначальница жизни; богиня Афина, могущественная покровительница соседних с Элевсином Афин, куда направлялась процессия посвящённых в мистерии; Эвбулей с жертвенным поросёнком и с хлебными злаками в руках — основатель и учредитель мистерий в Элевсине; Эвмолп — первый жрец этого культа, с факелами в руках, и, наконец, местная нимфа — покровительница священного города.

 

Техника украшения ваз рельефными фигурами становится особенно популярной в IV в. до н.э. Оттиснутые при помощи формы, прикреплённые к гладкой поверхности и отделанные в деталях от руки, рельефные фигуры эти обычно покрывались позолотой или ярко раскрашивались поверх белой облицовки, что придавало всей вазе богатый вид. Обильные следы позолоты, раскраски и белой облицовки сохранились и на нашей вазе.

 

Художник, создавший Кумскую вазу, находился под сильным воздействием знаменитых статуарных образцов монументального классического искусства. Так, все стоящие фигуры — Кора, Дионис, Артемида-Геката и Эвбулей — напоминают хорошо известные нам статуи из круга Праксителя (IV в. до н.э.), тогда как сидящие фигуры — Деметра и Афина, Афродита и Триптолем — определённо связаны со стилем фигур школы Фидия (V в. до н.э.).

 

Каждая фигура в отдельности прекрасна сама по себе, она живёт своей собственной самостоятельной жизнью; все вместе, несмотря на разницу в стиле, они умело и со вкусом связаны между собой наклоном, движением или поворотом голов. Но вся

(59/60)

композиция в целом поражает чрезмерной строгостью и симметрией всех частей — черты, не свойственные классическому искусству Афин V и IV в. до н.э. Наряду со стилистическими особенностями, и некоторые технические приёмы указывают на то, что творцом Кумской вазы следует считать художника из местной мастерской в Кампании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги