главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

Сокровища Эрмитажа. М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. [ научно-популярное издание ]

Сокровища Эрмитажа.

// М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. 352 с. (Научно-популярная серия.)

 

Ахеменидский ритон (К.В. Тревер)

 

Серебро. Высота 36 см. VI-V вв. до н.э. Поступил в 1876 г.

 

(95/96)

 

В книге — чёрно белое фото. См. цветное фото в книге: Артамонов 1966. ]

 

(96/97)

 

Сосуды в виде рога, заканчивающегося передней половиной тела животного, называются ритоном. Название это происходит от греческого глагола «лить» и указывает на способ пользования этим сосудом: из него лили вино или жидкость, то есть совершали обрядовые возлияния. Жидкость выливалась из имеющегося в пасти животного отверстия тонкой струёй, которую можно было легко остановить движением пальца.

 

Впоследствии ритоны, как и всякие культовые сосуды, становятся сосудами пиршественными, причём пользовались ими, судя по изображению на одной древней чаше, держа рог в отведенной руке таким образом, чтобы бьющая из пасти зверя струя попадала в рот пьющему. Такого рода пользование ритоном требовало, конечно, особого навыка.

 

Своей формой ритоны восходят к сосуду, изготовленному из рога животного, — наиболее естественному и простому сосуду скотовода. Существовало поверье, что эта форма сосуда якобы предохраняет от действия яда, попавшего в вино.

 

В связи с изменяющимися условиями жизни ритон переставал служить как сосуд для культового возлияния и сохранялся в качестве предмета церемониального: так, у народов Кавказа и поныне в торжественных случаях употребляются обделанные металлом рога, но не имеющие на конце отверстия.

 

Ритон, найденный в 1876 г. в одном из курганов группы «Семи братьев» у ст. Варениковской, Кубанской обл., состоит

(97/98)

из двух частей: из рога и из протомы козерога, с помощью пояска к нему прикреплённой.

 

Сильно изогнутый рог покрыт горизонтальными, поперечными к стволу ритона канелюрами, которые, выполняя техническую функцию укрепления стенок сосуда, в то же время продолжали сохранять связь с формой подлинного рога, с его годовыми кольцами. Вокруг верхнего края рога идёт бордюр, состоящий из чередующихся цветов лотоса и пальметок, соединенных между собою свисающими дужками. Этот бордюр, как и окаймляющая его внизу плетёнка, выполнены резьбой и пунсоном. От позолоты, несомненно оживлявшей бордюр, сохранились слабые следы. Этот орнамент — чередующиеся лотосы и пальметки и плетёнка (символ воды) — является излюбленнейшим декоративным мотивом в искусстве многих народов древнего Востока; он встречается в росписях Египта, на архаических ионийских амфорах Малой Азии, в скульптуре ахеменидского Ирана (VI-IV вв. до н.э.), а также и в ахеменидской торевтике, как об этом свидетельствует данный рог.

 

Протома изображает крылатого и бородатого козерога с подогнутыми передними ногами. Тщательно передал художник складки кожи над глазами, реалистично переданы формы головы и особенно самой морды, но волосы его «бакенбард», оперение на лопатках и разделка перьев в крыльях поражают своей стилизованностью, вернее — схематичностью и сухостью, — черты, характерные для искусства ахеменидского Ирана.

 

Следует отметить, что маленькая серебряная протома крылатого козерога повторяет в миниатюре и формы, и стилистические приемы, наблюдаемые на колоссальных каменных капителях колонн, сохранившихся в развалинах дворцов Ахеменидов, в их столице Персеполе (Фарс), что свидетельствует об известной каноничности в тематике и в художественных приёмах этого придворного искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги