главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

Сокровища Эрмитажа. М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. [ научно-популярное издание ]

Сокровища Эрмитажа.

// М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. 352 с. (Научно-популярная серия.)

 

Коптская ткань с изображением богини земли. (М.Э. Матье)

 

Ткань. Длина 25,5 см.

IV в. н.э. Поступил в 1889 г.

 

(107/108)

 

Открыть фотографию в новом окне. ]

 

(108/109)

 

На тёмносинем фоне окружённого цветочной гирляндой медальона выделяется лицо молодой прекрасной женщины с ярким румянцем на бело-розовой коже, с красными изогнутыми губами, со светлокарими глазами под густыми дугами коричневых бровей. Разделённые на прямой ряд волосы падают на плечи длинными локонами, в ушах продеты золотые серьги в виде священных египетских змей — уреев, на голове цветы, колосья и солнечный диск, на тёмножёлтом фоне которого выделяется светложёлтый урей. Одета она в светлолиловую тунику и жёлтый плащ с бахромой, в складках которого — рог изобилия. На фоне медальона выткано имя богини Гэ, Земли.

 

Второй наплечный медальон той же туники хранится в Государственном Музее изобразительных искусств в Москве; на нём выткано погрудное изображение бога Нила в образе мужчины с густыми коричневыми волосами и седой бородой, в венке из нильских растений на голове.

 

Сочетание изображений Земли и Нила на одной тунике вполне понятно. Иссушённая летним зноем и оплодотворяемая разливом Нила почва ещё в древнем Египте являлась тем женским божеством, которое почиталось в качестве супруги великого потока, ибо его разлив с глубокой древности воспринимался как ежегодный священный брак речного бога.

 

Образы древнеегипетского бога Нила и его супруги Земли в искусстве эллинистического Египта были по внешности уподоблены греческим богам, сохранив свои древние атрибуты —

(109/110)

нильские растения и уреи. Именно такими они и были восприняты и искусством византийского Египта.

 

Появление богини Земли, супруги Нила, на ткани византийского Египта не было простым заимствованием этого образа из искусства предшествующего периода. Несмотря на распространение христианства, древние представления ещё жили, и даже в VI в. н.э. люди рассказывали о том, что они видели Нила и его жену. Об этом так сообщает византийский историк Феофилакт Симокатта, египтянин по происхождению: «В этот год... на реке Ниле происходят необычайные явления... На утренней заре, когда правитель проходил по берегу реки, появился из глубины реки муж устрашающей величины, лицом подобный гиганту, с пронзительным взором, с волосами желтоватыми, смешанными с седыми... Говорят, что это был сам Нил ... В третьем часу дня из глубины воды появилось женоподобное существо... Женщина блистала молодостью. Волосы женщины очень чёрные. Это существо имело очень белое лицо с прекрасным носом, руки с красивыми пальцами, прекрасные губы ... Отряд охраны и правитель до захода солнца услаждали свои взоры. С заходом солнца видения погрузились в первобытную пучину вод» (Феофилакт, История, VII, 16).

 

Древняя культура долины Нила, несмотря на свое вековое смешение с культурой Эллады и Рима, не была ещё изжита и в византийское время, древние культы ещё продолжали жить, и Египет ещё не был полностью христианским. Если египетское монашество уже и приобретало громкую славу далеко за пределами Египта, то еще в 435 г. около Александрии процветал храм Исиды, в котором жили священные обезьяны и кошки, а храм Исиды в Филах был превращён в церковь только в 535 г. Своеобразным свидетельством переживания древних представлений в искусстве византийского Египта является и наша ткань с изображением богини Земли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги