главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Памятники древнетюркской культуры в Саяно-Алтае и Центральной Азии. Новосибирск: НГУ. 2000. [ сборник ]

Памятники древнетюркской культуры в Саяно-Алтае и Центральной Азии.

// Новосибирск: НГУ. 2000. 216 с.

 

Содержание

 

Предисловие.3-6

Борисенко А.Ю., Скобелев С.Г., Худяков Ю.С. Основные проблемы изучения культуры древних тюрок в Центральной Азии.7-26

Тетерин Ю.В. Древнетюркские погребения могильника Маркелов Мыс I.27-54

Митько О.А. Древнетюркский могильник на реке Таштык.55-64

Табалдиев К.Ш., Худяков Ю.С. Древнетюркские поминальные памятники на Тянь-Шане (по материалам исследований Нарынского отряда).65-85

Скобелев С.Г. Древнетюркские оградки могильника Кёк-Оба.86-105

Полищук Т.И., Худяков Ю.С. Детские погребения на чаа-тасе Кёзеелиг-Хол (по материалам раскопок Южносибирского отряда в 1986 г.).106-116

Кочеев В.А., Худяков Ю.С. Реконструкция узды из древнетюркского погребения у с. Жана-Аул в Горном Алтае.117-127

Нечипоренко В.Н., Панькин С.В., Скобелев С.Г. Новые находки фрагментов плиты с древнетюркской надписью с площади Саянского острога.128-133

Борисенко А.Ю., Худяков Ю.С. Каменная скульптура барана из Барнаульского музея.134-142

Трифонов Ю.И. Погребение Х в. н.э. на могильнике Аргалыкты I.143-156

Илюшин А.М. Могильник Кудыргэ и вопросы древнетюркской истории Саяно-Алтая.157-169

Савинов Д.Г. Кудыргинский предметный комплекс на Северном Алтае (по материалам Осинкинского могильника).170-177

Длужневская Г.В. Комплекс древнетюркского времени на могильнике Улуг-Бюк II.178-188

Хаславская Л.М. О некоторых аспектах этнокультурных контактов кочевников Южной Сибири с Китаем.189-195

Худяков Ю.С. Подлог по-«древнехакасски».196-202

Длужневская Г.В., Савинов Д.Г. Археолог Юрий Иванович Трифонов (1940-1989).203-210

Список сокращений.211

 


 

Предисловие.   ^

 

В этнокультурной истории Саяно-Алтая в эпоху раннего средневековья ведущую роль играли древние тюрки и другие тюркоязычные кочевые этносы. Это был период возвышения и распада нескольких тюркских государственных образований, Первого и Второго Восточного Тюркского, Уйгурского, Кыргызского каганатов, время распространения древнетюркской культуры, тюркских языков и рунической письменности. В историко-археологической литературе данный период называется древнетюркским временем. [1] Тем самым подчёркивается ведущая роль древнетюркского этноса и культуры в этнических и культурно-генетических процессах в регионе Центральной Азии в эпоху раннего средневековья.

 

Памятники древнетюркской культуры, погребения с конём, поминальные оградки с изваяниями и балбалами, рунические надписи, петроглифы — распространены на обширной территории Центральной Азии, входившей в состав тюркских государственных образований. Их изучение занимает важное место в современной тюркологии, истории, археологии Центрально-Азиатского региона. Исследования древнетюркской руники, каменной скульптуры и поминального культа, погребальной обрядности к настоящему времени достигли достаточно высокого уровня и представляют собой ряд самостоятельных отраслей или направлений науки. Однако на отдельных территориях различные виды археологических памятников изучены неравномерно, многие вопросы хронологии и типологии древнетюркской культуры остаются предметом острой дискуссии. Памятники рунической письменности относительно полно исследованы на всей территории распространения и многократно издавались. В последние годы начали активно изучаться поминальные комплексы, в состав которых входят стелы с руническими надписями. Значительное внимание уделялось изучению древнетюркских каменных изваяний и поминальных сооружений. Изданы сводки каменных изваяний Минусы, Тувы, Алтая, Монголии, Киргизии и Казахстана. Предложены различные варианты классификаций каменных изваяний и оградок. В результате длительной дискуссии большинство учёных пришло к мнению, что изваяния изображают древнетюркских воинов, в честь которых совершался поминальный обряд. Традиция совершения поминальных обрядов с сооружением

(3/4)

оградки и установкой изваяния и балбалов была распространена у древних тюрок в течение всего периода раннего средневековья.

 

Изучение древнетюркских погребений с конём позволило выявить ареал их распространения, включавший Минусу, Алтай, Туву, Монголию, Восточный Казахстан, Притяньшанье, Среднюю Азию. В 1965 г. А.А. Гаврилова предложила периодизацию погребений с конём по материалам Алтая. В 60-е годы погребения с конём были исследованы в Туве А.Д. Грачом, С.И. Вайнштейном, Ю.И. Трифоновым и другими. С.И. Вайнштейн предложил периодизацию тувинских захоронений с конём. Свои варианты периодизации и мнение об этнической принадлежности погребений с конём племенам теле изложили А.Д. Грач и Ю.И. Трифонов. Плодотворная дискуссия о хронологии и этнокультурной принадлежности погребений с конём в Саяно-Алтае осложнилась попытками Л.Р. Кызласова навязать специалистам свою точку зрения по поводу датировки и периодизации этих памятников. Не раскопав к тому времени в Туве ни одного (!) древнетюркского погребения с конём, Л.Р. Кызласов попытался умалить значение результатов работы других исследователей и даже безосновательно связать их взгляды с «националистическими измышлениями некоторых турецких историков 30-х годов». [2] Эти инсинуации получили достойный отпор со стороны Ю.А. Заднепровского и Д.Г. Савинова. [3]

 

В изучении средневековых погребений с конём в Туве в 1960-70-х гг. видное место принадлежало Ю.И. Трифонову. Он раскопал серию таких памятников в Центральной Туве, разработал их классификацию, предложил периодизацию, сформулировал собственную точку зрения об их этнокультурной принадлежности. [4] Результаты работ Ю.И. Трифонова оказали благотворное влияние на изучение этой проблематики в Саяно-Алтае и Центральной Азии в целом. В Туве его работа была продолжена Б.Б. Овчинниковой. К сожалению, работа Ю.И. Трифонова, подготовленная для издания в I томе трудов Саяно-Тувинской экспедиции, до сих пор не опубликована. Работая позднее в Казахстане, Ю.И. Трифонов неоднократно возвращался к анализу тувинских материалов, планировал издать их в виде монографии. К сожалению, эти планы не были реализованы.

 

Вклад Ю.И. Трифонова в изучение древнетюркской культуры не ограничивается раскопанными памятниками и опубликованными статьями. Активно участвуя в обсуждении самых актуальных во-

(4/5)

просов тюркологии, предлагая свои решения, он во многом способствовал расширению знаний о древнетюркской культуре в Центральной Азии. Отдавая дань уважения известному археологу и тюркологу, авторы и редколлегия настоящего сборника посвящают его памяти Юрия Ивановича Трифонова, которому в 2000 г. исполнилось бы 60 лет.

 

В течение трех последних лет исследователями из Института археологии и этнографии СО РАН и Лаборатории гуманитарных исследований Новосибирского государственного университета, работавшими над изучением культуры древних тюрок в Саяно-Алтае по проекту РГНФ «Древнетюркский культурный феномен в Саяно-Алтае» (с привлечением средств ФЦП «Интеграция»), удалось обследовать и раскопать большое количество памятников древнетюркской культуры в Минусинской котловине, Горном Алтае и на северо-западе Монголии, выявить материалы культуры древних тюрок в музеях, архивах и публикациях прошлых десятилетий, обобщить и систематизировать результаты изучения памятников древних тюрок на среднем Енисее и в других районах Южной Сибири. В Минусинской котловине была выделена серия каменных изваяний, изображающая людей и животных, открыты новые рунические надписи, раскопаны захоронения с конём. На Алтае исследованы впускные погребения и поминальные комплексы. В Монголии обнаружена серия каменных изваяний. Результаты исследований введены в научный оборот в цикле публикаций, в которых рассмотрены актуальные проблемы изучения древнетюркской культуры. [5]

 


 

Примечания   ^

 

[1] Грач А.Д. Хронологические и этнокультурные границы древнетюркского времени // Тюркологический сборник. М., 1966. С. 189.

[2] Кызласов Л.Р. Древняя Тува (от палеолита до IX в.). М., 1979. С. 140.

[3] Заднепровский Ю.А., Савинов Д.Г. [рец.:] Кызласов Л.Р. Древняя Тува (от палеолита до IX в.) // Советская этнография. 1982. №2. С. 149.

[4] Трифонов Ю.И. Древнетюркская археология Тувы // Уч. зап. Тувинского НИИЯЛИ. Кызыл, 1971. Вып. XV. С. 112-122; Он же. Об этнической принадлежности погребений с конём древнетюркского времени // Тюркологический сборник 1972. М., 1973. С. 351-374. (5/6)

[5] Худяков Ю.С. Материалы древнетюркской культуры из музеев Восточного Туркестана // Сибирь в панораме тысячелетий. Новосибирск, 1998. Т. 1. С. 592-599; Борисенко А.Ю., Худяков Ю.С. Поминальные памятники древних тюрок на Среднем Енисее по материалам экспедиций XVII-XIX веков. // Сибирь в панораме тысячелетий. Новосибирск, 1998. Т. 1. С. 51-63; Митько О.А., Тетерин Ю.В. О культурно-дифференцирующих признаках древнетюркских погребений на Среднем Енисее // Сибирь в панораме тысячелетий. Новосибирск, 1998. Т. 1. С. 396-404; Худяков Ю.С. Реконструкция узды из древнетюркского погребения на могильнике Ибыргыс-кисте // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: археология и этнография. 1998. №3. С. 31-38; Борисенко А.Ю., Худяков Ю.С. Памятники культуры древних тюрок в Среднекатунском археологическом микрорайоне // Археологические микрорайоны Западной Сибири. Омск, С. 8-10; Борисенко А.Ю., Худяков Ю.С Древнетюркские поминальные памятники в Минусинской котловине (по материалам экспедиций XVIII-XIX вв.) // Памятники культуры древних тюрок в Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, 1999. С. 4-22; Худяков Ю.С., Ким С.А. Древнетюркские поминальные памятники в долине р. Нарын // Памятники культуры древних тюрок в Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, 1999. С. 23-54; Табалдиев К.Ш., Худяков Ю.С. Древнетюркский памятник Беш-Таш-Короо // Памятники культуры древних тюрок в Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, 1999. С. 55-81; Худяков Ю.С., Цэвээндорж Д. Древнетюркское погребение из могильника Цаган-Хайран-Уул в Северо-Западной Монголии // Памятники культуры древних тюрок в Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, С. 82-90; Худяков Ю.С. К вопросу о «новом этапе» развития древнетюркской рунической письменности // Памятники культуры древних тюрок в Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, 1999. С. 105-112; Тетерин Ю.В. Погребение знатного тюрка на Среднем Енисее // Памятники культуры древних тюрок в Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, 1999. С. 113-128; Скобелев С.Г. Курган №7 могильника Койбалы — уникальный памятник древнетюркской культуры с территории Западного Присаянья // Памятники культуры древних тюрок в Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, 1999. С. 129-149; Сальникова И.В. Костяные наконечники стрел из древнетюркских памятников Горного Алтая // Памятники культуры древних тюрок в Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, 1999. С. 150-156.

 


 

Список сокращений   ^

 

АО — автономная область.

ИА — институт археологии.

ИИФиФ — институт истории, филологии и философии.

ГИМ — государственный исторический музей.

КСИА — краткие сообщения института археологии.

КСИИМК — краткие сообщения института истории материальной культуры.

МИА — материалы и исследования по археологии.

НИИЯЛИ — научно-исследовательский институт языка, литературы и истории.

РАЭСК — региональная археолого-этнографическая студенческая конференция.

РГНФ — Российский гуманитарный научный фонд.

САКЭ — Северо-Азиатская комплексная экспедиция.

СТЭАН — Саяно-Тувинская экспедиция Академии наук.

ТКАЭЭ — Тувинская  комплексная  археолого-этнографическая экспедиция.

ФЦП — федеральная целевая программа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки