главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ сборник ]Памятники древнетюркской культуры в Саяно-Алтае и Центральной Азии.// Новосибирск: НГУ. 2000. 216 с.
Содержание
Предисловие. — 3-6Борисенко А.Ю., Скобелев С.Г., Худяков Ю.С. Основные проблемы изучения культуры древних тюрок в Центральной Азии. — 7-26Тетерин Ю.В. Древнетюркские погребения могильника Маркелов Мыс I. — 27-54Митько О.А. Древнетюркский могильник на реке Таштык. — 55-64Табалдиев К.Ш., Худяков Ю.С. Древнетюркские поминальные памятники на Тянь-Шане (по материалам исследований Нарынского отряда). — 65-85Скобелев С.Г. Древнетюркские оградки могильника Кёк-Оба. — 86-105Полищук Т.И., Худяков Ю.С. Детские погребения на чаа-тасе Кёзеелиг-Хол (по материалам раскопок Южносибирского отряда в 1986 г.). — 106-116Кочеев В.А., Худяков Ю.С. Реконструкция узды из древнетюркского погребения у с. Жана-Аул в Горном Алтае. — 117-127Нечипоренко В.Н., Панькин С.В., Скобелев С.Г. Новые находки фрагментов плиты с древнетюркской надписью с площади Саянского острога. — 128-133Борисенко А.Ю., Худяков Ю.С. Каменная скульптура барана из Барнаульского музея. — 134-142Трифонов Ю.И. Погребение Х в. н.э. на могильнике Аргалыкты I. — 143-156Илюшин А.М. Могильник Кудыргэ и вопросы древнетюркской истории Саяно-Алтая. — 157-169Савинов Д.Г. Кудыргинский предметный комплекс на Северном Алтае (по материалам Осинкинского могильника). — 170-177Длужневская Г.В. Комплекс древнетюркского времени на могильнике Улуг-Бюк II. — 178-188Хаславская Л.М. О некоторых аспектах этнокультурных контактов кочевников Южной Сибири с Китаем. — 189-195Худяков Ю.С. Подлог по-«древнехакасски». — 196-202Длужневская Г.В., Савинов Д.Г. Археолог Юрий Иванович Трифонов (1940-1989). — 203-210Список сокращений. — 211
Предисловие. ^
В этнокультурной истории Саяно-Алтая в эпоху раннего средневековья ведущую роль играли древние тюрки и другие тюркоязычные кочевые этносы. Это был период возвышения и распада нескольких тюркских государственных образований, Первого и Второго Восточного Тюркского, Уйгурского, Кыргызского каганатов, время распространения древнетюркской культуры, тюркских языков и рунической письменности. В историко-археологической литературе данный период называется древнетюркским временем. [1] Тем самым подчёркивается ведущая роль древнетюркского этноса и культуры в этнических и культурно-генетических процессах в регионе Центральной Азии в эпоху раннего средневековья.
Памятники древнетюркской культуры, погребения с конём, поминальные оградки с изваяниями и балбалами, рунические надписи, петроглифы — распространены на обширной территории Центральной Азии, входившей в состав тюркских государственных образований. Их изучение занимает важное место в современной тюркологии, истории, археологии Центрально-Азиатского региона. Исследования древнетюркской руники, каменной скульптуры и поминального культа, погребальной обрядности к настоящему времени достигли достаточно высокого уровня и представляют собой ряд самостоятельных отраслей или направлений науки. Однако на отдельных территориях различные виды археологических памятников изучены неравномерно, многие вопросы хронологии и типологии древнетюркской культуры остаются предметом острой дискуссии. Памятники рунической письменности относительно полно исследованы на всей территории распространения и многократно издавались. В последние годы начали активно изучаться поминальные комплексы, в состав которых входят стелы с руническими надписями. Значительное внимание уделялось изучению древнетюркских каменных изваяний и поминальных сооружений. Изданы сводки каменных изваяний Минусы, Тувы, Алтая, Монголии, Киргизии и Казахстана. Предложены различные варианты классификаций каменных изваяний и оградок. В результате длительной дискуссии большинство учёных пришло к мнению, что изваяния изображают древнетюркских воинов, в честь которых совершался поминальный обряд. Традиция совершения поминальных обрядов с сооружением оградки и установкой изваяния и балбалов была распространена у древних тюрок в течение всего периода раннего средневековья.
Изучение древнетюркских погребений с конём позволило выявить ареал их распространения, включавший Минусу, Алтай, Туву, Монголию, Восточный Казахстан, Притяньшанье, Среднюю Азию. В 1965 г. А.А. Гаврилова предложила периодизацию погребений с конём по материалам Алтая. В 60-е годы погребения с конём были исследованы в Туве А.Д. Грачом, С.И. Вайнштейном, Ю.И. Трифоновым и другими. С.И. Вайнштейн предложил периодизацию тувинских захоронений с конём. Свои варианты периодизации и мнение об этнической принадлежности погребений с конём племенам теле изложили А.Д. Грач и Ю.И. Трифонов. Плодотворная дискуссия о хронологии и этнокультурной принадлежности погребений с конём в Саяно-Алтае осложнилась попытками Л.Р. Кызласова навязать специалистам свою точку зрения по поводу датировки и периодизации этих памятников. Не раскопав к тому времени в Туве ни одного (!) древнетюркского погребения с конём, Л.Р. Кызласов попытался умалить значение результатов работы других исследователей и даже безосновательно связать их взгляды с «националистическими измышлениями некоторых турецких историков 30-х годов». [2] Эти инсинуации получили достойный отпор со стороны Ю.А. Заднепровского и Д.Г. Савинова. [3]
В изучении средневековых погребений с конём в Туве в 1960-70-х гг. видное место принадлежало Ю.И. Трифонову. Он раскопал серию таких памятников в Центральной Туве, разработал их классификацию, предложил периодизацию, сформулировал собственную точку зрения об их этнокультурной принадлежности. [4] Результаты работ Ю.И. Трифонова оказали благотворное влияние на изучение этой проблематики в Саяно-Алтае и Центральной Азии в целом. В Туве его работа была продолжена Б.Б. Овчинниковой. К сожалению, работа Ю.И. Трифонова, подготовленная для издания в I томе трудов Саяно-Тувинской экспедиции, до сих пор не опубликована. Работая позднее в Казахстане, Ю.И. Трифонов неоднократно возвращался к анализу тувинских материалов, планировал издать их в виде монографии. К сожалению, эти планы не были реализованы.
Вклад Ю.И. Трифонова в изучение древнетюркской культуры не ограничивается раскопанными памятниками и опубликованными статьями. Активно участвуя в обсуждении самых актуальных во- просов тюркологии, предлагая свои решения, он во многом способствовал расширению знаний о древнетюркской культуре в Центральной Азии. Отдавая дань уважения известному археологу и тюркологу, авторы и редколлегия настоящего сборника посвящают его памяти Юрия Ивановича Трифонова, которому в 2000 г. исполнилось бы 60 лет.
В течение трех последних лет исследователями из Института археологии и этнографии СО РАН и Лаборатории гуманитарных исследований Новосибирского государственного университета, работавшими над изучением культуры древних тюрок в Саяно-Алтае по проекту РГНФ «Древнетюркский культурный феномен в Саяно-Алтае» (с привлечением средств ФЦП «Интеграция»), удалось обследовать и раскопать большое количество памятников древнетюркской культуры в Минусинской котловине, Горном Алтае и на северо-западе Монголии, выявить материалы культуры древних тюрок в музеях, архивах и публикациях прошлых десятилетий, обобщить и систематизировать результаты изучения памятников древних тюрок на среднем Енисее и в других районах Южной Сибири. В Минусинской котловине была выделена серия каменных изваяний, изображающая людей и животных, открыты новые рунические надписи, раскопаны захоронения с конём. На Алтае исследованы впускные погребения и поминальные комплексы. В Монголии обнаружена серия каменных изваяний. Результаты исследований введены в научный оборот в цикле публикаций, в которых рассмотрены актуальные проблемы изучения древнетюркской культуры. [5]
Примечания ^
[1] Грач А.Д. Хронологические и этнокультурные границы древнетюркского времени // Тюркологический сборник. М., 1966. С. 189.[2] Кызласов Л.Р. Древняя Тува (от палеолита до IX в.). М., 1979. С. 140.[3] Заднепровский Ю.А., Савинов Д.Г. [рец.:] Кызласов Л.Р. Древняя Тува (от палеолита до IX в.) // Советская этнография. 1982. №2. С. 149.[4] Трифонов Ю.И. Древнетюркская археология Тувы // Уч. зап. Тувинского НИИЯЛИ. Кызыл, 1971. Вып. XV. С. 112-122; Он же. Об этнической принадлежности погребений с конём древнетюркского времени // Тюркологический сборник 1972. М., 1973. С. 351-374. (5/6)[5] Худяков Ю.С. Материалы древнетюркской культуры из музеев Восточного Туркестана // Сибирь в панораме тысячелетий. Новосибирск, 1998. Т. 1. С. 592-599; Борисенко А.Ю., Худяков Ю.С. Поминальные памятники древних тюрок на Среднем Енисее по материалам экспедиций XVII-XIX веков. // Сибирь в панораме тысячелетий. Новосибирск, 1998. Т. 1. С. 51-63; Митько О.А., Тетерин Ю.В. О культурно-дифференцирующих признаках древнетюркских погребений на Среднем Енисее // Сибирь в панораме тысячелетий. Новосибирск, 1998. Т. 1. С. 396-404; Худяков Ю.С. Реконструкция узды из древнетюркского погребения на могильнике Ибыргыс-кисте // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: археология и этнография. 1998. №3. С. 31-38; Борисенко А.Ю., Худяков Ю.С. Памятники культуры древних тюрок в Среднекатунском археологическом микрорайоне // Археологические микрорайоны Западной Сибири. Омск, С. 8-10; Борисенко А.Ю., Худяков Ю.С Древнетюркские поминальные памятники в Минусинской котловине (по материалам экспедиций XVIII-XIX вв.) // Памятники культуры древних тюрок в Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, 1999. С. 4-22; Худяков Ю.С., Ким С.А. Древнетюркские поминальные памятники в долине р. Нарын // Памятники культуры древних тюрок в Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, 1999. С. 23-54; Табалдиев К.Ш., Худяков Ю.С. Древнетюркский памятник Беш-Таш-Короо // Памятники культуры древних тюрок в Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, 1999. С. 55-81; Худяков Ю.С., Цэвээндорж Д. Древнетюркское погребение из могильника Цаган-Хайран-Уул в Северо-Западной Монголии // Памятники культуры древних тюрок в Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, С. 82-90; Худяков Ю.С. К вопросу о «новом этапе» развития древнетюркской рунической письменности // Памятники культуры древних тюрок в Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, 1999. С. 105-112; Тетерин Ю.В. Погребение знатного тюрка на Среднем Енисее // Памятники культуры древних тюрок в Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, 1999. С. 113-128; Скобелев С.Г. Курган №7 могильника Койбалы — уникальный памятник древнетюркской культуры с территории Западного Присаянья // Памятники культуры древних тюрок в Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, 1999. С. 129-149; Сальникова И.В. Костяные наконечники стрел из древнетюркских памятников Горного Алтая // Памятники культуры древних тюрок в Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, 1999. С. 150-156.
Список сокращений ^
АО — автономная область.ИА — институт археологии.ИИФиФ — институт истории, филологии и философии.ГИМ — государственный исторический музей.КСИА — краткие сообщения института археологии.КСИИМК — краткие сообщения института истории материальной культуры.МИА — материалы и исследования по археологии.НИИЯЛИ — научно-исследовательский институт языка, литературы и истории.РАЭСК — региональная археолого-этнографическая студенческая конференция.РГНФ — Российский гуманитарный научный фонд.САКЭ — Северо-Азиатская комплексная экспедиция.СТЭАН — Саяно-Тувинская экспедиция Академии наук.ТКАЭЭ — Тувинская комплексная археолого-этнографическая экспедиция.ФЦП — федеральная целевая программа.
наверх |