главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Ю.И. Трифонов

Погребение Х в. н.э. на могильнике Аргалыкты I.

// Памятники древнетюркской культуры в Саяно-Алтае и Центральной Азии. Новосибирск: 2000. С. 143-156.

 

Курган № 11 входит в состав могильника Аргалыкты I, в течение ряда лет исследовавшегося 5-м отрядом Саяно-Тувинской экспедиции Академии наук. [1] Могильник, расположенный у подножия одного из самых северных отрогов хребта Аргалыкты, на расстоянии 3-4 км от основного русла Енисея — разновременный: он содержит преимущественно объекты скифского и гунно-сарматского периодов. Хронологически наиболее близка описываемому памятнику группа курганов древнетюркского времени, сосредоточенная в 50-130 м к ЗЮЗ от него. [2] Примечательно местоположение нашего объекта, как бы обособленного от других курганов могильника — на вершине невысокого песчаного увала, в некотором отдалении от всех остальных памятников.

 

По внешнему виду — это бессистемное скопление разномасштабных разрозненных камней, часть которых почти не задернована. Диаметр скопления 2,1 м, высота 0,35 м. Сооружение не зачищалось. Как показали раскопки, большинство крупных камней сосредоточено по краю площадки. Вероятно, они образовывали подобие крепиды первоначальной постройки, местами, несомненно, двухслойной. Наиболее возможный вариант первоначальной конструкции объекта — округлая в плане сплошная (?) выкладка, высота которой не превышала 0,35 м. [3]

 

Под наземным сооружением, в юго-восточной половине его настоящей площади — грунтовая могила, отмеченная на уровне древней поверхности единичными, просевшими в яму мелкими обломками. Точные границы могилы в сыпучем песчаном грунте установить не удалось. Предполагаемая форма в плане — подпрямоугольная, ориентировка — сторонами на СЗ, СВ, ЮВ, ЮЗ. Приблизительные размеры ямы [4] 2,4х1,2 м, направление длинной оси идёт по линии ЮЗ-СВ. Глубина (от уровня древней поверхности) — 2,3 м. В могиле — одиночное погребение человека (рис. I).

 

Положение погребённого (мужчина в возрасте свыше 60-ти лет) [5] — вытянутое, на спине; ориентировка — головой на ЮЗ. Череп приподнят и слегка повёрнут влево. [6] Руки вытянуты вдоль тела,

(143/144)

правая чуть согнута в локтевом суставе. Ноги вытянуты, ступнями не соприкасаются. [7]

 

Справа, в ногах человека, на более высоком уровне лежат кости барана (череп и конечности ног). [8] Здесь же остатки от сбруи коня, представленной уздечными и седельными принадлежностями. [9]

 

Сопроводительный инвентарь достаточно разнообразен (рис. II-VI). Поверх погребённого находился берестяной колчан (1) [10] с предметами крепления его к подвесным ремням (рис. I): тройник и 2 пряжки с подвижным язычком, без щитка (одна пряжка округлая, другая прямоугольная). [11] В колчане найдено 13 черешковых наконечников стрел (6): два экземпляра — трёхлопастные, остроугольные, с крупными роговыми шариками на черешках (рис. IV, 6) (у верхнего края — широкие прямоугольные отверстия), остальные — гранёные. Из последних у трёх наконечников головка трёхгранного сечения, у трёх — квадратного, у трёх — ромбического (2 экземпляра трудноопределимы). Квадратно-ромбические наконечники имеют довольно высокую, округлую в сечении шейку, отделённую от черешка отчётливо выраженным упором для древка. Следы от древков стрел сохранились на каждом наконечнике.

 

Между колчаном и левой рукой человека — небольшие фрагменты клееного лука, обёрнутые берёстой (2). Роговых накладок на лук в погребении не зафиксировано (очевидно, они не сохранились). У правой руки, вдоль колчана — деревянная трость с костяным набалдашником (7) (рис. I). Первоначальная длина трости не менее 80 см; также как и деревянная основа лука, она была обёрнута одним слоем берёсты. На набалдашнике — слабые следы красной краски. В правом ухе человека находилась массивная серебряная серьга (рис. I, 11).

 

В области груди и рук погребённого, а также под ним — многочисленные фрагменты монохромных шёлковых тканей коричнево-золотистого цвета (остатки кафтана или халата) (рис. I, 9; рис. II). Здесь же наборный пояс, состоящий из широкого (3 см), основного ремня и узких (в среднем 1,5 см) подвесных ремешков с богатым ассортиментом поясных металлических изделий. [12]

 

На основном ремне — пряжка с вращающимся язычком, овальной рамкой и неподвижным, закруглённым на конце щитком (рис. III, 1); 13 полукруглых блях с фестончатым краем и прямоугольно-сердцевидным отверстием в нижней части лицевой стороны (десять

(144/145)

из них выполняли роль оправ для подвесных ремешков (рис. III, 4), [13] а три, приходящиеся на спинную часть ремня, были, очевидно, просто декоративными); [14] 5 мелких бляшек-застёжек, близких по форме предыдущим, но с круглым отверстием в середине для прохождения язычка пряжки [15] и наконечник ремня с фигурно очерченными боковыми сторонами (рис. III, 2). Все эти предметы, как и большинство других в поясном наборе, литые, бронзовые (тождественные экземпляры отливались, по-видимому, в одной форме). Пряжка, помещённая на правом, прямо срезанном конце ремня (рис. III, 1), прикреплена к нему с помощью железной пластинки, наложенной на тыльную сторону ремня. Также железными пластинами, соединёнными с изделием тремя шпеньками, крепились наконечник и бляхи с фестончатым краем (мелкие бляхи-застёжки основного ремня, пряжки, бляшки и наконечники подвесных ремешков снабжены двумя шпеньками). [16] Расположение крупных блях на поясе, судя по сохранившимся фрагментам как левой, так и правой половин ремня — симметричное, почти через равные интервалы (в среднем 2 см). [17] Все упомянутые бронзовые поделки (а также массивные лировидные бляхи-подвески) (рис. III, 3) имеют закраины. Все они также (кроме пряжек и одного вида наконечника подвесного ремешка) (рис. V, 4) орнаментированы. Орнамент однотипный, разнообразные по форме, преимущественно округлые выпуклости, окаймлённые повторяющими их очертания рельефными линиями. Как правило, он заполняет всю лицевую поверхность изделий.

 

Подвесные ремешки служили для различных конкретных целей, но система крепления их к бляхам-оправам в принципе тождественна: с помощью скрепляющей две половины ремешка узкой прямоугольной бронзовой обоймы и концевого наконечника, предохраняющего ремешок от выпадания из обоймы. [18] Роль фиксирующего наконечника выполняли, главным образом, короткие бляшки (преимущественно, с двумя выпуклостями); [19] лишь в креплении обеих лировидных блях использованы удлинённые наконечники, отличающиеся от наконечника основного ремня только меньшими размерами. Обычное же назначение последних — чисто декоративное (для украшения ремешков, не использовавшихся для подвешивания каких-либо предметов). [20]

 

Лировидные бляхи закреплены на ремне пряжечками, подобны-

(145/146)

ми по форме большой, но снабжёнными, в отличие от неё, железными язычками (рис. III, 5-6). С помощью таких же пряжек подвешивались к ремешкам, очевидно, и оба кожаных мешочка, судя по целиком прослеженной системе крепления одного из них (рис. III, 4). У последнего щиток пряжки с ремешком был прикреплён на специально предназначенный для этого мысок ажурной бронзовой пластины, представляющей собой украшение со сложной зооморфно-растительной композицией (рис. III, 4; IV, 1). На мешочке помещены также две одинаковые бронзовые шайбы (на передней и задней сторонах напускного клапана, уходящего под фигурную бляху-пластину), [21] и две скобы; через все эти изделия проходил опоясывающий сумочку ремешок. Лицевая шайба (рис. III, 7) и обе скобки слегка гравированы, местами на них, как и на ажурной, чуть выпуклой бляхе — следы позолоты. [22] В мешочке — человеческие зубы и туго свёрнутая узкая шёлковая ленточка с ромбическим орнаментом.

 

Второй мешочек сохранился фрагментарно, но форма его, судя по уцелевшим кускам и металлическим деталям (рис. IV, 4), была подобной же. Из атрибутов крепления к нему, несомненно, относятся одна небольшая скобка (такая же, что находилась на нижнем торцовом крае предыдущей сумочки) [23] и бронзовая восьмёрковидная шайба с закраинами и узким прямоугольным отверстием (рис. IV, 2), к боковым краям которого приварена вторая скоба. [24] В футляре сумочки находились перекрученные кожаные жгут и ленты, литой бронзовый фигурный предмет непонятного назначения и деревянная, заострённая на конце палочка.

 

Поясной набор дополнен приспособлением для развязывания узлов (рис. II). Это длинный отросток маральего рога с просверленными в его основании поперечным и продольным отверстиями, служившими для закрепления кожаной верёвки, второй конец которой продет в основной ремень около правой лировидной бляхи.

 

Имеются в составе сопроводительного инвентаря и принадлежности конского убора. У правой ступни человека — 2 стремени (13); (рис. I, 12-13) и 2 подпружные пряжки. Стремена однотипны; каждое их них с петельчатым приплюснутым ушком и широким округлым подножием. Края подножий слегка завалены внизу, снизу — продольный шов. Дужки изделий подовальные, изготовлены из толстых прутков. Одна из подпружных пряжек (10), массивная, с под-

(146/147)

вижным язычком, помещенным на короткую боковую сторону рамки, без щитка. Рамка трапециевидная, узкой удлинённой формы. Вторая пряжка — небольшая, с язычком на так называемом вертлюге. [25] Верхняя половина её рамки полуовальная, нижняя — прямоугольная.

 

Уздечный набор сосредоточен, преимущественно, чуть ниже ступней погребённого. Он представлен удилами, 4-мя уздечными пряжками и собственно уздой (фрагменты ремней с 13 фигурными накладными бляшками). Удила плохой сохранности, но тип их ясен: двусоставные, с восьмёрковидными окончаниями, без псалий. [26] В маленькие кольца окончаний, которые расположены в одной плоскости с большими, были вставлены дополнительные кольца для повода. [27] Пряжки почти тождественны: небольшие, с вращавшимся язычком, овальной рамкой с неподвижным одинарным щитком [28] (рис. IV, 3).

 

Уздечные наременные бляшки (рис. VI) бронзовые, с позолотой. Представлены двумя разновидностями: удлинённые концевые (4 экз.) (рис. IV, 5) и короткие (9 экз.). Эти последние почти целиком воспроизводят систему орнаментации нижней половины концевых блях и повторяют общий контур этих поделок вплоть до очертаний их фигурно-рифлёных краев. Орнамент, симметрично заполняющий всю поверхность изделий — прорезной, ажурный, его мотив — вьющаяся виноградная лоза. Бляшки с закраинами, каждая из них крепилась к ремню тремя бронзовыми шпеньками (рис. V, 1). Зафиксированы два варианта оформления оконечностей ремня: двумя бляшками и одной концевой, причём в последнем случае удлинённая бляшка прикреплена к ремню не с помощью бронзовых шайбочек, подкладываемых под расклёпанные головки шпеньков на тыльной стороне ремня [29] а с помощью железной пластинки. [30] Среди девяти фрагментов узды с декоративными поделками один завязан обычным узлом, на каждом конце которого по одной короткой бляшке (края концов рваные).

 

К предметам конского убора относятся ещё два изделия, обнаруженные также в ногах человека: тонкая железная бляха-тройчатка для перекрестья ремней (рис. V, 2) и роговая застёжка от пут (рис. V, 3).

 

Судя по имеющимся находкам, хронологическая принадлежность кургана может быть определена X в. н.э.

(147/148)

 


Примечания

 

[1] Трифонов Ю.И. Работы на могильнике Аргалыкты. // Археологические открытия 1965 года. М., 1966. С. 25-27; Трифонов Ю.И. Новые памятники у подножия хребта Аргалыкты. // Археологические открытия 1967 года. М., 1968. С. 174-176; Трифонов Ю.И. Дальнейшие исследования могильников Аргалыкты I и Кара-Тал IV. // Археологические открытия 1968 года. М., 1969. С. 192-194; Трифонов Ю.И. Исследования в Центральной Туве (могильники Аргалыкты I и VIII). // Археологические открытия 1969 года. М., 1970. С. 184-185.

[2] Эти курганы содержат погребения с конём, датирующиеся, как и большинство исследованных экспедицией в данном районе аналогичных захоронений, VII-VIII вв. н.э. (Трифонов Ю.И. Древнетюркская археология Тувы. // Уч. зап. Тувинского НИИЯЛИ. Вып. XV. Кызыл, 1971).

[3] Сооружение нельзя назвать оградой, так как крупные камни фиксировались почти по всей площади постройки, в том числе и в центре выкладки (к сожалению, в основной разрез по единственной бровке, заложенной во время раскопа, они не попали).

[4] Размеры даются по максимальной площади, занимаемой погребением.

[5] Антропологические определения произвёл И.И. Гохман.

[6] Очевидно, под голову человека была подложена высокая подушка из какого-то нестойкого материала.

[7] Обращает на себя внимание сильная изогнутость левой бедренной кости.

[8] Состав и расположение костей животного с большой вероятностью позволяют говорить о том, что в могиле находилась шкура барана.

[9] Остатков самого седла в погребении не обнаружено, но не исключено, что оно, освобождённое от стремян и подпруги, было подложено под голову человека, где полностью истлело.

[10] Здесь и далее первая цифра в скобках обозначает номер находки на рис. I. Колчан имеет высокий открытый «карман» и расширенное основание. Несмотря на плохую сохранность изделия, установлено, что он был двухслойным. Для большей прочности колчан был укреплён роговыми накладками. Четыре из них, помещённые на лицевой стороне — короткие, поперечные; на устье и на основании — по одной широкой, ближе к середине футляра — по одной узкой. Две, ещё более узкие накладки — длинные, продольные; они крепились по бокам колчана. Все накладки, за исключением самой верхней, фрагментарны.

[11] Материал предметов, изготовленных из железа, в описаниях (за исключением особых случаев) не упоминается.

[12] Эта часть погребения взята монолитом, тщательная разборка которого произведена а камеральных условиях. Благодаря хорошей сохранно-
(148/149)
сти основных деталей наборного пояса (особенно его правой половины, где наиболее полно прослежена система расположения и крепления поясных аксессуаров) удалось реконструировать весь пояс целиком.

[13] Это достоверно фиксируется наличием не только сквозной (проходящей через ремень) прорези в каждой такой бляхе, но и сохранностью (либо полной, либо частичной) самих ремешков в отверстиях почти всех поделок (рис. II).

[14] Под этими бляхами ремень и тыльная пластина не имеют прорезей.

[15] Назначение и местонахождение этих бляшек устанавливается по положению на фрагменте ремня одной из них и сосредоточением поделок близи наконечника, а также по многочисленным аналогиям, свидетельствующим о точном расположении на поясах подобных бляшек (Вайнштейн С.И. Археологические раскопки в Туве в 1953 году. // Уч. зап. Тувинского НИИЯЛИ. Вып. II. Кызыл, 1953. Табл. VIII. 9; Распопова В.И. Поясной набор Согда V-III вв. // Советская археология. 1964. № 4. Рис. 5-7).

[16] Формы железных пластин для всех поясных изделий даются предположительно ввиду сильной коррозированности последних.

[17] Почти все бляхи-оправы с подвесными ремешками приходились на боковые стороны пояса. Две из трёх декоративных блях (без ремешков) помещались ближе к спине: они зафиксированы на одном и том же расстоянии от крайних оправ, к которым подвешены лировидные бляхи. Положение третьей декоративной бляхи на ремне показано как

[18] Каким-то иным способом крепились к бляхам-оправам ремешки, на одном конце которых находилась спускающаяся пряжка, предназначенная для прикрепления к ней каких-либо предметов практического употребления, колчан, нож и прочее. Однако точную систему крепления таких ремешков к оправам установить не удалось.

[19] Одна из таких бляшек повторяет форму и орнаментацию бляшек-застёжек основного ремня, но меньше их по размерам и сделана грубее; её назначение в качестве фиксирующего наконечника установлено достоверно.

[20] Таких ремешков, судя по количеству наконечников и твёрдо зафиксированному местоположению одного из них, было четыре.

[21] Обе шайбы с высокими закраинами, каждая прикреплена к сумочке четырьмя шпеньками.

[22] По краю нижней половины бляхи нанесены специальные отверстия для пришивания её к сумочке.

[23] Скобка бронзовая, неорнаментированная; по сравнению с вышеупомянутыми более низкая и менее широкая.

[24] По-видимому, система крепления этой сумочки была аналогична предыдущей, но ремешок, учитывая ширину скоб, мог быть здесь несколько уже.(149/150)

[25] У таких пряжек щитка нет, а вертлюга (ось, составляющая единое целое с перпендикулярно расположенным к ней язычком) разделяет рамку на две половины: верхнюю, куда продевался ремень для застёгивания, и нижнюю, где крепился второй конец этого ремня.

[26] Вероятно, псалии были костяные и не сохранились.

[27] Об этом свидетельствовали фрагменты колец, удалённые в процессе реставрации.

[28] Ремень крепился к щитку с помощью заклёпок, одна из которых сохранилась на одной из пряжек. Форма пластины у всех пряжек была, очевидно, подпрямоугольной, с закруглённым концом.

[29] Таким способом закреплены все короткие и две удлинённые бляшки.

[30] Очевидно, также была прикреплена к ремню ещё одна концевая бляха (судя по железным окислам, сохранившимся вокруг шпеньков). Эта бляшка единственная, найденная не на ремне.

 


(150/151)

 

Рис. I. Погребение кургана № 11 могильника Аргалыкты I.

(открыть Рис. I крупно в новом окне)

(151/152)

 

Рис. II. Расположение части инвентаря в погребении.

(открыть Рис. II крупно в новом окне)

(152/153)

Рис. III. Инвентарь погребения.

(открыть Рис. III крупно в новом окне)

(153/154)

Рис. IV. Инвентарь погребения.

(открыть Рис. IV крупно в новом окне)

(154/155)

Рис. V. Инвентарь погребения.

(открыть Рис. V крупно в новом окне)

(155/156)

Рис. VI. Инвентарь погребения.

(открыть Рис. VI крупно в новом окне)

 

 

 

 

наверх

 

главная страница / библиотека / обновления библиотеки