главная страница / библиотека / обновления библиотеки

А.Ю. Алексеев. Чудесный скифский золотой гребень. К 175-летию со дня рождения профессора Николая Ивановича Веселовского и 110-летию его раскопок кургана Солоха. СПб: Изд-во Государственного Эрмитажа. 2024. А.Ю. Алексеев

Чудесный скифский золотой гребень.
К 175-летию со дня рождения
профессора Николая Ивановича Веселовского
и 110-летию его раскопок кургана Солоха.

// СПб: Изд-во Государственного Эрмитажа. 2024. 74 с. ISBN 978-5-907653-53-5

 

Издание по материалам выставки в Государственном Эрмитаже
«Эпохи, курганы, находки. К 175-летию со дня рождения Николая Ивановича Веселовского».
Санкт-Петербург, 25 сентября 2024 года – 26 января 2025 года.

 

аннотация: ]

В книге рассмотрены некоторые хронологические, исторические и историографические аспекты изучения одного из самых знаменитых произведений эллино-скифского искусства – золотого гребня из кургана Солоха. Опираясь на царский статус, предложенную идентификацию гробниц Солохи как могил Орика и Октамасада и их датировку (центральная Орика – около 410-400 годов до н.э., боковая Октамасада – около 400-380/370 годов до н.э.), автор трактует батальную сцену, венчающую гребень, на основе рассказа Геродота о междоусобице и судьбе трёх сыновей скифского царя Ариапифа: Скила, Октамасада и Орика (Геродот. IV. 78-80). Согласно предлагаемой гипотезе, базирующейся на композиционном и иконографическом анализе, центральная конная фигура представляет царя Октамасада, его соратник – это младший (?) брат Орик, а их пеший противник в шлеме «фракийского» типа и со щитом-пельтой – царь Скил. Эта версия подразумевает полный или частичный отказ от исключительно мифологических или этнических трактовок, делая акцент на анализе внутриполитической и династической истории Скифии V века до н.э.

 

This book brings into focus various chronological, historical and historiographic aspects of the study of one of the best-known examples of Helleno-Scythian art – the gold comb from the Solokha barrow. Given the 'royal' status of the graves, their alleged attribution to Oricus and Octamasades, and their dating (c. 410-400 BC for the central tomb identified as the one of Oricus and с 400-380/370 BC for the side tomb of Octamasades), we interpret the battle scene on the comb based on Herodotus's story of the feud and fate of the three sons of the Scythian king Ariapeithes: Scyles, Octamasades and Oricus (Herodotus. IV. 78-80). As suggested from a compositional and iconographic analysis, the central figure of a horseman may depict King Octamasades, accompanied by his younger (?) brother Oricus. They are confronted by King Scyles, shown on foot, wearing a Thracian-type helmet and armed with a pelta shield. This hypothesis fully or partially rejects purely mythological or ethnic interpretations, putting an emphasis on the internal political affairs and dynastic history of Scythia in the fifth century BC.

 

Оглавление

 

От автора. — 7

 

Н.И. Веселовский, курган Солоха и скифские цари. — 8

«Не гребень голову чешет, а время». — 34

«Предаст же брат брата на смерть…». — 50

 

Заключение. — 67

 

Литература. — 71

 

 


 

От автора.   ^

 

Скифология (направление археологии, изучающее историю и культуру скифов) обладает огромным корпусом разнообразных драгоценных археологических предметов, выполненных древними греческими и скифскими мастерами, нередко искусно и умело декорированных. Но среди них, на мой взгляд, существует лишь несколько изделий, которые с полным правом позволительно назвать шедеврами эллино-скифского искусства. Это, например, скифский золотой гребень из кургана Солоха, золотой сосуд из кургана Куль-Оба, серебряная амфора из Чертомлыкского кургана и золотая пектораль из кургана Толстая Могила. Три первых хранятся в России, в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге, пектораль – на Украине, в Музее исторических драгоценностей Украины (филиале Национального музея истории Украины), в Киеве.

 

Гребень из Солохи был обнаружен вот уже более 110 лет назад, в 1913 году, одним из самых известных и удачливых российских археологов – членом Императорской Археологической комиссии, профессором Санкт-Петербургского университета Николаем Ивановичем Веселовским (1848-1918). Все эти годы солохский гребень, несмотря на всемирную известность, оставался крайне загадочным предметом, которым можно было только восхищаться. И любая попытка понять, что же такого важного изделие означало для владельца, скифского царя, и царского окружения, кто и как его сделал, какие события были отражены в батальной сцене, венчавшей его зубцы, окажется лишь маленьким и не всегда уверенным шагом к осознанию истинного значения этого гребня в науке, в истории и в жизни древнего народа.

 


 

Литература. (Добавлена нумерация)   ^

 

  1. Алексеев 1996
    Алексеев А.Ю. Скифские цари и «царские» курганы V-IV вв. до н.э. // Вестник древней истории. 1996. №3. С. 99-113.
  2. Алексеев 2003
    Алексеев А.Ю. Гребень из кургана Солоха и скифские цари V-IV веков до н.э. // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. [Вып. 36] СПб., 2003. С. 72-88.
  3. Алексеев 2012
    Алексеев А.Ю. Золото скифских царей из собрания Эрмитажа. СПб., 2012.
  4. Алексеев 2012а
    Алексеев А.Ю. Гребень из кургана Солоха в контексте скифской истории // Сфинкс, или мифология бытия : памяти Е.В. Мавлеева. М., 2012. С. 391-406.
  5. Алексеев 2021
    Алексеев А.Ю. Веселовский Николай Иванович // Словарь петербургских антиковедов XIX — начала XX века. Т. 1 : А-К. СПб., 2021. С. 116-120.
  6. Алексеев, Мурзин, Ролле 1991
    Алексеев А.Ю., Мурзин В.Ю., Ролле Р. Чертомлык. Скифский царский курган IV века до н.э. Киев, 1991.
  7. Артамонов 1966
    Артамонов М.И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа. Прага ; Л., 1966.
  8. Бартольд 1977
    Бартольд В.В. Николай Иванович Веселовский // Бартольд В.В. Сочинения. Т. 9. М., 1977. С. 642-648.
  9. Бессонова 1983
    Бессонова С.С. Религиозные представления скифов. Киев, 1983.
  10. Бобринский 1913
    Бобринский А.А. Вновь открытая могила скифского царя // Известия Таврической учёной архивной комиссии. Вып. 50. СПб., 1913. С. 225-232.
  11. Болтрик 2001
    Болтрик Ю.В. Поиск усыпальниц Ариапифа и его сыновей // Ольвія та античний світ. Матеріали наукових читань, присвячених 75-річчю утворення історико-археологічного заповідника «Ольвия» HAH України. Київ, 2001. С. 29-31.
  12. Болтрик 2004
    Болтрик Ю.В. Социальная структура Скифии IV в. до РХ, отражённая в погребальных памятниках // Kimmerowie, Scytowie, Sarmaci. Księga poświęcona pamięci profesora Tadeusza Sulimirskiego. Kraków, 2004. S. 85-91.
  13. Вертієнко 2015
    Вертієнко Г.В. Іконографія скіфської есхатології. Київ, 2015.
  14. Веселовский 1914
    Веселовский Н.И. Из находок в кургане Солоха. I. Гребень скифского царя // Известия Императорской Археологической комиссии. Прибавление к вып. 52-му. СПб., 1914. С. 192-195.
  15. Веселовский 1917
    Веселовский Н.И. Греческие изображения на туркестанских оссуариях // Известия Императорской Археологической комиссии. Вып. 63. Пг., 1917. С. 59-68.
  16. Виноградов 1989
    Виноградов Ю.Г. Политическая история Ольвийского полиса. VII-I вв. до н.э. Историко-эпиграфическое исследование. М., 1989.
  17. Виноградов, Марченко 1991
    Виноградов Ю.А., Марченко К.К. Северное Причерноморье в скифскую эпоху. Опыт периодизации истории // Советская археология. 1991. №1. С. 145-155.
  18. Галль 1997
    Галль X. фон. Сцена поединка всадников на серебряной вазе из Косики (Истоки и восприятие одного иранского мотива в Южной России) // Вестник древней истории. 1997. №2. С. 174-198.
  19. Граков 1971
    Граков Б.Н. Скифы. М., 1971.
    (71/72)
  20. Грач 1986
    Грач Н.Л. Гребень и ожерелье из кургана Куль-Оба // Античная торевтика. Л., 1986. С. 75-91.
  21. Доватур, Каллистов, Шишова 1982
    Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. Тексты, перевод, комментарий. М., 1982.
  22. Ермоленко 2006
    Ермоленко Л.Н. Изобразительные памятники и эпическая традиция (по материалам культуры древних и средневековых кочевников Евразии) : автореф. дис. … докт. ист. наук. Кемерово, 2006.
  23. Ефремова 2006
    Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 т. М., 2006.
  24. Козлов 2021
    Козлов С.А. Чужой в тандеме с хищником: звериные статусы и воинские ранги погребённых Солохи // Stratum. 2021. №3. С. 51-62.
  25. Кузнецова 2015
    Кузнецова Т.М. Скифские курганы и исторические персонажи V-IV вв. до н.э. // Российская археология. 2015. №2. С. 72-85.
  26. Кузнецова, Елагина, Кузнецов 2020
    Кузнецова Т.М., Елагина Н.Г., Кузнецов С.В. Курганы у порогов Борисфена. М., 2020.
  27. Кулланда 2016
    Кулланда С.В. Скифы: язык и этногенез. М., 2016.
  28. Манцевич 1950
    Манцевич А.П. Гребень и фиала из кургана Солоха // Советская археология. 1950. №13. С. 217-238.
  29. Манцевич 1962
    Манцевич А.П. Золотой гребень из кургана Солоха. Л., 1962.
  30. Манцевич 1973
    Манцевич А.П. Золотой гребень из кургана Солоха : из собрания Эрмитажа. Л., 1973.
  31. Манцевич 1987
    Манцевич А.П. Курган Солоха. Публикация одной коллекции. Л., 1987.
  32. Мачинский 1993
    Мачинский Д.А. Скифия и Боспор. От Аристея до Волошина. (Развёрнутые тезисы концепции) // Скифия и Боспор. Новочеркасск, 1993. С. 6-27.
  33. Миллер 1992
    Миллер В.Ф. Осетинские этюды. Владикавказ, 1992.
  34. Минжулин 1988
    Минжулин А.И. Защитное вооружение воина-лучника V-IV вв. до н.э. из кургана у с. Гладковщина (реставрация и научная реконструкция) // Советская археология. 1988. №4. С. 116-126.
  35. Мозолевський 1979
    Мозолевський Б.М. Товста Могила. Київ, 1979.
  36. Монахов 1999
    Монахов С.Ю. Греческие амфоры в Причерноморье. Комплексы керамической тары VII-II веков до н.э. Саратов, 1999.
  37. ОАК за 1913-1915 годы 1918
    Отчёт Императорской Археологической комиссии за 1913-1915 годы. Таврическая губерния. Раскопки Н.И. Веселовского. Пг., 1918.
  38. Петров 1968
    Петров В.П. Скіфи. Мова і етнос. Київ, 1968.
  39. Полидович 2019
    Полидович Ю.Б. Гребень из Гаймановой Могилы и скифский миф о змееборчестве // Археологія і давня історія України. 2019. Вип. 2 (31). С. 483-492.
  40. Раевский 1977
    Раевский Д.С. Очерки идеологии скифо-сакских племён. Опыт реконструкции скифской мифологии. М., 1977.
  41. Раевский 1985
    Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры. Проблемы мировоззрения ираноязычных народов евразийских степей I тысячелетия до н.э. М., 1985.
  42. Ростовцев 1918
    Ростовцев М.И. Учёные фантазии // Известия Императорской Археологической комиссии. Вып. 65. СПб., 1918. С. 72-83.
  43. Ростовцев 1925
    Ростовцев М.И. Скифия и Боспор. Критическое обозрение памятников литературных и археологических. Пг., 1925.
  44. Русяева 1995
    Русяева М.В. Отображение рассказа Геродота о битве старых и молодых скифов в произведениях
    (72/73)
    торевтики // Проблемы археологии, древней и средневековой истории Украины : тезисы докладов. Харьков, 1995.
  45. Русяева 1998
    Русяева М.В. Елліно-скіфське мистецтво IV ст. до н.є. (археологічні пам’ятки торевтики з зображенням скіфів) : автореф. дис. … канд. мистецтвознавства. Киев, 1998.
  46. Тихонов 2009
    Тихонов И.Л. Археологические исследования Н.И. Веселовского на Кубани // Пятая Кубанская археологическая конференция. Краснодар, 2009. С. 362-365.
  47. Хазанов 1975
    Хазанов А.М. Социальная история скифов. Основные проблемы развития древних кочевников евразийских степей. М., 1975.
  48. Черненко 1994
    Черненко Е.В. Гребни у скифов // Древнейшие общности земледельцев и скотоводов Северного Причерноморья V тыс. до н.э. — V в. н.э. Материалы Международной археологической конференции. Тирасполь, 1994. С. 210.
  49. Шильц 2003
    Шильц В. О находке золотого гребня из кургана Солоха // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Вып. 36. СПб., 2003. С. 68-71.
  50. Яценко 2000
    Яценко С.А. Эпический сюжет ираноязычных кочевников в древностях степной Евразии // Вестник древней истории. 2000. №4. С. 86-104.
  51. Jacobson 1995
    Jacobson E. The Art of the Scythians. The Interpenetration of Cultures at the Edge of the Hellenic World. Leiden; New York; Köln, 1995.
  52. Müllenhoff 1892
    Müllenhoff К. Deutsche Altertumskunde. Bd. 3. Berlin, 1892.
  53. Scythians 2017
    Scythians. Warriors of Ancient Siberia : catalogue. London, 2017.
  54.  

    Дополнительная литература.   ^

     

    Для более полного ознакомления с проблематикой изучения замечательного гребня из Солохи и эпохи его создания остаётся только порекомендовать для дополнительного чтения некоторую специальную литературу:

     

  55. Алексеев А.Ю. Хронография Европейской Скифии VII-IV веков до н.э. СПб., 2003.
  56. Алексеев А.Ю. Серебряные килики из скифских курганов Солоха и Бабы // Stratum Plus. 2015. №3. С. 207-221.
  57. Королькова Е.Ф. Властители степей. СПб., 2006.
  58. Липец Р.С. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. М., 1984.
  59. Отчёт Императорской Археологической комиссии за 1912 год. Таврическая губерния. Раскопки Н.И. Веселовского. Пг., 1916.
  60. Половцова С.А. Курган Солоха // Гермес. 1914. №6-8.
  61. Piotrovsky В., Galanina L, Grach N. Scythian Art. Leningrad, 1986.
  62. Schiltz V. Les Scythes et les nomades des steppes. 8 siècle J.-C. — 1 siècle après J.-C. Paris, 1994.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки