● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Б.Н. ГраковСкифы. Научно-популярный очерк.// М.: МГУ. 1971. 200 с.
[ аннотация: ] Скифы сыграли чрезвычайно большую роль в исторических судьбах многих народов нашей страны и внесли богатейший вклад в сокровищницу мировой культуры. Без знания истории скифов, их социально-экономического развития и их культуры невозможно полное понимание всей древней истории нашей страны и почти всего Старого Света. Скифы получили очень большую популярность в художественной литературе и в изобразительном искусстве, однако до сих пор нет ни одной книги, ни одного пособия, из которых можно было бы почерпнуть систематические знания о них. За последние десятилетия советская наука сделала очень много в изучении скифов и во многом заставила изменить наши прежние представления о скифском обществе и его культуре. Издание рассчитано на широкий круг читателей. См. файл .djvu, 6.14 Мб. Содержание
Греческие и латинские письменные источники о скифах. Роль античных греков в истории скифов. — 5География причерноморской Скифии. Появление, краткая история и исчезновение скифов. — 13Общественное устройство скифов. Образование скифского государства. — 33Хозяйство скифов. Торговля с метрополией и внутри скифского общества. — 43Особенности материального быта скифов. Памятники у днепровских порогов. Скифы в Крыму. Тавры. — 60Скифские мифы и эпос. Искусство. Религия и религиозные обряды. Заупокойный культ. — 80Общие черты материального быта скифов и сходных с ними по культуре соседних народов. — 88Меоты Дона. Особенности быта меотов Северо-Западного Кавказа. Их поселения и погребения. — 110Невры. Памятники ближайших с севера соседей степных скифов в правобережье Днепра. — 120Меланхлены, савроматы, будины и гелоны. Археологические памятники лесостепной зоны. — 130Археологическая культура на Ворскле. Соответствие лесостепных культур геродотовым народам. Где находился древний Гелон? — 151
Заключение. Место скифов и их однокультурных соседей в ранней истории СССР. — 165
Приложение. — 169[ Список таблиц. ] — 170[ Таблицы I-XXVIII ]
Заключение. Место скифов и их однокультурных соседей в ранней истории СССР. ^
Племена, оставившие нам изученные памятники, имели много сходного в своих общих и частных исторических судьбах. Все они или за всё время существования, или в его начале переживали состояние предклассового общества в сходных формах и политический строй, называемый военной демократией. В их среде были целые племена, ведшие кочевое экстенсивное скотоводческое хозяйство, а у земледельческих племён, повидимому, кочевой была их всадническая аристократия. Это последнее обстоятельство без труда обнаруживается при анализе погребального ритуала и инвентаря. Часть зависимых общинников и рабов неизбежно должна была обслуживать это кочевое скотоводство. Даже в культуре чернолесских племён, не позднее конца VIII в. до н.э., ощущаются следы степного коневодческого влияния, а к середине VII в. у них бесповоротно складывается на земледельческом фоне всадническая аристократия. Даже скифы степей и меоты Кубанского бассейна, у которых мы вправе предполагать возникновение первичных государственных форм типа рабовладельческой деспотии при полукрепостнических формах общинного рабовладения, сохраняют и все усиливают это кочевое скотоводство, не теряя, а усугубляя кровавые обычаи своего догосударственного строя (захоронения рабов и дружинников в «царских» курганах степи).
Именно среди вещей племён, достигших степени государственности, с эпохи Атея распространяются на золотых бляхах, головных уборах и т.п. сцены из мифов о подвигах родоначальника Таргитая-скифа и Геракла и сцены приобщения царя-воина перед богиней (Гестией у скифов и неизвестной по имени у кавказских меотов). И то и другое соответствует необходимости для новых по форме и содержанию власти царей показать исконность и божественность своих прерогатив. Немало есть сцен, по-видимому, эпического содержания на предметах скифского аристократического обихода, настолько индивидуальны сюжеты этих сцен. Такова сцена среди табуна на чертомлыцкой амфоре, сцена боя на горите и гребне из Солохи, сцены отдыха после боя на сосудах из Куль-обы и Частых курганов и т.п.
Но в противоположность сценам генеалогическим и теократическим сцены эпические на греческих изделиях есть не только в степи, но и в лесостепи (Частые курганы и Аксютинцы). Об общности скифского эпоса с лесостепным говорят некоторые места из сказания о походе Дария: к нему, в повествовании Геродота, привлечены все окрестные племена. Итак, не только тип общественных отношений, но и конкретные связи политической истории у всех этих народов в какой-то степени общи.
Война становится промыслом при военной демократии и на первых шагах рабовладельческого строя. С этим связаны частые и далеко не всегда совпадающие с обязательным переселением походы. Дальность их зависела от разных причин: при переселении они бывали довольно далеки, таковы же они были и при хороших средствах сообщения. У мореходов греков они устремлялись за море, у конных скифов доходили до Ирана, Сирии, Египта и даже до Междуречья. По большей части походы совершались родственными племенами, подчас племенным союзом. В пути могли быть захвачены в качестве союзников иноплеменники. Так, например, кимвры и тевтоны захватили в поход на Италию две общины гельветского союза. Во главе скифских походов в Мидию и в Переднюю Азию стояли скифы, по-видимому, аристократия одного из приольвийских племён. Однако вещи ассиро-урартского и кавказского происхождения, совершенно сходные или близкие, есть в курганах воинов VII и VI вв. до н.э. с Тясмина и по соседству (Жаботин, Литая могила), на Донце (Криворожье), на Кубани (Келермес). Очень возможно, что скифы Приднепровья увлекали с собой и дружины соседних племён. Враждуя также между собой, они заимствовали друг у друга военное снаряжение и костюм.
Кочевники склонны к торговле при разных формах общественного строя. Геродот повествует о шедшем на северо-восток от Ольвии и уходившем в Сибирь за Урал торговом пути, по которому сквозь толщу благожелательных племён ходили скифские купцы. Туда же шли дороги и от других греческих торговых мест. Есть сведения о том, что ответвление этого пути шло на Кавказ. Имеется одно изумительное доказательство полной конкретности этой караванной дороги, к тому же вполне археологическое. Уже упоминалось о зеркалах ольвийской работы в зверином стиле. В полном соответствии с письменными сведениями такие зеркала найдены под Астраханью, Бузулуком и Орском, а также на Таманском полуострове и под Пятигорском, то есть на двух основных разветвлениях этого пути. Шли они и по Днестру до Каменец-Подольска, и по Дунаю в степную Венгрию, и по Днепру до Роси и Ворсклы.
Сильно связывала между собой эти племена, и степные и лесостепные, торговля с греческими городами. Конечно, многое и притом большая часть оседала в ближайших местах и колониях. Скифские могильники и поселения около Ольвии, Николаева, Херсона, в дельте Дона и близ Краснодара полны греческой керамики, металлической посуды и украшений: уже у Никополя и Каменки их немного. По Дону вверх (Частые и Мастюгинские курганы) всего этого уже намного меньше, чем в курганах станицы Елисаветинской. Но всё же эти предметы на север доходят до Киева и Сейма, на северо-восток — до междуречья Волга — Дон в пределы Северного Кавказа. Особенно широко, мало убывая количественно по направлению к северу, расходилось греческое вино в амфорах. Впрочем, если на юге его ставили в могилы, то от Никополя и до Киева это бывало лишь в аристократических захоронениях. Рядовые общинники выпивали его за тризной, от которой оставались лишь обломки амфор в насыпях курганов бок о бок с костями съеденных во время поминок животных. По Кубани вино мало проникало за Краснодар, по Дону не слишком много доходило его до Воронежа. Лишь на Кубани эллинизация быта заходила глубоко, её вовсе нет на Волге, она крайне незначительна под Воронежом, и если не считать того, что она заполняла быт неврской (?) аристократии близ Киева, даже битых амфор мало на поселениях Роси и Сулы.
Греческая торговля началась ещё тогда, когда в Северном Причерноморье было только одно поселение на острове Березань. Именно в эту пору родосские энохои проникли в Жаботин под Киев, в Криворожье и под Керчь. Амфоры этого времени на территории Скифии совершенно неизвестны. Они появляются только со второй четверти VI в. до н.э. В IV-III вв. торговлю со всей степью и лесостепью захватывает Боспор. Его драгоценные изделия, оседая более всего на Днепре, проникают на север до Сулы и Роси. С этой торговлей идёт на север тот набор вещей, на которых есть сцены генеалогические, божественности царской власти и скифского эпоса. В это же время на вещах скифских образцов, но греческой работы (например, горит и акинак Чертомлыцкого кургана), появляются во множестве греческие божества и греческие мифы. Вполне возможно, что в среду скифской аристократии начали проникать греческие религиозные и эпические веяния. Впрочем, они могли осмысливаться по-туземному.
Так перечисленные явления истории Скифии способствовали широкому распространению общих форм материальной культуры и ускоряли развитие общества, ещё сохранявшего много первобытных черт. Скифы создали первое после урартов государство на нашей территории. Скифы создали своё искусство. Многое из него вошло в мировую и русскую культуру. Например, как показал В.А. Городцов, до народного русского искусства дошли, в виде вышивок, фигуры некоторых зверей, какая-то богиня и поклоняющиеся ей пешие и конные воины, солярные знаки и т.п. Скифов сменили сарматы. В следующей книжке мы хотим рассказать читателю, любителю прошлого своей родины, об этом народе и его истории, как о дальнейшей части жизни нашего Отечества.
наверх |