А.М. Хазанов
Социальная история скифов.
Основные проблемы развития
древних кочевников евразийских степей.
// М.: 1975. 344 с.
Содержание
Введение. Некоторые аспекты экологии номадизма в евразийских степях. — 5
Глава I. Источники и литература. — 15
Источники. — 15
История изучения социальной организации скифов. — 24
История изучения социальной организации кочевников евразийских степей и некоторые дискуссионные проблемы кочевниковедения. — 32
Глава II. Скифские этногонические легенды как исторический источник. — 36
Источники. — 36
Анализ. — 38
Выводы. — 53
Глава III. Семья и брак. — 55
Формы и численность семьи. — 55
Особенности семьи у кочевников евразийских степей. — 73
Брак. — 76
Положение женщин. — 83
Линейность, локальность и счёт родства. — 86
Вопрос о пережитках матрилинейности. — 88
Формы собственности и порядок наследования. — 91
Глава IV. Формы социальной организации. — 99
Низшие звенья социальной организации. — 99
Род. — 104
Высшие звенья социальной организации. — 111
Вопрос об общине. — 123
Социальная организация скифов и её место среди общественных структур евразийских кочевников . — 127
Глава V. Социальная стратификация и формы эксплуатации. — 131
Рабы. — 133
Категории зависимого населения. — 148
Рядовое свободное население. — 164
Жречество. — 168
Аристократия. — 179
Царский род. — 191
Выводы. — 200
Глава VI. Скифская государственность и её место среди государственных образований кочевников евразийских степей. — 203
Начальный период скифской истории. — 203
Скифы в Передней Азии. — 218
Скифия в VI-V вв. до н.э. — 225
Скифия в конце V-III в. до н.э. — 238
Скифия в последние века до нашей эры — первые века нашей эры. — 246
О характере государственных образований у кочевников евразийских степей. — 251
Заключение. Общее и особенное в историческом развитии кочевников евразийских степей и принципы периодизации их истории. — 264
Примечания. — 275
Библиография. — 285
Список условных сокращений. — 315
Предметный указатель. — 317
Именной указатель. — 322
Указатель географических и политических наименований. — 326
Указатель этнических наименований. — 329
Археологический указатель. — 332
Summary. — 334
Предисловие. ^
Предлагаемая вниманию читателя книга посвящена трём основным проблемам.
Как видно уже из её названия, по степени их важности для меня и соответственно по уделяемому им месту эти проблемы следующие:
1) социальная история и социальная организация скифов;
2) основные закономерности функционирования и развития обществ древних кочевников евразийских степей;
3) общее и особенное в социальной организации и истории кочевников евразийских степей в целом.
Кроме того, довольно много места уделено трансформации социальной организации общества с комплексной скотоводческо-земледельческой экономикой в связи с переходом к кочеванию — проблеме, для исследования которой только скифское общество представляет необходимый, хотя и недостаточный, материал.
Впрочем, скудость источниковедческой базы по древним кочевникам при работе над книгой ощущалась почти постоянно. Поэтому нередко приходилось прибегать к дедукции и к аналогиям. В.А. Гордлевский заметил однажды, что «аналогия, конечно, объясняет, облегчает понимание фактов, однако, как ни убедительна она, в ней исчезает осязательность» [Гордлевский, 1960, стр. 32]. Когда же фактов не хватает, возможности аналогий становятся ещё более ограниченными. И всё же иного выхода не было. Поэтому я стремился максимально широко использовать сравнительно-этнографический и исторический материал по кочевникам евразийских степей не только для того, чтобы выявить общие и специфические черты в их социальной организации и истории, но также чтобы с его помощью попытаться выяснить некоторые особенности скифского общества. В первом случае правомерность подобного подхода едва ли нуждается в особом обосновании, во втором — она во многом зависит от решения намеченных выше проблем. Более подробное обоснование конкретных параллелей и аналогий приводится в тексте. Хочу лишь сразу подчеркнуть, что по изложенным причинам некоторые выводы относительно скифского общества представляются гипотетическими мне самому.
К тому же надо учитывать, что скифы, сарматы и некоторые другие кочевники являлись иранцами, а хунну и более поздние номады — тюрками и монголами. Это, с одной стороны, побуждает к определенной осторожности в поисках аналогий, но с другой — облегчает выявление общих черт в кочевых обществах с разными этническими и культурными традициями.
Написанию этой книги предшествовала работа над некоторыми более частными проблемами номадизма в евразийских степях. Именно она утвердила меня в той мысли, что социальную организацию и историю скифов нельзя изучать в отрыве от социальной организации и истории остальных кочевников евразийских степей, а специфику кочевников средневековья и
(3/4)
даже нового времени нельзя понять в полной мере без детального сравнения их с кочевниками древности. После этого оставалось самое трудное — найти время и написать книгу. Теперь она написана, и не мне судить о её недостатках и достоинствах. Feci, quod potui, faciant meliora potentes.
На мою же долю остается только приятный долг поблагодарить всех помогавших мне словом и делом, консультациями и советами, предоставлением неопубликованных материалов и полевых записей. Первая признательность— моей жене И.А. Хазановой, сделавшей всё, чтобы облегчить мне работу над этой книгой. Рукопись книги, полностью или частично, читали и сделали ряд полезных замечаний С.А. Арутюнов, Ю.Г. Виноградов, С.Г. Кляшторный, И.В. Куклина, А.М. Лесков, Е.М. Мелетинский, А.И. Мелюкова, Д.С. Раевский, Е.В. Черненко, М.А. Членов, А.И. Шкурко. Им я приношу особую благодарность. И конечно, я не могу не упомянуть всех своих коллег и товарищей по совместной работе в Секторе по изучению истории первобытного общества Института этнографии АН СССР, постоянной поддержке которых я обязан очень многим.
Но больше всего я признателен своему покойному учителю Борису Николаевичу Гракову. Он не только всегда щедро делился со мной своими огромными знаниями, оригинальными замыслами и идеями. Он учил меня большему — этике и эстетике научного исследования, необходимости искать собственные пути в науке и просто преданности любимому делу.
|