● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
С.И. РуденкоКультура хуннов и Ноинулинские курганы.// М.-Л.: 1962. 206 с.
Оглавление
Введение. — 3
Глава I. Погребения хуннов. — 6Глава II. Хозяйство хуннов. — 23Глава III. Жилища и домашняя утварь. — 30Глава IV. Одежда и украшения. — 38Глава V. Средства передвижения. — 48Глава VI. Техника обработки различных материалов. — 51Глава VII. Оружие и военное дело. — 63Глава VIII. Общественная организация хуннов. — 66Глава IX. Изобразительное искусство. — 71Глава X. Верования и культ. — 87Глава XI. Международные отношения и связи хуннов. — 93
Общие выводы. — 110
Перечень предметов из Ноинулинских курганов. — 117Таблицы I-LXXIII. — 125Описание таблиц. — 199Литература. — 203[ Дополнение веб-версии: список иллюстраций в тексте. ] Введение. ^
Во второй половине первого тысячелетия до н.э. северную таёжную зону Евразии занимали преимущественно бродячие охотничьи племена. Зону степей и полупустынь населяли частично осёдлые племена с комплексным хозяйством, в основном же скотоводческие бесписьменные полукочевые или кочевые племена. Основная масса этих племён, известная под названием скифских, или сакских, позднее сарматских, обитала на юго-востоке Европы и смежной западной Азии. Далее к востоку расселились юечжы, усуни, хунны и другие.
В это время на Балканском полуострове, на островах Эгейского моря и в Малой Азии процветала высокая культура древней Греции. В Передней Азии на базе древней месопотамской культуры, Ассирии и Вавилона, развивалась культура Персии, тесно связанная с культурой малоазийской Греции. На Дальнем Востоке господствовала высокая культура Чжоу, затем Циньского и Ханьского Китая.
Единая хозяйственная база скотоводческих племён и определяемый ею образ жизни, широкое в течение ряда веков общение скотоводов на безграничных степных просторах, несмотря на этнические различия, имели следствием единство не только материальной их культуры, но и общественной организации и идеологии. Чтобы в этом убедиться, достаточно сопоставить то, что Геродот писал о скифах, а позднее китайские источники сообщали о хуннах.
В последние столетия до н.э. на политической арене на первое место среди центральноазиатских скотоводческих племён выступают хунны. В это время прослеживаются их тесные связи на севере с динлинами, на западе с юечжами (которых я отождествляю с северо-восточными саками) и усунями, на востоке с потомками дунху — ухуаньцами, а на юге с Китаем.
Китайская историческая традиция связывает сложение хуннского народа с падением древнейшей китайской династии Ся и эмиграцией части её сторонников в северные степи, где возникло первое смешение китайцев с кочевыми племенами ху. Дальнейшая история прахуннов источниками не освещена, за исключением одного, сведения: около XII в. до н.э. отмечено столкновение царства Чжоу с северными варварами, которые были отогнаны на север. Позднее, в IX в. до н.э., указывается на столкновение чжоуского вана с хуннами. Вслед за тем хунны снова появляются в поле зрения китайских летописцев в IV в. до н.э., когда они воюют с княжеством Чжоу, и в III в. до н.э., когда они участвуют в коалиции восточных княжеств против агрессии Цинь. Эта война закончилась поражением хуннов в 214 г. до н.э.: хунны потеряли Ордос и попали в подчинение своим восточным соседям дунху. Неудачно сложились их дела и на западной границе, где господствовали юечжы, владевшие Джунгарией и степной частью современной Ганьсу вплоть до хребта Алашань.
Хунны в это время представляли конфедерацию 24 больших родов, во главе которых стоял вождь, именовавший себя шаньюем, не располагавший большой властью. Имя первого известного в истории шаньюя было Тумань. В 209 г. до н.э. сын Туманя Модэ убил отца и брата, захватил власть и, опираясь на своих сторонников, провёл ряд реформ, превративших Хунну в степную консолидированную державу без нарушения основных принципов родового строя. Введение военной дисциплины превратило хуннское ополчение в войско, которое разгромило и подчинило дунху, кянов в бассейне Кукунора, племена Саяно-Алтая и усуней в Ганьсу, юечжы были отброшены на запад, но война с ними затянулась до 165 г. до н.э. На юге Модэ вернул Ордос и в 200 г. до н.э. нанес поражение Лю Бану, основателю династии Хань. Эти победы поставили хуннов во главе объединённой Центральной Азии и заставили Китай признать Хунну равной державой.
Война с Китаем, между тем, не кончилась, так как хунны, нуждаясь в продуктах сельского хозяйства и тканях, ввиду отсутствия регулярной меновой торговли с Китаем, неоднократно делали на него набеги. Только в 152 г. до н.э. хунны принудили императора Цзин-ди открыть рынки на границе.
В 133 г. до н.э. новый император У-ди возобновил войну против хуннов, но успеха не имел. В 90 г. до н.э. китайская армия была разбита хуннами в Хангае, и держава Хунну сохранила не только независимость, но и гегемонию в Великой Степи.
В последующее время в силу ряда причин и внутренних неурядиц среди правящей верхушки силы Хунну были подорваны, и в I в. до н.э. начался распад державы. В 80 г. до н.э. на сторону Китая перешли усуни, в 72 г. до н.э. восстали динлины и ухуани, в 67 г. до н.э. был потерян богатый оазис Чеши, в 62 г. до н.э. хунны потерпели поражение от китайцев. Внешние неудачи так обострили внутренние противоречия, что в 59 г. до н.э. в Хунну началась междоусобная война, окончательно обессилившая хунном. Один из претендентов на верховное управление хуннами Хуханье подчинился Китайскому императору, остальные погибли, и с 50 г. до н.э. по 11 г. н.э. хунны находились в вассальной зависимости от Китая.
Хотя в начале I в. н.э. хунны обрели былую мощь и независимость, подчинение Китаю существенно отразилось на общественном развитии хуннов. Родовой строй, составлявший основу их державы, стал разлагаться, и когда один из князей Би в 47 г. «передался» Китаю, за ним последовало много хуннов и роды начали раскалываться, в результате чего образовались две державы хунну: северная и южная. Последняя находилась в подданстве у Китая. В 58 г., после того как и подданство Китаю перешли сяньби, северные хунны оказались в крайне тяжёлом положении. И действительно, коалиция из китайцев, южных хуннов, сяньбийцев и чешисцев в 93 г. нанесла им решительное поражение. Они были отброшены в Тарбагатай. В 155-158 гг. объединённые сяньбийские роды нанесли им вторичное поражение и оттеснили их далее на запад, где в последующие века они утратили свою восточную культуру.
Литература по истории хуннов весьма обширна. У нас в СССР в последнее время этой теме посвящены специальные исследования А.Н. Бернштама «Очерки по истории гуннов» (Л., 1951 г.) и Л.Н. Гумилёва «Хунну» (М., 1960 г.). Интерес к этому народу определялся его особой ролью в истории Китая определённой поры и теми опустошениями, которые он произвёл в Европе в связи с продвижением на запад.
Авторов, занимавшихся историей хуннов и их западных потомков, гуннов, особое внимание привлекали политические события и в меньшей степени интересовала их культура. Объясняется это тем, что до начала XX в. было известно очень мало хуннских и особенно гуннских археологических памятников. Мало их мы знаем и в настоящее время.
Моя задача в пределах возможного осветить культуру хуннов ранней поры их процветания, пользуясь, с одной стороны, китайскими летописными источниками (Шицзи — Исторические записки Сыма Цяня, Цяньханьшу — История ста- рейшей династии Хань и Хоуханьшу — История младшей династии Хань), с другой стороны — данными археологических раскопок на территории СССР п Забайкалье и в Северной Монголии. Из раскопок в Забайкалье особо должны быть отмечены раскопки Ю.Д. Талько-Грынцевича, Г.П. Сосновского, А.В. Давыдовой и В.П. Шилова; в Монголии — участников Монголо-Тибетской экспедиции Русского географического общества под начальством П.К. Козлова — С.А. Кондратьева и С.А. Теплоухова.
Исключительное значение раскопок экспедиции Географического общества заключается в том, что в горах Ноин-Ула ею вскрыты погребения хуннской знати с богатейшим материалом для характеристики культуры хуннов времени династии Хань в Китае. Исследованные хуннские памятники в Забайкалье ориентировочно датируются первыми веками до и после н.э. Курганы, вскрытые в горах Ноин-Ула, точно датируются рубежом н.э.
Первые сведения о раскопках и о находках в Ноинулинских курганах были опубликованы в отчётах экспедиции по исследованию Северной Монголии (1925 г.) и в сообщениях К.В. Тревер (1931 и 1932 гг.). К.В. Тревер, кроме того, даны прекрасные репродукции ряда вещей из Ноинулинских курганов, особенно ценных в художественных отношениях, получивших затем широкую известность.
Несмотря на то, однако, что со времени Монголо-Тибетской экспедиции прошло более тридцати пяти лет, результаты раскопок Ноинулинских курганов не получили должного освещения и полностью не опубликованы. Поэтому Ноинулинским курганам мною уделяется преимущественное внимание.
Привлекая достаточно обширный археологический материал и особенно из Ноинулинских курганов, считаю своим долгом выразить благодарность хранителям Государственного Эрмитажа Н.В. Дьяконовой и Е.О.[Е.И.] Лубо-Лесниченко, оказавшим мне большую помощь в изучении ноинулинской коллекции.
Рисунки выполнены Н.М. Руденко, В.М. Сунцовой, Т.Е. Трошкиной и А.В. Ухановой.
Литература ^
Бернштам А.Н.1937. Гуннский могильник Ноин-Ула и его историко-археологическое значение. Известия Академии наук СССР, Отд. общ. наук, №4.1940. Кенкольский могильник. Л.1951. Очерк истории гуннов. Л.Бичурин Н.Я. (Иакинф)1950. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена, ч. I и II. М.-Л.1953. То же, ч. III. М.-Л.Боровка Г.И.1925. Культурно-историческое значение археологических находок экспедиций Академии наук. Краткие отчёты экспедиций по исследованию Северной Монголии в связи с Монголо-Тибетской экспедицией П.К. Козлова.Вайнштейн С.И. и Дьяконова В.П.1960. Уникальные находки из раскопок древних курганов Тувы. Уч.зап. Тувинского научно-исследовательского ин-та языка, литературы и истории, вып. VIII. Кызыл.Витт В.О.1952. Лошади Пазырыкских курганов. Советская археология, XVI.Воскресенский А.А. и Тихонов Н.П.1932. Технологическое изучение
|