главная страница / библиотека / обновления библиотеки
С.И. РуденкоГорноалтайские находки и скифы./ Итоги и проблемы современной науки. М.-Л.: 1952. 268 с.Скачать файл: .djvu, 6,3 Мб Оглавление
Введение. — 5
Глава первая. Скифо-сакская проблема. — 14Глава вторая. Древние скотоводы. — 29Глава третья. Племенные объединения. — 51Глава четвёртая. Культурные связи с Передней Азией и Китаем. — 64Глава пятая. Конный воин. — 88Глава шестая. Звериный стиль. — 138Глава седьмая. Горноалтайский сфинкс. — 189Глава восьмая. Погребение вождей племён. — 224
Заключение. — 248
Цитируемая литература. — 259Список иллюстраций. — 262
Введение. ^
О распространении скифской культуры так далеко на восток, как Горный Алтай, можно было судить по сообщениям древнегреческих авторов, в частности Аристея Проконнесского и Геродота. С большей отчётливостью это показали археологические находки конца XVII и начала XVIII в. В это время в поисках кладов русские поселенцы, раскапывая курганы Западной Сибири, обнаружили большое количество замечательных изделий из золота. Часть таких вещей была поднесена Петру I Демидовым, в большинстве же они были скуплены по указу Петра I сибирским губернатором Гагариным и через Мануфактур- и Берг-коллегию поступили в Петровскую кунсткамеру. Так составилась знаменитая коллекция скифо-сибирского золота, хранящаяся ныне в Государственном Эрмитаже.
С особой убедительностью пребывание скифских племён в Горном Алтае засвидетельствовано археологическими раскопками В.В. Радлова, произведёнными им в 1865 г. В раскопанных В.В. Радловым двух больших курганах, одном у с. Котанды на р. Катуни и другом в долине р. Берели, были обнаружены различные предметы, указывающие на высокую культуру захороненных, отнесённую В.В. Радловым к эпохе раннего железа, без определения этнической принадлежности этой культуры. Между тем, уже по данным раскопок В.В. Радлова можно было заключить, что в середине первого тысячелетия до н.э. Горный Алтай был заселён племенами, культура которых имела много общего с хорошо уже известной в то время культурой скифских племён юга Восточной Европы, хотя данных для развёрнутой характеристики культуры этих племен было крайне мало.
В задачи возглавляемой мною Алтайской экспедиции Этнографического отдела Русского музея, начавшей свои исследо- вания в 1924 г., входило, помимо изучения быта современного коренного населения Алтая, обследование и археологических памятников этой области. В 1924 г. экспедицией была обследована восточная часть Горного Алтая. Производя археологические разведки, мы прошли долиной р. Чулышмана к верховью р. Башкауса, оттуда в Чуйскую степь, затем на Улаганское плато, обратно к оз. Телецкому и на плотах по р. Бие спустились к г. Бийску. В 1925 г. была обследована западная половина бассейна р. Катуни. В 1927 г. работало два отряда: один — в южной части Горного Алтая, другой — в долине р. Урсула, притока р. Катуни.
Наше внимание привлекали большие курганы с каменной наброской — типа раскопанных В.В. Радловым.
Обнаруженная В.В. Радловым в упомянутых курганах мерзлота, обеспечившая прекрасную сохранность изделий из тканей, меха и дерева, при дальнейших раскопках обещала находки, которые с исключительной полнотой могли бы осветить культуру населения Алтая в интересующее нас время.
В 1924 г., проходя горной тропой с р. Чулышмана к устью р. Большой Улаган, мы обратили внимание на группу из пяти больших курганов с каменной наброской, расположенных в небольшой степной долине, известной у местного населения под названием Пазырык, в 2 км к северо-востоку от впадения р. Балыктыюла в р. Большой Улаган.
Судя по значительной над уровнем моря высоте местоположения Пазырыкских курганов, можно было ожидать полного их промерзания. Заложенными возле курганов шурфами был установлен характер грунтов, весьма благоприятный для производства археологических раскопок. Однако удаленность в те времена долины Пазырык от населенных пунктов, возможность добраться до нее только вьючными тропами и вытекающие отсюда трудности организации раскопок больших курганов не позволили в ближайшие годы заняться их исследованием.
В 1927 г. экспедицией был раскопан большой курган в урочище Шибе на р. Урсуле. Благодаря обнаруженной в нём мерзлоте Шибинский курган дал дополнительный к добытому В.В. Радловым интересный археологический материал, но историко-культурное значение его не было оценено в должной мере. О раскопках этого кургана имеется лишь весьма краткое предварительное сообщение, опубликованное под заглавием «Раскопки княжеской могилы на Алтае». Только в 1929 г. Алтайской экспедицией в долине Пазырык был вскрыт пер- Рис. 1. Местонахождение раскопанных больших курганов.(Открыть Рис. 1 в новом окне)вый Пазырыкский курган. Расчёт на полное промерзание этого кургана оправдался. Хотя данное погребение, как и все до настоящего времени раскопанные большие курганы Горного Алтая, оказалось ограбленным, тем не менее оно дало богатый материал для суждения о культуре населения Горного Алтая в скифское время. Предварительное сообщение о результатах раскопок этого кургана было опубликовано мною под заглавием «Скифское погребение Восточного Алтая». В дальнейшем этот курган получил подробное освещение в работах М.П. Грязнова, Л.П. Потапова и С.В. Киселёва.
Несмотря на замечательные находки, сделанные в первом Пазырыкском кургане, дальнейшие раскопки Пазырыкской группы курганов, после значительного перерыва, были возобновлены Институтом истории материальной культуры Академии Наук СССР только в 1947 г. при участии Государственного Эрмитажа, куда и поступили все коллекции из раскопок экспедиции. В 1947 г. были начаты раскопки кургана второго, в 1948 г. раскопки кургана второго были закончены и вскрыты курганы третий и четвёртый, в 1949 г. был раскопан курган пятый.
После раскопок Пазырыкской группы курганов стало совершенно очевидным, что мы имеем дело с археологическим памятником мирового значения, освещающим один из очень важных этапов в истории культуры населения не только приалтайских племён, но и значительно шире — племён, населявших во второй половине первого тысячелетия до н.э. и позже огромные пространства преимущественно степной полосы Восточной Европы, Средней Азии, включая Казахстан и южную Сибирь. Результаты исследования этой группы курганов даны в публикуемой мною монографии «Культура населения Горного Алтая в скифское время».
В 1950 г. раскопано ещё два больших кургана той же эпохи на урочище Баш-адар, в среднем течении р. Каракола, притока р. Урсула.
Результаты исследования этих курганов использованы в данной работе.
Вследствие мерзлоты, образовавшейся во всех больших раскопанных экспедицией курганах, в них хорошо сохранились не только многочисленные изделия из дерева и кожи, шерстяные и шёлковые ткани, дорогие меховые одежды, но, более того, — бальзамированные тела захороненных в них людей, трупы лошадей.
Такое явление, как образование линзы вечномерзлых грунтов под каменной наброской кургана, нигде до сих пор за пределами Горного Алтая не было обнаружено. Континентальный и достаточно суровый климат Горного Алтая благоприятствует образованию мерзлоты. Тем не менее, вследствие недостаточно низких средних годовых температур воздуха и чрезвычайного разнообразия ландшафтных условий, эта область не относится к зоне распространения сплошной мерзлоты. Последняя не наблюдается ни на южных склонах гор, ни Рис. 2. Караван экспедиции в верховье р. Бойлюгема (1924 г.).(Открыть Рис. 2 в новом окне)в открытых степных долинах, где расположены исследованные нами курганы. Как показали специальные расчёты, вечная мерзлота могла образоваться под насыпью этих курганов только в течение ряда лет после их сооружения в результате совместного действия климата и особой конструкции курганов, в частности вследствие наличия каменной наброски поверх земляной их насыпи. Каменная наброска оказалась тем дополнительным фактором, который способствовал развитию, а главное сохранению уже образовавшейся курганной мерзлоты. Каменная наброска действовала как теплоизолирующий покров, предохраняющий земляную поверхность от прогревания летом, а зимой являющийся фокусом максимального теплоизлучения вследствие более быстрого по сравнению с почвой охлаждения камня, при наличии свободной конвекции в наброске. Таким образом в каменной наброске создавался особый микроклимат, отличающийся от микроклимата окружающей курганы степи, благоприятствующий усилению мерзлотного процесса и сохранению мерзлоты. Помимо каменной наброски, образованию вечной мерзлоты благоприятствовала и конструкция кургана в целом, в частности наличие Рис. 3. Караван экспедиции у Теректинского хребта (1925 г.).(Открыть Рис. 3 в новом окне)пустот как в погребальной камере, так и между брёвнами, заполняющими верхнюю половину могильной ямы. В этих пустотах непрерывно происходила контактная конвекция воздуха. Охлаждённый в пустотах воздух опускался вниз, более тёплый поднимался вверх к контактной зоне охлаждения, пока во всём кургане не стабилизировалась температура ниже 0°, а заполнившая пустоты вода не замёрзла.
Как показали наблюдения, при расположении больших курганов с каменной наброской в степных долинах на больших высотах курганная мерзлота до глубины 3-4 м образуется при диаметре кургана свыше 25 м, а на глубину 5-6 м она проникает при диаметре кургана свыше 40 м. На более пониженных участках степи, курганная мерзлота распространяется на глубину до 6 м и глубже при диаметре кургана свыше 50 м. Следовательно, только в курганах указанных размеров могли сохраниться от тления те ценнейшие научные материалы, которыми мы в настоящее время располагаем.
В 1924 и 1929 гг., когда производились раскопки первого из Пазырыкских курганов, к долине Пазырык можно было Рис. 4. Караван экспедиции на Теректинском перевале (1925 г.).(Открыть Рис. 4 в новом окне)пробраться только вьючной тропой от оз. Телецкого или тропой же со стороны Чуйского тракта, через Курайский или Айгулакский перевал. Наиболее лёгкий, но достаточно рискованный, учитывая транспортировку коллекций, обратный путь лежал через оз. Телецкое и далее на плотах вниз по р. Бие. В 1947 г. с преодолением некоторых трудностей в долину Пазырык уже можно было проехать от Чуйского тракта через Айгулакский перевал на грузовом автомобиле. Последнее значительно облегчало организацию работ.
За отсутствием поселений в районе Пазырыкской долины экспедиция как в 1929 г., так и позднее размещалась в палатках и конусообразных шалашах, крытых лиственничной корой. Однако продукты, экспедиционное снаряжение, кроме механизмов, и сложное лабораторное оборудование уже могли быть подвезены к месту раскопа на автомобиле. Последнее было особенно важно потому, что раскопка в Горном Алтае промёрзших курганов сопряжена с такими трудностями, каких не знает практика археологических раскопок в обычных условиях.
Мёрзлые грунты вообще с трудом поддаются разработке, а в специфических условиях исследования древних археологических памятников не могут применяться иные методы, кроме постепенного оттаивания грунтов под воздействием тёплого летнего воздуха и солнечных лучей. Таяние грунтов в естественных условиях происходит крайне медленно, а горноалтайское лето слишком кратковременно. До середины июня бывают снегопады, а с середины августа начинаются ночные заморозки. Кроме того, по мере углубления ко дну могильной ямы, по мере приближения к захоронению людей и лошадей воздействие на таяние грунтов тёплого воздуха и солнечной энергии становится все меньше. Поэтому приходилось использовать сначала горячую, а затем тёплую воду для протаивания могил. Сотни вёдер нагретой воды в течение дня надо было вливать в промёрзлую могилу, а по её охлаждении вычерпывать. Крайне осложняли работу камни, нередко в несколько тонн весом, сброшенные в могильную яму, а также то обстоятельство, что постепенно оттаивающий грунт, насыщенный водой, непрерывно оползал, наполняя могильную яму грязью, так что при отсутствии соответствующих креплений стенок могильной ямы неизбежно должны были быть обвалы.
Процесс разложения различных органических веществ, в частности трупов лошадей, задержавшийся образованием курганной мерзлоты, при оттаивании возобновлялся, что вместе с температурой в могильной яме, близкой к 0°, созда- вало особенно трудную для работы обстановку. Необычно сложными оказались и полевая лабораторная обработка добытых вещей и их консервация.
Все эти трудности преодолевались дружным коллективом энтузиастов, научных сотрудников Горноалтайской экспедиции и наших верных друзей — рабочих, которые вместе с нами делили все невзгоды и радости общего предприятия. Им мы обязаны блестящими результатами раскопок, осветившими один из замечательных периодов истории нашего отечества, им я считаю долгом выразить и свою исключительную признательность как руководитель и начальник экспедиции.
наверх |