главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки
С.И. РуденкоГорноалтайские находки и скифы./ Итоги и проблемы современной науки. М.-Л.: 1952. 268 с.
Глава восьмая. Погребение вождей племён.
Погребения умерших в интересующую нас эпоху совершались в Горном Алтае по определённому, вполне установившемуся обычаю. В южной половине грунтовой могильной ямы, в бревенчатом срубе, клали тело умершего на спину, с согнутыми в локтях руками и с вытянутыми ногами, головой на восток. В северной половине могильной ямы укладывали убитых во время похорон лошадей, как правило, также головой на восток, с поджатыми ногами. Могильная яма засыпалась тем грунтом, который был вынут при её рытье. Небольшой земляной холмик прикрывался более или менее мощным слоем угловатых камней, взятых из ближайшей к могиле природной россыпи.
Этот же способ захоронения применялся при сооружении больших, раскопанных нами курганов, могил вождей племён, выдающихся по своему общественному положению и богатству лиц.
Грунтовые могильные ямы рылись прямоугольной формы, со стенками, точно ориентированными по странам света. Северные и южные стенки этих могильных ям всегда длиннее западных и восточных стенок. Площадь могильных ям с захоронением вождей племён в среднем около 40 м2, глубина же от верхней поверхности погребённой почвы в Пазырыкских могилах была около 4 м, в долине р. Урсула — до 6 м с лишним.
Сруб рубился или из очень толстых брусьев или из брёвен с двойными (Шибинский и все Пазырыкские курганы, кроме четвёртого) или одинарными стенками (четвёртый Пазырыкский курган и Башадарские). Свободное междустенное пространство в некоторых случаях засыпалось битым камнем. Одинарный сруб, как и внутренний, при двустенной конструкции погребальной камеры, ставился на полу из толстых плах. Сверху срубы Рис. 126. Разборка каменной наброски.
|
Рис. 127. Внутренние стенки погребальной камеры.
|
Рис. 128. Разборка каменной наброски.
|
камней. Для того чтобы ослабить давление вышележащего груза на погребальную камеру, вдоль её северной и южной стенок ставилось по три столба с корытообразными выемками на их верхних концах. В эти выемки клали поперечные толстые бревенчатые балки, сверх которых укладывался уже настил из брёвен. Такие столбовые крепления были во всех исследованных курганах, кроме четвёртого Пазырыкского и второго Башадарского. Брёвна, уложенные рядами, в могильную яму спускались на верёвках, для чего в таких глубоких могильных ямах, как второй Башадарский курган, все брёвна, а число их доходило до 300, имели на концах проушины или кольцевые зарубки. Для предохранения от гниения торцовые части бревен как погребальной камеры, так и брёвен многочисленных накатов обёртывались иногда берёстой, что, например, имело место во втором Башадарском кургане.
Могильная яма, заваленная брёвнами и камнями, засыпалась грунтом: получался холмик высотой от 0.7 до 1.5 м. По
Рис. 130. Извлечение камней.
|
Рис. 131. Заполненная льдом погребальная камера.
|
окружности курган обкладывали кольцом из крупных камней или заключали в два концентрических кольца из вкопанных в землю камней, а затем прикрывали каменной наброской из мелких валунов, угловатых камней россыпи, речной гальки и щебня. В результате получался холм в виде каменной россыпи диаметром у исследованных нами курганов от 24 до 58 м и высотой от 1.75 до 3.75 м.
У первых четырёх Пазырыкских курганов и у первого Башадарского по направлению к востоку от кургана был вкопан в землю ряд вертикально поставленных камней. У пятого Пазырыкского и у второго Башадарского таких рядов вертикально поставленных камней не наблюдалось. В отличие от прочих пятый Пазырыкский курган но окружности был обставлен рядом вертикально вкопанных в землю небольших каменных плит и круговыми каменными выкладками. К западу от Башадарских курганов в виде полумесяца на протяжении 100-150 м
|
|
Рис. 132. Грабительский лаз в верхнем потолке погребальной камеры.
|
Рис. 133. Извлечение брёвен.
|
вытянулся ряд круглых и квадратных кладок из вкопанных в землю вертикально поставленных камней и каменных плит.
На основании целого ряда данных установлено, что захоронения в больших курганах производились или в начале лета или поздней осенью, во всяком случае не зимой. Последнее может быть объяснено теми трудностями, с которыми было бы сопряжено устройство таких капитальных сооружений, с глубокими и большими могильными ямами, в зимнее время. В самом деле, как выяснилось, орудиями для рытья могильных ям в основном служили деревянные колья и массивные деревянные колотушки. Выбрасывалась земля лёгкими узкими деревянными лопатами. Копать мёрзлый грунт такими орудиями не было никакой возможности. Весьма вероятно, что этот обычай захоронения знатных лиц только в определённое время года обусловливал необходимость бальзамирования их тел.
Геродот так описывает погребение верховных вождей у западных, причерноморских, скифов: «После смерти базилевса
там тотчас выкапывается большая четырёхугольная яма; по изготовлении её принимаются за покойника и воском покрывают его тело, но предварительно разрезывают ему живот, вычищают его и наполняют толчёным купером, ладаном, семенами сельдерея и аниса, потом сшивают и везут в повозке к другому народу» 1. [1]
Тела всех захороненных в больших курганах оказались мумифицированными, но приёмы бальзамирования трупов были различные. Черепа всех захороненных везде, кроме второго Башадарского кургана, были трепанированы для извлечения мозга.
Во всех тех курганах, где сохранились тела погребённых, брюшные полости были вскрыты и внутренности удалены. Никаких последующих операций не было замечено на телах погребённых во втором Башадарском кургане. У старика, похороненного в Шибинском кургане, мышцы были удалены
|
|
Рис. 134. Нижний потолок погребальной камеры.
|
Рис. 135. Заполненная льдом погребальная камера.
|
и заменены, повидимому, какими-то растительными волокнами, после чего все разрезы на теле были зашиты толстыми сухожильными нитками. У мальчика, похороненного в том же кургане, оказались зашитыми глаза. У женщины, похороненной во втором Пазырыкском кургане, брюшная полость была также заполнена какой-то растительной массой и затем зашита. Весьма возможно, что в качестве если не консервирующего вещества, то во всяком случае отбивающего трупный запах применялись сильно ароматичные семена эфирно-масличного растения кориандра, которые в большом количестве были найдены во втором, третьем и пятом Пазырыкских курганах. У мужчины из второго Пазырыкского кургана были сделаны глубокие надрезы вдоль обеих рук, с внутренней их стороны, а также вдоль ног, от внутреннего мыщелка одной ноги через промежность до внутреннего мыщелка другой ноги, для введения в мышцы какого-то консервирующего вещества, после чего все швы были тщательно зашиты. Черепные коробки погребённых во втором кургане после удаления из них мозга были заполнены землёй, а вырезанные при трепанации косточки
положены на место, и разрезанная на этих участках головы кожа сшита (рис. 138).
Оригинальная операция была проделана над телами мужчины и женщины, захороненными в пятом Пазырыкском кургане. Помимо извлечения мозга и внутренностей, через многочисленные разрезы кожи на теле была удалена вся мускулатура, даже со стоп ног и кистей рук, после чего все швы были тщательно зашиты (рис. 139). Получились таким образом скелеты в коже. Там, однако, где это было необходимо для придания телу соответствующей формы, например в области шеи и грудей у женщины, мышцы заменены конским волосом.
В первом Башадарском кургане сохранился только скелет молодого человека. Его череп оказался трепанированным, никаких других признаков бальзамирования тела естественно не могло быть. При детальном осмотре костей скелета оказалось, что эпифизы всех длинных костей конечностей были
|
|
Рис. 136. Бальзамированный труп мужчины.
|
Рис. 137. Оттаивание трупа мужчины.
|
просверлены коловоротом. Отверстия эти были обнаружены на концах больших берцовых костей, на концах костей бедренных, в подвздошных костях таза, на верхних концах костей предплечья и на обоих концах плечевых костей. Кроме того, с передней стороны оказались просверленными тела шейных и грудных позвонков.
В то время как тела позвонков просверливались полностью, до мозгового канала позвоночника, большие кости конечностей просверливались только частично, до губчатой части этих костей, заполненных костным мозгом. Отсюда можно заключить, что все эти отверстия сверлились в скелете в связи с бальзамированием для введения в тело каких-то консервирующих веществ.
Выше неоднократно уже отмечалось, что в одном и том же кургане хоронились одновременно и мужчина и женщина. Так было во втором, четвёртом и пятом Пазырыкских курганах, во втором Башадарском, в Котандинском. Во втором и пятом Пазырыкских курганах оба тела были положены в одном и том же саркофаге-колоде, в четвёртом Пазырыкском и во втором Башадарском тела находились в отдельных саркофагах-
колодах. Отдельно были положены тела погребённых и в Котандинском кургане.
Какое отношение имели женщины к захороненным мужчинам, можно судить по сообщению Геродота, по которому западные, причерноморские, скифы вместе с царём «хоронят одну из наложниц, предварительно задушив её» 1. [2] Принимая во внимание то высокое положение, какое занимали женщины в обществе азиатских скифов трудно допустить, чтобы по смерти вождей племён в загробный мир их сопровождали жёны. Вероятнее, и в Горном Алтае по смерти вождя в загробный мир с ним направлялась одна из его наложниц, возможно, полонянка, обслуживавшая его при жизни. Отсутствие захоронения женщин в третьем Пазырыкском и первом Башадарском курганах, по всей вероятности, может быть объяснено тем, что эти вожди не имели наложниц.
Наложницы эти насильственно, путём удушения или иным способом, а может быть и добровольно, отправлялись на тот свет непосредственно после смерти их господина, иначе их тела не подвергались бы бальзамированию.
Выше в приведенной цитате из Геродота упоминалось, что западные царские скифы бальзамированное тело царя возили в повозке по подвластным ему народам. Так же они поступали и с прочими скифами: ближайшие родственники клали покойника на повозку и везли к его друзьям 2. [3] В Пазырыкских курганах нами найдены повозки двух типов. Во-первых, массивные, очень тяжелые телеги и, во-вторых, очень лёгкая, сложной конструкции повозка, на высоких многоспицных колесах.
Остатки телег в виде колёс с осями и дрожинами найдены во всех Пазырыкских курганах, кроме кургана первого. Их оси толстые, диаметром 10-12 см, с цельными из лиственничного дерева колесами толщиной до 30 см и высотой до 40 см (рис. 140). Дрожины массивные, квадратные в поперечном разрезе, с перекладинами, поверх которых настилался слой тонких жердей.
Эти телеги использовались для большой работы по перевозке тяжестей, ибо, несмотря на то, что их оси смазывались дёгтем, последние в некоторых случаях найдены стёртыми до половины их толщины, сильно размолоты и втулки колес. Такими телегами, повидимому, пользовались главным образом для подвозки камней к кургану.
Для сооружения одного кургана требовалось до 2000 куб.м камня, причём некоторые из камней весили от 2 до 3 тонн. Без подобных телег эту работу вряд ли можно было выполнить. Кроме того, на них, вероятно, перевозилась в разобран-
ном виде погребальная камера и подвозились к могиле брёвна. Подвозились, по всей вероятности, и саркофаги-колоды.
Можно думать, что назначением повозки или колесницы, найденной в пятом Пазырыкском кургане, была, как и у западноевропейских скифов, перевозка тела умершего вождя по подвластным ему родам или друзьям.
Повозка эта имеет четыре многоспицных колеса диаметром свыше 150 см с тщательно выделанными очень длинными ступицами и тонкими спицами (рис. 141). Ободья колёс деревянные, без шин. Оси очень длинные, свыше 3 м. К передней оси ремнями наглухо привязана деревянная дуга, в которой подвижно укреплено дышло. К переднему концу дышла привязана перекладина с прикреплёнными к ней рогатками (прототипами хомута) для запряжки двух лошадей. Вторая пара коней припрягалась по бокам дышловой пары при помощи ременных постромок и вальков. На осях, соединённых между
|
|
Рис. 140. Ось с колесом телеги.
|
Рис. 141. Части повозки.
|
собой одетыми на них боковыми брусьями, привязывалась специальная, с резными колонками, платформа с подножкой впереди для управляющего лошадьми. Над платформой имелся верх из гнутых прутьев, крытый войлоком, на четырёх углах которого было закреплено по скульптурной войлочной фигуре лебедя (рис. 74, а).
Таким образом, повозка эта, рассчитанная на дышловую запряжку четвёрки коней, была очень сложного устройства, состояла из многих сотен отдельных частей, скреплённых между собой костылями, заклёпками, связанных ремнями, при полном отсутствии использования металла в качестве материала при её изготовлении.
Саркофаги-колоды во всех исследованных нами курганах оказались однотипными в двух вариантах — с двумя парами проушин на концах колоды во всех Пазырыкских курганах и с четырьями парами проушин во втором Башадарском кургане. Выделаны они из цельного ствола лиственницы (во втором
Башадарском кургане из кедра) диаметром до 1 м и длиной в пятом Пазырыкском кургане до 5 м, с крышками соответствующих размеров.
Саркофаги-колоды и их крышки в первых двух Пазырыкских курганах снаружи были оклеены полосками берёсты, снятой с молодых берёзок, перекрещивающимися друг с другом в диагональном направлении. Кроме того, по верхнему борту саркофаги были украшены в первом кургане вырезанными из кожи и покрытыми оловянной фольгой изображениями петухов (рис. 100, в-д), а во втором кургане — изображениями бегущих оленей (рис. 75).
Исключительным по своему художественному оформлению оказался саркофаг-колода с крышкой из второго Башадарского кургана, в котором был похоронен вождь. По верхнему краю борта колода была украшена полоской тонкого войлока с узорным орнаментом, закреплённой по нижнему краю медными гвоздями с очень большими круглыми шляпками. Кроме того,
|
|
Рис. 142. Саркофаги-колоды.
|
Рис. 143. Саркофаг-колода.
|
лицевая сторона саркофага оказалась покрытой вырезанными на ней фигурами идущих один за другим тигров. Под крайним левым изображением тигра вырезана фигура лося с вывихнутым задом. Не менее замечательной резьбой покрыта и крышка этого саркофага. На ней вырезаны четыре идущих один за другим тигра и под ними изображения двух лосей, один из которых с вывихнутым задом, двух кабанов и трёх горных баранов в различных позах (рис. 87, б-ж). Следует подчеркнуть весьма искусную компановку всех этих изображений. Несмотря на то, что крышка сплошь покрыта изображениями животных, каждое из них в отдельности хорошо видно.
Мы не знаем, как доставлялись тела умерших к месту захоронения и всегда ли на повозках. Несомненно только, что проявлялась немалая забота о придании особой пышности погребальной процессии.
За исключением четырёх упряжных коней, обнаруженных только в пятом Пазырыкском кургане, все остальные лошади, как мы знаем, были верховыми, и убранству этих коней уделено было особое внимание. Сёдла были красочно и изящно оформлены, все блистало золотом. У передних лошадей имелись специальные головные украшения с эффектными навершиями.
Тщательно и заботливо были убраны и погребальные камеры. Войлочными коврами, в некоторых случаях изысканной
художественной работы, закрывались стены камеры, иногда и пол покрывался войлоком.
Погребальный ритуал был связан с верой в продолжение жизни в загробном мире, жизни в точности такой же, как и на земле. Поэтому умерших снабжали всем необходимым на время пути в загробный мир, который, по представлениям древних горноалтайцев, находился на западе, там, где заходит солнце, и для дальнейшего продолжения там жизни. Умершего вождя сопровождала не только его наложница, с ним отправлялись на тот свет и его верховые кони со всей упряжью, одежда, оружие и другие лично ему принадлежавшие вещи.
Поскольку все исследованные нами курганы оказались ограбленными, трудно составить представление о полном комплекте тех вещей, которые клали с покойником в могилу. Всё же и те отрывочные данные, которыми мы располагаем, показывают, что с умершими действительно клали их личное имущество и пищу на время пути в загробный мир. Хоронились они, по крайней мере вожди племён и их наложницы, в парадных одеждах, мужчины с оружием, женщины с их туалетными принадлежностями. В камерах устанавливали светильни, клали рабочие инструменты, ставили низенькие столики-блюда для еды, подушки для сиденья. Умерших снабжали пищей: сыром, найденным почти во всех курганах, мясом овец и лошадей. Глиняные и деревянные сосуды содержали, по всей вероятности, напитки. По числу погребённых клали и принадлежности для курения. Наложницы, похороненные во втором Пазырыкском и во втором Башадарском курганах, были, повидимому,
музыкантшами, и с ними был положен их музыкальный инструмент типа ассирийской арфы. В ряде курганов были найдены также ритуальные, односторонние барабаны.
После похорон совершались очистительные обряды. Об очистительном после погребения обряде Геродот писал: «Окончив погребение, скифы очищают себя таким способом: головы они смазывают, а потом обмывают себе волосы; с телом поступают так: после того как они поставят три древка, наклонённые один к другому, они покрывают их шерстяным войлоком и, создав круговую защиту как можно лучше, бросают раскалённые на огне камни в посуду, поставленную внутри этого шатра... В Скифии произрастает конопля... И вот после этого скифы, взяв семена конопли, подлезают под войлок и раскидывают затем семена поверх раскаленных на огне камней; брошенное курится и получается такой пар (дым), что никакая уж эллинская парильня не превзойдёт этого. Скифы, восхищенные подобной парильней, громко ликуют. Это служит им вместо омовения, ибо они вовсе не моют тело водою» 1. [4]
Во всех Пазырыкских курганах нами были найдены связанные между собой вверху не три древка, как писал Геродот, но шесть древков, а во втором Пазырыкском кургане сохранились и другие принадлежности для курения конопли, точнее гашиша, и семена самой конопли. В упомянутом кургане эти шестиноги были расставлены над медными сосудами прямоугольной формы, на четырёх ножках и в форме скифского котла на поддоне (рис. 145). Оба сосуда были наполнены побывавшими в огне камнями, в них же были обнаружены семена конопли, частично обуглившиеся. Показательно, что ручки котла оказались обёрнутыми берёстой, так как от раскаленных камней сосуд нагревался, и без берестяной обёртки взять его руками не представлялось, очевидно, возможным. К древку одной из шестиног была привязана кожаная фляга с семенами конопли. Эта шестинога была покрыта кожаным покрывалом художественной работы, а другая войлочным.
Таким образом, скифский обычай очищения после похорон окуриванием, так обстоятельно описанный Геродотом, получил полное своё подтверждение, и притом во всех деталях, нашими раскопками в Горном Алтае.
Это открытие освещает ещё одну сторону быта скифских племён. Дело в том, что приспособления для курения
конопли в двух комплектах найдены не только во втором Пазырыкском кургане, но и во всех трёх курганах, где было двое похороненных. Следовательно, такими приборами пользовались не только в обряде очищения после похорон. Если бы это было так, то зачем им было находиться в могилах. Ими пользовались в обыденной жизни для курения конопли, причем курили, очевидно, и мужчины и женщины. Напомню, что один из позднейших античных авторов, Гесихий Александрийский, в своём лексиконе под словом конопля пишет: «курение скифское». Отсюда понятно и замечание Геродота о том, что скифы, восхищённые подобным курением (гашиша), «громко ликуют».
После похорон устраивались поминки, причём у ближайших к горноалтайцам исседонов, по сообщению Геродота, это празднество в честь отца устраивал сын 1. [5] Следов поминок в Пазырыкской группе курганов, за исключением кургана первого, нами не замечено. Несомненные следы поминок обнаружены при раскопках Башадарских курганов. Там, особенно во втором Башадарском, в верхнем слое земляной насыпи, под каменной наброской, было найдено большое количество черепков от глиняных сосудов. Сосуды эти были оставлены, по всей вероятности, после поминальной трапезы, которая происходила ещё до засыпки кургана каменной наброской.
Весьма возможно, что с поминальным обрядом связаны и огромные каменные выкладки в виде полумесяца, которые наблюдаются у курганов в бассейне р. Урсула, в частности возле Башадарских, о которых упоминалось выше.
В связи с культом мёртвых скифы естественно почитали могилы своих предков. Напомню тот ответ, который царь скифов Иданфирс дал персидскому царю Дарию, на вопрос последнего, почему он не торопится сразиться с ним: «У нас нет городов, нет засаженных деревьями полей, нам нечего опасаться, что они будут покорены или опустошены, нечего поэтому и торопиться вступать с вами в бой. Если бы вам крайне необходимо было ускорить сражение, то вот: у нас есть гробницы предков; разыщите их, попробуйте разрушить, тогда узнаете, станем ли мы сражаться с вами из-за этих гробниц или нет» 2. [6]
Остаётся упомянуть ещё об одном обычае, связанном с культом мёртвых. Об азиатских племенах массагетах и исседонах Геродот писал: «Рассказывают, что у исседонов существуют следующие обычаи: если у кого умрёт отец, все родственники
пригоняют к нему скот, за сим убивают животных, разрезывают их мясо, а также труп умершего на куски, всё мясо мешают вместе и устраивают пиршество». То же делают и массагеты: «кто очень состарится... убивают его, а вместе с ним и разный скот, варят это вместе и поедают» 1. [7]
Обычай этот, связанный с представлением о том, что таким путём можно приобщиться к силе и могуществу умершего, возможно, практиковался и в Горном Алтае. Вполне вероятно, что извлечение внутренностей и мышц при препаровке тела в процессе его бальзамирования было связано с упомянутым обычаем.
Помимо погребальных обычаев и культа мёртвых, раскопки погребений вождей племён осветили ряд вопросов, связанных с религиозными представлениями древних горноалтайцев.
О космогонических представлениях и о религии скифских племён мы знаем очень мало. Геродот сообщает нам имена божеств, которых почитали скифы. Табити была богиней очага, семейного благополучия, и её культ был связан с почитанием огня. Клятва божествами «царского» очага у скифов считалась священной. Папай был божеством Неба, и равным ему по значению являлось женское божество Апи. Она была богиней Земли и плодородия, подобно мидо-персидской Анаит (Анахита). Гойтосир был богом Солнца и пользовался, по Геродоту, особым почитанием у массагетов. Аргимпаса была второстепенным женским божеством Неба, божеством Луны.
В свете сообщаемых Геродотом сведений, богиня, сидящая на троне с цветущей ветвью в руке, изображённая на большом настенном войлочном ковре из пятого Пазырыкского кургана, — либо Табити, либо Апи, если в представлении горноалтайских племён обе эти богини не воспринимались как единое женское божество.
Из перечисленных выше свойств скифских божеств следует, что скифы, подобно переднеазиатским народностям, в частности иранцам, чтили животворящие силы природы, олицетворяемые божествами.
Никаких указаний у Геродота и у других греческих историков на культ животных у скифов или саков нет. Старая тотемная трактовка изображений всех вообще животных, представленных в скифском искусстве, не имеет под собой никаких оснований.
Несмотря на сравнительно высокую степень развития религиозных представлений, у скифских племён должны были вместе с культом мёртвых сохраниться элементы, характерные для ранних этапов религиозных воззрений, а в связи с ними — магия и колдовство. Неопровержимые доказательства последнего дали наши раскопки.
В первых двух Пазырыкских курганах были найдены зашитые в кожу или войлок пряди человеческих волос, а во вто-
ром кургане той же группы — и ногти, хранившиеся в специальном кожаном мешочке.
Наличие волос и ногтей в могиле вскрывает вполне определённые анимистические представления. С ранних стадий культурного развития известно повсеместное представление не только о теле, заключающем в себе жизненный элемент (душу), но и об отдельных его частях, в том числе о волосах и ногтях, как имеющих свою частную, парциальную душу. Волосы и ногти на умершем непрерывно растут и не умирают, не гниют, не разрушаются и после смерти. Отсюда парциальное представление о душах наделяло ногти и особенно волосы исключительно сильными душами. Достаточно овладеть волосами или ногтями данного человека, чтобы получить власть над его душой, чтобы влиять на жизнь данного человека. Этим объясняется чрезвычайно широко распространённый древний обычай сохранять вычесанные или состриженные волосы или ногти, чтобы избежать опасности через их посредство быть околдованным или подвергнуться воздействию злых духов.
С другой стороны, и из веры в бессмертие, в продолжение жизни в загробном мире вытекает необходимость сохранить не только тело, но и части его, волосы и ногти. В Средней Азии и Персии обычай класть под саван покойнику ногти сохранился и до наших дней 1. [8]
Амулетами, охраняющими от злых духов, от сглаза, могли служить раковины ужовки (Cypraea moneta), напоминающие женский половой орган, в единичных экземплярах найденные и нескольких курганах.
К числу предметов, связанных с культом, вероятно, следует отнести и упоминавшиеся выше односторонние барабаны. Находка совершенно одинаковых барабанов в нескольких курганах позволяет думать, что они могли быть атрибутами главы семейства. Поскольку подобным барабанам обычно приписывалась волшебная сила, они могли употребляться при культовых или магических действиях.
главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки