● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Давыдова А.В., Миняев С.С. Художественная бронза сюнну. Новые открытия в России. / Davydova A., Minyaev S. The Xiongnu Decorative Bronzes: New Discoveries in Russia. / Археологические памятники сюнну. Вып. 6. СПб: «Гамас». 2008. А.В. Давыдова, С.С. Миняев / A. Davydova, S. Minyaev

Художественная бронза сюнну. Новые открытия в России.

The Xiongnu Decorative Bronzes: New Discoveries in Russia.

/ Археологические памятники сюнну. Вып. 6.

// СПб: «Гамас». 2008. 120 с.
ISBN 978-5-91519-009-1 (на обл.: ISBN 978-5-8465-0745-6)

 

аннотация: ] Предметы древнего искусства, оригинальные и неповторимые, составляют гордость всех музейных коллекций. Большая часть таких предметов получена при раскопках археологических памятников, исследование которых приносит основную информацию о материальной и духовной культуре древних народов. Не составляют исключение поселения и могильники азиатских гуннов (в современной науке их называют сюнну), на рубеже III-II вв. до н.э. захвативших огромные пространства Центральной Азии. Первые экземпляры сюннуских художественных бронз были добыты грабителями из захоронений в Монголии и Северном Китае и в начале XX века появились на антикварных рынках Старого и Нового света. В настоящее время эти изделия составляют престижную часть экспонатов крупнейших западных музеев и частных коллекций. Однако отсутствие научной документации длительное время не позволяло определить хронологию таких находок, их назначение и этническую атрибуцию. Только систематические археологические исследования, проводимые в последние годы в России, позволили сформировать представительную, хорошо документированную коллекцию сюннуской бронзы и определить назначение многих предметов. В книге впервые публикуется основная часть этой уникальной коллекции, в которую вошли находки из базовых археологических памятников сюнну — Иволгинского комплекса, Дырестуйского могильника и поселения Дурёны, — хранящиеся ныне в Государственном Эрмитаже и Кяхтинском краеведческом музее. Публикацию каталога художественной бронзы предваряет краткий очерк истории сюнну, характеристика основных археологических памятников, а также анализ основных направлений в искусстве сюнну. Книга содержит идентичные тексты на русском и английском языках и рассчитана на археологов, историков, искусствоведов и всех, интересующихся историей Центральной Азии и этапами развития древнего искусства.

 

Contents / Содержание

Добавление сайта: Список рисунков в тексте (Рис. 1-43) ]

Introduction (Sergey Minyaev). — 7

Brief sketch of the Xiongnu history (Sergey Minyaev). — 8

Archaeological sites of the Xiongnu (Sergey Minyaev). — 17

Art of the Xiongnu (Sergey Minyaev). — 22

Artistic bronzes of the Xiongnu (Anthonyna Davydova). — 25

The collection of Ivolga and Derestuj decorative bronzes (Anthonyna Davydova). — 25

 

Введение (С.С. Миняев). — 27

Краткий очерк истории сюнну (С.С. Миняев). — 28

Археологические памятники сюнну (С.С. Миняев). — 35

Искусство сюнну (С.С. Миняев). — 39

Художественная бронза сюнну (А.В. Давыдова). — 47

Коллекция иволгинской и дырестуйской художественной бронзы (А.В. Давыдова). — 48

 

Каталог [ Рис. 44-122 ]. / The Catalog [ Fig. 44-122 ] (А.В. Давыдова). — 51

 

Bibliography (А.В. Давыдова). — 110 [118]

 


Fig. 18. Beads and earrings from turquoise and cornelian, Derestuj cemetery.

Рис. 18. Сердоликовые и бирюзовые бусы и серьги, Дырестуйский могильник.

(Открыть Рис. 18. в новом окне)

 

Введение.   ^

 

Предметы древнего искусства, оригинальные и неповторимые, составляют гордость всех музейных коллекций. Большая часть таких предметов получена при раскопках археологических памятников, исследование которых приносит основную информацию о материальной и духовной культуре древних народов. Не составляет исключения и Республика Бурятия (Российская Федерация), занимающая территорию Западного Забайкалья и выделяющаяся даже в Сибири богатством и разнообразием памятников истории. Особое место среди этих памятников занимают поселения и могильники азиатских гуннов (в современной науке их называют сюнну), на рубеже III-II вв. до н.э. захвативших огромные пространства Центральной Азии. Археологические памятники сюнну, открытые сто лет назад именно в Бурятии, содержат большое число изделий древнего искусства, первое место среди которых, как по количеству находок, так и по общепризнанной эстетической ценности, занимают художественные бронзы.

 

Первые экземпляры сюннуских художественных бронз были добыты грабительскими раскопками в Монголии и Северном Китае и в начале XX века появились на антикварных рынках Старого и Нового света. В настоящее время эти изделия составляют престижную часть экспонатов крупнейших западных музеев и частных коллекций. Однако, отсутствие научной документации длительное время не позволяло определить хронологию таких находок, их назначение и этническую атрибуцию. Только систематические археологические исследования, проводимые в последние годы, позволили сформировать представительную, хорошо документированную коллекцию сюннуских бронз и определить назначение многих предметов.

 

В данной книге публикуется большая часть этой уникальной коллекции, основу которой составляют находки из широко известных археологических памятников сюнну в Бурятии — Иволгинского комплекса, Дырестуйского могильника и поселения Дурёны. Публикацию каталога художественной бронзы предваряет краткий очерк истории сюнну, характеристика основных археологических памятников, а также анализ основных направлений в искусстве сюнну.

 


 

Bibliography.   ^

 

1. Артамонов M.И. Сокровища саков. М., 1973.

2. Волков В.В. Бронзовый и раннежелезный век Северной Монголии. Улан-Батор, 1967.

3. Грязнов М.П. Аржан. Царский курган раннескифского времени. Л., 1980.

4. Давыдова А.В. К вопросу о хуннских художественных бронзах // СА. 1971. №1.

5. Давыдова А.В. Иволгинское городище. Археологические памятники сюнну. Вып. 1. СПб., 1995.

6. Давыдова А.В. Иволгинский могильник. Археологические памятники сюнну. Вып. 2. СПб., 1996.

7. Давыдова А.В. К вопросу о роли осёдлых поселений в кочевом обществе сюнну // КСИА. 1978. №178 [154].

8. Давыдова А.В. Некоторые вопросы социальной истории населения Забайкалья по данным Иволгинского могильника // СА. 1982. №1.

9. Давыдова А.В. Иволгинский комплекс — памятник хунну в Забайкалье. Л., 1985.

10. Давыдова А.В. Бронзовая печать из поселения Дурёны // СА. 1988. №3. [? — возможно, имеется в виду другая статья]

11. Давыдова А.В., Миняев С.С. Пояс с бронзовыми бляшками из Дырестуйского могильника // СА. 1988. №1.С. 230-233.

12. Давыдова А.В., Миняев С.С. Комплекс археологических памятников у села Дурёны. СПб., 2003.

13. Дэвлет М.А. Сибирские поясные ажурные пластины II в. до н.э. — I в. н.э. // САИ. 1980. Вып. Д4-7.

14. Киселёв С.В. Древняя история Южной Сибири. М.-Л., 1951.

15. Кузьмин Н.Ю. Тесинский курган [могильник] у дер. Калы // Памятники археологии в зонах мелиорации Южной Сибири. Л., 1988.

16. Матющенко В.И., Татаурова Л.В. Могильник Сидоровка в Омском Прииртышье. Новосибирск, 1997.

17. Миняев С.С. Производство и распространение поясных пластин-пряжек с зооморфными изображениями // М.А. Дэвлет «Сибирские поясные ажурные пластины II в. до н.э. — I в. н.э.» (САИ. Вып. Д4-7). М., 1980.

18. Миняев С.С. К проблеме происхождения сюнну // Информационный бюллетень МАИКЦА. 1985. Вып. 9. С. 70-78.

19. Миняев С.С. Дурёны-2: многослойное поселение в Западном Забайкалье // Советская археология. 1988. №2.

20. Миняев С.С. «Сюннулечжуань» и проблема ранней истории сюнну // Общество и государство в Китае. Вып. XXI. М., 1990.

21. Миняев С.С. О дате появления сюнну в Ордосе // Проблемы хронологии в археологии и истории. Барнаул, 1991.

22. Миняев С.С. Новейшие находки художественной бронзы и проблема формирования геометрического стиля в искусстве сюнну // Археологические вести. Вып. 4. СПб, 1995. С. 123-136.

23. Миняев С.С. Дырестуйский могильник. СПб., 1998.

24. Миняев С.С. Сюннуский культурный комплекс: время и пространство // Древняя и средневековая история Восточной Азии. Владивосток, 2001. С. 295-305.

(118/119)

25. Миняев С.С., Сахаровская Л.М. Сопроводительные захоронения «царского» комплекса №7 в могильнике Царам // Археологические вести, 2002. №9. С. 86-118.

26. Михно П.С., Петри Б.Э. Чикойский всадник // Труды секции РАНИОН. 1929. Вып. 4.

27. Нащёкин Н.В. Косогольский клад. Археологические открытия 1966 года. Москва, 1967.

28. Ростовцев М.И. Срединная Азия, Россия, Китай и Звериный стиль. Прага, 1929.

29. Руденко С.И. Культура хуннов и ноин-улинские курганы. М.; Л., 1962.

30. Свинин В.В., Сэр-Оджав Н. Новый памятник хуннского искусства Монголии // Древняя история народов юга Восточной Сибири. Вып. 3. Иркутск, 1982. С. 184-189.

31. Смирнов К.Ф. Савроматы. Ранняя история и культура сарматов. М., 1964.

32. Смотрова В.И. Погребение с ажурными пластинками на острове Осинском (Братское водохранилище) // Палеоэтнологические исследования на юге Средней Сибири. Иркутск, 1991. С. 136-143.

33. Сосновский Г.П. Нижне-Иволгинское городище // ПИДО. 1934. №№1-2.

34. Сунь Шоудао. Сюнну Сичагоу вэньхуа гумуцюнь ды фасянь (Исследование могил «сюннуской культуры Сичагоу») // Веньу. 1960. NN8-9. С. 25-32 (на кит. яз.).

35. Талько-Гринцевич Ю.Д. Материалы к палеоэтнологии Забайкалья. Археологические памятники сюнну. Вып. 4. СПб., 1999.

36. Толстой И., Кондаков Н. Русские древности в памятниках искусства. Вып. 1. СПб., 1890.

37. Тунсинь Даодуньцзы сюнну му (Сюннуские могилы в Даодуньцзы, уезд Тунсинь) // Каогу сюебао. 1988. N1 (на кит. яз.)

38. Andersson J. Hunting Magic in the Animal Style // BMFEA. 1932. Vol. 4.

39. Bunker et al. Ancient bronzes of the Arthur M. Sackler collections. New-York, 1997.

40. Carter D. The symbol of the beast: the animal style art of Eurasia. New-York, 1957.

41. Davydova A. The Ivolga gorodishche // AAH. 1968. Vol. 20.

42. Fettich N. Zur chronologie der Sibirischen Goldfunde der Ermitage // AAH. Vol. 1, 4. 1952.

43. Minns E. The art of the Northern Nomads // Proceeding of the British Academy. 1942. Vol. 28.

44. Minyaev S. The excavation of Xiongnu Sites in the Buryatia Republic // Orientations. 1995. Vol. 26. N.10. P. 44-45.

45. Miniaev S. The origins of the «Geometric Style» in Hsiungnu art // BAR International series 890. 2000.

46. Miniaev S., Smolarsky Ph. Art of the steppes. Bruxells, 2002.

47. Rostovtzeff M. L’art Greco-Sarmate et l’art Chinois de l’epoque des Han // Aréthuse. 1924, Avril.

48. Rostovtzeff M. The animal style in South Russia and China. Princeton, 1929.

49. Rostovtzeff M. The Great Hero of Middle Asia and his exploits // Artibus Asia. 1930/32. Vol. 2-3. Leipzig, 1933.

50. Salmony A. Sini-[Sino-]-Siberian Art in the Collection of C.T. Loo. Paris, 1933.

51. Samolin W., Drew I. Eurasian animal style plaques, 1 // Monumenta Serica. 1971. Vol. XXIV.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки