главная страница / библиотека / обновления библиотеки

М.И. Артамонов. Сокровища саков. Аму-Дарьинский клад. Алтайские курганы. Минусинские бронзы. Сибирское золото. М.: «Искусство». 1973. 280 с. (Серия: Памятники древнего искусства.) М.И. Артамонов

Сокровища саков.

Аму-Дарьинский клад. Алтайские курганы.
Минусинские бронзы. Сибирское золото.

// М.: «Искусство». 1973. 280 с. («Памятники древнего искусства»)

 

Содержание

 

I. Ираноязычное население Средней Азии и Южной Сибири в I тысячелетии до н.э. — 5

II. Художественные памятники саков Средней Азии и Западной Сибири. — 14

III. Алтайские курганы. — 50

IV. Минусинские и ордосские бронзы. — 85

V. Сибирское золото. Поясные застёжки. — 124

VI. Сибирское золото. Гривны и браслеты. — 168

VII. Сибирское золото. Личные и конские украшения. Статуэтки и сосуды. — 189

VIII. Скифо-сибирский звериный стиль. — 218

 

Список сокращений. — 237

Примечание [ в соотв. разделах ]. — 239

Литература. — 243

Список упомянутых в книге мест находок в Средней Азии и Сибири с указанием современного местонахождения памятников и основных публикаций. — 256

Список иллюстраций. — 261

Summary. — 269

 

 

 


Оригинальная тоновая фотосъёмка осуществлена специально для этого издания А.А. Александровым, а также Д.В. Белоусом (№№ 44, 223, 227, 240, 265, 273).

Цветная фотосъёмка для этого издания произведена Э.И. Стейнартом; №№ 77, 78, 79, 81, 298, 306 — съёмка С.Г. Гасилова. Кроме того, издательство воспользовалось негативами Государственного Эрмитажа и Института археологии АН СССР (Ленинградское отделение).


 

аннотация (на клапане суперобложки) ]

 

Книга написана крупнейшим знатоком скифского искусства, ныне покойным Михаилом Илларионовичем Артамоновым. Им рассматривается искусство племён, населявших Сибирь и Среднюю Азию. Историю этого искусства, как указывает автор, можно разделить на три периода. Первый — представляет зарождение звериного стиля и относится к VI веку до н.э. Сохранились необыкновенные по красоте и своеобразию изделия этого времени, изображающие животных. Делались они из различных металлов, кожи и других материалов. Второй период протекает под знаком персидского влияния, хотя и характеризуется творческой переработкой скифами Сибири переднеазиатских образцов. Частым мотивом изображения животных являются сцены борьбы, схватки зверей. В последние века I тысячелетия до н.э., когда ведущее положение в Средней Азии занимает Греко-Бактрия, несмотря на продолжающееся влияние эллинистического Востока, реалистические традиции в скифо-сибирском искусстве отступают под натиском орнаментального схематизма. Иллюстративная часть книги даёт возможность во всей полноте представить памятники этого замечательного искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки