П.П. Азбелев
К изучению пазырыкских татуировок.
Веб-версия статьи дополнена по сравнению с печатной.
Публикуя прорисовку многофигурной сцены терзания с правого предплечья женской мумии из Пятого Пазырыкского кургана (рис. 1 – 1), авторы отметили, что «подобные сложные композиции не известны в пазырыкском искусстве, да и, пожалуй, среди произведений скифского звериного стиля в целом», и хотя «по сюжету, позам хищников и отдельным приёмам изображения эти рисунки, безусловно, находят аналоги в произведениях скифского искусства», «в целом татуированная композиция напоминает изображения на бронзовых бляхах “всаднической группы” культуры Диен (Дянь) в верховьях Янцзы» (Баркова Л.Л., Панкова С.В., 2005, с. 57-58). Отдавая дань глубокого уважения и благодарности авторам замечательного открытия, обогатившего науку прекрасными изобразительными памятниками, всё же нельзя согласиться с указанным направлением поиска аналогий.
Прежде всего требуется методологическое замечание. Как известно, резным, литым, чеканным изображениям в зверином стиле свойственно сочетание крайнего лаконизма, даже схематизма в передаче второстепенных (для древнего мастера) частей тела — с подробной проработкой и разнообразным акцентированием значимых элементов (органов чувств, характерных видовых признаков, плечевых и бедренных мышц, средств защиты и нападения). Этот контраст, ключевой для понимания сущности звериного стиля вообще, бывает заметно смягчён в сравнительно немногочисленных памятниках, представляющих древнекочевнический фигуративный декор на мягких органических материалах — прежде всего аппликациях и татуировках, известных главным образом по пазырыкским находкам, но, конечно, существовавших во всех культурах скифо-сакской эпохи.
Работая с мягкими материалами, мастера порой сокращали акценты на органах чувств и мало прибегали к «зооморфным превращениям», отчего изображения кажутся более «реалистическими» и динамичными, нежели обычно. Необходимый элемент фантастики, выводящий изображения из профанной сферы в сакральную, достигался здесь при помощи ограниченного набора выразительных средств — нарушением пропорций или заведомой невероятностью сюжета, а также участием фантастических персонажей. Кроме того, имея перед собой сравнительно обширную поверхность, мастер был меньше связан необходимостью жёстко подчинить изображение предмету. Условно об этих памятниках можно говорить как о «рисунке», «графике» (не забывая, конечно, о возражениях С.И. Руденко М.П. Грязнову насчёт применимости к пазырыкским изображениям слова «рисунок», — см.: Руденко С.И., 1960а, с. 313, ср. Грязнов М.П., 1958, с. 7-9, — и оставив в стороне петроглифы, формально также относящиеся к графике, но слишком далеко отстоящие от татуировок по ситуационному контексту).
И татуировки, и аппликации включают, наряду с «графикой», и обычные изображения в зверином стиле (прежде всего разнообразных химер), сопоставление которых с «рисунком» как раз и позволяет найти корректные аналогии для женских татуировок. Очень показательна серия пазырыкских седельных аппликаций (рис. 1 – 3-5). Они представляют в основном сцены терзания, но близкий сюжет на разных сёдлах смотрится по-разному. Например, если сцены нападения орла, тигра или барса на лося или горного козла кажутся «отрисованными» весьма тщательно, то сцены с участием грифонов как бы «смонтированы»: фантастические хищники часто показаны не прыгающими, а идущими, почти в точности следуя древнеиранским образцам, даже когда они нападают сверху (рис. 1 – 4). Действие не столько изображено, сколько обозначено. Подобным образом тагарские барсы на поясных бляхах (Завитухина М.П., 1983, с. 73, №№ 192-193), или, например, пазырыкские тигры с башадарской колоды (Руденко С.И., 1960, с. 46-47, рис. 21; табл. XXVI-[XXVII, XXVIII, XXIX, XXX]-XXXI) не держат в зубах свои жертвы, а лишь касаются их приоткрытой пастью. Не наслаивая предположений о глубинных причинах столь механистической
(78/79)
компоновки сцен терзания, ограничусь более важным здесь замечанием о том, насколько существенны отличия «рисунка» от обычных памятников звериного стиля.
Может сложиться впечатление, что смягчённая, даже изящная порою «графика» отходит от фундаментальных канонов звериного стиля, приближаясь к настоящей художественности в современном смысле этого слова. Однако это впечатление обманчиво: «рисунок» точно так же «смонтирован» из стандартных элементов. Например, задние лапы нижнего тигра на женской татуировке воспроизводят соответствующую часть тела не прыгающих, а шествующих хищников иранского искусства, как у грифонов и барсов с седельных покрышек. Позы верхнего тигра и барса с той же татуировки — явное повторение изображения на одной из парных блях Сибирской коллекции царя Петра (рис. 1 – 2; см.: Руденко С.И., 1962, табл. VIII – 5-6), с той лишь разницей, что тигр с золотой бляхи вцепился в холку лошади, а тигр на татуировке – в рог и ногу оленя, а некоторое искажение позы очевидным образом связано с тем, что рука, в отличие от бляхи, не плоская. Такое же изображение (которому С.И. Руденко давно указал ясный иранский прототип — Руденко С.И., 1953, с. 317, рис. 186 – а, г), есть и на другом мягком предмете — седельной покрышке из Первого Пазырыкского кургана (рис. 1 – 3); аппликация ближе к фигуре на бляхе, чем татуировка, поскольку седельная покрышка искривлена меньше, чем поверхность руки. Положение задних лап на этих алтайских изображениях — очевидный типологический рудимент, указывающий на иранское происхождение сцены и воспроизводимый в «рисунке» столь же механистически, сколь и в металле. Многие аппликации, в целом относящиеся к числу силуэтных изображений, содержат элементы иранского происхождения, акцентирующие плечевые и бедренные мускулы зверя (Руденко С.И., 1960, с. 297, рис. 151 – а-г, ж-и, и т.п.). Примеры можно множить, но и приведённых довольно для вывода о том, что пазырыкский «рисунок» даже в лучших своих образцах (рис. 1 – 5) — лишь вариант всё тех же «смонтированных» сцен, отличающийся не мастерством древнего художника, а лишь сокращённым использованием приёмов стилизации и, соответственно, чуть более свободным обращением с натурой, чем при воспроизведении целиком заимствованных или полностью фантастических образов.
Всё это значит, что в поисках аналогий для татуированных рисунков можно и нужно привлекать пусть и кажущиеся стилистически иными, но сюжетно и композиционно сопоставимые изображения, всегда имея в виду специфику материала и форму несущей поверхности. Сходство же, определяемое по общему впечатлению, возникающему у современного человека, сходство, так сказать, по «художественным» признакам (как при сравнении пазырыкской татуировки с южнокитайскими бронзами), хотя и кажется более выразительным, всё же менее значимо, ибо скорее всего случайно и следует главным образом из совпадения изображаемой натуры.
При таком подходе сцена с женской татуировки сразу находит себе параллели не в далёких культурах, никак не связанных с пазырыкской, а в пределах скифо-сакского мира. Это «круговые» композиции со сценами терзания, представленные на пряжках, найденных в Восточном Казахстане и Прикамье.
Пряжка, найденная в Павлодарском Прииртышье (рис. 1 – 6), несёт изображение трёх припавших к земле хищников кошачьей породы, с разных сторон примыкающих к изображению джейрана с вывернутым крупом; А.К. Акишевым приведены все необходимые аналогии элементам этой четырёхфигурной трёхлучевой композиции, в основе которой им совершенно справедливо «прочитана» свастика (Акишев А.К., 1976, с. 183-188, табл. I). От менее редких конно- и орлиноголовых свастик данная композиция отличается тем, что зооморфные элементы символа здесь направлены не наружу, а внутрь, к терзаемой хищниками жертве.
Пьяноборская пряжка (рис. 1 – 7) отличается тремя дополнительными фигурками копытных, представленных с подогнутыми ногами и повёрнутой назад головой. Здесь предлагается видеть «трёх кошачьих хищников, терзающих четырёх копытных животных» (Савинов Д.Г., 2012, с. 44); но три дополнительные фигуры копытных показаны не с вывернутым крупом, как центральная, а в стандартной позе покоя с подогнутыми ногами и обращённой назад головой; они определённо добавлены к исходной сцене терзания из композиционно-эстетических соображений, и лишь заполняют пространство, «смягчая» внутренние углы трёхлучевой схемы. В остальном это точно та же свастикообразная
(79/80)
композиция, что и на пряжке из Восточного Казахстана. Её дополнение тремя фигурками, не связанными напрямую с основным сюжетом, нужно, может быть, рассматривать как типологически поздний или (учитывая место находки) периферийный признак.
Несмотря на малочисленность таких находок, их территориальный разброс позволяет считать, что в древности таких изображений было много: перед нами широко распространённый сюжет, воплощавшийся с вариациями и в различных материалах. [1] В основе как прииртышской, так и пьяноборской композиций — тот же сюжет, что и на татуировке женщины из Пятого Пазырыкского кургана, с несколькими показательными отличиями. На пряжках поза хищников иная: павлодарская и пьяноборская свастики смонтированы из строго профильных фигур кошачьих хищников, припавших на все четыре лапы, — это один из древнейших мотивов звериного стиля; пазырыкская же композиция, как было показано, несёт отчётливые следы иранских влияний позднейшего времени. Татуированная композиция усложнена второй фигурой жертвы (в позе не с вывернутым крупом, а со сломанным хребтом); это дополнение, с моей точки зрения, могло быть обусловлено как задачей показать именно две жертвы, так и необходимостью «обернуть» изображением руку, разместить фигуры не только вокруг оси триквестра, перпендикулярной плоскости изображения (как на пряжках), но и вдоль неё. Оттого же и на левой руке женщины сцена терзания лося грифом (Баркова Л.Л., Панкова С.В., 2005, с. 55, рис. 12) сильно вытянута — так, что хвост и крылья хищника, рога и даже вывернутый круп жертвы напоминают вьющиеся ленты. Этой же задачей нужно объяснить и отказ татуировщика от поворотно-симметричного размещения хищников на правом предплечье: изображение подчинено особенностям «холста», т.е. анатомическому строению руки, и хищники размещены сообразно именно с этим. На пряжках такой задачи не было, и схема свастики-триквестра (судя по всему, исходная и значимая для данной композиции) соблюдалась в точности. Таким образом, алтайская композиция повторяет указанные западные с отличиями, обусловленными (помимо
хронологических обстоятельств) особенностями материала и несущей формы.
Отмечу попутно, что композиции, в основе которых лежит свастика, следует, быть может, классификационно отделить от собственно круговых, или хотя бы считать их особой подгруппой. Отличительный их признак — размещение туловищ зверей не по окружности, а по радиальным лучам.
Обнаруженные аналогии позволяют ещё на шаг приблизиться и к пониманию смысла татуировки. Достоверно и однозначно трактуемая сцена жертвоприношения на филипповском мече (Рукавишникова И.В., 2011, с. 374, рис. 1, сцена 3) не оставляет сомнений в том, что поза с вывернутым крупом в древнекочевническом декоре использовалась, среди прочего, для изображения животного, приносимого в жертву. Учитывая часто очевидную, а иногда угадываемую соотнесённость смысла образов и сюжетов звериного стиля с назначением предметов или частей тела, несущих соответствующие изображения, можно считать татуировки на руках женщины, погребённой в Пятом Пазырыкском кургане, косвенным подтверждением её жреческого статуса; столь же вероятно, что жертвоприношения были частью повседневных обязанностей спутницы вождя. Эти очевидные выводы теперь можно уточнить.
Выявленные аналогии показывают, что несмотря на особенности расположения фигур на татуировке, в её основе — свастика, а значит, изображённое здесь жертвоприношение и предполагаемые жреческие обязанности погребённой были как-то связаны с солярными культами. Вместе с тем западные аналогии гораздо древнее (или хотя бы архаичнее) алтайской татуировки. Поэтому не исключено, что связь её композиции с солнечным культом в пазырыкское время уже распалась и была не больше чем иконографическим обстоятельством, исходный смысл которого был уже забыт.
Я не затрагиваю здесь вопрос о семантической разнице между сценами терзания, татуированными на руках женщины, и многоярусными изображениями реальных и фантастических копытных в той же жертвенной позе на руках у мужчин. По имеющимся ныне материалам, сцены терзания были свойственны прежде всего женским татуировкам (ср. ак-алахинские изображения: Полосьмак Н.В., 2001, с. 229, рис. 151 – б), тогда как на мужских представлены в основном одиночные звери. Симметричные изображения львиноголового грифона (или крылатого барса) и козла с вывернутым крупом на правом
(80/81)
Доп. рис. 4. Татуировка из Второго Пазырыкского кургана в эрмитажной витрине.
предплечье мужчины из Второго Пазырыкского кургана могут показаться сценой терзания, однако звери здесь даже не соприкасаются и, весьма вероятно, должны рассматриваться как отдельные фигуры; на общеизвестной опубликованной прорисовке (Руденко С.И., 1953, с. 139, рис. 82) пасть хищника почти смыкается с выступом на лбу копытного, но это неточность: выступа, как можно убедиться, рассматривая экспонируемый в Эрмитаже оригинал [см. доп. рис. 4], нет, морда и рог горного козла составляют почти правильную дугу, а верхняя челюсть хищника на прориси реконструирована, так как кожа на этом месте повреждена. [2] Отмечу, что расположение этих фигур перекликается с пространственным соотношением нижнего тигра и барса на женской татуировке; возможно, в этом проявляется какая-то традиция, специфическая для татуировок, но выводы здесь делать рано. Изучение пазырыкских мумий продолжается, и предстоящие открытия ещё могут изменить складывающуюся картину.
Так или иначе, свастика, составленная из целых фигур, обнаруживается пока лишь в основе рассмотренной здесь композиции; в основном же пазырыкские свастикообразные изображения не фигуративны и, за исключением орлино-(грифо-)головой свастики, больше напоминают декоративные вихревые розетки (Руденко С.И., 1960, с. 139, рис. 88 и 90). Возможно, уникальность рассмотренного изображения связана с тем, что приведённые аналоги сюжету татуировки (наряду с женским головным убором, повозкой, чепраками, коврами и частично тканями из Пятого Пазырыкского кургана), указывают на интенсивные западные связи пазырыкской культуры в пору сооружения последного кургана Пазырыкского могильника. Так что необычная многофигурная композиция, быть может, не относится к собственно пазырыкской традиции, а происходит, как и её обладательница, откуда-то из областей к западу от Алтая.
Библиографический список. ^
Дополнительно:
13. Unbekanntes Kasachstan. Archäologie im herzen Asiens. Katalog der Ausstellung des Deutschen Bergbau-Museums Bochum vom 26. Januar bis zum 30 Juni 2013. Bd I-II. Bochum: 2013. ISBN: 10: 3-937203-64-8; ISBN: 978-3-937203-64-5.
(81/82)
^ Рис. 1.
1 — Пятый Пазырыкский курган, татуировка на правом предплечье женской мумии (по Л.Л. Барковой и С.В. Панковой);
2 — Сибирская коллекция (по С.И. Руденко);
3-5 — Пазырык, аппликации на седельных покрышках (по С.И. Руденко);
6 — Павлодарское Прииртышье (по А.К. Акишеву);
7 — окрестности Пьяного Бора, Прикамье (по Д.Г. Савинову).
|
[1] Дополнение веб-версии: Распространённость и вариабельность этого сюжета подтверждают и сравнительно недавние находки из Западного Казахстана. Крупная бляха из могильника Кырык-Оба (Доп. рис. 2) точно воспроизводит сюжет из Павлодарского Прииртышья (с отличиями в пропорциях; кроме того, здесь, кажется, повреждена и плохо читается центральная фигурка). Небольшие ременные накладки из Кызыл-Уюка (Доп. рис. 3) представляют вариант развития сюжета — к мелкой центральной фигурке копытного (с подогнутыми ногами и задранной головой) добавлено три крупных в той же позе, а изображения хищников отсутствуют (Unbekanntes Kasachstan, 2013, Bd II: S. 153, Kat. 403; S. 200, Kat. 523-525). Во втором случае, при несомненной композиционной преемственности, изменения коснулись не только состава «персонажей», но и позы изображённого в центре жертвенного животного; возможно, в этом надо видеть признак орнаментализации сюжета.
Пользуюсь случаем поблагодарить Е.Ф. Королькову, указавшую мне на существование иных, сверх прииртышской и прикамской, находок с изображениями такого рода.
[2] Дополнение веб-версии: Корректную прорисовку этой фигуры см.: Королькова 2001. С. 103. Рис. 5, 10.
|
Доп. рис. 2. Кырык-Оба. Западный Казахстан.
По Unbekanntes Kasachstan, 2013.
|
Доп. рис. 3. Кызыл-Уюк. Западный Казахстан.
По Unbekanntes Kasachstan, 2013.
|
|