главная страница / библиотека / обновления библиотеки
М.П. ЗавитухинаЗолотая фигурка конного лучника V-IV вв. до н.э. —
|
Рис. 1. Золотая фигура конного лучника из коллекции Г.-Ф. Миллера: а Рисунок фигурки. Акв. 1-я треть XVIII в.; б, в Общий вид фигурки с двух сторон. Фото.(Открыть Рис. 1 в новом окне) |
Рис. 2. Фигурка всадника на войлочном ковре
|
Рис. 3. «Отдых в лесу». Деталь изображения на парных бляхах из Сибирской коллекции Петра I.(Открыть Рис. 3 в новом окне) |
хвата. Декоративным орнаментом в виде закруглённых желобков подчёркнуты суставы ног. Конь изображён в упряжи, состоящей из узды с поводом и седла с нагрудным и подхвостным ремнями. Узда состоит из щёчного ремня с оголовьем и переносьем. Перекрестья ремней узды и нагрудный ремень украшены круглыми бляхами.
Физический тип всадника, изображённого в объёмной пластике, идентичен типу персонажей на изделиях круга Сибирской коллекции, выполненных в различных жанрах и материалах. На парных золотых бляхах «Отдых в лесу» и «Охота на кабана» изображены восемь мужских рельефных фигур в профиль и в фас [19, табл. I: 5; IV: 5, VII: 1, 7], на тувинской золотой пронизи со сценой охоты на кабана голова охотника передана в трёхчетвертном повороте [9, с. 134-148, 332-334], на пазырыкских войлочных коврах с сюжетом «всадник и сфинкс» изображения плоскостные, аппликативные [17, с. 60-61, рис. 50 а, б; с. 63, рис. 51]. Они передают канонический тип мужского лица — широкоскулого, с крупным носом, с пышными усами, которые иногда закручены кверху. Лицо с низким лбом и небольшим подбородком, с миндалевидным разрезом глаз. Причёска в виде короткой стрижки с чубом надо лбом или длинных волос, собранных и завязанных на затылке в узел. Во всех случаях изображены безбородые мужчины без головного убора. Они принадлежат к смешанному европеоидно-монголоидному типу с широкоскулым лицом и курносым носом (рис. 2-[3]-4). Автору представляется неверным привлечение М.В. Гореликом упомянутых выше аналогий для подтверждения его гипотезы о восточносакско-юэчжийском каноне героя мужа с типом лица европеоидным, южным, с выраженной горбоносостью [7, с. 79-80].
В фигурке лучника передан идеализированный образ всадника с большой головой, мощной короткой шеей, крупным плечевым поясом, узкой талией при соблюдении остальных нормаль-
ных пропорций фигуры. Эти черты наиболее полно выражены у всадника на пазырыкском ковре (рис. 2). У них аналогична также глубокая посадка с параллельным расположением бёдер относительно спины коня и оттянутыми вертикально вниз стопами. Подобная посадка по аналогии с памятниками Переднего Востока могла существовать у сакских племён с VII в. до н.э. [11, с. 82-89].
Предметы древнего искусства давно используются в качестве источника для изучения костюма [13, с. 18-48; 8, с. 32-33; 6, с. 36-46 и др.].
Кафтан на всаднике имеет широкие полы, почти полностью закрывающие грудь и сужающиеся книзу (в нижней части кафтана полы не обозначены). Орнамент на плече позволяет предположить, что стан кроился с частью рукава, место шва на котором замаскировано орнаментом. Система расположения орнамента на плече, манжете, полах и подоле и аналогия в крое прослеживаются на бляхах Сибирской коллекции со сценой отдыха в лесу — на кафтанах всадников декоративные полосы заполнены точечным орнаментом (рис. 3); на золотой пронизи из Тувы орнамент на кафтане охотника в виде полукружий со вставками из сердолика и бирюзы [9, с. 332]. Отличительной деталью кафтана миллеровского всадника является фигурное оплечье, аналогии которому известны на сибирской бляхе со сценой охоты на кабана (рис. 4) и на меховой одежде типа кафтана (халата) из Большого Катандинского кургана на Алтае [5]. Подлинная одежда объясняет назначение оплечья — полосы, нашитые на полы, заходят на спину, где и сшиваются между собой и с верхом кафтана, образуя оплечье, которое, так же как и полосы, маскируют швы [5, с. 171]. Оплечье и полы катандинского кафтана украшены четырёхугольными деревянными бляхами, обтянутыми золотой фольгой, кафтан миллеровской фигурки декорирован круглыми бляхами. Он запахивался слева направо, что было удобно для стрелка, прижимавшего лук к левой стороне груди.
Разновидностью кафтана была куртка, более короткая, также в талию, но с прямыми полами, соединившимися встык. На упоминавшейся паре блях со сценой отдыха в лесу изображены оба типа одежды: сидящий мужчина в кафтане с заходящими одна за другую полами, в то время как лежащий — в куртке с прямыми полами (рис. 3). Они идентичны по покрою и декору. Короткий распашной кафтан, стянутый в талии поясом, с направлением запаха слева направо известен в сакскую эпоху у хорезмийцев [21, с. 197, рис. 72: 2]. В литературе высказано мнение, что манера запахивания одежды слева направо — центральноазиатская, появившаяся в VII в. до н.э.; из Центральной Азии она позднее пришла в Среднюю Азию [20, с. 80-81].
Штаны узкие, облегающие, заправленные в обувь, типичны для азиатских кочевников, как было отмечено С.И. Руденко [18, с. 204, 206]. В отличие от скифских, штаны саков не украшены. Их особенностью является нашитая спереди наколенная полоса. Аналогии штанам миллеровского всадника имеются в изображениях на пазырыкском ковре, бляхах «Отдых в лесу» и бляшках из Тенлика. Обувь оригинальной формы, особенностью которой является раструб, защищающий икроножную мышцу — одно из уязвимых мест у всадника при нападении на него сзади.
Конный лучник, представленный в момент стрельбы с коня,— одно из редких изображений в сакских памятниках. У всадника лук «скифского» типа. Но, в отличие от скифских, он не с загнутыми, а с прямыми концами, как у «сибирских» луков. Длина лука превышает половину фигуры всадника, длина стрелы равна вытянутой руке и ширине плеч стрелка. Характерны энергично натянутая тетива, положение стрелы вправо от лука и захват её между большим и указательным пальцами, что составляет «монгольский» тип стрельбы [3, с. 371-374].
Узда, несмотря на неполное исполнение всех её деталей, относится к распространённому в сакскую эпоху типу, также типично и седло, сближающееся с сёдлами коней на бляхах «Отдых в пути». С этими же бляхами миллеровскую фигурку роднит и характерный приём стрижки гривы коня с оставленным клоком волос. Стилистический приём — акцентирование суставов ног коня посредством закруглённых желобков — имеет аналогию на золотой обойме из Сибирской коллекции с изображением конных воинов, возвращающихся из похода [19, с. 29].
Аналитический разбор фигурки конного лучника, сравнение её с рядом произведений из Сибирской коллекции Петра I, с золотой пронизью из Тувы и с изображениями на пазырыкском ковре позволили выяснить: а) идентичный физический тип лица; б) изобразительный канон фигуры всадника со стройными ногами, узкой талией, но с крупной головой, массивной шеей и широкими плечами; в) аналогию в одежде и обуви; г) сходство в типе коня, его головы с чёлкой и стрижкой гривы, узде и седловке, а в некоторых случаях и общем стилистическом приёме орнаментального подчёркивания суставов ног коня. Фигурка относится к кругу сакских памятников и наиболее близка к экземплярам из Сибирской коллекции Петра I. Атрибуция позволяет также считать её одним из связующих элементов между памятниками Сибирской коллекции и коллекции из оледенелых курганов Горного Алтая и датировать V-IV вв. до н.э.