главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Отделу археологии Восточной Европы и Сибири 70 лет. Тезисы научной конференции. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2001. Л.Л. Баркова

Вязаный накосник из Второго Пазырыкского кургана.

// Отделу археологии Восточной Европы и Сибири 70 лет. / Тезисы научной конференции. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2001. С. 24-27.

 

В 1947 г. С.И. Руденко был раскопан Второй Пазырыкский курган. В гробнице были обнаружены мумифицированные тела мужчины и женщины. Голова женщины, отрубленная грабителями, была тщательно обрита в древности при подготовке к захоронению [Руденко 1948, с. 53 55]. По мнению С.И. Руденко, сбривание волос, вероятно, было связано с посмертной трепанацией черепа [Руденко 1953, с. 129]. Рядом с головой женщины находились её волосы, которые были в верхней части уложены в «валик» с твёрдым комком внутри. Поверх валика намотаны волосы каштанового цвета. К этой «конструкции» с помощью кожаных ремешков прикреплены две косы, свитые из двух прядей тёмных, окрашенных, вероятно, сажей человеческих волос и шерстяных шнуров. Нижний конец одной из них был загнут и поверх обмотан шерстяными шнурами бежевого и коричневого цветов и именно на этот конец был надет накосник.

 

Накосник представляет собой кружевной чехол цилиндрической формы, состоящий из двух мягких футляров, вставленных один в другой. Они связаны из тёмно-красных шерстяных нитей очень тонким вязаль-

(24/25)

ным крючком. Нити окрашены мареной и червецами — кермесом. Обнаружен также ализарин. Внутренний чехол длиной 17,8 см и диаметром 3 см связан в виде плотной сетки с ячейками подтреугольной формы. Один конец накосника сведён в конус, другой имеет оборванный неровный край.

 

Внешний чехол длиной 18,5 см, диаметром 3,5 см повторяет форму внутреннего, но его узор более сложный и нарядный, украшенный геометрическим орнаментом. Рисунок узора образует крупные и мелкие зигзаги. Мелкие смотрятся в виде сетки, а крупные формируются в ромбы. Внутри ромбов небольшие ажурные «квадратики», расположенные в шахматном порядке.

 

Накосник связан из шерстяных нитей, каждая из которых состоит из двух чрезвычайно тонких эластичных и длинных волокон пуха, крученных [кручёных] правой круткой. Процесс вязания происходил следующим образом: вначале набиралась цепочка из 14 воздушных петель. Затем цепочку соединяли в круг, от которого вязали первый ряд, состоящий из 28 столбиков с одним накидом. Далее шёл второй ряд столбиков также с одним накидом, но несколько расширяющихся по кругу. В результате, в конце вязки накосника имеется уже 76 столбиков. Таким образом, древним алтайским кочевникам было знакомо вязание.

 

До находки накосника во Втором Пазырыкском кургане наиболее ранний образец вязаного изделия относился к III в. н.э. и происходил из поселения Dura Europus в Сирии [Е.J.W. Barber]. Видимо, в истории развития текстиля вязаным изделиям предшествовали вещи, выполненные в технике плетения. Насколько можно судить, плетение было известно ещё в эпоху неолита. Однако наиболее ранний образец, выполненный в этой технике и дошедший до наших дней, относится к раннебронзовому веку. Он представляет собой плетёную шапочку, найденную в Дании на свайных поселениях из Skrydstrup и Borum [E.J.W. Barber, p. 122-123].

 

Что касается накосников вообще, то они в этот период не редкость. На Алтае их носили многие представительницы прекрасного пола. В курганах могильника Уландрык и Юстыд найдено более десятка накосников [Кубарев 1987, с. 94-95]. Они сделаны в виде деревянной трубочки, составленной из двух половинок, скреплённых между собой сухожильными нитями. С лицевой стороны их поверхность украшена резным геометрическим орнаментом в виде зигзагов и заштрихованных треугольников. По словам В.Д. Кубарева, в некоторых случаях женщины Уландрыка собирали волосы на макушке, заплетали одну косу, надевали на неё накосник, который одновременно являлся каркасом для причёски [Кубарев 1987, с. 171 201].

(25/26)

 

На территории Западной Сибири, на Урале, в Прииртышье (III-II в. до н.э.) в погребениях находят бронзовые обоймы, игравшие роль накосников. Они оформлены в виде трубочек, имеющих эллипсовидное сечение и украшенных с наружной стороны геометрическим орнаментом в виде зигзага [Бородовский 1987, с. 117].

 

В Минусинской котловине в таштыкское время (I в. до н.э. — IV в. н.э.) также были найдены накосники, но не вязаные, а сделанные из берёсты, шёлка и кожи. Кожаные накосники представляют собой мешочек длиной до 8 см, сшитый из двух кусочков кожи с пришивным донышком. Аналогичные накосники обнаружены также в 1969 г. Л.Р. Кызласовым в Оглахтинском могильнике, где в склепе находились две человеческие мумии и не менее двух кукол (манекенов). При женских мумиях найдены длинные косы и берестяные накосники, которые прикреплялись костяными булавками. На волосах кукол были кожаные накосники, которые надевались на косичку донышком вверх, и закалывались булавкой или же завязывались ремешком у корня волос. Мужчины таштыкцы носили косичку, уложенную на темени. Для того, чтобы косичка не рассыпалась, на неё надевали колпачок — накосник из мягкого материала [Вадецкая 1985, с. 12].

 

В хуннских курганах Ноин-Улы также были найдены накосники в виде шёлкового футляра, украшенные рядами треугольных фестонов, сделанных из шёлка [Руденко 1962, с. 89].

 

Любопытно отметить, что в курганах Ноин-Улы были найдены срезанные косы. Всего было извлечено 120 кос (21 коса из кургана №1; 85 кос из кургана №6; 14 из Кондратьевского кургана). Некоторые косы свиты из двух прядей, другие заплетены в три пряди и туго перевязаны у верхнего конца жгутом. Почти все они заключены в накосники из шёлковой ткани. Почему в могилу клали срезанные косы?

 

Учёные объясняют это обстоятельство разными причинами. Так, А.С.[С.А.] Теплоухов полагал, что косы срезали в знак траура [Теплоухов 1925, с. 25 20]. А.Н. Бернштам считал, что это своеобразное подношение умершему владыке от подчинённых племён [Бернштам 1951, с. 46-47]. По мнению С.И. Руденко, найденные в могиле женские косы, возможно, принадлежали наложницам, которых в этот период не умерщвляли, а вместо них клали в могилу срезанные волосы, нередко вместе с накосниками [Руденко 1962, с. 90].

 

Многие древние сибирские народы полагали, что волосы являлись одним из главных оберегов души, поэтому их бережно помещали в накосники. Представление о магической силе волос восходит к глубокой древности. Библейский герой Самсон обладал огромной силой, которая таилась в его волосах, и после того, как Далила предательски их остригла, он лишился её [Библия, Книга Священного Писания Ветхого Завета,

(26/27)

Книга Судей Израилевых 1990, с. 270]. Сходные представления сохраняются и в наше время у многих народов Земли [Фрэзер 1980].

 

Коренные народы Южной Сибири и Центральной Азии придавали волосам большое значение. Так, например, из материалов, собранных В.П. Дьяконовой среди улаганских теленгитов, следует, что у них волосы являлись хранителями души.

 

После смерти человека, до ухода его души в мир предков, родственники усопшего собирали всё то, что нужно взять с собой, и в первую очередь волосы. Плохо придётся тому, кто стригся далеко от дома — тогда душе необходимо будет отправиться за волосами.

 

Представления о жизненном цикле человека у теленгитов Горного Алтая напрямую связано[] с волосами. Так, обычно, сжигали первые утробные волосы ребёнка или же прятали их в укромном месте, чтобы никто не мог причинить зло их обладателю [Дьяконова 1986].

 

Большую роль играли не только сами волосы, но и причёски. У теленгитов существовало правило: девочкам заплетали до 15 косичек и украшали их бусами, раковинами каури и, кроме того, по всей длине косичек вплетали крученные [кручёные] шёлковые нити. Причёска с нечётным количеством косичек вошла в обычай у ряда тюркских и монгольских народов.

 

После замужества женщинам заплетали две косы со специальными накосными украшениями. Это была традиционная женская причёска. Как мы видим, в Пазырыкском кургане у погребённой было две косы, следовательно, это была жена вождя, а не его наложница. Если же женщина становилась вдовой, тогда две косы заплетались в одну и косы носили без накосника [Дьяконова 1986].

 

Древняя традиция ношения кос и накосников продолжает существовать и в наше время [Суслова 1980, с. 76-77; Кузеев, Бикбулатов, Шитова 1979, с. 86-87].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки