главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги
В.Д. КубаревКурганы Уландрыка.// Новосибирск: 1987. 304 с.
Глава II. Погребальный обряд.
1. Могильные сооружения. — 10 Насыпи.Балбалы.Могильные ямы.Захоронения коней.Срубы.Погребальные ложа.Колоды.Каменный ящик.2. Состав погребений. — 23 Погребения мужчин.Погребения женщин.Парные погребения.Коллективные погребения.Погребения детей.Погребения без инвентаря.Кенотафы.3. Погребальный инвентарь. — 31
[ . . . ] 1. Могильные сооружения. ^
Одним из важнейших источников для периодизации и определения их культурной принадлежности являются могильные сооружения. ^ Насыпи уландрыкских курганов сложены из диких рваных камней и валунов, принесенных с подножия окрестных гор и с поймы реки. Они, как правило, слабо задернованы, изредка покрыты мелким кустарником. По внешнему виду и структуре одинаковы: низкие, полусферической формы, обычно близкие к кругу, в редких случаях подквадратной формы, с небольшой земляной насыпью (могильный холм) в центре и покрытием из камней (рис. 2). По размерам насыпи курганы представляется возможным разделить на большие, средние и малые. В исследованной группе уландрык- Рис. 2. Насыпь кургана 11. Уландрык I.(Открыть Рис. 2 в новом окне)
ских курганов только один курган под №1 (Ташанта I) можно назвать большим. Диаметр его насыпи 25 м при высоте до 1 м. Диаметр средних курганов варьирует в пределах 8-15 м (средний диаметр 10 м) при высоте не более 0,3-0,8 м. Малые курганы имеют насыпи диаметром от 1,8 до 6,5 м (средний диаметр 3,5 м), высотой соответственно 0,2-0,3 м. Из 42 раскопанных курганов 29 (71%) — средние, 12 (29%) — малые. Различаются по величине между собой и курганные могильники Уландрыка. Самая большая курганная группа Уландрыка I включает 16 насыпей, самая малая — Ташанта I насчитывает всего 2 кургана.
В каменных насыпях многих уландрыкских курганов отмечены следы огня, найдены кости жертвенных животных и обломки керамических сосудов. Насыпи также часто использовались для поздних впускных погребений. ^ Балбалы. У некоторых из курганов (7 из 42) находятся ряды вертикально поставленных камней-балбалов (от 2-5 до 20), отходящих от каменных насыпей на восток. Особенно чёткий ряд из 20 камней сохранился с восточной стороны насыпи кургана 1 в могильнике Уландрык IV. Четыре балбала, замыкающие ряд, были выше (до 1 м) остальных. А на последнем, двадцатом, камне точечной техникой выбит тамгаобразный знак (рис. 3). В 10 м на восток от последнего камня-балбала устроена небольшая (диаметр 0,5 м) каменная кладка округлой формы.
Поминальные выкладки сопровождают все без исключения курганы древних кочевников Алтая. Они представляют собой восьмикаменные кольца или небольшие округлые на- Рис. 3. Тамга, выбитая на каменной стеле-балбале у кургана 1. Уландрык IV.(Открыть Рис. 3 в новом окне)
сыпи из камня (диаметром 2,5-4 м), устроенные чаще всего в 25-30 м на запад от курганов (рис. 4). Причём каждому кургану соответствуют две, а в иных случаях даже три таких выкладки. Изредка каменные кольца устраивались на таком же расстоянии и с восточной стороны курганов. Ряды подобных культовых сооружений всегда параллельны основной цепочке курганов, гармонично дополняя архитектурную планировку могильника. Наряду с балбалами восьмикаменные кольца и жертвенные курганчики остаются одними из важнейших определяющих признаков курганов пазырыкской культуры. Пожалуй, нигде они так отчётливо не просматриваются, как в степных долинах Юго-Восточного Алтая, что объясняется слаборазвитыми почвообразовательными процессами в высокогорье и прекрасной, почти первозданной сохранностью до наших дней погребальных комплексов. Раскопки десятков каменных выкладок, в том числе и в пределах уландрыкских курганов, выявили их культовый характер, неразрывно связанный с погребальной обрядностью. Внутри каменных колец и под каменной наброской курганчиков обнаружены следы огня и кости жертвенных животных. Надо полагать, что здесь производились культовые действия, совмещавшие обряды «кормления и проводов» души умершего. В специальной литературе такие сооружения известны также под условным термином «поминальные выкладки». [1] ^ Могильные ямы. Под насыпью каждого кургана всегда была одна могильная яма, как правило, подпрямоугольной в плане формы, с отвесными стенками, ориентированными чаще всего по странам света. Земля в могилах рыхлилась при помощи козьих и оленьих рогов, которые ввиду их изношенности были оставлены рядом с погребальным сооружением. Почти все могильные ямы ориентированы длинной
Рис. 4. Ритуальное восьмикаменное кольцо с западной стороны кургана 6. Уландрык II.(Открыть Рис. 4 в новом окне)
осью по линии восток — запад, лишь с небольшими отклонениями к северо-востоку или юго-западу в отдельных случаях. Максимальная глубина ям редко достигала 300-330 см. Средние же размеры ям основной массы (71%) исследованных курганов составляли 320×260×240 см. В малых курганах (29%) могилы почти вдвое были меньше по размерам: 160×100×140 см — усреднённый коэффициент. Ямы средних курганов иногда полностью были забиты камнем. В других случаях камни заполняли только центральную часть могилы, доходя до покрытия погребального сооружения. Наличие такого однородного, легко разбираемого каменного заполнения, возможно, свидетельствует о вертикальных подхоронительных ходах, хотя основная масса уландрыкских погребений имела одноактный характер. Тем не менее в одном из таких заполнений в могиле кургана 8 (Уландрык I) обнаружен костяк человека без черепа. Его вертикальное положение необычно и пока необъяснимо. Труп человека как бы стоял ногами на покрытии сруба. Впускные погребения в могилах Уландрыка — обычное явление. Среди них имеются как поздние теленгитские захоронения конца XIX в., так и одновременные основным погребениям. Последние обычно отличаются от первых большей глубиной впуска, отсутствием инвентаря, нарушенностью костяков древней подвижкой могильного грунта, подчёркнуто противоположной ориентацией по отношению к основному погребению. Наиболее типичным, очевидно, можно считать такое впускное захоронение мужчины в заполнении могильной ямы кургана 9 (Уландрык I). Его северо-западная ориентация, вытянутое положение на спине поверх зольного пятна — все это признаки погребального обряда иного этноса. Не исключена соподчинённая связь его с основным захоронением в кургане 9. Подобное, совпадающее до мельчайших деталей впускное погребение найдено и в кургане 6 соседнего могильника Уландрык II. Как в насыпях, так и в заполнении могильных ям часто встречались древесные угли, обгоревшие куски дерева, фрагменты керамических сосудов и кости животных (барана, лошади, верблюда и др.). В кургане 5 (Уландрык II) с северо-западной стороны от могильной ямы в материковом грунте обнаружены две неглубокие ямы с костями жертвенных животных. В кургане 5 (Уландрык I) в заполнении могильной ямы поверх зольного пятна найден целый костяк лисицы. Несколько могильных ям по углам были укреплены вертикально установленными жердями.
Совершенно новая деталь некоторых могильных сооружений Уландрыка — наличие остатков деревянных шестов, стоявших нижним концом на центральной части покрытия. Верхняя часть таких шестов-жердей, вероятно, доходила до уровня древней поверхности. Они могли возвышаться и над каменной насыпью кургана, хотя следов их в насыпи не обнаружено, а в могилах прослежена только нижняя часть, не более 0,5 м высотой. Назначение неизвестно.
Из всех раскопанных в Уландрыке курганов только в двух (Уландрык I, курган 5; Ташанта I, курган 1) могильные ямы перекрыты бревнами или плахами на уровне древней погребённой почвы. Отдельные могильные ямы (9%) имеют прокаленные огнём стенки и обугленное покрытие срубов. ^ Захоронения коней. Самым устойчивым признаком погребального обряда, характерного для населения Алтая в скифское время, являются сопроводительные захоронения коней (рис. 5). Традиция помещения коней с умершим в одной могильной яме — самая характернейшая черта погребального обряда пазырыкской культуры Алтая, ярко определяющая её самобытность среди синхронных культур Центральной Азии. Вместе с тем на Алтае, да и в Уландрыке, встречается второй вариант погребений пазырыкской культуры — без коня. Судя по курганам Уландрыка, подобная разновидность обряда объясняется половозрастными особенностями и, возможно, социальным положением погребённых. Так, например, отсутствуют захоронения коней в девяти курганах из десяти с детскими погребениями. Среди всей массы исследованных в Уландрыке погребений особняком стоят четыре кургана (3, 7, 8 в могильнике Уландрык I и 1 в Уландрык IV) типично пазырыкской культуры, но с от- Рис. 5. Сопроводительные захоронения коней в кургане 1. Ташанта I.(Открыть Рис. 5 в новом окне)
сутствием сопроводительных захоронений коней. Подобный факт пока необъясним и тем более необычен, что в семи курганах (17%) даже одиночные погребения женщин сопровождают обязательные захоронения коней. Нет коней и в курганах с западной ориентацией погребённых, т.е. инокуль- турных погребений, где коней и не должно быть по канонам погребального обряда, бытовавшего в другой этнической среде. Аналогичные сочетания описанных разнотипных погребений в одной курганной группе встречается в соседней Туве, «но в обратной пропорции: из всей серии раскопанных здесь курганов известно только одно погребение с конём (Саглы). Можно предполагать, что отличающиеся по обряду погребения памятники пазырыкского времени с тувинской и алтайской стороны хребта Чихачёва, как это уже указывалось в литературе, были оставлены разными в этническом отношении группами населения, что не исключало возможность взаимного проникновения иноплеменников». [2]
В 23 курганах (55% от общего числа раскопанных) Уландрыка находилось 40 сопроводительных захоронений коней. В большинстве могил (83%) помещено по одной-две лошади, что чаще всего соответствовало и числу погребённых в них людей. В четырёх курганах (17%) в каждой из могил было по три коня. Это максимальное для уландрыкских курганов число коней, помещённых в одну могилу, несомненно, служило ещё одним дополнительным показателем более высокого социального ранга погребённых. Их могилы, находящиеся в центре курганных кладбищ (Уландрык I, курган 12; Уландрык II, курган 6) или открывающие собой цепочку могил близких родственников (Уландрык III, курган 1; Уландрык IV, курган 2; Ташанта I, курган 1), возможно, принадлежали представителям родовой знати или главам больших патриархальных семей.
Все кони, очевидно взнузданные и заседланные, убивались ударом чекана в лоб или затылок, от которого оставалось характерное отверстие в черепах, повторяющее часто форму бойка. Происходило это рядом с могилой, в которую затем и опускались трупы коней. Традиционно стабильным в Уландрыке оказалось и трупоположение коней, которых, как и в других алтайских курганах пазырыкской культуры, всегда клали в северной половине ямы, с подогнутыми под брюхо ногами, головой на восток, иногда с небольшими отклонениями. При этом ряд захоронений располагался несколько выше сруба, на специально подсыпанном земляном приступке, другие были уложены на одном уровне со срубом. В тех случаях, когда в одну могилу клали два-три коня, трупы их в одной и той же позе помещали один над другим или же «цепочкой» вдоль северной стенки могильной ямы. Под многими конями сохранилась подстилка из веток курильского чая или из больших кусков лиственничной коры, которой они также накрывались и сверху.
В редких случаях удалось определить пол лошадей, который не всегда соответствовал полу погребённого в могиле человека. Чаще всего в курганы Уландрыка клали молодых жеребцов в возрасте 4-6 лет, хотя есть и костяки, принадлежавшие старым особям (стёршиеся зубы, патологические изменения костяка, сросшиеся тазовые кости и т.п.) и даже кобылам, захороненным вместе с убитым жеребёнком.
Небольшие размеры костяков даже без столь необходимых определений специалиста уже сами по себе позволяют назвать породу уландрыкских лошадей. Это были привычные для горно-степных пространств Центральной Азии низкорослые и выносливые лошади так называемой «монгольской» породы, по экстерьеру и природным качествам вряд ли отличавшиеся от современных местных лошадей Юго-Восточного Алтая, которые до сих пор остаются незаменимыми помощниками в отгонном животноводстве. Ценным качеством алтайской лошади является её высокая приспособляемость к условиям круглогодичного пастбищного содержания в табунах, на одном подножном корму без каких-либо помещений и подкормок.
По центру могильной ямы или в её южной половине на дне устраивалось погребальное сооружение для человека. В уландрыкских курганах могут быть выделены два основных типа таких сооружений: срубы и колоды. Встречен также и третий тип погребального сооружения — каменный ящик. Такое захоронение одно (срубы — 38, колоды — 3). Однако 90% захоронений в курганах Уландрыка составляют срубы. ^ Срубы рубились из массивных плах или даже целых лиственничных брёвен, вероятно, рядом с могилой и монтировались уже непосредственно в могильных ямах. Здесь они подтёсывались и подгонялись друг к другу окончательно, о чём свидетельствуют щепа и стружки, найденные под полом сруба. Перед установкой сруба дно многих могильных ям тщательно выкладывалось одним слоем плоских галек или небольших сланцевых плиток. Иногда это делалось только на внутренней площади сруба.
Срубы Уландрыка неизменно имеют прямоугольную форму и в могиле всегда ориентированы сторонами или углами по странам света (рис. 6). Длинная ось, проведённая посредине сруба, как правило, проходит по линии восток — запад. Для рассматриваемого типа погребального сооружения весьма характерным остаётся не только единообразие его формы, но и в значительной степени стандартность его размеров. Средние размеры уландрыкских срубов составляют Рис. 6. Лиственничный трёхвенцовый сруб в кургане 1. Ташанта I.(Открыть Рис. 6 в новом окне)Рис. 7. Вид на покрытие лиственничного сруба в кургане 1. Уландрык IV.(Открыть Рис. 7 в новом окне)
220×150 см. Несмотря на сильную их деформацию под тяжестью могильного заполнения, удалось установить их первоначальную высоту (50-100 см), которая часто была обусловлена не только числом венцов, но и толщиной брёвен, использованных для сруба. Подавляющее число срубов сооружено в два-три венца, и только в трёх курганах срубы были четырёхвенцовыми. За единственным исключением все уландрыкские погребальные камеры срублены «в обло с остатком» — 15-20 см, т.е. приёмом, применявшимся при строительстве деревянных жилищ, когда оставались необрубленными концы брёвен на углах. И только в одном кургане с погребением ребёнка (Уландрык I, курган 13) плахи сруба по углам были скреплены «в лапу». Столь же необычным и единственным в Уландрыке нужно назвать сруб, собранный из тонких лиственничных жердей (Уландрык II, курган 6).
Ещё одной отличительной чертой погребальных сооружений пазырыкской культуры является покрытие, или «крыша» лиственничных срубов (рис. 7). Она постоянно покрывает прямоугольные срубы в продольном направлении, т.е. с запада на восток. В уландрыкских курганах «крыша» составлена из четырёх — шести, реже семи неошкуренных плах, причём концы покрытия всегда нависают над стенками срубов. Сходство между срубами и реальным жилищем усиливается и такими деталями, как прикрытие щелей между плахами специально подтёсанными короткими жердями (Уландрык IV, курган 1), промазка глиной щелей в покрытиях, стенках и в пазах сопряжения брёвен (Уландрык IV, курган 1; Ташанта II, курган 2). Как и в настоящих жилищах, «крыши» всех срубов имеют покрытие из больших кусков лиственничной коры. Вполне возможно, что наряду с указанными предохранительными мерами обугливание покрытия срубов служило тем же целям — крыша не пропускала воду и сохраняла тепло в жилище, а сруб соответственно предохраняла от попадания внутрь могильной земли. Если развивать эту мысль и дальше, то станет понятным назначение больших камней, часто уложенных в центре и по углам уландрыкских срубов, поверх их покрытия (рис. 7). В настоящих домах-зимниках древних кочевников такими камнями укреплялась крыша, наполовину покрытая, как мы теперь знаем, крупными кусками лиственничной коры. При отсутствии камней кровлю жилища просто бы снесло ветром, который в этом регионе Центральной Азии обладает особенно большой силой в переходные сезоны года. В какой-то мере близкую роль играли крупные камни, которыми нередко с трёх сторон обкладывались срубы Уландрыка. Они могли не только укреплять жилище кочевника, но и служить своеобразной ветровой защитой.
К числу новых особенностей, выявленных в конструкции уландрыкских срубов и неизвестных для других памятников пазырыкской культуры, необходимо отнести пирамидальный характер кладки брёвен — в виде усечённой пирамиды. Промазка глиной пазов и щелей, а также наличие следов огня — в виде зольных пятен внутри срубов — всё это, вместе взятое, ещё раз подтверждает обоснованность наших сопоставлений срубов с реально существующими домами древних кочевников. Тем более что подобные факты не единичны и отмечены в саглынских курганах Тувы [3] и в курганах чандманьской культуры Монголии. [4] Отсюда понятно, для каких целей стены срубов Уландрыка изнутри драпировались тканью или тонкой кошмой, которые крепились при помощи деревянных клинышков, забитых в пазы между плахами.
В уландрыкских срубах — этих подобиях жилищ в уменьшенном виде — настилались и полы. Очень редко они закрывали всю площадь сруба и были сплочены (опять же в продольном направлении) из пяти-шести тщательно отёсанных досок. Другим, более распространённым приёмом в Уландрыке было сооружение в южной части сруба своего рода настила или помоста из двух — четырёх досок, приподнятых на специально подставленных камнях на высоту 15-20 см. В отдельных срубах такие настилы концами досок опирались на уступы, вырезанные в основании брёвен нижних венцов поперечных стен. На эти настилы и клали трупы умерших уландрыкцев. Под голову им подкладывали продолговатый валун — каменную подушку или специально изготовленную деревянную и даже изредка кожаную подушку, набитую мелко нарубленным кустарником.
Пока не ясно, были ли настилы в уландрыкских срубах точной копией настоящих «кроватей», стоявших в жилищах основной массы древних кочевников, или же они изготовлялись для погребальных целей? На поставленный вопрос в какой-то мере может ответить находка двух погребальных лож, обломки которых обнаружены в курганах Ташанты. ^ Погребальные ложа конструктивно мало отличаются друг от друга. Первое, найденное в кургане 1 (Ташанта I), представляло собой прямоугольную раму (220×107 см) из брусьев с продольным настилом из трёх досок (шириной до 30 см, толщиной 3-4 см каждая). Четыре ножки ложа-кровати высотой 38-41 см располагались по углам, являясь продолжением продольных брусьев, вырубленных заодно с ножками из цельного ствола лиственницы (рис. 8). Второе, из кургана 2 (Ташанта II), также изготовлено по тому же принципу — рама (220×170 см) из четырёх брусьев, скреплённых по углам шипами. Продольный настил, составленный из четырёх широких досок, концами опирался на специально вырубленные узкие пазы в поперечных брусках рамы. По углам ложе-кровать имела четыре приставные ножки высотой 30 см. Не случайно описанные деревянные ложа находились только в двух курганах с погребениями людей, имевших несравненно более высокий социальный статус, чем те, что были захоронены в остальных курганах Уландрыка. Погребальные настилы в южной половине срубов также служили своеобразными ложами, отличаясь от рассмотренных более упрощённой конструкцией, но совершенно идентичные им по назначению.
К числу редких моментов в оформлении внутреннего убранства срубов следует отнести встреченную в нескольких случаях мягкую подстилку под погребёнными, приготовленную из мелких веток курильского чая, а также размещение двух трупов подростков на настиле из тонких палочек, напоминающих своим расположением решетку юрты (Уландрык I, курган 1).
В северную часть сруба, условно названную нами «хозяйственной», нередко прямо на дно могильной ямы ставили деревянную и керамическую посуду с пищей. ^ Колоды. В них были захоронены только дети. Средние размеры 130×51×41 см. Вырублены из цельного ствола лиственницы до 0,5 м и больше в поперечнике. Все три колоды имели крышки: в двух случаях — из тонких досок, в третьем — вырубленную из того же ствола дерева, что и колода. Образовавшиеся щели между колодой и крышкой, как и в срубах, были прикрыты лиственничной корой и
придавлены крупными валунами. Камнями обкладывалась колода и в могильной яме. Лучше других сохранившаяся колода (рис. 9) из кургана 2 (Ташанта I) имела в головной части её, снаружи торца, специально оставленный выступ, необходимый, очевидно, при транспортировке или для более удобного её опускания в могилу.
Особого внимания заслуживает вопрос о применении лиственницы для сооружения срубов и изготовления колод. Лиственница, широко распространённая в Сибири и особенно на Саяно-Алтае, почти отсутствует сегодня в Чуйской степи. Самые ближайшие лесные массивы с лиственницей и кедром находятся в настоящее время в 40-50 км от урочища Уландрык. Однако ещё в начале нашего века лес густой полосой стоял вдоль долины р. Чуи и её притоков. Отдельные невырубленные рощи лиственниц, например на р. Юстыд («сто лиственниц» — алт. топоним), видели наши современники в 30-е гг. Сейчас на Юстыде растёт всего одно дерево и возвышаются десятки огромных пней. Лиственничные брёвна для срубов могли доставляться в Уландрык, вероятно, только с р. Юстыд, расположенной от него всего в 5-10 км. Транспортировка брёвен была сопряжена с рядом трудностей в связи с большим их весом и размерами. Для этих целей вполне очевидно применение тягловых лошадей или быков. Кочевники Уландрыка рубили лес и обрабатывали брёвна орудиями и приёмами, традиционными для всего населения скифской эпохи Центральной Азии. [5] ^ Каменный ящик. Единственный в уландрыкских курганах (курган 5, Уландрык I). Его внешние размеры 165×95×40 см. Сооружён из семи сланцевых плит, поставленных на ребро (рис. 10). Различие в конструкции с основными погребальными сооружениями Уландрыка заключается в иной этнической принадлежности погребённого, уложенного на плитовой настил, головой на запад. 2. Состав погребений. ^
Из 60 человек, погребённых в 40 курганах Уландрыка, 65% составляют женщины и дети и только 35% — мужчины. Их соотношение внутри каждого могильника самое разнообразное. Так, например, в могильнике Уландрык II, насчитывающем 11 курганов, погребён только один мужчина, остальные захоронения принадлежали женщинам и детям. В могильнике Уландрык III, наоборот, преобладали мужские погребения (6 чел. — 86%) и полностью отсутствуют погребения детей. В другом небольшом могильнике — Ташанта III, включающем четыре кургана, вообще нет погребений мужчин, здесь были захоронены одни женщины и дети (8 чел.). Такое сосредоточение погребённых в пределах одного могильника по половозрастным признакам вряд ли было случайным. Группировка женских и детских погребений в разных частях уландрыкских могильников, иногда их значительное преобладание над мужскими и даже наличие только одних таких захоронений (Ташанта II) если и не свидетельствуют о существовании отдельных кладбищ для женщин и детей, то по крайней мере указывают на обычай уландрыкцев группировать указанные категории могил в пределах какой-то одной зоны древнего кладбища. В подтверждение сказанному можно указать и на планировку других могильников: Уландрык I, Уландрык V, Ташанта II и Ташанта III, где, например, могилы детей располагались в начале или в конце курганной цепочки.
Из всей массы исследованных погребений в курганах Уландрыка выделяются два основных вида, характеризующихся вполне определённым расположением умершего внутри погребального сооружения в сочетании с устойчивым набором предметов погребального инвентаря.
Вид I. Захоронение с трупоположением в южной половине погребальных сооружений, на правом боку с подогнутыми ногами, головой на восток. Содержит одиночные, парные и коллективные (до 3-4 человек) захоронения. Обязателен «хозяйственный» отсек в северной части погребального сооружения и сопогребения коней. Является преобладающим в Уландрыке и составляет 87%.
Вид II. Захоронение с трупоположением в южной половине погребальных сооружений, на левом боку с подогнутыми ногами, головой на запад. Обязателен «хозяйственный» отсек в северной половине, но посуда здесь стоит уже в противоположной стороне, ближе к юго-западному углу сооружения. Всегда отсутствуют сопогребения коней. Являясь малочисленным и составляя всего 13%, этот вид захоронений сосредоточен в двух отдельных группах, входящих в могильники Уландрык I и Уландрык II. Возможно, эти две группы захороненных людей были связаны между собой тесным родством. Конечно, предположение о семейном характере ряда погребений Уландрыка требует дополнительных антропологических исследований. Необходим специальный анализ распределения дискретно варьирующих признаков, который должен подтвердить наше предположение.
В обоих видах наблюдается большое разнообразие в сочетании отдельных типов погребений, выделяемых половоз- растными признаками. При этом половозрастной состав погребённых прямо соотносится с конструктивными параметрами погребальных сооружений (размерами насыпи, ямы, сруба, их формой) и составом инвентаря. Кратко рассмотрим каждый тип в отдельности. ^ Погребения мужчин представлены значительным числом одиночных захоронений (9 курганов — 22%). Всех мужчин с восточной ориентацией трупа сопровождают один-два коня, а в одном случае (курган 1, Ташанта I) даже три коня. Погребения содержат оружие: кинжалы, чеканы на поясе, луки и стрелы в горитах, а также защитное вооружение в виде деревянных плетёных щитов. Несомненно, это были погребения воинов, о чём свидетельствуют следы смертельных ран на черепах и своеобразные воинские апотропеи в виде человеческих черепов (курган 7, Уландрык I; курган 7, Уландрык II).
В погребальном ритуале одиночных погребений мужчин-воинов остаётся устойчивым расположение различных бытовых и культовых предметов, в целом типичных для пазырыкской культуры. Как и в других курганах, здесь присутствует комплект посуды, иногда орудия труда. Многие аксессуары одежды мужчин носили культовый характер и поэтому мало отличались от предметов, связанных с одеждой женщин и детей. Так, например, головные уборы всех категорий погребённых часто украшали резные фигурки зверей, птиц, различные аппликации и подвески, покрытые листовым золотом. Как для мужских, так и для женских и детских погребений были характерны деревянные диадемы и гривны, бронзовые зеркала и их деревянные модели, сумочки с гребнями, красителями и разнообразными амулетами. Многие мужские погребения отражают обычай ношения одной кольцевидной серьги, выполненной из серебряной, реже бронзовой или золотой проволоки. ^ Погребения женщин по числу одиночных захоронений почти идентичны мужским (10 курганов — 25%). Как и трупы мужчин, трупы женщин с восточной ориентацией сопровождают захоронения коней. Но в отличие от мужских погребений с женщиной всегда клали одного убитого коня. В остальном обрядовая сторона женских одиночных погребений мало отличалась от мужских. Однако в сходном наборе погребального инвентаря есть категории предметов, характерных только для женщин. Это пара золотых, реже серебряных или бронзовых серёг; женские бронзовые, железные или даже деревянные шпильки с зооморфными навершиями; деревянные футляры для кос — накосники, обло- женные листовым золотом; бусы и оригинальные эгреты в виде фигурки оленя с одной головой и раздвоенным туловищем.
Отличительной особенностью всех женских погребений Уландрыка также является чёрная минеральная краска, применявшаяся для окраски волос, пятно от которой всегда сохраняется под черепом женщин. Характеризуют женщину и некоторые орудия труда — долото, шило, корнекопалка и т.д. ^ Парные погребения составляют 22% (9 курганов). Из них почти половина (4 кургана) принадлежат парным однополым захоронениям мужчин или женщин, ничем существенным не отличающихся от одиночных погребений.
В других пяти курганах женщины покоятся рядом с мужчинами в одинаковой позе: на правом боку, с подогнутыми ногами, головой на восток. Рядом с каждым из них зафиксировано наличие разного по составу инвентаря, свойственного одиночным захоронениям мужчин и женщин. Стабильной чертой погребальной обрядности в парных захоронениях Уландрыка является расположение останков женщины в северной или центральной части сруба, ближе к «хозяйственному отсеку». Костяк мужчины всегда находится в правой части сруба, иногда вплотную к его южной стенке. Такой порядок расположения мужчины и женщины неизменно повторяется в десятках памятников пазырыкской культуры, исследованных нами в разные годы в долинах рек Юстыда, Барбургазы и Бугузуна.
Эти данные позволяют говорить о сохранении в среде населения Юго-Восточного Алтая архаичного и традиционного обычая — сопогребения женщины с мужчиной. Одной из актуальнейших проблем археологии остаётся вопрос об одноактности или многоактности парных и коллективных погребений. И хотя в уландрыкских курганах не отмечено ни одного случая насильственного умерщвления женщин, которое, кстати, практически невозможно установить по останкам погребённых, отрицать одновременность захоронений женщин вместе с мужчиной у нас нет никаких оснований. Конечно, трудно доказать и обратное, поскольку такими однозначными данными, которые получил А.Д. Грач при исследовании саглынских курганов Тувы, [6] мы пока не располагаем. Но есть другие, правда опять же косвенные, наблюдения, типичные только для уландрыкских курганов, не исключающие реально существовавшего и, возможно, широко распространённого у древних кочевников Алтая обычая одноактного захоронения мужчины и женщины — его жены или наложницы. Убедительным свидетельством одновременности парных погребений Уландрыка могут служить сопроводительные захоронения коней, которые чаще всего соответствуют числу погребаемых людей. Трудно представить, что женщину хоронили раньше или позднее мужчины. Для помещения её трупа в сруб устроителям похорон пришлось бы снова полностью разобрать могильное заполнение, уложить в могилу ещё одного коня и вскрыть погребальное сооружение, долевое покрытие которого часто торцами плах было заклинено между стенками могильной ямы. Анализ внутренней топографии срубов с одиночными, парными и коллективными захоронениями показал, что погребальные сооружения Уландрыка всегда были изготовлены и рассчитаны на одномоментные погребения определённого числа (от 1 до 3) людей. В тесных уландрыкских срубах прямоугольной формы просто не было свободного места для более поздних впускных захоронений, в отличие от больших квадратных (в плане) срубов-склепов Тувы [7] и Монголии, где умершие укладывались даже в несколько рядов. Серьёзным препятствием для последовательных захоронений мог послужить и образовавшийся в первую же зиму (после первого погребения) лёд, полностью или частично заполнявший внутреннее пространство сруба. Эту особенность не могли не знать и не учитывать древние кочевники Алтая. Последним аргументом в пользу одноактных парных погребений Уландрыка, как ни парадоксально, является их малочисленность. Они составляют всего 12% от всех других типов погребений, что уже само по себе не исключает возможности сохранения подобного обычая.
На особо выдающееся положение парных погребений Уландрыка указывают внутренняя топография могильников (расположение курганов в центре или начале ряда-цепочки: см., например, курган 12, Уландрык I; курган 7, Уландрык III; курган 2, Уландрык IV и т.д.), большие размеры и конструктивные «излишества» могильных сооружений, а также всегда большее число сопроводительных захоронений коней и обилие разнообразного по составу инвентаря. Отсюда нетрудно предположить, что в этих курганах были похоронены муж и жена — пара родоначальников, основателей большой семьи, которые и на кладбищах — этих поселениях мёртвых сородичей — занимали достойное и главенствующее место. ^ Коллективные погребения содержат останки не более трёх-четырёх человек в одном срубе и составляют 10% от всей массы раскопанных курганов. Половозрастное соотношение погребённых между собой различно и ни разу не по- вторяется: 1) один мужчина и две женщины (курган 3, Уландрык I); 2) двое мужчин и одна женщина (курган 8, Уландрык I); 3) две женщины и два ребёнка (курган 4, Ташанта II).
Обрядовой стороной они мало отличаются от рассмотренных парных погребений. Следует только отметить характерную позу женщины, сопровождающей захоронение двух мужчин в кургане 8 (Уландрык I). Она лежала подчёркнуто скорченной, прямо в «хозяйственном» отсеке сруба, сжимая руками керамический сосуд.
К числу коллективных, очевидно, следует отнести и сложное по характеру погребение из кургана 6 в могильнике Уландрык II, где двум женщинам соответствовал комплект посуды, рассчитанный на трёх человек. В этом любопытном полукенотафном погребении третью женщину, вероятно, замещала кукла или одежда умершей (подобно костюму из кургана 2 в могильнике Уландрык I), по каким-то причинам не захороненной. Она лежала между двумя останками женщин, а место это было обозначено неестественно свободным пространством, сохранившимся в головной части третьим пятном чёрной краски и третьим зеркалом в средней части сруба. ^ Погребения детей были обнаружены в десяти отдельно возведённых малых курганах, насыпи которых часто располагались вплотную или налегали одним краем на насыпи курганов средних размеров.
Семнадцать погребений детей (28%) по их расположению в могильных сооружениях, как и захоронения взрослых, можно подразделить на одиночные (7 курганов), парные (2 кургана) и коллективные (1 курган). Нетипичным для Уландрыка остается единственный случай парного размещения детей с погребениями двух взрослых женщин (курган 4, Ташанта II). Судя по небольшим костякам детей, их плохой сохранности, они принадлежали новорождённым, которые и были погребены вместе с их матерями. Основная же масса детских захоронений относится к периоду раннего детства — infans I и к классу второго детства — infans II, и только одно — пубертатного периода (курган 1, Уландрык I).
В целом погребения детей, мало отличаясь от погребений взрослых, всё же заметно разнятся с ними предельно уменьшенными параметрами каменных насыпей, могил и погребальных сооружений. Дети 5-6 лет и подростки погребены, как и взрослые, в срубах, но значительно меньших по размерам. Исключением являются три погребения детей, совершённые в лиственничных колодах. Останки детей, расположенные в срубах и колодах, ориентированы точно так же, как и в захоронениях взрослых. Некоторое своеобразие наблюдается в инвентаре, неоднородность состава которого несомненно связана с возрастом и полом погребённых детей: чем меньше возраст ребёнка, тем меньшее число погребальных предметов сопровождает его. Чаще всего это самое необходимое — керамическая и деревянная посуда, железный или бронзовый нож. Обратно пропорционально количество инвентаря в погребениях подростков (например, в кургане 1, Уландрык I). Здесь, кроме посуды, имеются модели оружия, различные украшения и культовые предметы. Однако для всех детских погребений, независимо от возраста, характерно преобладание имитаций самых разнообразных предметов. Из дерева выполнены модели кинжалов, луков, стрел, зеркал, поясных наборов, гребней, фигурки зверей и т.п.
Различные формы погребальной обрядности можно проследить и на материале детских погребений. В одних захоронениях практически ничего нет, если не считать деревянный сосуд и обломок железного ножа (курган 4, Уландрык I), зато в других, где, кстати, погребены дети одной и той же возрастной группы, стоят керамические сосуды, деревянные блюда, ковши и другой инвентарь. Более того, в одном из таких курганов малолетних детей сопровождает захоронение осёдланного коня (курган 1, Ташанта I) — факт уникальный даже для уландрыкских курганов. ^ Погребения без инвентаря встречены в заполнении могильных ям двух курганов (курган 9, Уландрык I; курган 6, Уландрык II). Костяки мужчин лежали в сходной позе: вытянуто, на спине и оба были ориентированы на северо-запад. В обоих случаях погребённых не сопровождал инвентарь. Существенно различающийся обряд захоронения с теми, что были совершены в срубах этих же курганов, позволяет прийти к выводу о явно соподчинённом положении «впускных» погребений к основным. Крайне интересно сравнить безынвентарные погребения Уландрыка с непотревоженными захоронениями из могильников Мажылык-Ховузу в Туве, [8] интерпретированными автором как погребения домашних рабов. [9] Расположение их у задних стенок срубов саглынских курганов, на правом боку (в отличие от погребённых основного ряда), ориентировка головой на северо-восток и отсутствие инвентаря — все эти особенности обряда ещё раз подтверждают существование в среде центральноазиатских кочевников скифской эпохи особой категории зависимых людей, которых с полным основанием можно назвать рабами. Противоположная ориентация останков этих людей в синхронных памятниках Алтая и Тувы прямо указывает на те же этнические массивы, из которых они происходили и по обычаям которых были захоронены. Возможно, это были люди из обоих регионов, захваченные во время военных столкновений и ставшие рабами, которые и были затем захоронены вместе со своими хозяевами. Это свидетельствует о далеко не мирных взаимопроникновениях населения двух разных культур — пазырыкской на Алтае и уюкско-чандманьской в Туве и Монголии. ^ Кенотафы — ритуальные погребения, отличающиеся от обычных отсутствием костяков людей, хотя все правила погребального обряда выполнены вплоть до мельчайших деталей. В уландрыкских курганах оказалось два кенотафа. Один из них — детский (курган 2, Уландрык I) — благодаря отсутствию в нём реального погребения отличался удивительно хорошей сохранностью и самого сруба, и разнообразных находок в нём. В срубе на приподнятом настиле из двух досок был найден детский кожаный костюм. Это верхняя одежда, состоит из головного убора, напоминающего чепец, короткой куртки и обуви в виде мягких сапожек. Общая ориентация кенотафа, как и в других детских погребениях, восточная. В «хозяйственном» отсеке (северная половина сруба) набор керамической и деревянной посуды. На деревянном блюде лежали прекрасно сохранившиеся до наших дней кусок засохшего мяса и небольшие «лепёшки», приготовленные, как было установлено, из плохо протёртых зёрен дикорастущего волоснеца. Они по форме и размерам напоминают баурсаки современных казахов.
Второй курган-кенотаф был рассчитан на парное погребение мужчины и женщины (курган 11, Уландрык II). Внутри лиственничного сруба на настиле из продольных досок найдены: бронзовый нож, стрелы в остатках колчана, обломки лука, деревянный гребень, обрывки золотых листков и т.п. В северной части сруба — два керамических сосуда и деревянное блюдо с двумя ножами в нём. Таким образом, состав инвентаря и его расположение в срубе не только определяют тип кенотафа, но и устанавливают его восточную ориентацию, что подтверждается и положением двух сопроводительных захоронений коней в традиционной позе, между северной стенкой сруба и стенкой могильной ямы.
Оба кенотафа по всем перечисленным признакам сооружены несомненно представителями пазырыкской культуры и синхронны основной части уландрыкских погребений.
[ . . . ]
[1] Сводку работ см.: Кубарев В.Д. Древние изваяния Алтая. — Новосибирск, 1979. — С. 39-41.[2] Савинов Д.Г. К выделению ранних и поздних элементов в культуре пазырыкского времени // Тез. докл. конф. «Ранние кочевники Средней Азии и Казахстана». — Л., 1975. — С. 50.[3] Грач А.Д. Древние кочевники в центре Азии. — М., 1980. — С. 32, 42-43.[4] Волков В.В., Новгородова Э.А. Советско-монгольская экспедиция // АО [1974 года]. — 1975. — С. 557.[5] Грач А.Д. Древние кочевники... — С. 41-42.[6] Там же. — С. 41-42.[7] Там же. — С. 30.[8] Цэвэндорж Д. Чандманийн соёл. Археологийн судлал. — Улаанбатар, 1980. — С. 96.[9] Грач А.Д. Древние кочевники... — С. 48.
наверх |
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги