главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки
Л.Р. КызласовТаштыкская эпоха
|
|
|
Рис. 4а. |
Рис. 4б.
|
ется благоприятным почвенным режимом горной местности.
Юго-западная стенка склепа № 2 была одинарной. Посредине её имелся вход, сооружённый следующим образом. Нижнее бревно стенки сруба было целым. В двух верхних брёвнах имелся проруб, образовавший проход шириной 1,2 м. Нижнее бревно, таким образом, являлось нижней ступенью. Средней ступенью служило короткое бревно (длиной около 1,6 м), положенное вплотную к стенке сруба с внешней его стороны. Верхней и последней ступенью служило бревно длиною 2,25 м, укрепленное в земле, подсыпанной для этого в яму. Между этим бревном и стенкой сруба были положены по краям два обрубка бревна, приходившиеся над концами средней ступени и препятствующие сползанию верхней ступени. В бревне, служившем верхней ступенью, по краям были пробиты прямоугольные пазы, в которых укреплялись два деревянных столба, образующих дверь (от них сохранились лишь нижние концы). Сверху столбов, очевидно, была дверная притолока.
Таким образом был получен короткий вход (шириною в 1,2 м и длиною 0,8 м), длина которого
была в первоначальном состоянии, видимо, несколько больше, если учесть небольшое смещение брёвен сруба и входа, происшедшее при обрушивании потолка.
Пол склепа сооружен из брёвен, отёсанных сверху и положенных не совсем плотно одно к другому, поперёк направлению входа так, что концы их уходили под противоположные стенки сруба. Потолок почти не сохранился. В верхних слоях, в центре склепа, встречалось довольно много мелких кусочков гнилого дерева. Однако в окружении ямы сохранились концы брёвен от перекрытий потолка. После расчистки выяснилось, что большинство из них сохранило первоначальную ориентацию и направлено к центру ямы. Это обстоятельство заставляет считать, что склеп № 2 не имел обычного перекрытия в виде потолка-наката (рис. 4а).
Если продолжить к центру линии сохранившихся кусков брёвен, то выясняется, что они не сойдутся в одной точке, а соберутся к четырёхугольнику, который, очевидно, находился в центре крыши. В таком случае следует признать, что крыша склепа, при чётко выраженном общем четырёхугольном плане, в первоначальном состоянии имела вид деревянной усечённой пирамиды, засыпанной сверху землёй. В этом случае мы получаем хорошее подтверждение предположению С.В. Киселёва о том, что над склепами с подквадратными насыпями сооружались первоначально земляные курганы пирамидальной формы, с той, однако, поправкой, что форма их была усечённо-пирамидальной 1. [15]
Склеп № 2 Изыхского чаа-таса важен ещё и тем, что он твёрдо доказывает наличие первоначального земляного кургана. Дело в том, что в VI-X вв. этот курган ещё благополучно стоял, ибо вскрытые в верхних слоях «кыргызские» детские погребения (и погребения трупосожжений), с ЮЗ и СЗ сторон склепа, все расположены сразу же за границами склепа, а не поверх его (рис. 4а). Если бы кургана в то время не было, то они неизбежно встретились бы в верхних слоях засыпки склепа по всей его площади, так как «кыргызы» не могли бы догадаться, что за 500 лет до них здесь был сооружен раннеташтыкский склеп.
Итак, основной особенностью склепов III типа является наличие камеры-сруба с бревенчатыми полом и потолком [накатом, как в склепе под земляным курганом № 14 на Горьком озере (С.А. Теплоухов, 1924 г.) или же крышей в виде усечённой пирамиды, как в склепе № 2 Изыха]. Вход короткий.
К IV типу склепов относятся камеры с иным устройством. Место сруба здесь занимает простая клетка, т.е. брёвна в углах просто накладывались одно на другое без каких бы то ни было зарубок, при этом в стенках между каждыми двумя находящимися друг над другом брёвнами оказывались промежутки (рис. 1 — 4). Часто, чтобы брёвна не провисали, в эти промежутки вставлялись чурбаки-распорки. Под нижними брёвнами в некоторых случаях обнаружены опорные каменные базы-брусья, подложенные по углам и посредине — всего восемь. Северные и южные стенки клетки имели всегда на одно бревно меньше (3 бревна) и поэтому на них укладывались переводины потолка, настилавшегося, таким образом, на одном уровне, опираясь на западные и восточные стенки, состоящие из 4 брёвен, и на переводины. Для входа в западной стенке прорубалось лишь среднее бревно на ширину до 1 м, а два нижних и одно верхнее бревно оставались целыми. В проруб среднего бревна вставлялись «косяки» — вертикальные чурбаки, зажатые вторым нижним и самым верхним брёвнами, в которых делались вырубки, куда входили торцы «косяка» на 2-3 см. Средние брёвна в отрубленных торцах также вырубались полукругами, в которые входили цилиндрические поверхности косяков. Это придавало им устойчивость и закрепляло всю конструкцию дверей склепа (рис. 1 — 5). К этой внутренней двери примыкал дромос, трапециевидный в плане, сужающийся к наружной двери входа, т.е. к западу. Его стенками являлись короткие брёвна, концы которых вставлялись в промежутки между брёвнами камеры сбоку «косяков» внутренней двери и далее, сближаясь, они шли к наружной двери входа.
Таким образом, получалась основная конструкция склепов этого типа — клетка и каркас дромоса. Вторые стенки этих склепов создавал частокол, прилегающий снаружи к внутренним стенкам. Вертикально установленные, вплотную друг к другу, и равные по высоте стенкам клетки, бревёшки частокола создавали сплошную вторую стенку дромоса и клетки, препятствуя тем самым осыпанию земли внутрь погребальной камеры. Но, кроме этого, снаружи частокол одевался плотными заходящими друг за друга пластами берёсты, которая целиком уже изолировала камеру. Пол склепов этого типа бревенчатый, стёсанный сверху, настланный поперёк к линии входа так, что концы его уходили под нижние брёвна северной и южной стенок клетки. Потолок также бревенчатый из положенных вплотную друг к другу толстых брёвен по направлению линии входа (т.е. с В на З). Он плотно накрыт сверху пластами берёсты. Дромос имел отдельные потолок и пол из мелких бревёшек и горбылей, положенных поперёк его. Вход снаружи закладывался каменными брусками или массивной плитой.
К этому типу, по С.В. Киселёву, относятся следующие склепы, изученные на Уйбатском чаа-тасе: № 1, 5, 7, 8, 11 и № 1 Уйбата II 2. [16] Однако к этому же типу относятся склепы № 6 и 10, земляные курганы № 1 и 2 3 [17] Уйбата I, а также курган № 6 (Е) Тагарского острова 4. [18] Склеп № 1 Сырского чаа-таса
является поздней вариацией этого же типа, судя по устройству пола, занимая промежуточное положение между типами IV и V. Совершенно то же самое надо сказать и о склепе, раскопанном С.А. Теплоуховым «на увале» у д. Сарагаш в 1923 г. (могила № 52) 1. [19]
Склепы IV типа имеют ещё некоторые особенности в отдельных деталях. Так, например, в склепах № 1 и 8 Уйбатского чаа-таса бревенчатый пол в центре камеры имел специальный выруб, в котором прямо на грунте был установлен квадратный камень, со следами сильного обжига. По С.В. Киселёву, это «своеобразный очаг дома мёртвых», но скорее всего это каменная база столба, поддерживающего матицу потолка, тем более, что на этом же месте в склепе № 5 действительно оказался толстый столб, предназначенный для указанной цели 2. [20]
Склеп № 7 отличается тем, что в нем пол дромоса был заменён лестницей из каменных брусьев 3. [21]
Особенно интересным вариантом склепов IV типа является конструкция погребальной камеры в земляном кургане № 1 Уйбатского чаа-таса. «Её основу так же, как и у всех предыдущих, составляла клетка из незарубленных брёвен 4. [22] Снаружи стенки клетки были закрыты слоем берёсты, но не были обставлены вертикальными бревёшками. Последние стояли отдельно прислонёнными к земляной стенке ямы, таким образом, что между ними и стенкой клетки всюду имелся проход шириной до 0,5 — 0,7 м. Потолок из брёвен закрывал и центральную камеру и коридоры вокруг неё. Вход в камеру был также более сложным. Обычного типа дромос, устроенный с западной стороны, вёл от поверхности вниз к коридору. Вход в него снаружи загораживала массивная и высокая плита, врытая вертикально. В коридор из дромоса можно было проникнуть через проход, оставленный незагороженным вертикальными столбиками. Так как пол коридора был значительно ниже уровня внутренней части дромоса, то здесь лежали толстые обрубки. Против дромоса в западной стенке камеры было сделано отверстие. Для этого была вырублена средняя часть, но не одного, как в подквадратных насыпях, а двух средних брёвен клетки, упиравшихся в массивные вертикальные «косяки». Внутри камеры были обнаружены остатки нескольких деревянных массивных колонн, поддерживавших две толстые переводины, служившие опорой для потолка. Вообще, сравнительно с другими, камера земляного кургана № 1 выглядела гораздо более массивной. Однако самым интересным является двойное членение всего сооружения, состоявшего из центрального помещения и внешних коридоров. В этом отношении конструкция Уйбатского земляного кургана № 1 полностью воспроизводит план погребальных сооружений соседних областей и, в первую очередь, алтайских больших курганов пазырыкского типа, а также курганов Северной Монголии с усыпальницами хуннских шаньюев и высшей знати. Очевидно, этот тип подкурганных конструкций был достаточно широко распространён во всех областях Южной Сибири и Центральной Азии в хунно-сарматское время» 5. [23]
Итак, склепы IV типа имеют следующие характерные черты в конструкции своих камер: это, во-первых, наличие клетки, а не сруба; во-вторых, двойных стенок в виде частокола из вертикально установленных вплотную друг к другу бревёшек; в-третьих, при бревенчатом потолке, они всегда имеют бревенчатый же стёсанный пол и длинный вход — дромос.
V тип склепов по всем особенностям конструкции очень близок к IV типу, ибо он продолжает традиции конструкции IV типа на новом хронологическом этапе, что будет показано ниже. Но он отличается большей конструктивной простотой. Основу сооружения составляет та же клетка из незарубленных брёвен, но всего лишь из 1-2 рядов их, т.е. клетки в склепах V типа имеют меньшую высоту. Существенным отличием от склепов IV типа является то обстоятельство, что вторые стенки в виде частокола в склепах V типа или вовсе отсутствуют, и тогда их заменяет только берестяная обкладка, или же они являются неполными в виде далеко отстоящих друг от друга столбиков, причём имеющихся не со всех сторон центральной клетки. Самым важным изменением в склепах V типа будет устройство пола. Деревянных полов нет совсем — все полы земляные, крытые сплошным слоем берёсты. Прочие детали сходны с вышеописанными. Входы — типа дромосов.
К V типу относятся склепы № 2, 3, 4 и 9 Уйбатского чаа-таса б [24] и склеп № 1 Изыхского чаа-таса (рис. 4в).
Забегая вперед, укажем, что раннему этапу существования таштыкских склепов свойственны правобережные склепы I типа и левобережные III и IV
типов. Для среднего этапа характерны склепы I типа правобережных и IV типа левобережных. Для позднего этапа это будут уже II тип правобережных и V тип левобережных склепов. Выделение этапов, основанное на анализе погребального инвентаря, подтверждается, таким образом, наличием особых типов погребальных камер, что особенно чётко выявляется при сравнении ранних и поздних склепов. Склепы среднего этапа, естественно, занимают промежуточное положение.
* * *
Рассмотрим вопрос: связаны ли таштыкские левобережные склепы по особенностям своей конструкции с предшествующими тагарскими формами погребальных сооружений? При этом, с нашей точки зрения, следует чётко различать собственно тагарские памятники (VII-III вв. до н.э.) и памятники уже не тагарские и ещё не таштыкские, памятники переходного тагарско-таштыкского этапа (II-I вв. до н.э.). Самая существенная разница в этих периодах заключается в том, что в тагарское время (VII-III вв. до н.э.) в Хакасско-Минусинской котловине жило единое в этническом отношении европеоидное население, в то время как переходный татарско-таштыкский этап ознаменован появлением на рубеже III-II вв. до н.э. нового, монголоидного и смешанного населения из степей Центральной Азии, которое вытеснило часть европеоидных аборигенов на север и северо-запад за пределы котлови-
ны. Таким образом, во II-I вв. до н.э. в Хакасско-Минусинской котловине жили и оставшиеся аборигены и пришельцы. Хорошим археологическим свидетельством пребывания последних является дом китайской архитектуры, датируемый первой половиной I в. до н.э., т.е. относящийся ещё к тагарско-таштыкскому переходному этапу. Это и определило специфичность памятников переходного этапа, конец тагарской эпохи и сложение новой эпохи — таштыкской.
Позднетагарскими памятниками я называю те курганы с коллективными погребениями, которые во II-I вв. до н.э. сооружались за пределами котловины, к северу и северо-западу от неё, в лесных районах по линии Красноярск — Мариинск 1, [25] появляясь там неожиданно в начале II в. до н.э. 2. [26] Это могилы той вытесненной, как указано выше, части тагарского населения, которая была вынуждена оставить родные степи и продвинуться в чужие и непривычные леса. Таким образом, позднетагарские курганы (в них встречаются типично тагарский ещё инвентарь, но уже миниатюрный) одновременны памятникам тагарско-таштыкского переходного этапа (в последних встречаются центрально-азиатские глиняные вазы, нефритовые поделки и т.д.), но расположены на другой территории. К таким выводам привело нас изучение материалов этого времени. Обосновать эти выводы в настоящей работе невозможно, ибо это тема самостоятельного исследования. Но при дальнейшем изложении мною всегда будут употребляться эти наименования только в высказанном выше смысле, что следует иметь в виду во избежание путаницы.
Вернёмся теперь к поставленному выше вопросу. Итак, над левобережными склепами первоначально сооружены были земляные курганы в форме усечённой пирамиды, но над некоторыми, может быть, насыпались и пирамидальные курганы. Это может связываться с пирамидальной формой курганов типа гигантских пирамид урочища Салбык 3. [27] Отличием между таштыкскими и тагарскими курганами является отсутствие обычных для тагарских курганов оградок из плит и вертикально установленных камней. Камни эти, впрочем, в одиночку или по два, оказались и на полусохранившихся таштыкских земляных курганах, что отмечалось выше. Совершенно то же самое оказывается характерным и для некоторых предшествующих курганов, уже с погребальными масками, относящихся к переходному татарско-таштыкскому этапу. Мы имеем в виду Большой земляной курган Уйбатского чаа-таса, раскопанный Д.А. Клеменцом в 1889-1890 гг. (на его насыпи стояли две вертикально вкопанные плиты) 4, [28] и такой же курган, исследованный И.Р. Аспелиным в 1889 г. у с. Тесь на р. Тубе (два каменных столба, с восточной и западной сторон насыпи) 5. [29] То же отличает и северные позднетагарские курганы.
Впрочем, некоторые левобережные склепы имеют иногда подобие неполных оградок из небольших плит по краям могильных ям, с внутренней стороны подквадратных валиков. Такая неполная оградка, с отсутствием западной стенки, была обнаружена при раскопках склепа на Тагарском острове (Адрианов, 1883, курган № 6 или «Е») 6. [30] Мелкие на ребро поставленные плитки оказались и в Сырском склепе № 1 по внутренним краям СЗ и ЮВ сторон подквадратного валика. Нами также обнаружены две низких вертикально установленных плиты вдоль СВ стороны валика склепа № 1 Изыхского чаатаса.
Надо отметить, что ещё в тагарское время появляются четырёхугольные оградки со «входом» из плит, т.е. сооружения, план которых так характерен для левобережных склепов 7. [31] Но если при устройстве собственно тагарских курганов «входы» из плит пристраивались посредине восточных сторон оградок, то для погребений переходного тагарско-таштыкского времени, с погребальными масками, мы наблюдаем дальнейшую эволюцию, уже значительно приближающуюся к плану таштыкских склепов. С этой точки зрения интересно, что переходный курган № 8, раскопанный А.В. Адриановым в 1895 и 1897 гг. на чаа-тасе у оз. Кызыл-куль, тоже имел оградку со «входом» из четырёх плит, но «вход» этот был сооружён посредине западной стороны 8. [32] Как известно, таштыкские левобережные склепы всегда имеют входы именно с западной (чаще, при обычном отклонении их от ориентировки сторон по странам света, с юго-западной) стороны. И, наконец, теперь это становится несомненным, именно на переходном татарско-таштыкском этапе появляются на левом берегу Енисея курганы с устройством склепов, близким к последующим таштыкским 9. [33] Это стало известно после раскопок в 1951 г. кургана на рч. Туим сотрудником Хакасского областного музея
A.H. Липским. Это земляной курган высотой 2,8 м, при диаметре в 30 м. В полах насыпи — массивная четырёхугольная ограда из плит с вертикально установленными плитами по её углам (высотой до 1 м). В СВ поле кургана ограда имела «вход» из двух вертикально установленных плит (до 2 м шириной). К ЮЗ от входа, в 9 м перед курганом, стоял каменный столб высотой 2,3 м. Под насыпью открылась квадратная яма (размерами 7х7х1,7 м). Яму, по верху стенок, окружал четырёхугольный вал из гальки с глиной. Затем шёл по четырёхугольнику ров, заполненный камнями, образующими каменную стенку-ограду около 4 м ширины и 0,5 м высоты. Вокруг этой стенки, вплотную к ней, с внешней стороны и шла ограда кургана из толстых врытых на ребро плит. С СВ стороны, как раз против плит «входа», в каменной стенке имелся проход к погребальной яме. Стенки ямы укреплял сруб в 4 венца из толстых зарубленных в обло лиственничных брёвен. В средине СВ стенки сруба — проход с косяками шириной 1 м. Таким образом, это уже был склеп со входом в погребальную камеру. В центре пола стоял столб, сохранившийся на 0,5 м в нижней части, так как он был опущен в особую ямку 0,5 м глубиной и стоял на подложенной каменной плитке. Столб этот поддерживал четырёхскатную пирамидальную 1 [34] деревянную крышу камеры, каждый скат которой состоял из 14-16 жердей. Поверх жердей была настлана в 3 слоя лиственничная кора, затем 3 слоя берёсты, поверх которой насыпан слой земли до 1 м толщиной. Сверху снова лежала лиственничная кора, прижатая сверху «расколотыми лиственничными стволами». У основания насыпи кора была прижата лежащими вдоль каменной стенки брёвнами и только затем всё было покрыто насыпью, имевшей первоначально пирамидальную форму 2. [35]
Раскопки Туимского кургана, таким образом, наглядно доказывают, что особенности конструкции и плана таштыкских левобережных склепов зарождаются на переходном татарско-таштыкском этапе. Особенно близок к Туимскому раннеташтыкский склеп № 2 Изыхского чаа-таса, который также имел сруб, зарубленный в обло, и сходное устройство усечённо-пирамидальной крыши с четырьмя скатами (рис. 4а и 4б).
В деталях внутреннего устройства левобережных склепов найдется достаточно разных фактов, подтверждающих мысль о генетической связи тагарских и таштыкских погребальных сооружений, несмотря на существенную их разницу.
Так, например, устройство погребальных камер склепов нашего III типа целиком возникает ещё в тагарское время в курганах с коллективными погребениями. Они имеют почти такие же большие квадратные камеры-срубы с бревенчатыми полами и потолком 3. [36] С нашими склепами их соединяет уже почти по-таштыкски устроенный склеп упомянутого переходного кургана № 8 Кызыл-кульского чаатаса 4 [37] и склеп кургана на р. Туим. Вообще, как известно, большинству тагарских погребений характерен именно сруб из брёвен, зарубленных в лапу или в обло. Такими же, судя по Боярской писанице, были и бревенчатые рубленые жилища «тагарцев». С.В. Киселёв, изучавший изображение этого посёлка непосредственно на скале хребта Бояры, указывает, что срубы трёх из его домов рублены в обло 5. [38] Эта строительная техника, развившаяся в тагарскую эпоху, сохраняется, как видим, только на раннем этапе существования таштыкских склепов, в выделенном нами III типе. Позднее она исчезает, будучи вытеснена камерой из брёвен, сложенных клеткой. Однако, как говорилось выше, пока ещё без доказательств, на раннем этапе III тип склепов сосуществует с IV, для которого характерна уже именно клетка. Но камеры, сложенные клеткой из брёвен, также известны среди тагарских погребальных сооружений 6 [39] и поэтому не удивительно, что этот строительный приём, столь широко распространённый в таштыкское время, появляется уже на раннем этапе. Не было в тагарскую эпоху и на переходном этапе только второго ряда стен в виде частокола и некоторых других деталей, которые являются специфично таштыкскими.
Важным обстоятельством является также и тот факт, что позднетагарские северные курганы имеют под земляными насыпями, вокруг ям, такие же подквадратные валики из камней, как у таштыкских земляных курганов 7. [40] Таковы факты, подтверждаю-
щие наличие тагарско-таштыкских связей в строительной технике погребальных сооружений. Такого же рода тесные связи имеются и в обряде, и в материальной культуре, как будет показано ниже.
Таким образом, несмотря на внешне резкое различие тагарских и таштыкских погребальных сооружений, необходимо признать наличие генетической связи в их развитии 1. [41]
Однако неправильно было бы думать, что таштыкские погребальные сооружения развились целиком на тагарской основе. Не подлежит сомнению, что в их конструкции имеется новый элемент, чуждый тагарскому, борющийся с ним, но несомненно и то, что тагарские традиции достаточно сильны для того, чтобы сохраняться в некоторых деталях строительной техники.
Новым, ни в коей мере не свойственным тагарскому населению является обычай насыпания над склепами земляного кургана в виде усечённой пирамиды. В этом надо видеть новые веяния, идущие с юга, как и в ряде других деталей.
В самом деле, в эпоху, синхронную таштыкской, курганы такого типа известны нам и в Центральной Азии, и в Китае. В ханьское время в Китае над погребениями обычно насыпался квадратный в основании земляной холм усечённо-пирамидальной формы 2. [42] Особенно величественны усечённые, иногда ступенчатые, пирамиды над могилами ханьских императоров 3. [43]
Знать некоторых народов Центральной Азии того времени, во всем старавшаяся подражать китайской знати, также воспринимала эти формы надмогильных сооружений и распространяла, их на территориях к северу от Китая 4. [44] Этим в особенности отличались гуннская знать и владыки гуннов — шаньюи, что доказано всемирно известными раскопками курганов гуннской знати в Монголии, в горах Ноин-Ула, произведёнными в связи с Монголо-Тибетской экспедицией П.К. Козлова в 1924-1925 гг. Лучше всего исследован курган № 24, раскопанный С.А. Теплоуховым. Выяснилось, что его земляная, подквадратная (16x14 м) в плане, насыпь имела форму усечённой пирамиды. С юга к ней посредине примыкала узкая длинная насыпь, которая, как оказалось, покрывала вход-дромос, ведущий внутрь погребальной камеры. Весьма любопытным и полностью совпадающим с устройством таштыкских «подквадратных насыпей» является также и то, что «основание квадратной насыпи кургана так же как и боковые части примыкающей с юга длинной узкой насыпи были обложены каменными глыбами, местами, выступающими на поверхности. Камни располагались в несколько рядов и, как впоследствии выяснилось, были положены по краю ямы на грунте» 5. [45]
Под насыпью была выявлена почти квадратная глубокая яма (13х12х9 м), в которую вёл с юга наклонный вход-дромос. Как видим, всё устройство гуннских погребальных сооружений особенно близко таштыкским левобережным склепам. В этой связи привнесёнными извне в Хакасско-Минусинскую котловину представляются и такие особенности в конструкции левобережных склепов, как наличие двойных стенок погребальных камер, в особенности, что уже отмечалось выше, двойное членение в виде центральной камеры и обходящих кругом нее коридоров в земляном кургане № 1 Уйбатского чаа-таса. Такой именно план (наличие двойных, вставленных одна в другую, камер) характерен, как известно, для гуннских курганов Ноин-Улы. То же надо сказать и о квадратных ямах с выходами-дромосами у предташтыкских и таштыкских склепов, которых не было в тагарское время. Разработанная и устойчиво существовавшая архитектура таштыкских склепов под усечённо-пирамидальными насыпями дает все основания предполагать наличие жилищ-землянок аналогичной конструкции для левобережья р. Енисея в таштыкское время. К сожалению, до сих пор ни одно из таких жилищ не найдено и не исследовано археологами, но, как нам представляется, поиски должны быть направлены именно в этом направлении. Это подтверждается, как увидим, и в значительной мере осёдлым образом жизни части «таштыкцев». Любопытно, что совершенно аналогичные таштыкским склепам по устройству жилые землянки до недавнего времени сооружались обскими уграми. Внешне хантские землянки имели вид усечённой пирамиды, так как крыша их была четырёхскатной 6. [46] Интересно, что сама крыша нередко покрывалась сначала тисками, т.е. вываренными пластами берёсты и лишь затем землёю. Землянки васюганских остяков и селькупов имеют особенно близкую конструкцию. Стенки их четырёхугольных ям укреплялись частоколом из вертикально установленных расколотых стволов деревьев, а крыши, выглядевшие изнутри как низкие усечённые пирамиды, сооружались из балок, укладываемых клеткой друг на друга, на эти стропила накладывались колотые стволы деревьев, которые засыпались землёй 7. [47] Все эти хантские землянки имели длинные коридорообразные входы, иногда трапециевидные в
плане, т.е. сужающиеся к выходу, совершенно такие же, как и входы левобережных таштыкских склепов. Землянки других народов Сибири такой близости, в форме и конструктивных деталях, к таштыкским склепам не имеют. Это обстоятельство, во-первых, заставляет видеть неслучайность подобного совпадения, во-вторых, позволяет утвердиться в предположении, что в таштыкское время существовали аналогичные по конструкции жилые землянки, которые необходимо искать.
главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки