главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Л.Р. КызласовСырский Чаа-Тас.// СА. Вып. XXIV. 1955. С. 197-256.
[ Введение. ] ^
Хакасская археологическая экспедиция 1950 г. была организована Хакасским научно-исследовательским институтом языка, литературы и истории, при участии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова 1. [1]
Целью экспедиции было продолжение исследований археологических памятников Хакассии, успешно проводившихся с 1927 по 1947 г. Саяно-Алтайской археологической экспедицией ИИМК АН СССР и ГИМ под руководством С.В. Киселёва 2. [2]
Объектом работы был избран Сырский чаа-тас, находящийся в Аскызском районе Хакасской автономной области на левом берегу речки Малый Сыр 3, [3] на землях колхоза «Хызыл Хакас». Чаа-тас расположен на возвышенном плато у невысоких гор в 1 км к северо-востоку от колхозного улуса Малые Сыры 4. [4]
Сырский чаа-тас впервые в литературе упомянут А. Адриановым, побывавшим на нём проездом в 1881 г. и очень кратко его описавшим с приложением нарисованной от руки схемы и неточных рисунков знаков и тамг со стел чаа-таса 5. [5] В 1946 г. его осмотрели С.В. Киселёв и Л.А. Евтюхова. Лишь в 1950 г. Хакасской экспедицией впервые здесь были предприняты раскопки курганов.
Избрать для исследования Сырский чаа-тас нас побудила важность исследования чаа-тасов для изучения вопросов этногенеза хакасов в VI-X вв. Мы преследовали цель сбора данных для выяснения областей расселения древних племён и их картографирования. Нас интересовало изучение памятников, расположенных на границе степи и тайги, с целью выявления хозяйственного, культурного и, может быть, этнического отличия таёжников от степняков.
Сырский чаа-тас расположен в пограничном районе между горно-таёжной зоной (отроги Кузнецкого Ала-тау и Абаканского хребта) и последними «заливами» хакасских степей, вдающихся в горные котловины. В нескольких километрах к западу от чаа-таса начинается тайга, к востоку же открывается степь, замкнутая безлесными горами.
Рис. 1. План Сырского чаа-таса.1 — арык; 2 — грунтовая дорога; 3 — обломки скалы и плитки; 4 — вертикально стоящие плиты; а — одиноко стоящая плита; Т.с. — таштыкский склеп; Таг.к. — тагарский курган; к.к. — каменный курган; Т.п. — таштыкское погребение.(Открыть Рис. 1 в новом окне)
По этой степи протекает р. Камышта с правым притоком Большой Сыр, который в свою очередь имеет два левых притока: Средний 1 [6] и Малый Сыр.
Собственно чаа-тас состоит из 11 каменных «кыргызских» курганов округлой формы, сложенных из обломков скал. Они имеют в диаметре 8-10 м, при высоте 0,5-1,30 м и обставлены по четырёхугольнику вертикальными высокими плитами девонского песчаника. Здесь же имеется много мелких каменных курганов и насыпей без плит (рис. 1). Все каменные курганы чаа-таса имеют ямы в центральной части каменной наброски, указывающие на их давнюю ограбленность.
«Кыргызские» крупные курганы, обставленные плитами, образуют две цепочки, вытянутые с северо-запада на юго-восток. Местные жители (хакасы) называют эту группу курганов не «чаа-тас», а говорят «кöп обалар», т.е. «множество плит», причём «обалар» понимаются как вертикально установленные плиты-стелы. О названии «чаа-тас» они говорят, что чаа-тас имеется только один и ссылаются при этом на Уйбатский (Бейский) чаа-тас 1. [7]
Сырский чаа-тас возник на площади старого кладбища таштыкской эпохи, от которого сохранились два склепа (усыпальницы), внешне обозначенные плоскими, еле заметными подквадратными насыпями, и грунтовые одиночные могилы, внешне ничем не отмеченные. До возникновения таштыкского могильника на этом плато находились три кургана тагарской эпохи (VII в. до н.э. — I в. до н.э.). В 1950 г. нами раскопано три каменных «кыргызских» кургана, большой таштыкский склеп и одно грунтовое таштыкское погребение 2. [8]
Описание материалов из раскопок приводим в хронологической последовательности. 1. Памятники таштыкской эпохи (I в. до н.э. — V в. н.э.). ^
Раскопанный нами таштыкский склеп №1 расположен в 6 м к юго-западу от северо-западного края чаа-таса, в направлении на одиноко стоящую плиту. Внешне он представлял собой подквадратную плоскую насыпь (14х14 м), обрамлённую со всех сторон валом шириной около 2 м, при высоте в 10-15 см (рис. 2). Вал состоит из земли со щебнем и подостлан вымосткой из обломков плитняка. Внутри вала имелась впадина неправильной формы размером 7х7 м, при глубине до 0,5 м, образовавшаяся от оседания земли, после того как потолок склепа обрушился. С юго-западной стороны посредине вала стояли две вертикально вкопанные толстые (до 30 см) плиты девонского песчаника, отмечавшие «вход» в склеп шириной в 1,10 м. Эти плиты отбиты сверху и в настоящее время сохранились на высоту до 30 см. В 1,10 м к юго-западу от них была вкопана на боку третья плита, преграждавшая вход (длина её 1,05 м, толщина до 15 см). Против входа, к ЗЮЗ 225° от его центра, на расстоянии 56 м стоит вертикальная плита высотой в 1,60 м (толщина 17 см, наибольшая ширина 98 см), вероятно, также связанная с таштыкским склепом (см. рис. 1). Эта плита на середине высоты имеет боковые выемки и, оче- Рис. 2. Склеп №1, нивелировочный план.(Открыть Рис. 2 в новом окне)
видно, служила столбом для привязывания верховых коней всех приезжавших на похороны и поминки 1. [9]
Раскопками была вскрыта бревенчатая погребальная камера с выходом-дромосом, которая сооружалась, повидимому, следующим образом: первоначально была вырыта четырехугольная яма 9,15х10,25 м (вытянутая с ССЗ на ЮЮВ) на глубину в 1,5 м, в которой по четырёхугольнику вплотную один к другому были вбиты толстые берёзовые столбы-колья (диаметром 10-35 см). Далее этот частокол с внешней стороны снизу доверху был плотно обложен широкими, заходящими одна за другую, толстыми пластинами вываренной берёсты. После этого пространство между краем ямы и берёстой было засыпано землёй со щебнем. Такими же широкими толстыми, перекрывавшими одна другую, пластинами берёсты был застелен и весь пол камеры. Со всех столбов кора была снята, а нижние концы затёсаны. Вдоль стен были положены толстые брёвна (диаметром 35-40 см), которые вплотную примыкали к стенке частокола. В месте стыков (в углах) концы их накладывались одно на другое простой клеткой без зарубок. С каждой стороны было положено по два бревна, а у юго-восточной — три. У северо-западной стенки, для того чтобы брёвна клетки не провисали, между ними был вставлен чурбак-распорка.
Всё это помещение было сверху перекрыто потолком из длинных брёвен, концы которых укладывались на стенки камеры параллельно входу. Брёвна потолка подгонялись вплотную одно к другому и крепились на поперечной матице, опиравшейся на стенки камеры и проходящей посредине несколько наискось. Кроме того, опорами матицы служили два столба, установленные на берестяном полу на торцовые срезы (один из них не сохранился). Сверху брёвна потолка были покрыты слоями вываренной берёсты и завалены землёй (рис. 3). Таким образом была сооружена четырёхугольная бревенчатая камера площадью около 62 м2, почти герметически закупоренная от проникновения дождевых и грунтовых вод.
Судя по тому, что камера оказалась целиком заполненной землёй и сравнялась с современной поверхностью, первоначально над склепом, из земли, вынутой при рытье ямы, была сооружена насыпь в виде усечённой четырёхугольной пирамиды до 1,5 м высотой, которая после обвала потолка склепа заполнила камеру, сравняв её с поверхностью степи. С.В. Киселёву при исследовании 12 таштыкских склепов Уйбатского чаа-таса удалось установить форму таких насыпей 1. [10]
Четырёхугольный вал насыпи, подостланный плитняком, являлся основанием земляной пирамиды.
Камера склепа №1 имела вход-дромос, который был сооружён из вертикально вкопанных столбов, обтянутых берёстой и лежащих вдоль них брёвен по направлению к плитам входа. Пол входа был настлан поперечными горбылями в виде спускающегося в яму трапа. Здесь же был найден длинный каменный брус, который в своё время перекрывал сверху вертикально вкопанные плиты входа, а также остатки горбылей от потолка дромоса.
Судя по хорошо сохранившимся затёсам на торцовых частях брёвен клетки и концах брёвен частокола, их обработка производилась топором с ударной частью длиною в 7 см, при ширине в 5 см и пальштабовидным теслом длиною в 4 см. Кроме того, в склепе были обнаружены деревянная колотушка, которой забивались в землю столбы частокола, и берёзовые клинья для раздирания брёвен на горбыли при помощи тех же колотушек (рис. 13, 1).
Все брёвна и столбы были сильно обожжены. Особенно пострадал накат потолка камеры и дромоса, от которого сохранились лишь сильно обугленные остатки далеко не всех брёвен (рис. 3) 2. [11] По своему устройству Рис. 3. План устройства камеры склепа №1 и разрезы её:I. 1 — столбы частокола; 2 — вертикально врытые каменные плиты; 3 — брёвна; 4 — лежащие камни; 5 — берестяная обтяжка частокола; 6 — столб-подпорка матицы потолка; 7 — берёста.II. 1 — дёрн; 2 — материк; 3 — угольно-зольный слой; 4 — тёмный суглинок с углями; 5 — светлый суглинок без примесей; 6 — суглинок со щебнем; 7 — слой обугленной травы (под 6 ым); 8 — брёвна; 9 — плитки; 10 — берёста; 11 — вертикально стоящие плиты;III. 1 — дёрн; 2 — материк; 3 — угольно-зольный слой; 4 — суглинок со щебнем; 5 — светлый суглинок без примесей; 6 — брёвна; 7 — плитки; 8 — берёста; 9 — слой обугленной травы; 10 — столбы частокола.(Открыть Рис. 3 в новом окне)этот склеп относится к выделенному нами IV типу таштыкских склепов, распространённому лишь на левобережье р. Енисей 1. [12] Специфическое устройство пола заставляет относить склеп к позднему варианту IV типа. Во всех отношениях склеп №1 Сырского чаа-таса совпадает с одновременным ему склепом, раскопанным С.А. Теплоуховым «на увале» у дер. Сарагаш в 1923 г. (могила №52) 2. [13]
После разборки просевших брёвен наката потолка и засыпки опустившейся курганной насыпи, на всей площади погребальной камеры был открыт слой кострища, состоявший из обожжённой травы, местами обуглившейся до состояния спёкшегося травяного шлака, местами почти не обожжённой и спрессовавшейся в виде бурого плотного слоя 3. [14] Толщина этого слоя в разных местах неравномерная (от 5 до 20 см). При послойном снятии травы в ней были обнаружены погребения, в виде отдельных кучек пережжённых человеческих костей, и погребальный инвентарь, состоявший из самых разнообразных предметов. Необходимо отметить, что отмеченный другими исследователями обычай укладывания пережжённых останков покойных в особые «венки» или «гнёзда», свитые из травы, в этом склепе не был обнаружен. Все кучки жжёных костей залегали в общем слое травы, что затрудняло выделение инвентаря по отдельным погребениям.
Ниже, под слоем травы, лежали сильно обугленные длинные брёвнышки (диаметром 8-12 см), уложенные поперёк камеры на некотором расстоянии одно от другого (15-50 см) по всему берестяному полу.
Вероятно, они вместе с сухой травой послужили основным материалом для окончательного сожжения склепа, так как берестяной настил был обуглен только под ними. В одном случае на полу лежала часть какого-то огромного ложа или полатей в виде длинной боковой лаги с одной ножкой, с тремя отверстиями (рис. 4) 4. [15] Очевидно, эту часть полатей занесли в склеп для того, чтобы использовать в качестве топлива. Костные остатки и вещи были обнаружены как на брёвнышках, так и между ними в слое обугленной травы.
Количество погребённых определяется в основном по количеству лицевых масок, обнаруженных в склепе, которые как правило изготовлялись для каждого покойного, будь то мужчина, женщина или ребёнок. Кучки пережжённых костей не дают возможности подсчёта, ибо они могли при смещении соединяться, что и наблюдалось нами, когда на одной большой кучке обнаруживались обломки двух, а иногда и более лицевых масок.
В отдельных случаях встречались маски, возле которых не оказывалось костных остатков. Например, некоторые погребения, видимо, не уместившиеся на полу, были уложены по стенам между брёвен клетки, откуда кости затем осыпались вниз. Часть их масок свалилась за брёвна клетки, где и была обнаружена нами между брёвнами частокола. Всего нами зарегистрировано 108 масок, большая часть которых была сильно разрушена. Это происходило оттого, что маски укладывались на кучки костей не обожжёнными и, следовательно, не накладывались на лицо трупа при его сожжении. Маски изготовлялись для обрядов (культ мёртвых), совершаемых после сожжения трупа и до погребения праха. Очевидно, между сожжением и погребением праха проходил какой-то промежуток времени (может быть, год, как позднее у потомков «таштыкцев» — древних хакасов, по сообщению Таншу) 1. [16] Для совершения таких обрядов и были нужны портретные, разрисованные яркими красками, маски, сохранявшие облик покойного. По окончании срока, нужного для обрядов, в склеп вносились остатки костей от сожжения, которые ссыпались кучкой в слой травы; рядом клались вещи, а сверху накладывалась уже не нужная маска. После того как склеп был полностью заполнен останками покойных, перед окончательным его закрытием, он поджигался. Сильный огонь охватывал внутри всю камеру, но очень скоро вход заваливался землёй и то, что сразу не было уничтожено огнем, обугливалось без доступа воздуха, не теряя формы. Вскоре, за недостатком кислорода, всё угасало. В таких условиях маски, изготовленные из гипсовидной массы, попав под действие сильного огня, хорошо обжигались, твердели и лучше сохранялись, правда, теряя окраску.
Не попавшие в огонь маски разрушались. Найденные при раскопках, они представляли собой лишь кучку или слой белой, жирной, легко рассыпающейся массы. У некоторых масок обожжённые части сохранились, а части, не попавшие в огонь, деформировались. Всё это позволило заключить, что маски обжигались только в склепе, а не на погребальных кострах.
Погребенных в склепе было больше, чем 108 человек, ибо были и костные останки людей без масок, рассыпанные на полу дромоса. Между плитами входа и даже снаружи за ними наверху под слоем дёрна, также были обнаружены пережжённые кости каких-то людей, не удостоенных захоронения в основной камере склепа. Часть жжёных костей находилась под лежавшей у входа плитой, предохранявшей их от затаптывания при вносе в склеп останков более почитаемых покойников. Между плитами входа кости и обломки керамики оказались втоптанными в грунт (см. рис. 4).
Всё это свидетельствует о ссыпании костей бесправных людей у входа ещё задолго до того, как основная камера склепа была заполнена. В этом мы видим наличие далеко зашедшей дифференциации в обществе людей, оставивших после себя этот склеп. Общее число погребённых определяется нами приблизительно около 120 человек.
Необходимо отметить ещё одно обстоятельство, связанное с погребальным обрядом. В склепе при погребениях, в четырёх разных местах камеры, были обнаружены длинные кожаные мешочки, вывернутые мехом внутрь и набитые жгутами травы вроде осоки. Все четыре мешочка были сильно обуглены и сохранились плохо. Удалось выяснить, что они сужались к одному округло зашитому краю, в то время как второй расширяющийся край был оборван и имел неровные края. Эти мешочки имели размеры: один — длина 55 см (ширина оборванного края 13 см, узкого 8 см), другой 31х10х4 см. Не приходится сомневаться, что Рис. 4. План находок склепа № 1. [ подпись см. внизу. ](Открыть Рис. 4 в новом окне)это — руки и ноги от погребальных кукол, подобных найденным в 1903 г. А.В. Адриановым в грунтовых погребениях Оглахтинского могильника 1. [17] Следовательно, в некоторых склепах «погребались» с прахом покойных и погребальные куклы.
Находок в склепе было сделано много, так как склеп оказался неограбленным.
Ни одного целого глиняного сосуда в склепе не оказалось. Обломков сосудов было очень много и в основной камере и в дромосе. Огромное количество черепков найдено на накате пола в углу дромоса, где не было погребений, но где были обнаружены остатки особого костра (см. рис. 4.) Вся остальная часть входа почти не имеет следов огня, отчего деревянные части его не сохранились. Здесь несомненно можно усмотреть обряд разбивания сосудов при похоронах или поминках, или перед окончательным сожжением склепа. В поминальный костёр, разожжённый в углу дромоса, бросали сосуды с пищей. Затоптанные обломки сосудов были найдены и между плитами входа и даже за ними — снаружи склепа (см. рис. 4). В самой камере обломки одних и тех же сосудов оказались разбросанными на значительном расстоянии один от другого.
Сосуды из склепа имеют различные формы, величину и разнообразную орнаментацию (рис. 5, 1).
Нам удалось установить формы 51 сосуда. Среди них оказались два котловидных сосуда на полых конических поддонах с вертикальными ручками, три кубковидных сосуда на таких же поддонах, 40 баночных сосудов обычных таштыкских форм, четыре горшковидных и два бомбовидных сосуда. Обломки баночных сосудов украшены разным орнаментом. Один из сосудов был очень большим и толстостенным (рис. 5, 1).
Особенно любопытен был бомбовидный сосуд с редким нарезным орнаментом из полуовальных фестонов и штрихованных треугольников (рис. 5, 3). Некоторые сосуды имели просверленные у венчика довольно большие круглые отверстия, за которые они подвешивались. Поддоны (рис. 5, 2), боковины с налепными валиками в три ряда, концы которых иногда загнуты вниз; ручки-ушки с выступами наверху характерны для котловидных сосудов, хранящих в своей форме ещё традиции тагарских бронзовых котлов. Кувшинообразных сосудов с цилиндрическим горлом, характерных для склепов Уйбатского чаа-таса 2, [18] здесь нет. В Сырском склепе обнаружены сосуды, украшенные различными типами орнаментов. Трижды встречен гладкий защипной валик. Более всего распространены штампованные 3, [19] затем тычковые 4 [20] и резные 5. [21]
Кроме керамики, найдены полоски берёсты со следами сшивки, вероятно, от берестяных туесов. К ним же, очевидно, относятся и овальные деревянные днища с отверстиями для пришивания по краю (рис. 6).
Рис. 9. Чашевидный предмет (№205).(Открыть Рис. 9 в новом окне)
Среди погребального инвентаря преобладали деревянные предметы. Вес они сильно обуглены, многие разрушились, но многие и уцелели. Сохранились два долблёных маленьких корытца (рис. 7). Одно из них, аккуратно сделанное (№14/227, рис. 7, а), со слегка вогнутым гладким дном, другое сделано наспех, с острым дном, видимо, предназначенным для вставки в ямку (№161, рис. 7, б). Назначение их чисто ритуальное. Сделаны они специально для погребального обряда, как и большинство других вещей, найденных в склепе. Такие корытца известны также по находкам в трёх уйбатских склепах 1. [22]
Интересны два одинаковых предмета с выдолбленными сверху остродонными углублениями. Они четырёхгранны, с узким вытянутым в плане основанием (нах. №178 и №284, рис. 8). Назначение их неясно, возможно,
это подставки или же жертвенные сосудики 1. [23] Оригинален чашевидный предмет овальной формы, имеющий у дна вырезы для закрепления в какую-то основу (нах. №205, рис. 9). Также оригинален округлый предмет с ложчатой разделкой поверхности (нах. №229). Одна сторона его срезана и имеет неглубокий овальный вырез, обрамлённый бортиком (рис. 10). Двенадцать небольших поделок или грибовидной формы, или гранёные, иногда грубо вырезанные (рис. 11, нах. №14/248, 59, 73, 135, 185, 190, 179, 175, 199, 204, 14/240), могли служить ножками плоских кочевнических столиков 2 [24] или, вернее, являлись их моделями, изготовленными специально для погребений. Обычай установки столиков в погребениях был широко
распространён в гунно-сарматское время у гуннов 1, [25] на Алтае 2 [26] и у сарматов 3. [27] Есть такие же грибообразные ножки и среди находок в уйбатских таштыкских склепах 4. [28]
У найденной в обломках деревянной овальной небольшой шкатулки с плоским дном и выпуклой крышкой тонкая гнутая стенка (нах. №14/279, рис. 12) укреплялась в закраинах дна (рис. 12, б) тонкими бронзовыми гвоздиками. Её крышка также имеет выступы-закраины, вставлявшиеся внутрь коробки, благодаря чему она плотно закрывалась. Продетый сквозь два отверстия крышки тонкий ремешок ещё более прочно соединял её с корпусом шкатулки.
Кроме маленьких шкатулок, по всей вероятности относящихся к женскому обиходу, в склепе устанавливались и большие овальные короба с деревянными крышками и дном и берестяными стенками. Нами найдена овальная крышка такого короба, состоявшая из двух половинок. Крышка имеет закраины и отверстия для привязывания (нах. №197, рис. 13, 2).
Длина её 40 см. Частью дна такого короба является и другая находка (нах. №205, рис. 6). По краю она имеет кромку с очень частыми Рис. 14. Втулка церемониального зонта (№40).(Открыть Рис. 14 в новом окне)
круглыми маленькими отверстиями для пришивания берестяных стенок. Обнаружены также две втулки с остатками спиц и стержней от церемониальных зонтов китайского типа (рис. 14) и части обручей таких зонтов. Остатки зонтов впервые были найдены в таштыкских склепах Уйбатского чаа-таса 1. [29]
Загадочными остаются несколько предметов особой формы, найденные в разных местах в склепе. С нижней стороны они имеют гладкую выпуклость, как киль у лодки, с верхней (плоской) — вырез, как у совка. Один конец их аккуратно обрезан полукругом, на другом вырезана треугольная ручка (?) в виде хвостика, на котором просверлены две дырочки. На одном из предметов, лучше сохранившемся (нах. №225/258, рис. 15, 1, 2, 3), с одного бока и на плоскостях выступа имеется шахматный орнамент, вырезанный из болони дерева 2. [30]
Подобные предметы в таштыкских склепах обнаружены впервые 3. [31]
Из остальных деревянных предметов остаётся назвать: уже упоминавшуюся колотушку для забивания столбов — длина 50 см (рис. 13, 1), клин для раздирания брёвен на горбыли, заполированные «утюжки», служившие, вероятно, для разминки кож (нах. №210 и 216, рис. 16), планки с прорезями, заострённые с двух сторон палки, кусок изогнутой с заострённым концом доски и другие куски дерева со следами обработки ножом.
Образцами наступательного оружия являются найденные в склепе обломки деревянных моделей луков и стрел. Луки небольшие, сделаны из прутьев, с оригинальными приспособлениями для укрепления тетивы: на загнутых концах вырезаны желоба для прохождения тетивы и на самом конце сделан выступ для её привязывания (3 экз., рис. 17, вверху, нах. №24) 4. [32] Один лук ( №109, рис. 18, 1) сохранился почти целиком, в своём первоначальном положении. Длина его оказалась около 60 см, толщина 1-1,2 см. Он сделан из круглого прута, который имел с одной стороны (направленной к тетиве) плоский срез, а обратная сторона оставалась выпуклой. Концы его круто загнуты, середина выгнута. Форма его, как и других луков, воспроизводит форму сложных луков, широко известных позднее у енисейских кыргызов VI-X вв. 1. [33]
Если представить наш лук с натянутой тетивой, то он примет форму сложных М-образных луков. Здесь важнее всего очень крутая загнутость концов, которая не бывает у простых луков. Эта находка позволяет заключить, что в таштыкское время племена Среднего Енисея уже знали и пользовались сложными луками. Это первая находка для таштыкской эпохи, передающая полную форму лука. Такие лёгкие модели луков очень легко сгорали. Нам известны лишь две находки остатков луков: в склепе №1 на Уйбатском чаа-тасе 1 [34] и лучок из Оглахтинского могильника 2, [35] но из-за деформации обе эти находки не дают возможности восстановить форму лука.
От стрел найдено несколько обломков древков (нах. №14/271, 21, 246, см. рис. 18, 2; рис. 19). Три из них (нижние концы) имеют арочные вырезы для вставления тетивы при стрельбе (рис. 18, 2; рис. 19, 2). Такие части древков известны по находкам в Уйбатском чаа-тасе 3, [36] а также у сармат Поволжья в Сусловском могильнике 4 [37] (деревянные) и в курганах у с. Макаровки (костяные) 5. [38] Одно древко стрелы с арочной выемкой на Рис. 17. Концевые части моделей трёх луков. Вверху — №24; внизу слева — №39, внизу справа — №109.(Открыть Рис. 17 в новом окне)Рис. 18.
|
Рис. 25. Деревянные резные плакетки с разнообразными орнаментами. 1 — №88; 2 и 3 — №133; 4 — №248; 5 — №49; 6 — №189.(Открыть Рис. 25 в новом окне) |
Рис. 26. Остатки деревянных полукруглых плакеток. 1 — №225/273; 2 — №193; 3 — №1.(Открыть Рис. 26 в новом окне) |
ещё две бронзовые пряжечки уже с подвижным язычком. Одна из них — фигурная с насечками на щитках рамки (нах. №159, рис. 23, 12), другая — сердцевидная (нах. №121, рис. 23, 9).
Эти находки лишний раз подтверждают, что пряжки с подвижным язычком появились ещё в гунно-сарматское время и ни в коем случае не являются изобретением древних тюрок, как об этом бездоказательно пишет А.Н. Бернштам 1. [61] Можно отметить, что в Сырском склепе совсем нет раннеташтыкских пряжек.
Упомянем найденные три просверленные астрагала баранов, очевидно, подвешивавшиеся к поясу 2 [62] (нах. №77, 173, 244). Интересны также деревянные изогнутые подвески с боковыми срезами, вероятно, имитирующие подвески из кабаньих клыков, столь широко известные в майэмирскую и пазырыкскую эпоху на Алтае (нах. №14/270) 3, [63] где были найдены и их деревянные имитации 4. [64]
Среди других находок обращает на себя внимание большое количество деревянных резных плакеток, многие из которых покрыты листами плющеного золота (большинство найдено обугленными и в обломках). Это
плоские дощечки, украшенные нарезным орнаментом с одной стороны. Почти все они по краям имеют мелкие отверстия, расположенные попарно, очевидно, служившие для нашивки. Обкладка плющеным золотом придавала им вид массивных золотых изделий. Те из них, которые не оклеивались золотом, имеют следы окраски яркокрасной краской. Резные орнаменты различны: округлые валики (нах. №133, рис. 25, 3), ёлочный узор (нах. №133 и 195, рис. 25, 2), перекрещивающиеся нарезки (нах. №49, рис. 25, 5 и нах. №189, рис. 25, 6), острые углы (нах. №248, рис. 25, 4) и шашечный орнамент с нарезкой (нах. №88, рис. 25, 1). Совершенно таким же шашечным полем украшались каменные ворота ханьских гробниц Китая 1, [65] и вообще нужно отметить, что узоры шашечного поля были излюбленным мотивом на каменных барельефах ханьского времени 2. [66]
Большое распространение имели деревянные плакетки оригинальной формы в виде полукруга с выемкой-отверстием на обрезанной стороне. Их края окаймлены округлыми «горошинами» (нах. №225/273, 193, рис. 26, 1, 2). Поле около выемки всегда оставалось свободным от орнамента. Возле бортика из «горошин» имеются маленькие круглые отверстия, вероятно, для пришивания плакеток на мягкую основу (кожу или ткань). Наиболее интересна третья из этих плакеток, к сожалению, хуже сохранившаяся (нах. №41, рис. 26, 3). Она также имеет бортик из «горошин», но между ними и чистым полем у выемки расположен полукруг с орнаментом из нарезных косых, перекрещивающихся линий, образующих большие ромбы. Любопытно, что точно такой резной орнамент нам известен на гуннских сосудах из Нижне-Иволгинского городища. Те же ромбы из перекрещивающихся линий и даже бортик из «горошин» там передан налепным валиком, рассечённым на участки 3. [67]
Из других резных деревянных предметов интересна находка обломков от шара с внутренней втулкой, похожего на булаву (нах. №212, рис. 27, 3). Её резной узор в виде двух примыкающих одна к другой спиралей сближается с красочными спиральными узорами на таштыкских масках (на лбу и щеках) 4. [68] Назначение трёх объёмных вырезанных из дерева спиралек неясно (нах. №14/261 и 270, рис. 27, 1, 2).
Возможно, к украшениям одежды или же шапок следует отнести две большие деревянные бляшки. Одна, конической формы с нарезным узором (нах. №289, рис. 27, 5), была оклеена листовым золотом, сохранившим на своей поверхности следы нарезного орнамента. Другая, слегка обломанная, квадратная выпуклая в центре (нах. №108, рис. 27, 4) со сложным орнаментом была окрашена красной краской. Снизу она имеет квадратное углубление, вероятно, для укрепления на какую-то основу.
Здесь же упомянем находки небольших обугленных косичек из человеческих волос (нах. №14/295, 74,139, 251, рис. 23, 16, 17, 18, 19, 20), заплетённых в две или три пряди. Цвет волос чёрный от обугливания. Находки кос известны как в таштыкских, так и в гуннских погребениях 5. [69]
Среди предметов изобразительного искусства, обнаруженных в склепе, имеется большое количество изображений домашних животных. В первую очередь необходимо упомянуть серию бронзовых пластинок с парными головками коней, повёрнутых в разные стороны, или в виде целых
фигурок коней. Среди них, наряду с совершенно реалистичными, мы видим грубые, едва намеченные в условной стилизации, головы коней. Они изготовлялись индивидуально, так как все формы их совершенно разные и на них ярко отразились творческие возможности каждого мастера. Эти пластинки вырубались легким зубильцем из тонких или довольно толстых (до 1 мм) листков бронзы. По следам от случайных неточных ударов видно, что зубильца эти имели рубящее острие шириною в 7 мм при миллиметровой толщине. Кроме 25 пластинок с двумя го-
ловками коней (рис. 28, 3, 4, 6, 8, 9) 1, [70] найдены четыре пластинки, передающие целые силуэтные фигурки коней в профиль (рис. 28, 2, 5, 7) 2. [71] В основном эти находки самые массовые в таштыкских склепах. Новостью здесь явилась пластинка с двумя конскими головками с передними ногами под ними (нах. №22, рис. 28, 8). Кроме того, найдена впервые пластинка с профильным изображением сидящего медведя (нах. №126, рис. 28, 1). Самой замечательной находкой является фигурка лошади, бегущей рысью (рис. 28, 7); её движение передано с большим реализмом. По экстерьеру —
это небольшой плотный конёк несомненно местной породы. Хвост куцый, обрезанный, на голове изображён небольшой круглый султанчик (нах. №54). Замечательно здесь не только тонкое мастерство выделки, но и то обстоятельство, что почти подобные, рельефные, бронзовые фигурки лошадок найдены в большом количестве в гуннских памятниках Монголии и Забайкалья 3. [72] В могиле №40 при раскопках гуннской могилы в Ильмовой пади Г.П. Сосновским была найдена бронзовая позолоченная фигурка коня. Её экстерьер, наклон крупной головы, круглый султан и выброшенная вперёд нога — в точности совпадают с нашей, правда, более реалистической. Шесть таких же бронзовых лошадок найдены в гуннском кургане Ноин-Улы 4. [73] Позднее, в VI-X вв., встречаются
бронзовые фигурки таких же коньков, но уже со всадниками 1. [74] Это, как и многое другое, указывает на глубокие местные корни «кыргызского» искусства.
Примечательно полное совпадение пластинки с парными головками коней из наших раскопок (рис. 28, 9) с найденной в одном из таштыкских склепов Уйбатского чаа-таса 2. [75] Но еще более интересно, что в точности такая же пара головок была найдена уже в «кыргызском» кургане того же могильника 3. [76] Разница во времени здесь составляет около 400 лет, между тем головки сделаны строго по одному образцу.
Назначение всех этих пластинок, вероятно, культовое. Скорее всего это амулеты типа оберегов. В археологии имеется много примеров находок парных головок животных, в особенности лошадей, относящихся к разному времени и найденных на широкой территории. Их изучение может явиться самостоятельной темой исследования.
Все они имеют отверстия, в большинстве своём круглые, пробитые металлическим бородком, реже овальные и четырёхугольные; это говорит о том, что пластинки пришивались или подвешивались скорее всего на одежду. Громадное количество этнографических примеров, в особенности из Сибири, позволило более точно определить их назначение. Парные головки животных встречаются и ныне повсюду, в том числе и у современных хакасов (например, на деревянных солонках). Приведём здесь лишь один характерный пример: известный исследователь чукчей В.Г. Богораз отмечал, что у чукчей «часто встречаются изображения в виде маленького кусочка дерева или кости с двумя головами, по одной на каждом конце (рис. 60). Считается, что две головы защищают одновременно спереди и сзади» 4. [77]
Если эти пластинки являются оберегами, то становится ясным наличие в Сырском склепе бронзовой пластинки в виде фигурки сидящего медведя. Напомним, что склеп расположен на границе тайги и степи. Неудивительно, что к оберегам степняков, в виде фигурок коней, здесь присоединяются и обереги таёжников. На пластинке изображён самый сильный зверь сибирской тайги — медведь, — это вместе с тем и самый уважаемый зверь, «хозяин тайги», «дедушка», — как его называют охотники всех народов Сибири. Вероятно, и у таёжных охотников таштыкской эпохи существовал культ медведя.
Наряду с пластинчатыми изображениями коней и конских головок в склепе встречены и их деревянные резные фигуры. К сожалению, после поджога склепа, от них сохранились лишь отдельные части, главным образом ноги. По нашим подсчётам, они принадлежали по меньшей мере шести статуям коней.
Найденная нами целая передняя нога статуи лошади (нах. №213) 5, [78] правда, несколько деформированная, имеет копыто (очевидно, округлое), вырез сзади, обозначающий щётку и вверху шип для укрепления ноги в туловище статуи. Очень хорошо сохранилась красная краска,
покрывавшая всю ногу (повидимому, киноварь). Длина ноги без шипа 22,5 см. Отсюда следует, что высота всей статуи коня была около 45 см, при длине в 65 см. Она значительно превышает размеры статуэток, найденных в таштыкских склепах Уйбата 1. [79] Другая передняя нога от фигуры лошади — меньше; её длина 17 см (нах. №245, рис. 29, 2), она обломана сверху. Копыто овальное. Найдена нога третьей конской статуи, на этот раз задняя, сохранившаяся почти целиком (без шипа), длиной 17,6 см
(нах. №104, рис. 29, 1). По их размерам можно заключить, что две последние статуи были высотой около 35 см.
Кроме того, сохранился обломок ноги от четвёртой фигуры лошади — круглое копыто с вырезом щётки (нах. №122). Ещё два обломка ног, передней (нах. №14/251) и задней (нах. №93), также, повидимому, принадлежали конским фигурам. Все эти части найдены в разных местах склепа, Судя по тому, что описанные ноги коней сделаны из кедра, можно думать, что и их туловища были из того же дерева.
Ценнейшей находкой в Сырском склепе являются две статуи верховых оленей — древнейшее доказательство домашнего оленеводства. Туловища оленей вырезаны из целых обрубков кедра. Приставные ноги сделаны из того же дерева и имеют вверху шипы, которые вставлялись в пазы, выдолбленные в туловищах статуй. Олени вырезаны очень искусно с передачей всех характерных черт, присущих северному оленю (Rangifer tarandus sibiricus) 1. [80]
Ноги животных имеют парные копытца; вырезано также по паре задних копытец (рис. 30, 32, 33). Концы морд (губы), к сожалению, не сохранились, отсутствуют также уши, рога и хвосты, так как они были вставными и отгорели, но для них имеются маленькие выдолбленные четырёх-
|
|
Рис. 30. Статуи домашних оленей. а — статуя оленя-быка (№285); б — статуя важенки (№261).(Открыть Рис. 30 в новом окне) |
Рис. 31. 1 — голова самки (профиль); 2 — голова самки (вид сверху); 3 — статуя быка (вид снизу — ноги вынуты).(Открыть Рис. 31 в новом окне) |
угольные отверстия 1. [81] У фигуры самки оленя (нах. №261, рис. 30, б) не было правой задней и левой передней отгоревших ног, которые были восстановлены при реставрации.
Самым значительным является то, что на мордах оленей вырезаны узды с набором круглых бляшек. Это с несомненностью доказывает их одомашненность и назначение под верховую езду. Сохранность статуй настолько хороша, что сохранилась яркая красная краска, которой были окрашены обе фигуры животных (киноварь).
Удалось установить, что, помимо ножа (а первоначально, конечно, топора и тесла), при изготовлении статуй употреблялась узкая длинная стамеска, шириной 11 мм и в длину свыше 8 см. Ею выбивались прямоугольные пазы для вставки шипов ног, глубиной в 8 см (рис. 31, 3).
Отверстия для ушей, рогов и хвостов выдалбливались, вероятно, концом ножа. Одна статуя имеет лишь отверстия для ушей, а для рогов отверстий нет (рис. 31, 1, 2). Поэтому мы считаем эту статую изображением самки северного оленя, тем более, что она меньше другой, формы её переданы более облегчёнными, и, главное, морда ýже и меньше, чем у другой статуи.
Другая статуя изображает оленя-быка. Она имеет отверстия и для ушей и для рогов. Кроме отверстий, рога переданы ещё особыми выступами сверху лба (рис. 30, а). Бык изображён более плотным и мускулистым, морда его массивнее и больше по размерам 1. [82]
Судя по всем деталям и технике, обе фигуры вырезаны одним мастером (найдены они рядом; см. рис. 04).
Статуи являются высоко реалистичной передачей в дереве северных оленей, особой саянской породы. Изображены рослые, крепкие, с мощным корпусом животные с некоторой понуростью морд, которая свойственна только северному оленю, так как благородной олень носит голову высоко.
Точное воспроизведение на статуях двух совершенно одинаковых узд, вернее оленьих недоуздков (так как удил у них не было — не изображены совсем ременные отводы к ним), свидетельствует о том, что таштыкские художники стремились к точной передаче натуры, а изображением уздечек подчёркивали хозяйственное назначение оленей под верховую езду.
Теперь становится ясным, что в таштыкскую эпоху племена, проникшие в горно-таёжные районы Кузнецкого Ала-тау и его отрогов, имели домашних оленей, которые стали уже привычными,
а вместе с тем и надёжными верховыми и вьючными животными. Это подтверждается и особой, именно оленьей, формой узды, выработанной с течением времени. Ни позже, ни в то время конских узд такого типа не было 1, [83]
Необходимо далее отметить, что, судя по уздечкам, обильно украшенным набором круглых, вероятно, блестящих бляшек (на стыках ремней
бляшки были более крупные), оленей любили и украшали не менее лошадей. Таёжники и охотники ценили оленей так же, как степняки и скотоводы ценили лошадей.
Мною, в связи с находками оленьих статуй, опубликована специальная работа, посвящённая историческому очерку оленеводства на Саяно-Алтайском нагорье, поэтому их описание здесь ограничивается 1. [84]
В Сырском склепе была найдена ещё одна нога от статуи животного с вырезанным парным копытом, принадлежавшая, вероятно, тоже оленю, ещё более крупному, чем описанные выше (нах. №247, рис. 29, 3).
Маски правильнее было бы отнести также к предметам искусства, ибо ни одной снятой непосредственно с лица покойного нами не найдено. Оборотная сторона их всегда имеет следы оттисков бараньей кожи типа шагрени, с шероховатой поверхностью, часто с отпечатками швов. Маски делались, повидимому, или на мягкой основе, или же шаром, сшитым из кусков кожи и набитым травой, вдавливалась гипсовидная масса в форму, предварительно снятую с лица умершего. Этот вопрос не может считаться решённым, хотя имеются большие сомнения в том, что маски изготовлялись механическим путём в форме. Эти сомнения основываются прежде всего на том, что часто почти все детали масок формовались отдельно: шея, грудь, подбородок, нос и уши. При этом многие из них часто сделаны очень схематично — нос без ноздрей, шаблонные уши с условными завитками (рис. 36, 3, 34, 7) и т.д. Кроме того, на масках из Сырского склепа мною прослежено, что их поверхность после подсыхания расчерчивалась сеткой из нарезных перекрещивающихся линий для того, чтобы держался ангоб, которым покрывалась поверхность маски 2. [85] И только по ангобу разрисовывались красками узоры — росписи лиц. Краски при этом пропитывали его насквозь. Обычный узор — это спирали на лбу, висках и щеках, наносимые двумя красками рядом — красной и синевато-чёрной. Помимо этого, при росписи щёк применялась голубая и зелёная краски. Все эти спирали и другие узоры передавали собой татуировку, которая позднее применялась прямыми потомками «таштыкцев» — хакасами VI-X вв. Об этом прямо сообщает Таншу: «Храбрые из них татуируют руки себе, а женщины, по выходе замуж, татуируют себе шею». Однако, как показало исследование фрагментов масок из Сырского склепа №1, красками воспроизводилась не только татуировка лица и шеи, но и другие детали. Так, например, краской наносились ресницы, красной краской окрашивались губы масок, ею же изображались ноздри в тех случаях, когда они не имели углублений; голубой полоской закрашивались прочерченные щели закрытых глаз. Оранжевой краской наносились на шеи женских масок изображения ожерелий из бус и подвесок (см. рис. 24). Маски склепа дополняют данные науки новыми антропологическими данными. В основу всех их, несомненно, положено портретное сходство с оригиналом и этого таштыкские скульпторы умели добиваться с поразительным искусством. Среди множества проходящих перед нами застывших лиц нет даже двух схожих. Портретность эта подчёркивается также небольшими детскими масками, впервые обнаруженными в Сырском склепе (рис. 35, 1, 2). После этих находок стало очевидным, что не только мужские и женские, но и детские погребения сопровождались масками. Среди масок склепа преобладающим типом является
Рис. 34. Фрагменты погребальных масок. 1 — №223; 2 — №252; 3 — №28; 4 — №115; 5 — №776; 6 — №174; 7 — №252; 8 — №268; 9 — №262.(Открыть Рис. 34 в новом окне) |
Рис. 35. Детские маски. 1 — №271; 2 — №252.(Открыть Рис. 35 в новом окне) |
европеоидный, а также смешанный, монголоидного почти нет. Многие лица характеризуются сильной горбоносостью (рис. 34, 2, 5, 6, и 36, 1, 2, 4), особенно удивляет одно лицо с очень большим носом (рис. 37, 2). Оно имеет почти такой же профиль, как и у бронзовых личин, служивших дверными ручками китайского дома Ли-Лина, раскопанного у г. Абакана 1 [86] и относящегося к предташтыкскому этапу (первая половина I в. до н.э.).
В настоящее время, кроме масок и деревянной головки воина из склепа Уйбата 2, [87] мы располагаем ещё одним замечательным образцом человеческого лица, созданного таштыкскими скульпторами. Мы имеем в виду
первое таштыкское каменное изваяние, найденное у улуса Кызласова на р. Малая Есь 1. [88]
Анализируя материалы, открытые Хакасской экспедицией в Сырском склепе, хочется подчеркнуть следующий основной вывод — особое усиление культурных связей «таштыкцев» того времени с Китаем эпохи династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.), отразившихся не только в творчестве и материальной культуре «таштыкцев», но и в обряде их погребений. Как известно, в Китае «в древности существовал обычай захоронения с знатным покойником его жён, рабов, жертвенных животных, но с эпохи Хань в могилы стали класть глиняные изображения предметов и лиц, его окружавших. В этой малой пластике, стремившейся к точному воспроизведению действительности, чувствуется непосредственное наблюдение природы. Часто встречаются здесь фигурки домашних животных (собак, лошадей); находили и человеческие изображения» 2. [89] И вот, почти тот же самый обряд мы видим в склепах при погребениях таштыкской знати, подражавшей китайской аристократии. Влияние ханьского Китая передавалось сначала через гуннов, в известные периоды владевших «землёй Хакас», отсюда мы наблюдаем и некоторое сходство таштыкских памятников с гуннской материальной культурой 3. [90] Возникший в ханьском Китае новый обряд на Енисее попал на подготовленную почву, ибо ещё во вторую стадию тагарской культуры (IV-III вв. до н.э.) появился обычай укладывать в могилы миниатюрные модели вещей. Конечно, многое здесь оставалось ярко самобытным и многое нашло местные формы, но сходство очевидно и в таштыкских склепах, так же, как в ханьских, имеются модели вещей, статуи домашних животных и, наконец, людей. В последнем случае мы имеем в виду человеческие составные статуэтки типа уйбатских деревянных фигурок с костяными руками 4. [91]
Хорошим доказательством усиления связей с Китаем и свидетельством стремления таштыкской знати подражать знати китайской, являются найденные в склепе обрывки китайских шёлковых тканей от одежд и, в особенности, зонты, сделанные по типу китайских церемониальных, подобных тем, которые императоры дарили предводителям северных кочевых племён, вступавшим в союзнические отношения с Китаем.
Итак, в ханьском Китае погребения сопровождались глиняными статуэтками домашних животных; на Енисее, как видим, они деревянные, что является местной особенностью. Но единство приёмов изготовления и реализм в передаче фигур животных одинаковы и там и тут. Мы уже указывали на яркие примеры большого сходства китайских и таштыкских технических приёмов в изготовлении малой скульптуры 5. [92]
Совершенно очевидно, что фигуры животных из таштыкских склепов специально изготовлялись для погребального обряда, чтобы заменять собою в «загробном мире» живых животных 6. [93] Исходя из этих задач, художники-скульпторы, творцы этих произведений, стремились к жизненной правде, к реалистическому воспроизведению в дереве, привычных и хорошо
Рис. 36. Фрагменты погребальных масок (фас и профиль).1 и 2 — №252; 3 — №171; 4 — №233.(Открыть Рис. 36 в новом окне) |
Рис. 37. Погребальные маски (фас и профиль). 1 — №262; 2 — №207; 3 — №239.(Открыть Рис. 37 в новом окне) |
знакомых для них самих объектов. Так как в склепе №1 Сырского чаа-таса были погребены, очевидно, представители знати как степняков-скотоводов, так и таёжных оленеводов, то для первых вырезались фигуры коней, для вторых — оленей. Это подтверждается также и тем, что в Сырском склепе, наряду с обычными амулетами в виде коньков или парных голов их, впервые обнаружен и амулет в виде фигурки медведя.
Здесь зафиксирован редкий в археологической практике случай нахождения совместных погребений в одной могиле (склепе) представителей двух различных типов хозяйства. Этот факт важен нам как свидетельство родоплеменного характера таштыкских склепов, как доказательство того, что в союз таштыкских племён входили не только степные племена, но и роды, населявшие горно-таёжные районы, прилегающие к степной зоне котловины, группы, основывающие, очевидно, с древности, своё хозяйство на оленеводстве (возможном только в горно-таёжных районах) и охоте.
Конечно, в наиболее тесных отношениях с таёжниками были те степняки, которые жили в подтаёжных районах. Поэтому не случайно, что в таштыкских склепах степных районов этого не наблюдается, зато так чётко выявилось в пограничном таёжно-степном районе.
Этнографически, для более позднего времени, хорошо известны отдельные географические группы даже одной и той же народности, имевшие сильные различия в основных направлениях их хозяйственной деятельности. Таковы, например, различия между северо-западными и восточными башкирами, из которых первые издавна являлись осёдлыми земледельцами, вторые — кочевниками-скотоводами. Не меньшие различия имелись также между отдельными группами чукчей и коряков, одни из которых были морскими охотниками и рыболовами, другие — оленеводами-кочевниками.
Вместе с тем изучение коллективной усыпальницы Сырского чаатаса наглядно показывает, что оставившее её общество уже находилось на грани крушения первобытно-общинных отношений, разложение которых зашло довольно далеко. Анализ размещения погребального инвентаря при отдельных погребениях приводит нас к выводу, что в социальном отношении общество расслаивалось на три основные группы: свободное рядовое население, которое составляло большинство населения, бесправная группа зависимых людей и всё более обособляющаяся группа знати. Наряду с рядовыми погребениями, сопровождающимися в достаточной мере скромным и обычным инвентарём и погребальными масками, встречаются погребения, немногочисленные в общей массе, ритуал и инвентарь которых значительно отличаются от рядовых. Именно при этих погребениях оказывается многочисленный, очень разнообразный и богатый инвентарь 1. [94] Нередко вместо обычных масок подобные погребения сопровождаются масками-бюстами с особыми подставками.
Наряду с этим, в склепе оказались погребения людей, явно стоящих на самой низшей ступени социальной лестницы. Они не имеют нередко ни масок, ни вещей. Мало того, прах их не удостаивался даже положения в общей погребальной камере. Эти сожжения располагались на полу
входа в склеп, причём наблюдения показали, что они затаптывались при внесении в погребальную камеру основных погребений. Иногда, чтобы их всё же предохранить от затаптывания, их прикрывали каменными плитками. Такие пережжённые кости людей оказались ссыпанными в большом количестве у самых дверей склепа и даже снаружи у входа, где часть их также была закрыта большой плитой (см. рис. 4). Это делалось в то время, когда в основной камере вполне хватило бы места для всех этих захоронений. Такого рода погребения, повидимому, являются захоронениями людей, лишённых даже самых обычных прав, находившихся почти на рабском положении. Таким образом, исследование Сырского склепа, давшего многочисленные дополнительные материалы, способствующие лучшему пониманию многих сторон идеологии, быта, общественного устройства и материальной культуры «таштыкского» общества, не позволяет считать склепы только лишь усыпальницами знати, как это представлялось до сих пор 1. [95]
После произведённого нами анализа таштыкских памятников, мы более всего склонны отнести таштыкский склеп №1 Сырского чаа-таса ко II веку н.э.
Таштыкское грунтовое погребение. ^
Рядом с таштыкским склепом, на северо-западной оконечности чаатаса нами был раскопан курган, отличавшийся от остальных невысокой (50 см) земляною насыпью с отдельными обломками скалы, уложенными сверху (рис. 1). Насыпь овальна, вытянута с севера на юг на 4 м при ширине 3 м. При раскопке вначале была снята южная половина насыпи. Здесь на глубине 60 см от её верха, в юго-западной части южной половины кургана был обнаружен край могильной ямы, расположенной, как оказалось, в основном к юго-западу, за пределами насыпи. Под остальной частью южной половины насыпи был нетронутый материковый слой. Яма была вытянута с юго-запада на северо-восток и имела четырёхугольную форму со скруглёнными углами. Размеры её 1,80х0,85 м. В яме находилось обычное грунтовое раннеташтыкское погребение. Головой на юго-запад, на спине, с вытянутыми вдоль тела руками, на дне ямы лежал скелет пожилой женщины длиной 140 см (рис. 38, 1). Череп был повёрнут лицом вправо, кости рук потревожены сусличьими норами. В ногах, в северном углу ямы, стояли два сосуда (№1 и №3), третий сосуд (№2) находился в западном углу ямы у головы костяка. Других находок нет.
Все сосуды типично таштыкские: боченковидной формы с плоским дном (рис. 38, 2, 3, 4). Под скелетом и сверху него встречались обрывки полуистлевшей берёсты, которой был обёрнут в своё время труп. Поверх он был, видимо, обвязан гибкими ветвями тальника, обломки прутьев которого лежали поперек скелета. Под сосудами №1 и №2 были сделаны подставки и обкладки вокруг дна из небольших камней. Под сосудом №2 лежал обрывок берёсты.
Раскопка северной половины кургана выявила под насыпью нетронутый материковый слой. В насыпи при разборке найдено несколько фрагментов керамики, в том числе черепок от «кыргызской» вазы. Так как все фрагменты относятся к сосудам VI-VIII вв., то ясно, что насыпь
возникла гораздо позднее и лишь случайно она перекрыла таштыкскую, ничем не отмеченную на поверхности могилу. Насыпь, очевидно, является выбросом, образовавшимся некогда при разграблении каменных курганов чаа-таса. Если все таштыкские грунтовые могилы относятся нами лишь к раннеташтыкскому этапу, датирующемуся I в. до н.э. — I в. н.э., то это погребение может быть отнесено к концу I в. н.э. Оно интересно тем, что в могиле оказалось сразу три боченковидных сосуда, обычно очень редко встречающихся в грунтовых могилах 1. [96]
2. Памятники эпохи древнехакасского государства (VI-X вв. н.э.). ^
Помимо вышеописанных памятников таштыкской эпохи, нами на Сырском чаа-тасе были раскопаны три каменных кургана, собственно чаа-таса относящихся к выделенному Л.А. Евтюховой 2 [97] второму типу погребений, «типу чаа-тас». Это — каменные курганы, обнесённые по четырёхугольнику вертикально установленными плитами.
Каменный курган №1 расположен к востоку от двух основных курганных цепочек чаа-таса (см. рис. 1), имел округлую форму и был сложен из крупных обломков скалы. Диаметр его с севера на юг 7,95 м, высота 0,8 м. В центре насыпи находилась впадина — воронка от предшествующих грабительских раскопок (с севера на юг 4,20 м и с востока на запад 4,90 м, рис. 39). Курган был обставлен шестью вертикальными плитами крупных размеров, из которых уцелела лишь одна северная плита, а остальные обиты до уровня современной почвы. Высота северной плиты 1,65 м над уровнем насыпи, но она была вкопана в землю ещё на 70 см. При снятии насыпи в её южной части найдены кости барана (челюсть, обломки черепа, лопатка и трубчатые кости), в грабительском ходе найдена конская челюсть в обломках (рис. 39). В северо-западной части кургана под камнями насыпи обнаружена полусферическая заготовка жернова из девонского песчаника (нах. №3, рис. 38, 13 — толщиной в 13,5 см при диаметре 26,5x25 см). У отметки 25, на глубине 90 см оказались два обрывка берёсты, под которой лежала полуистлевшая доска длиной 40 см и шириной в 13 см 3. [98] У северо-восточного края кургана, на глубине 1,05 м также найден небольшой пласт берёсты, под которым оказались гнилушки дерева в небольшой ямке. В юго-западной поле кургана, среди засыпки найдены обломки «кыргызских» ваз (нах. №4) и небольшой баночный сосуд в обломках (нах. №2, рис. 38, 10).
Погребение №1 обнаружено в северо-западной поле кургана в виде кучки пережжённых костей человека, уложенных на плитке девонского песчаника в яму 20 см в диаметре, на глубине 1,04 м.
Погребение №2 находилось в восточной поле кургана в виде кучки пережжённых костей человека, уложенных на каменную плитку в круглой ямке диаметром 40 см, на глубине 1,38 см.
Погребение №3 открыто рядом с №2 в виде кучки пережжённых костей человека в овальной ямке (50x40 см), на глубине 1,40 м.
Погребение №5. На глубине 40 см между отметками 0 и -47, в восточной половине кургана на большой наклонной плите было
обнаружено потревоженное впускное погребение. Рядом с черепом (к северу) найден железный черешковый нож типа «кыргызских» VI-X вв. (нах. №1, рис. 40, 5), а в 1,15 м от отметки 0 к западу, на глубине 75 см лежал железный крюк с кольцом от берестяного колчана (нах. №5, рис. 40, 3). Хотя кости скелета сильно истлели, видно, что он лежал головой на СЗ. В 2,30 м от отметки 0 к востоку обнаружен небольшой пустой баночный сосуд (нах. №6, рис. 38, 8), стоявший в ямке диаметром 20 см, на глубине 1,30 м.
Основное погребение (№4) находилось в центре кургана. Погребальная яма этого захоронения имела неправильную форму из-за
грабительского хода. На глубине 1,11 м удалось проследить прежние границы ямы и грабительских прирезок к ней. Яма первоначально имела правильную четырёхугольную форму, вытянутую с северо-запада на юго-восток, размерами 1,80x1 м. На глубине 1,60 м в северо-западной части ямы обнаружено шесть полуистлевших колышков (диаметром 4-6 см), которыми обставлялись стенки ямы, и два таких же кола в юго-восточном углу ямы. В засыпке встречалось много гнилого дерева, вероятно, от перекрытия. На глубине 1,11 м и ниже в яме встречен целый завал костей животных: от одной лошади — кости таза, задней ноги, рёбра и позвоночник и от четырёх баранов — семь лопаток, четыре курдюка, позвонки, рёбра, трубчатые кости ног. В яме, кроме того, найдены обломки двух баночных сосудов (нах. №7, рис. 38, 11 и нах. №8, рис. 38, 9). Здесь же была обнаружена железная оковка с заклёпками от ремонтированной в своё время китайской деревянной лаковой чашечки. В оковке сохранился кусок венчика, покрытого чешуйками красного лака (нах. №9, рис. 40, 2).
Пережжённые кости человека встречались разбросанными в беспорядке, так же, как и кости животных на разной глубине в засыпке ямы и на дне её. В одном месте они залегали более компактно. Сожжение было совершено вне погребальной ямы, так как кости животных, колышки и прочее — не обожжены. Дно ямы — на глубине 1,70 м.
Каменный курган №2 расположен в середине юго-западной цепочки курганов (см. рис. 1). Диаметр кургана с севера на юг 9 м, с запада на восток — 8,50 м при высоте в 80 см. В центре насыпи имелась грабительская воронка (с севера на юг 5,24 м и с запада на восток 3,60 м). Курган был обставлен восемью вертикальными плитами высотою до 1,95-2,05 м над уровнем современной почвы, расположенными по четырёхугольнику (рис. 41). Две плиты покрыты знаками, высеченными на их широких гранях, обращённых на юго-восток, и на узких гранях — на северо-восток. На широкой грани плиты, стоявшей к западу от оси кургана, нанесены четыре знака в виде прямого креста в окружении двадцати двух округлых ямок; на узкой грани — схематическая фигура человека (высота плиты 2,08 м, рис. 42, 2). На второй, соседней (к северо-западу) плите, на широкой грани выбиты три спирали и тамга; на узкой грани — небольшая спираль под человеческой фигуркой (высота плиты 2,05 м, рис. 42, 1). На северной плите, на широкой грани (обращённой на юг) выбиты две тамги неясных очертаний, а вся остальная её поверхность избита мелкими точками. Другие плиты, повидимому, не имели изображений. Все плиты внизу укреплены вертикально вбитыми обломками камней и плитняком.
В насыпи среди камней встречались отдельные кости барана и их обломки (позвонки, рёбра, трубчатые кости). Сразу под дёрном, у северо-восточной плиты, была обнаружена кучка разрозненных человеческих костей, очевидно, выкинутых грабителями из ямы основного погребения.
Погребение №2. В юго-восточной поле кургана была открыта могильная яма неправильной формы (0,9x0,6 м, глубиной 0,33 м), прикрытая сверху каменной плитой (0,79x0,5 м). В ней оказалось погребение ребёнка 5-6 лет (рис. 43). Сохранился лишь череп и две плечевые кости в очень плохом состоянии. Здесь же лежали в соответствующем сочленении позвонки двух овечьих хвостов (курдюков), баранья лопатка, рёбра, несколько позвонков и два сосуда в обломках. Один сосудик имеет очень редкую для «кыргызских» погребений форму (нах. №3, рис. 38, 12 и 46, 3). От второго обычного баночного сосуда сохранилась лишь половина (нах. №4).
Погребение №3 открыто рядом с погребением №2 у юго-восточной плиты. Здесь в круглой ямке на каменной плитке стоял широкогорлый высокий сосуд с маленьким диаметром дна (нах. №2, рис. 38, 6), служивший урной для праха и наполовину наполненный пережжёнными костями человека.
За плитой, в северо-западной поле кургана, под дёрном найдено большое количество очень мелких обломков сосудов (нах. №5). Вероятно, при тризне об эту плиту разбивали сосуды.
В завале грабительского хода над центральной ямой (№1) было обнаружено несколько костей домашних животных (зубы коня, кости барана) и найдены два фрагмента дна высокого сосуда с двумя просверленными отверстиями (нах. №6). Такой сосуд мог служить для изготовления сыра.
На борту ямы (под насыпью) была обнаружена бронзовая пластинка с вырезанной головкой животного (нах. №1, рис. 40, 1).
Рис. 41. План и профиль кургана №2.1 — граница грабительской воронки на верху насыпи кургана; 2 — вертикально стоящие плиты; 3 — выброс костей скелета грабителями; 4 — дёрн; 5 — материк; к.зн. — камень со знаками; к.сп.— камень со спиралями, к.кр. — камень со знаками четырёх крестов; д. — сразу под дёрном; ч. — нижняя челюсть человека; гн.— гнилое дерево. |
Рис. 42. Стелы со знаками с каменных курганов Сырского чаа-таса.(Открыть Рис. 42 в новом окне) |
В завале грабительского хода прослеживались следы гнилушек, среди которых обнаружено много чешуек красного лака от деревянной китайской чашечки (нах. №7). Здесь же найдено дно и обломки «кыргызской» вазы (нах. №8).
Яма подквадратной формы (2,25x2,25 м) со скругленными углами глубиной 1,30 м была ориентирована сторонами ССЗ : ВВС : ЮЮВ : ЗЗЮ. В северо-западной части ямы находились кости животных. В юго-западном углу были прослежены остатки гнилых брёвнышек; в северо-западной части могильной ямы, на дне, в груде костей животных была найдена половина нижней челюсти пожилого человека. Эта находка, а также кость, обнаруженная в грабительском ходу, убедили нас в том, что находившиеся под дёрном кости человека были выброшены из основного погребения. Таким образом, в этой могиле было трупоположение, а не сожжение. Слабая задернованность выброшенных костей говорит о сравнительно недавнем ограблении курганов чаа-таса, происшедшем, очевидно, в XIX в.
Среди костей животных, в яме обнаружены кости целой задней ноги лошади и кости от двух целых тушек баранов.
Каменный курган №3 был расположен между курганами №1 и №2 по второй северо-восточной цепочке. Этот самый большой из курганов чаа-таса имел подчетырёхугольную форму, его насыпь состояла из обломков скалы с землёй и имела диаметр с севера на юг 9,70 м, с запада на восток 9,20 м, при высоте в 1,26 м. Насыпь была обставлена двенадцатью вертикальными плитами, установленными по неправильному четырёхугольнику (по четыре с каждый стороны); высота плит до 2,10-3,20 м. Курган имел сверху яму грабительского хода неправильной формы, как бы с «выходом» на север (рис. 44). На крайней восточной плите имелись вырезанные, еле видные следы спирали и тамги в виде трезубцев. При раскопке плиты оказалось, что её нижняя часть, зарытая в землю, с одной стороны вся покрыта интереснейшими знаками (рис. 45, 2).
При разборке камней в разных местах насыпи встречались одиночные кости животных: обломки трубчатых костей, рёбер, челюсть и лопатка барана, челюсть и фаланга коровы и др. Кроме того, на разных глубинах встречались кусочки древесного угля и обломки керамики (рис. 44), среди которых были черепки от грубых бомбовидных сосудов (нах. №1 и №2), разбросанные у крайней западной вертикальной плиты под насыпью, черепки «кыргызских» ваз и грубых баночных сосудов (нах. №3), разбросанные возле вкопанной на боку тонкой плиты в северо-восточной поле кургана. В других местах были найдены также обломки (нах. №4) стенок и горло (нах. №5) «кыргызской» вазы.
Железные двусоставные удила с двумя прямыми псалиями с одним загнутым концом (нах. №6, рис. 40, 4) найдены на материковом грунте, под небольшой плиткой, сбоку у вертикальной крайней юго-западной плиты на глубине 70 см от верха насыпи кургана. Здесь же лежали кусочки красной минеральной краски.
Под насыпью на месте траншеи грабительского хода находилась яма I (1,20x1,48 м, глубиной в 73 см), вытянутая с севера на юг. Кроме небольшого количества углей в ней ничего не обнаружено. Под западной полой кургана, у крайней северо-западной плиты, находилась яма II, почти овальной формы (64x60 см, глубиной 50 см), в которой также ничего не обнаружено.
Яма III, диаметром в 35 см и глубиной в 50 см, была расположена между крайними двумя северными вертикальными плитами. В ней найдено немного пережжённых костей человека, небольшое количество гнилушек и разбитый высокий сосуд, видимо, урна, с ямочками по венчику (нах. №7, рис. 38, 14).
Яма IV находилась под юго-западной полой кургана между крайними западными плитами (рис. 44). Форма её овальна (26x20 см), глубиной в 13 см; она была наполнена берёзовыми углями.
В центре кургана выявлены две основные погребальные ямы.
Северная яма V была начисто разграблена. Она оказалась в центре грабительской воронки и от этих «раскопок» приобрела округлую форму (2,40 м в диаметре, при глубине 1,08 см). В западном углу и у восточной стенки ямы были выявлены слегка обугленные колья, некогда укреплявшие стенки ямы. По всей площади ямы, чуть выше её дна, были разбросаны кости животных, пережжённые косточки человека и обломки керамики 1. [99] Здесь же найдены обломки грубого баночного сосуда (нах. №9).
В засыпке ямы встречалось много гнилушек и мелких углей, а также чешуйки красного лака от китайских деревянных чашечек (нах. №13). Яма была завалена огромными камнями до 50-60 кг весом. Южная яма VI, очевидно, не была замечена грабителями и потому сохранилась. Засыпка ямы также состояла из обломков скалы крупных размеров, среди которых встречалась обгорелая берёста и обугленные куски дерева от перекрытия. Верхний край четырёхугольной ямы выявлен на глубине 0,92 м, по углам её стояли обугленные столбы диаметром до 20 см. Между ними, с трёх сторон, были вбиты тонкие (диаметром 4-6 см) колышки, окаймлявшие борта ямы. Посредине ямы стояло толстое (диаметром 18 см) бревно, являвшееся опорой перекрытия ямы, от которого на борту сохранились куски горбылей. Размеры ямы 1,40хl,30 м. Она ориентирована сторонами на СВ : ЮВ : ЮЗ : СЗ, т.е. в основном так же, как и четы-
рёхугольник вертикально установленных плит вокруг курганной насыпи. Такое соответствие ориентировки погребальных ям и четырехугольников из плит наблюдалось во всех трёх раскопанных нами каменных курганах.
Подобное устройство погребальных ям свойственно всем каменным курганам чаа-таса, но здесь оно сохранилось лучше всего. Обычай укрепления стенок погребальных камер вертикальными столбиками с последующим перекрытием их берёстой и горбылями очень напоминает устройство таштыкских склепов, в частности, устройство вышеописанного склепа этого же чаа-таса, в чём наглядно проявляется несомненная преемственная связь с таштыкской эпохой.
На дне могильной ямы VI (глубина которой была 1,06 м) лежала «кыргызская» ваза, треснувшая под давлением засыпки (нах. №8, рис. 38, 5); рядом с ней стоял небольшой банкообразный сосудик (нах. №10, рис. 38, 15). Здесь же лежал небольшой несколько обгоревший берестяной колчан (нах. №11, рис. 38, 7) с обугленными древками стрел. Видимо,
наконечники были сняты перед погребением и в колчане оставлены лишь древки (длина колчана 48 см, ширина 9 и 14 см). Это первая находка колчана в курганах типа чаа-тас. Далее между банкой (№10) и частоколом у стенки лежал на боку второй банкообразный сосудик (нах. №12, рис. 38, 16). Кроме того, в яме находились: рёбра, позвонки и отдельно позвоночник крупного барана, лежавший в естественном сочленении (спинка и крестец), трубчатая кость ноги коровы и обломки её рёбер. Никаких следов пережжённых костей человека не оказалось; возможно, был погребён только пепел.
Сравнительная бедность в инвентаре заставляет полагать, что главным было погребение в северной яме №5, богатый инвентарь которой расхищен грабителями.
Сильная разграбленность каменных курганов Сырского чаа-таса заставила нас ограничиться тремя раскопанными, тем более, что и все остальные, судя по большим грабительским воронкам сверху, ограблены до конца. Небольшой материал даёт сравнительно мало нового для изучения эпохи древнехакасского государства. Однако находка бронзовой пластинки — оберега (рис. 40, 1) является ещё одним подтверждением, что и в это время такие амулеты были распространены 1. [100] Наряду с конструкцией погребального сооружения в могильных ямах «кыргызских» курганов этот амулет доказывает несомненную генетическую связь древнехакасской культуры с таштыкской. Находки чешуек лака и обломков от деревянных китайских лаковых чашечек в погребениях всех трёх курганов позволяют считать, что лаковые чашечки были очень широко распространены среди хакасов VI-Х вв.; это указывает на прочные торговые связи с Китаем того времени. Такой вывод подтверждает ранее найденная в кургане №2 (с «белым камнем») на р. Уйбате лаковая чашечка, сделанная из папье-маше 2, [101] и обломки деревянного, покрытого красным лаком, предмета из кургана №2 Копёнского чаа-таса 3. [102] Последними до сих пор ограничивалось число находок китайских лаковых изделий Танской эпохи в Хакасско-Минусинской котловине.
Большой интерес представляет собой и найденная в кургане №1 Сырского чаа-таса заготовка каменного жернова для ручной мельницы (рис. 38, 13). Жернова ни разу не были найдены в «кыргызских» погребениях. Для памятников VI-X вв. нам вообще известна лишь одна находка обломка жернова на поселении у с. Малые Копёны 4. [103]
Что касается керамики, то помимо обычно встречаемых в чаа-тасах сделанных на кругу «кыргызских» ваз и лепных баночных сосудов, в Сырских курганах обнаружены и довольно редкие формы. Это, прежде всего, два широкогорлых высоких сосуда — урны, со слегка отогнутым венчиком, из которых одна (рис. 38, 6) изготовлена, повидимому, на гончарном круге (найдена в погребении №3, кургана №2) 5; [104] другая урна,
видимо, слепленная от руки, найдена в яме №3 кургана №3 (рис. 38, 14) 1. [105] Под венчиком сосуда расположен орнаментальный поясок из неровно нанесённых палочкой ямок разных форм. Такие же вдавления идут и по краю венчика. Сосуды такого типа встречаются очень редко, мне известна лишь одна находка аналогичного по форме сосуда, отличающегося от наших огромными размерами 2. [106] Этот сосуд тоже был наполнен пережжёнными костями человека, т.е. служил урной.
Оригинальна форма маленького лепного сосудика, найденного в детском погребении №2 кургана №2 (рис. 46, 3) 3. [107] Подобные формы сосудов известны для предшествующего таштыкского времени.
В связи с этим любопытны находки обломков сосудов также очень близких таштыкским и также впервые обнаруженным [-ых?] в памятниках VI-X вв. Речь идёт о черепках больших широкогорлых сосудов (типа бомбовидных) с прямо стоящей шейкой и выпуклыми боками, найденных в кургане №2 (нах. №5) и в кургане №3 (нах. №1 и 2, рис. 46, 1, 2). По грубому тесту и обжигу они очень напоминают обычные баночные со суды, постоянно встречаемые в чаа-тасах, и несомненно относятся к тому же времени. Факт находки обломков двух из них (в разных курганах) возле вертикально установленных плит и третьего — среди камней насыпи, вместе с углями, свидетель-
ствует, очевидно, о том, что их разбивали при совершении тризны, когда пользовались обычными бытовыми сосудами, а не теми, которые употреблялись в погребальном ритуале. Этим может быть объясняется редкость их нахождения.
Как видим, вновь обнаруженные типы сосудов также подтверждают несомненную генетическую связь культуры эпохи древнехакасского государства с предшествующей таштыкской.
Особый интерес вызывают вышеописанные плиты-стелы со знаками прямого креста, среди округлых ямок (рис. 42, 2) и спиралей (рис. 42, 1) с кургана №2, и плита с древовидными знаками, на вкопанном в землю конце (рис. 45) с кургана №3. На мой взгляд, эти стелы относятся к предшествующей таштыкской эпохе и были позднее использованы вторично при сооружении чаа-таса, что является, как известно, обычным явлением. Первоначально, как это наблюдается вообще в таштыкских могильниках 1, [108] они стояли в едином ряду вертикальных плит на западной границе находившегося здесь грунтового могильника. От этого ряда здесь сохранилась лишь одиночная плита для привязи коней, которая стоит к западу от чаа-таса (см. рис. 1).
О таштыкском времени этих стел свидетельствуют нанесённые на них знаки. Спираль являлась излюбленной орнаментальной фигурой «таштыкцев». Ею всегда украшались находимые в могилах погребальные маски, на которых она помещалась на лбу и щеках 2, [109] бронзовые пряжки и поясные подвески, деревянные булавы (см. рис. 27, 3), сосуды и т.д. В VI-X вв., судя по существующим материалам, спиральный узор не имел такого широкого распространения. То же надо сказать и о знаках прямого креста, часто представленного на астрагалах из таштыкских склепов 3, [110] на которых, кстати говоря, нередко нанесены и ямочки, являющиеся, вероятно, счётными знаками 4. [111] В памятниках VI-X вв. такие знаки совершенно не встречаются.
Что же касается стелы со знаками с кургана №3, то и она первоначально была использована в таштыкское время. Об этом свидетельствуют не только полустёртое изображение спирали и ямок, но и древовидные тамги (рис. 45, 1). В особенности характерны древовидные тамги, находившиеся в перевёрнутом виде на вкопанном в землю конце плиты (рис. 45, 2). Подобные изображения деревьев на подставках, аналогичные родовым знаменам хантов 5, [112] изображались на таштыкских сосудах 6 [113] и на астрагалах, причём на последних совместно со знаками в виде спаренных трезубцев 7, [114] какие имеются и на рассматриваемой стеле. Для памятников же VI-X вв. подобные знаки мне не известны.
Все вышеуказанные факты заставляют нас относить к таштыкскому времени три описанные плиты с курганов чаа-таса. Это, конечно, не значит, что древние хакасы при сооружении чаа-тасов не ставили свои тамги на вертикальных плитах, окружавших каждый курган. Наоборот,
есть основания считать, что на каждом кургане были «кыргызские» тамги. Это подтверждает материал не только других чаа-тасов, но и Сырского. Например, здесь на одном из курганов оказалась плита с выбитой тамгой, относящейся ко времени сооружения кургана. Тамга напоминает удила с незамкнутыми кольцами и с поперечной чертой (рис. 42, 3). Сверху и снизу её имеются дополнительные значки, может быть более позднего происхождения.
Точно определить, к какому времени относятся наши три кургана, затруднительно, так как до сих пор не проделана работа по хронологизации памятников эпохи древнехакасского государства. Часть материалов — «кыргызские» вазы, баночные сосуды и пр.— обычны для хорошо датированных курганов VI-VIII вв., но подобные вещи могли существовать и позже. Думается, что для более точного определения датировки, по крайней мере, кургана №3, большое значение имеют найденные там удила с своеобразными прямыми псалиями, с одним отогнутым концом, заканчивающимся шишечкой и двумя прямоугольными отверстиями (рис. 40, 4). Такие псалии в памятниках Саяно-Алтайского нагорья встречаются очень редко. Мне известна лишь одна находка псалий такой формы — в погребении кургана №19 могильника Капчалы II, расположенного в 25-30 км от Сырского чаа-таса 1. [115] Этот курган хорошо датируется IX-Х вв. китайской танской монетой середины IX в. 2 [116] Это показывает, что псалии такой формы характерны для IX-X вв. и, вероятно, более позднего времени. Последнее подтверждается случайными находками таких же псалий, в особенности псалиями с удилами, из коллекции Згерского-Струмилло (хранятся в ГИМ), относящимися ко времени никак не ранее X-XI вв. 3. [117]
Таким образом, курган №3, а может быть и №1 и 2 Сырского чаа-таса, относятся ко второй половине IX и началу X в. Эта датировка свидетельствует о том, что «кыргызские» чаа-тасы существовали не только в VI-VIII вв., как это считалось до сих пор 4, [118] но и продолжали сооружаться в IX-X вв.
Хакасская археологическая экспедиция в 1950 г. проводила и разведочные работы в районе Сырского чаа-таса. В 3 км к северо-востоку от него был открыт другой, небольшой, чаа-тас из четырёх каменных курганов, обставленных плитами, на одной из которых изображён всадник. Здесь же, по правому берегу речки Камышты, расположено большое количество тагарских курганов, на плитах которых обнаружены рисунки той же эпохи (кони, звери, тамги и т.д.). На оз. Балан-куль найдены два больших кургана усечённо-пирамидальной формы (основание 25x25 м, высотой до 2 м), под которыми, видимо, скрываются целые таштыкские склепы с необрушившимися потолками. Там же, по дороге на прииск Узунжул, обнаружен своеобразный полусферический каменный курган, сложенный из мелкого щебня, относящийся, видимо, к довольно позднему времени 5. [119]
[ Примечания. ] ^
[ Подпись к Рис. 4. ] ^