главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги
А.Д. ГрачДревнетюркские изваяния Тувы.По материалам исследований 1953-1960 гг.// М.: Изд-во восточной литературы. 1961. 96 с., 95 рис., вклейки.
Глава третья. Реалии, изображённые на каменных изваяниях,
Изучение «инвентаря», изображённого на изваяниях, имеет первостепенное значение потому, что даёт возможность точно установить датировку фигур, а также реконструировать некоторые детали одежды, причёски, манеру ношения тех или иных предметов, имевших хождение в древнетюркское время.
Впервые изучение «инвентаря» древнетюркских каменных фигур было начато Л.А. Евтюховой. [1]
Детали одежды изображаются на каменных изваяниях довольно часто, но весьма скупыми чертами. Несмотря на это, изучая детали одежды, можно сделать интересные наблюдения историко-этнографического характера.
В публикуемой нами серии изваяний детали одежды изображены на статуях №1, 2, 5, 6, 8, 10, 12, 13, 22, 24, 42, 44, 52, 53, 55 56, 57.
Обычно показан нагрудный вырез, по которому можно судить, что изображена верхняя одежда. Кроме того, на изваяниях бывают подчеркнуты края рукавов с узкими рельефными отворотами.
Особый интерес представляют контуры одежды, высеченные на трёх изваяниях в Монгун-Тайге (№6, 22, 24). Во всех трёх случаях изображены широкие лацканы. На изваянии №22 лацканы имеют фигурные вырезы. Важно, что отчётливо показана манера запахивания одежды — справа налево (правая пола наверху). Это тем более интересно, так как мы знаем из Тан-шу, что тюрки-тугю запахивали одежду на левую сторону («...левую полу наверху носят»). [3] На этом мы ещё остановимся ниже. Головные уборы. ^
Преобладающим типом головных уборов, изображённых на изваяниях публикуемой серии, являются маленькие шапочки, усечённо-конусообразной формы (изваяния №5, 37, 39, 44, 52). Этот тип головных уборов представлен не только на изваяниях нашей серии; они обнаружены и в Туве (изваяния №33, 39, 53, серия Л.А. Евтюховой), [4] и в Монголии (№74, 80, серия Л.А. Евтюховой, а также, изваяние возле гробницы принца Кюль-Тегина), [5] и на Алтае, где их было найдено больше всего (серия Л.А. Евтюховой, изваяния №4, 6-9, 11, 14, 16). [6] Этот головной убор дожил до современности и имеет много общего с шапками казахов. [7]
В двух экземплярах представлен ещё один тип головных уборов, распространённых в древности. На изваяниях №22, 24 (Моген-Бурен) изображена «папахообразная» высокая шапка, подвергшаяся сильным повреждениям. По-видимому, то изображение высокой меховой шапки, подобное меховой шапке, найденной С.И. Руденко при раскопках второго Пазырыкского кургана (1947 г.), что даёт основание говорить о распространении этого вида головных уборов ещё в дотюркское время. Сходного типа головные уборы были зафиксированы Л.А. Евтюховой на изваяниях Тувы (№29, серия Л.А. Евтюховой), [8] Монголии (№70) [9] и Хакассии (№67). [10]
Остаётся упомянуть ещё об одном виде головных уборов, отмеченном на изваянии №28 (Бай-Тал), где изображён сравнительно невысокий убор с острым верхом, загнутым вперёд. [11] Изображения аналогичных головных уборов были обнаружены в Асхете экспедицией В.В. Радлова (на каменной плите высечены три фигуры в остроко- нечных головных уборах). [12] Этот тип головного убора довольно редок на изваяниях и, помимо фигуры в Бай-Тале, был отмечен всего в двух случаях — изваяния №78 (Монголия) и №35 (Тува) из числа фигур, опубликованных Л.А. Евтюховой. [13] Головные уборы подобного типа имели хождение и в гуннское время — обычно их сопоставляют с шапкой из Ноин-Улы. [14] Причёска, усы, борода. ^
Наиболее интересной деталью причёски, изображённой в ряде случаев на каменных изваяниях, является коса. Косы имеются на изваяниях №43 и 55 (Тува), а также на каменных фигурах, обнаруженных в Барлыкской степи (район Бижиктиг-Хая), [15] в степи Манайлыг-Хову (Дзун-Хемчикский район), [16] в районе Булуна. [17]
Любопытно, что в трёх случаях на изваяниях, найденных в совершенно разных районах (Овюр, Барун-Хемчик, Дзун-Хемчик), косы сочетались с причёской на прямой пробор. Крайне существенно и то, что косы были отмечены на изваяниях, у поясов которых находились лировидные подвесные бляхи, датируемые VIII-IX вв. В то же время бросается в глаза архаичность манеры, в которой показана причёска изваяния №55, хотя и принадлежащего к поздней группе, но отражающего некоторые стилистические особенности, встреченные на изваяниях ещё андроновского времени. [18]
Поскольку все фигуры публикуемой серии изображают мужчин, на изваяниях часто встречаются усы и борода. Усы, как правило, с загнутыми вверх концами и гораздо реже с концами, опущенными вниз. Отмечены два вида изображения бороды — либо маленький клинышек, более или менее рельефно показанный на подбородке в виде своеобразного останца, либо клинообразная бородка в виде небольшого свисающего выступа под подбородком. Исключения составляют окладистые бороды, изображённые на изваяниях №34 (Кара-Холь), 49, 51, (Овюр), а также борода, заплетённая в косички (№38, Овюр). Серьги. ^
На изваяниях публикуемой серии нами были отмечены три типа серёг. Первый — овальной формы кольцо, к которому прикреплён спускающийся вниз стерженёк с маленькой подвеской. Изображения таких серёг зафиксированы на изваяниях №1, 19, [19] 44. Этот тип серёг твердо датируется VII-VIII веками — они были найдены при раскопках древнетюркских памятников в Курайской степи, на Алтае (Курай II, курган 3, и Курай VI, курган 1). [20] Подобного рода серьги были широко распространены в кочевом мире и обнаружены не только в Центральной Азии и Южной Сибири, но и в Европе — на Кавказе (Комунта, Дергавс, Кобань) [21] и при раскопках Салтовского могильника. [22]
Второй тип серёг встречен на изваяниях №6, 22 и 43. Это прообразы серёг, найденных на Алтае при раскопках Сросткинского могильника. Они представляют кольцо с прикреплённой к нижнему краю шаровидной напайкой. По совокупности инвентаря, найденного в погребениях, и, в частности, по нумизматическому материалу (монеты Ву-Цзуна), эти серьги датируются IX веком, [23] позднейшим этапом древнетюркского периода. Изображения серёг этого типа были ранее зафиксированы на двух изваяниях в Монголии (урочище Орта-Булак и Олоту). Однако если серьги, показанные на этих древнетюркских фигурах, могли быть сопоставлены с серьгами из Сросткинского могильника лишь приблизительно, то серьги, изображённые на изваяниях №6, 43 из публикуемой серии, представляют собой копии сросткинских серёг, хотя и относятся к более раннему времени. Оружие. ^
Оружие на многих каменных изваяниях придает им особый колорит, так как подчёркивает, что фигуры изображают воинов. На каменных фигурах показаны два вида лёгкого оружия, бытовавшего в древнетюркское время, — сабли и кинжалы.
Изображения сабель обнаружены на семи изваяниях. В четырёх случаях — это прямые сабли с перекрестьями (изваяния №1, 12, 13, 22). Ближайшей аналогией этим саблям служит сабля, обнаруженная при раскопках М.П. Грязновым одного из погребений сросткинской культуры на Верхней Оби (район села Большая речка, пункт БЕ-VIII, курган 1, погребение 5). [24] Во времена, синхронные сооружению древнетюркских каменных изваяний, сабли, подобные тем, которые показаны на изваяниях, имели самое широкое хождение на весьма отдалённых друг от друга территориях «великого пояса степей» — они встречаются среди древностей Кавказа [25] и Венгрии [26] и твердо датируются VII-VIII веками.
В одном случае (изваяние №5) изображена сабля без перекрестья, близко напоминающая сабли, зафиксированные Л.А. Евтюховой на каменных изваяниях в Туве (котловина Деспен) [27] и Монголии. [28]
Кинжалы были изображены на шести изваяниях из публикуемой серии (№1, 5, 6, 13, 19, [29] 37). Пять из этих кинжалов относятся к так называемому «уйбатскому» типу. Когда-то находка такого кинжала (одно из каменных изваяний, опубликованных Л.А. Евтюховой) справедливо привлекла к себе внимание как весьма примечательный факт. [30] Теперь, в свете новых материалов, оказалось, что изображение кинжалов этого типа, как будет показано ниже, не случайно и имеет особое значение. Вещественные аналогии этих кинжалов представляли специфическую форму лёгкого оружия в древнетюркское время. Железный кинжал такого рода был найден во время раскопок С.В. Киселёвым и Л.А. Евтюховой могилы №1 кургана 7 Уйбатского чаатаса в Хакассии. [31] Аналогичные кинжалы имели распространение и далеко на западе — они найдены при раскопках одного из курганов Архиерей- ской заимки близ Томска, [32] при исследовании Борисовского могильника на Северном Кавказе [33] и близ Купянска в Харьковской области. [34] Основная черта, характерная для кинжалов этого типа, — черенок отогнут под углом к лезвию. Пояса, поясные наборы, каптаргаки. ^
На изваяниях публикуемой нами серии зафиксировано большое число поясов. Часто они изображены с наборными бляхами и всевозможными предметами, которые обычно носили у пояса.
Основной тип наборных блях, встреченных на изваяниях, — это подчетырёхугольные по форме бляхи (№1, 2, 5, 6, 8, 10, 12, 13, 19, 24), на которых в некоторых случаях можно проследить имитацию узких фигурных вырезов. Вещественные прототипы таких блях были найдены при раскопках древнетюркских памятников, проведенных нами в Монгун-Тайге (например, пояс из детского погребения на могильнике Узук-Усту). [35] Подобного рода бляхи были зафиксированы на поясе из древнетюркского погребения VIII-IX вв., раскопанного в Улуг-Хемском районе Тувы экспедицией Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. [36] Такие же бляхи были найдены при раскопках древнетюркских погребений Алтая (Туяхта, Курай) [37] и Минусинской котловины (Капчалы, [38] Тюхтятский клад). [39] Эти бляхи, как и ряд других групп предметов из Центральной Азии, имеют аналогии среди кочевнических памятников VII-VIII вв. на территории Венгрии. [40] На поясах древнетюркского времени бляхи указанного типа часто комбинируются с лунницеобразными бляхами. [41] Пример такой комбинации наглядно виден и на изваянии №43.
Чётко датируются и своеобразные подвесные бляхи лировидной формы — на изваяниях нашей серии они были обнаружены на двух фигурах (№43 и 55). Эти бляхи датируются поздним этапом древнетюркского времени (VIII-IX вв.) и были найдены в центральной [42] и южной [43] Туве, Минусинской котловине, [44] Забайкалье [45] и Семиречье. [46] Обнаружены они и на двух известных крупномасштабных каменных изваяниях из центральной Тувы (Барун-Хемчик и Дзун-Хемчик). [47]
Завершая сводную характеристику поясов, изображенных на каменных фигурах, нам остаётся коснуться ещё каптаргаков — мешочков для ношения мелких вещей — кресала, огнива, трута, амулетов. Эти изображения довольно многочисленны — они были встречены на 13 изваяниях публикуемой группы (№I, 2, 5, 6, 8, 9, 12, 13, 19, 24, 29, 52, 55). Во всех случаях каптаргаки подвешены у пояса с правой стороны. Большинство из них имеет округлую форму. На двух фигурах (№6 и 55) обнаружены парные каптаргаки, укреплённые на одном ремне и изображённые весьма детально (они напоминают полуовальные кожаные кошельки). Археологические параллели этой группе предметов были найдены при раскопках на Алтае (Курайская степь) [48] и в Монгун-Тайге. [49] Изображения мешочков фигурируют и на изваяниях, опубликованных Л.А. Евтюховой. [50] Данные раскопок дают возможность судить о материале, из которого шились эти мешочки (китайский шёлк, войлок, кожа и меха).
Традиция изготовления мешочков оказалась весьма живучей. Л.П. Потапов наблюдал у алтайцев-охотников такие сумки, сделанные из кожи и имевшие, подобно древним прототипам, полукруглую форму. [51] Алтайское название этих сумочек — _каптарга_. [52] Более древний термин зафиксирован Вильгельмом Рубруком у кыпчаков в XIII в., которые именовали мешки — каптаргак. [53]
На одном из изваяний (№44) на месте каптаргака к поясу подвешен предмет, форма которого не оставляет сомнения в том, что перед нами изображение кожаного сосуда. Такого рода сосуды сохранились до последнего времени в быту тувинцев и монголов. Автор много раз наблюдал эти сосуды во время поездок в Туву (1953-1960 гг.) и по территории Монголии (1957-1958 гг.). Это дорожные сосуды, которые обычно покрыты тисненым орнаментом и предназначены для воды и араки (молочная водка). Тувинский термин, обозначающий такого рода сосуды, — _кугээржик_ (уменьшительное от _кугээр_ — кожаный сосуд большой вместимости). Современные кугээржики делятся на две группы, отличающиеся размерами. В быту распространены и малые сосуды, по масштабам подобные сосуду, изображённому на древнем изваянии. Сосуды. ^
Мотивы изображения сосудов на каменных изваяниях остаются пока загадочными. В то же время очевидно, что высекание их играло существенную роль в ритуале каменных фигур. Однако из 58 фигур публикуемой серии сосуды изображены только на 23 [54] (учтены только те случаи, где сосуд чётко различим; имеются ещё и поврежденные изваяния, где сосуды несомненно были изображены, но не сохранились).
Сосуды, изображённые на изваяниях нашей серии, подразделяются на несколько основных групп.
К первой относятся сосуды с шаровидным туловом, высоким (часто отогнутым) горлом и вертикально профилированным поддоном. Подобные сосуды были распространены среди тюркских памятников VII-IX вв. и являлись наиболее широко представленным в быту видом металлической посуды. Находки таких сосудов сделаны на Алтае (Катанда, [55] Курай, [56] Туяхта, [57] Гурьевский завод [58]), в Мину- синской котловине (Биджа, [59] Копёны [60] и др. [61]), в Туве (Монгун-Тайга [62]).
Вторая группа — кувшинчики с бомбовидным туловом, без поддона, с вертикально профилированным или отогнутым венчиком. Эти сосуды имеют аналогии среди сосудов кыргызских погребений в Минусинской котловине, [63] а также среди сасанидского золота. [64]
Третья группа — флаконовидные маленькие сосудики с узким удлинённым туловом, с поддоном и высоким горлышком, имеют широкий круг аналогий среди китайских изделий.
Четвёртая группа — сосуды в виде чаши полусферической формы с вертикально профилированным поддоном.
Пятая группа — крупные сосуды с бомбовидным туловом, с резко отграниченным и отогнутым поддоном и туловом.
Шестой тип, представленный всего одним сосудом в виде полусферической чаши без поддона, аналогичен золотым и серебряным сосудам, имевшим хождение не только в древнетюркский период, но и до монгольского времени включительно. [65] * * * [ Заключение. ] ^
Исследование «инвентаря», изображенного на каменных изваяниях, позволяет твёрдо установить датировку фигур. Сопоставление «инвентаря» каменных фигур с предметными древнетюркскими сериями даёт возможность отнести основное число фигур к VII-VIII вв. — это изваяния при оградках с рядами камней-балбалов.
Наиболее поздними фигурами являются изваяния, на которых изображены лировидные подвесные бляхи, серьги с шаровидной напайкой, косы и которые не сопровождаются какими-либо признаками оградок. Эти памятники относятся к VIII-IX вв. Л.Р. Кызласов также придерживается точки зрения, что изваяния поздней, «уйгурской» группы — это фигуры без оградок. [66] При этом Л.Р. Кызласов правильно отмечает, что один из датировочных признаков — изображение на изваяниях фигурных блях с сердцевидным вырезом. В то же время известно, что такие лировидные бляхи, найденные при раскопках в Забайкалье, Минусинской котловине и Семиречье, датируются VIII-X веками. Они были обнаружены и при раскопках древнетюркских курганов Тувы (например, в Улуг-Хемском и Овюрском районах), причём находки были сделаны именно в курганах с северной ориентировкой погребенных. Эти курганы мы относим к поздней группе древнетюркских памятников Тувы, а Л.Р. Кызласов датирует их VII-VIII веками. Необходимо отметить, что Л.Р. Кызласов в этом случае по меньшей мере непоследователен. Так, если свести воедино его мнение о датировке поздних изваяний Тувы и ту общую схему датировки древнетюркских памятников Тувы, которой он придерживается, возникает естественный вопрос: каким образом эти действительно поздние изделия, изображённые на изваяниях второй (поздней) группы, попали в погребения раннего (по Л.Р. Кызласову) периода?
В действительности, если обратиться к реальным фактам, никакого противоречия здесь нет: изваяния второй группы одновременны поздней группе тюркских погребений Тувы (погребения по оси север — юг).
Вывод же Л.Р. Кызласова о том, что зона распространения фигур уйгурского периода охватывала только бассейн Улуг-Хема и Хемчика, оказался преждевременным — изваяние (№43) поздней группы было найдено и далеко за пределами указанной им зоны — в Овюрском районе (южнее Танну-Ола, долина Боора-Шая).
Изучение признаков, датирующих изваяния, — изображённый на них «инвентарь» и сообщения письменных источников позволяют говорить, что обряд, связанный с установкой изваяний, существовал до IX в. включительно, охватывая, таким образом, периоды владычества в Центральной Азии каганата тугю и уйгурского ханства (что касается древнетюркских оградок, то верхний хронологический рубеж их существования — VIII в.).
Итак, обряд, столь характерный для времени владычества тугю, сохранился и в уйгурское время, это связано с тем, что смена государственных объединений, очевидно, не привела к значительному смещению этнической карты. В частности, в некоторых районах Тувы, во время уйгурского владычества, обитали те же основные этнические группы, что и во времена каганата тугю. Именно этим и можно объяснить, что данный обряд продолжал существовать некоторое время после падения каганата тугю на тех же территориях.
Таким образом, после IX в. конкретные памятники, связанные с балбалами, уже не сооружались. Почему именно столь устойчивый обряд перестал существовать — сказать трудно. Можно, однако, предполагать, что отказ от обряда установки балбалов связан с временным проникновением в Центральную Азию кыргызов в результате сокрушительного разгрома ими уйгурского ханства в 840 г.
Что касается западных групп тюркских кочевников, то в первой половине X в. у них ещё можно было наблюдать обряды, имевшие много общего с погребальным ритуалом тюрок Центральной Азии.
Арабский путешественник Ибн-Фадлан, посетивший в 921-922 гг. Среднюю Азию и Поволжье, говоря об обычаях тюрок-огузов, сообщал, что при похоронах тюрка, «если же он когда-либо убил человека и был храбр, то (они) вырубят изображения из дерева по числу тех, кого он убил, поместят их на его могиле и скажут: „Вот его отроки, которые будут служить ему в раю”». [67]
Итак, у огузов в первой трети X в. ещё существовал обычай изображать врагов покойного воителя. Вряд ли можно усомниться в том, что деревянные изображения, которые упоминает Ибн-Фадлан, — это синонимы несколько более древних балбалов у центральноазиатских тюрок. Разумеется, имея в виду смысловое сходство важных деталей погребального ритуала у западных тюрок X в. и центральноазиатских тюрок VII-IX вв. нельзя не отметить и существенные различия, главные из которых сводятся к тому, что у нас нет решительно никаких оснований считать, что крайнезападными тюркскими группами сооружались поминальные оградки. Более того, в книге Ибн-Фадлана прямо говорится о том, что изображения убитых врагов ставятся на могиле, а не возле поминального памятника. [68]
Как долго существовал обряд изображения врагов у огузов — установить трудно. Однако весьма примечательно, что термин «балбал» уже отсутствует в словаре половецкого языка, который был составлен венецианцем, жившим в Солхате (Крым), и содержал более 1500 слов, а также перевод этих слов на латынь и персидский. [69] Хотя составление этого памятника и датируется началом XIV в., в основу его лёг лексический материал XIII в. [70] Куманские же статуи, весьма достоверно описанные Вильгельмом (Гильомом) Рубруком, упоминаются им только при рассказе о территориях Европы. Судя по характеристике Рубрука и по археологическим данным, более поздние половецкие каменные статуи, [71] в таком обилии найденные на территориях юга Европейской части России, имели иной смысл, чем древнетюркские фигуры Центральной и Средней Азии и деревянные изображения врагов у тюрок-огузов X в. Интересно, однако, что специальные исследования, проведенные в своё время В.А. Городцовым, позволяют сделать вывод, что фигуры юга России, как и изваяния Центральной Азии, оказались не связаны с погребениями — курганы, на которых они установлены, не содержали кочевнических погребений. [72]
Общий же комплекс представлений, связанных со «служением покойному победителю в загробном мире», оказался тем не менее весьма стойким и в прямых проявлениях дожил до XIII в., т.е. до времени империи Чингисхана и Чингисидов включительно. В этой связи в первую очередь следует сослаться на описание обряда похорон монгольских каганов, приводимое в труде Марко Поло: «Всех великих государей, потомков Чингисхана, знайте, хоронят в большой горе Алтай; и где бы ни умер великий государь татар, хотя бы за сто дней пути от той горы, его привозят туда хоронить. И вот ещё какая диковина: когда тела великих ханов несут к той горе, всякого, кого повстречают, дней за сорок, побольше или поменьше, убивают мечом провожатые при теле да приговаривают: „Иди на тот свет служить нашему государю”. Они воистину верят, что убитый пойдёт на тот свет служить их государю». [73] Далее Марко Поло сообщает, что при перевозе к месту похорон тела хана Мöнкэ было убито двадцать тысяч человек. [74]
Из сведений, приводимых Марко Поло, становится ясным, что в сообщениях Рашид-ад-дина, где говорится о событиях, имевших место после кончины Чингисхана, случившейся во время похода против тангутов, наблюдается противоречие. Приводя хронику событий, Рашид-ад-дин в «Летописи Чингизхана» указывал: «... забрав его (Чингисхана. — А.Г.) гроб (монголы. — А.Г.) пустились в обратный путь. По дороге они убивали всё живое, что им попадалось, пока не доставили [гроб] в орды». Незадолго до смерти, предчувствуя свою кончину, Чингисхан, приказал своим военачальникам сохранить его смерть в тайне, «...чтобы враг не проведал о ней». [75] Это предсмертное повеление Чингисхана было исполнено.
В другой летописи — «О качествах и обычаях Чингизхана», где опять-таки повествуется о кончине великого кагана, Рашид-ад-дин даёт неожиданный комментарий, говоря, что массовые убийства, совершавшиеся при перевозке тела, производились во имя того, «...чтобы весть о его смерти не разнеслась по окрестным местам». [76] Это объяснение не может быть принято, так как, во-первых, в завещании речь идёт о сохранении тайны смерти до успешного завершения штурма столицы тангутов, во-вторых, сам же Рашид-ад-дин указывал, что убийства встречных производились уже после того, как монголы взяли штурмом столицу Тангутского царства и перебили всех её защитников, и, таким образом, сохранение тайны смерти Чингиса потеряло смысл. [77]
Итак, убийства, происходившие при перевозке тела Чингисхана, совершались в тех же целях, что и ритуальные убийства, о которых сообщает Марко Поло. Это были человеческие жертвоприношения, отражавшие древнюю традицию, бытовавшую в Центральной Азии ещё во времена орхоно-алтайских тюрок, традицию, выражавшую идею «служения в загробном мире». [78] Конкретный древнетюркский ритуал, связанный с идеей «служения в загробном мире» перестал существовать по меньшей мере за три столетия до наступления монгольского периода в истории Центральной Азии, общие представления, связанные с этим ритуалом, продолжали жить, хотя и проявлялись в иных обрядовых формах.
[1] Л.А. Евтюхова, Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии, — «Материалы и исследования по археологии СССР», №24 («Материалы и исследования по археологии Сибири», т. I), М., 1952, стр. 102-114; Каменные изваяния Северного Алтая, — «Труды Государственного исторического музея», вып. XVI, М., 1951, стр. 128-130.[2] Наши материалы по одежде, изображенной на каменных изваяниях, были просмотрены Н.Ф. Прытковой.[3] Н.Я. Бичурин (Иакинф), Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена, т. I, М.-Л., 1950, стр. 229.[4] Л.А. Евтюхова, Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии, стр. 81, рис. 17, 2, 85, рис. 22, 2, стр. 92, рис. 34, стр. 102, рис. 56.[5] Там же, стр. 97, рис. 46, 2, стр. 99, рис. 48, 2.[6] Л.А. Евтюхова, Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии, стр. 97 и сл., 73-77, 103, рис. 2, 2, 3, 1-3, 4, 5-2, 6, 2, 7, 2, 56.[7] Там же, стр. 103.[8] Там же, стр. 79 и сл., 103 и сл., рис. 14, 55.[9] Там же, стр. 96, 103 и сл., рис. 45, 1, 55.[10] Там же; М. Грязнов и Е. Шнейдер. Древние изваяния Минусинских степей, — «Материалы по этнографии», т. IV, вып. 2, Л., 1929, табл. VII, 64.[11] А.Д. Грач, Каменные изваяния западной Тувы. (К вопросу о погребальном ритуале тугю), — «Сб. Музея антропологии и этнографии», т. XVI, 1955, стр. 413-416, рис. 13.[12] В.В. Радлов, Атлас древностей Монголии, вып. 1, СПб., 1892, табл. XV, 2; Л.А. Евтюхова, Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии, стр. 103 и сл., рис. 59.[13] Л.А. Евтюхова, Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии, стр. 98 и сл., 103, рис. 47, 3, 58, 1.[14] С. Trever, Excavations in Northern Mongolia (1924-1925), Leningrad, 1932, ав. 23, 3-4; Л.А. Евтюхова, Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии, стр. 104, рис. 60.[15] А.В. Адрианов, Путешествие на Алтай и за Саяны, совершённое в 1881 г., — «Записки Русского географического общества (по общей географии)», т. 11, СПб., 1886, стр. 416-418, табл. III, 4; С.Р. Минцлов, Памятники древности в Урянхайском крае, — «Записки восточного отделения Русского археологического общества», т. XXIII, Пг., 1916, стр. 299 и сл,, табл. IV, 1, V, 1; Л.А. Евтюхова, Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии, стр. 91 и сл., рис. 33; А.Д. Грач, Каменные изваяния Западной Тувы..., стр. 416-420, рис. 14-17.[16] Л.А. Евтюхова, Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии, стр. 83 и сл., рис. 20; А.В. Адрианов, Путешествие на Алтай и за Саяны..., стр. 419-421, табл. II, 9; С.Р. Минцлов, Памятники древности в Урянхайском крае, стр. 300, и сл., табл. V, 2; А.Д. Грач, Каменные изваяния Западной Тувы..., стр. 420, рис. 18.[17] Л.А. Евтюхова, Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии, стр. 40, рис. 23, 1.[18] С.В. Киселёв, Древняя история Южной Сибири, М., 1951, табл. VIII, 1, 3-5.[19] А.Д. Грач, Каменные изваяния западной Тувы..., стр. 407, рис. 5, а.[20] Л.А. Евтюхова и С.В. Киселёв, Отчёт о работах Саяно-Алтайской археологической экспедиции в 1935 г., — «Труды Государственного исторического музея», вып. XVI, М., 1941, рис. 17, 23. — Ср. В.П. Левашева, Из далёкого прошлого южной части Красноярского края, Красноярск, 1939, табл. XVI, 2, 3.[21] «Материалы по археологии Кавказа», т. VIII, М., 1900, табл., CXXIII, 3; Л.А. Евтюхова, Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии, стр. 105.[22] А.М. Покровский, Верхне-Салтовский могильник, — «Труды XII археологического съезда», т. I, табл. XXI, рис. 25; Л.А. Евтюхова, Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии, стр. 105.[23] М.П. Грязнов, Древние культуры Алтая, — «Материалы по изучению Сибири», вып. 2, Новосибирск, 1930 (табл. прил., рис. 166); Л.А. Евтюхова, Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии, стр. 105 и сл., рис. 62, 9.[24] М.П. Грязнов, История древних племён Верхней Оби. По раскопкам близ с. Большая Речка, — «Материалы и исследования по археологии СССР», №48, М.-Л., 1956, табл. LIII.[25] «Archeologia Hungarica», Bd XVI, 1934, Taf. VI, 5.[26] J. Hampel, Altertümer des frühen Mittelalters in Ungarn, Braunschweig, 1905, Bd III, Taf. 276, 18; Bd III, Taf. 277, 1; Bd III, Taf. 278, II.[27] Л.А. Евтюхова, Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии, стр 79-81, 111, рис. 14, 17, 2, 67, 11, 12, 17.[28] Там же, стр. 98, 111, рис. 47, 67, 17.[29] А.Д. Грач, Каменные изваяния западной Тувы..., стр. 406, рис. 3.[30] Л.А. Евтюхова, Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии, стр. 79, 112 и сл., рис. 12, рис. 68, 1.[31] Л.А. Евтюхова, Археологические памятники енисейских кыргызов (хакасов), Абакан, 1948, рис. 30; Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии, стр. 112, рис. 68, 2.[32] «Записки Русского археологического общества», т. XI, вып. 1-2 (новая серия); «Труды Общества славянской и русской археологии», кн. 4, стр. 316, 322; Л.А. Евтюхова, Каменные изваяния Южной Сибири, и Монголии, стр. 112, рис. 68, 3.[33] В. Саханев, Раскопки на Северном Кавказе, — «Известия археологической ко миссии», вып. 56, 1914, табл. III; Л.А. Евтюхова, Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии, стр. 112 и сл., рис. 68, 4.[34] «Отчёт археологической комиссии», СПб., 1891, стр. 128; Л.А. Евтюхова, Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии, стр. 113, рис. 68, 5.[35] А.Д. Грач, Археологические раскопки в Монгун-Тайге и исследования в центральной Туве. (Полевой сезон 1957 г.). — «Труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции Института этнографии АН СССР», т. I, М.-Л., 1960, стр. 32, рис. 31, 33, 34, а.[36] С.И. Вайнштейн, Археологические раскопки в Туве в 1953 году, — «Учёные записки Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории», вып. II, Кызыл, 1954, стр. 148-151, табл. VIII, 9.[37] Л.А. Евтюхова и С.В. Киселёв, Отчёт о работах Саяно-Алтайской археологической экспедиции 1935 г., рис. 15, 110, табл. III.[38] В.П. Левашева, Два могильника кыргыз-хакасов, — «Материалы и исследования по археологии СССР», №21 («Материалы и исследования по археологии Сибири», т. I), М., 1952, рис. 5, 5-8.[39] Л.А. Евтюхова, Археологические памятники енисейских кыргызов (хакасов), рис. 128.[40] Н. Fettich, Metallkunst der landnehmenden Ungarn, — «Archeologia Hungarica», Bd XXI, 1937, Taf. XVII, 1-4, Taf. XVIII, 26-29.[41] Л.А. Евтюхова, Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии, стр. 108 и сл. — См. также приведённые выше работы С.И. Вайнштейна и X. Феттиха.[42] С.И. Вайнштейн. Археологические раскопки в Туве в 1953 году, стр. 148, 150 и сл., табл. VII, VIII, 9.[43] Материалы наших раскопок, проведенных в Саглынской долине (1960 г.).[44] С. Теплоухов, Опыт классификации древних металлических культур Минусинского края, — «Материалы по этнографии», т. IV, вып. 2, Л., стр. 57, табл. II, 47.[45] Ю. Талько-Грынцевич, Материалы к палеоэтнологии Забайкалья. Иркутск, 1902, табл. VI, с, d.[46] «Чуйская долина. Труды Семиреченской археологической экспедиции» (составлены под рук. А.Н. Бернштама), — «Материалы и исследования по археологии СССР», №14, 1950, табл. XLIV, 9.[47] Л.А. Евтюхова, Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии, стр. 83 и сл.; 109, рис. 20, 65, 1, 2; А.Д. Грач, Каменные изваяния западной Тувы..., стр. 419. 16б, 17.[48] Л.А. Евтюхова и С.В. Киселёв, Отчёт о работах Саяно-Алтайской археологической экспедиции в 1935 г., стр. 79, 81-83, рис. 12, 13, 17, 18, 34; С.В. Киселёв, Древняя история Южной Сибири, М., 1951, стр. 541, табл. 11.[49] Объекты ТКЭАН/MT-57-XXXVI, ТКЭАН/МT-58-IV, X.[50] Л.А. Евтюхова, Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии, стр. 110.[51] Л.П. Потапов, Очерки по истории алтайцев, М.-Л., 1953, стр. 144. — Одна из таких сумок была доставлена Л.П. Потаповым в Государственный музей этнографии народов СССР (Ленинград).[52] Там же.[53] «Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука», М., 1957, стр. 96.[54] Изваяния №1, 2, 5, 6, 8, 10, 12, 13, 14, 15, 19, 22, 24, 29, 34, 37, 42, 43, 44, 52, 53, 55, 57. Л.А. Евтюхова приводит подсчёт изображений сосудов по изваяниям опубликованной ею группы: Алтай — 14 фигур из 29, Тува — 29 из 44, Хакассия— 4 из 6, Монголия — 11 из 23 (Л.А. Евтюхова, Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии, стр. 106).[55] Я.И. Смирнов, Восточное серебро, СПб., 1909, табл. ХСII, 169.[56] Л.А. Евтюхова и С. В. Киселёв, Отчёт о работах Саяно-Алтайской археологической экспедиции в 1935 г., стр. 103, табл. I, 1, 2.[57] Там же, стр. 113, табл. II, 2, 3.[58] Я.И. Смирнов, Восточное серебро, табл. XCIV, 181.[59] Там же, табл. XCV, 184-193.[60] Л.А. Евтюхова и С.В. Киселёв, Чаатас у села Копёны, — «Труды Государственного исторического музея», вып. XI, М., 1940, табл. III-IV; С.В. Киселёв, Древняя история Южной Сибири, табл. LVI, 1, 2.[61] Я.И. Смирнов, Восточное серебро, табл. ХСII, 170, 171; П.М. Мелиоранский, Два серебряных сосуда с енисейскими надписями, — «Записки восточного отделения русского археологического общества», т. XIV, вып. 1, СПб., 1902, стр. 17-22; Небольшая орхонская надпись на серебряной кринке Румянцевского музея, — «Записки восточного отделения Русского археологического общества», т. XV, вып. 1, СПб., 1903, стр. 34.[62] А.Д. Грач, Археологические исследования в Кара-Холе и Монгун-Тайге. (Полевой сезон 1958 г.), — «Труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции Института этнографии АН СССР», т. I, М.-Л., 1960, стр. 139, рис. 88.[63] Л.А. Евтюхова и С.В. Киселёв, Чаатас у села Копёны, табл. V.[64] И.А. Орбели и К.В. Тревер, Сасанидский металл, М.-Л., 1935, табл. 54.[65] Я.И. Смирнов, Восточное серебро, табл. XIII, 176-178, табл. XCIV, 179-180; Л.А. Евтюхова, Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии стр. 108, рис. 63, X.[66] Л.Р. Кызласов, Тува в составе уйгурского каганата (VIII-XI вв.), — «Учёные записки Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории», вып. VIII, Кызыл, 1960, стр. 153. — Упоминание в заглавии XI, а не IX в., повидимому, является опечаткой, так как уйгурский каганат был разгромлен кыргызами еще в 840 г.[67] А.П. Ковалевский, Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. (Статьи, переводы и комментарии), Харьков, 1956, стр. 128. — Ср. «Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу». Перевод и комментарии под ред. акад. И.Ю. Крачковского, М.-Л., 1939, стр. 63.[68] Автор перевода и комментария к сочинению Ибн-Фадлана А.П. Ковалевский делает ряд важных примечаний к цитированному нами отрывку из книги арабского путешественника. По мнению А.П. Ковалевского, термин «отрок» соответствует двум значениям: «юноша, только что вышедший из детского возраста», и «молодой слуга, занимающий особо привилегированное положение». Свой вывод А.П. Ковалевский аргументирует тем, что гулям (отрок) Такнн играл значительную роль в дипломатических сношениях экспедиции Ибн-Фадлана с царём волжских булгар, а представителей булгарского царя при экспедиции был опять-таки «отрок» («Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу», стр. 97, прим. 154, 156). Что касается самих деревянных фигур, изображавших слуг в загробном мире, то это были крупные фигуры, высеченные топором (М.П. Ковалевский, Книга Ахмеда Ибн-Фадлана..., стр. 187, прим. 252).[69] «Codex Cumanicus bibliothecae at templum Divi Marci Venotiarum», Budapest, 1880, p. 222; В. Бартольд, К вопросу о погребальных обрядах турок и монголов. — «Записки Восточного отделения Русского археологического общества», т. XXXIV, стр. 3 и сл.[70] А.Н. Самойлович, К истории и критике Codex Cumanicus, — «Доклады Российской Академии наук», 1924, апрель — июнь, Л., стр. 386; «Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука», стр. 102.[71] Основные публикации, содержащие сводки фигур юга России: Н.И. Веселовский, Современное состояние вопросов о «каменных бабах», или «балбалах», — «Записки Одесского общества истории и древностей», т. XXXII, 1915; С.А. Плетнёва, Печенеги, тюрки и половцы в южнорусских степях, — «Труды Волго-Донской археологической экспедиции», т. I («Материалы и исследования по археологии СССР», №62), М.-Л., 1958.[72] Всего В.А. Городцовым было раскопано восемь курганов со статуями [В.А. Городцов, Результаты археологических исследований в Изюмском уезде Харьковской губернии 1901 года, — «Труды XII археологического съезда в Харькове (1902)», т. I, М., 1905, стр. 215].[73] Марко Поло, Путешествие. Пер. со ст.-франц., Л., 1940, стр. 61.[74] Там же, стр. 62. — В.В. Бартольд указал в своё время на известную гиперболизацию в тексте числа убитых (В. Бартольд, К вопросу о погребальных обрядах турок и монголов, стр. 10).[75] Рашид-ад-дин, Сборник летописей, т. I, кн. 2, М.-Л., 1952, стр. 233.[76] Там же, стр. 258.[77] Из позднейших историков Д’Оссон склонялся к мнению, что массовые убийства встречных жителей совершались монголами не в силу ритуала, а с целью сохранить в тайне смерть кагана. На ошибочность этого мнения указал В.В. Бартольд в своей известной работе о погребальных обрядах тюркских и монгольских народов (В. Бартольд, К вопросу о погребальных обрядах турок и монголов, стр. 64).[78] Г.Е. Грумм-Гржимайло, исходя из отсутствия в китайских хрониках прямых свидетельств о человеческих жертвах при похоронных обрядах тюрок, делает вывод, что они, как правило, у тюрок не производились. В то же время он приводит одно крайне любопытное высказывание Менандра, который писал со слов византийского посла Валентина: «В один из дней сетования четверо скованных военнопленных уннов приведены были к Турксанфу для принесения в жертву вместе с их конями
|
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги