главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Л.А. Евтюхова, С.В. Киселёв

Чаа-тас у села Копёны

// Тр.ГИМ. Вып. XI. Сборник статей по археологии СССР. М.: 1940. С. 21-54.

[0] [ Введение ] — 21-22

[1] Енисейские кыргызы. — 22-26

[2] Раскопки курганов Чаа-таса. — 26-35, план, рис. 1-13

[3] Тайники. — 35-42, рис. 14-44

[4] Сосуды и рельефы. — 42-53, рис. 45-53

[5] [ Заключение ] — 53-54, рис. 55

[6] [ Таблицы I-VIII ]вклейка

[ Введение ]

 

Саяно-алтайская археологическая экспедиция Государственного Исторического Музея и Института истории материальной культуры Академии Наук СССР десять лет назад поставила своей основной задачей исследование формирования хакасского и ойротского народов и изучение памятников их древней истории.

 

В отношении прошлого енисейских хакасов, учитывая состояние источников, наши усилия были прежде всего направлены на изучение двух периодов, богато представленных археологическими памятниками, но остававшихся совершенно неясными. Это прежде всего так называемый «таштыкский» период (II в. до нашей эры — IV в. нашей эры).

 

Второй период, памятниками которого мы занимались, охватывает историю древнехакасского, кыргызского государства [1] до X в. нашей эры.

 

Одним из важнейших источников для социальной характеристики населения кыргызского государства являются могильники из больших и малых каменных курганов, называемые местным населением Чаа-тас. Первые исследования в начале столетия, благодаря несовершенству приемов раскопок, не выяснили их конструкции и картины погребального обряда [2]. В 1931 г. во время обследования Боградского района Хакасской АО, мы впервые осмотрели Копёнский Чаа-тас. Обширные размеры и величина насыпей заставили считать его самым выдающимся из всех памятников этого типа. Однако тогда мы не считали себя вправе производить на нём раскопки и ограничились изучением нескольких небольших каменных курганчиков на «нижнем» могильнике [3]. В 1932 г. под Георгиевской горой у с. Тесь Минусинского района мы исследовали такие же мелкие каменные насыпи. Скрытые под ними погребения позволили отчётливо проследить конструкцию и ритуал [4]. В 1935 г. на Алтае около сс. Туяхта и Курай мы исследовали погребения знатных лиц VII-VIII вв. Там впервые был обнаружен обычай скрывать наиболее ценные вещи в особые тайники [5]. 1936 и 1938 годы мы посвятили изучению интереснейшего могильника Хакассии — Уйбатского Чаа-таса. Там наряду с исследованием родовых усы-

(21/22)

пальниц знати таштыкской эпохи мы раскапывали кыргызские каменные курганы [6]. Только после этих работ мы сочли возможным в 1939 г. приступить к раскопкам на Копёнском Чаа-тасе. Раскопки доставили большой и во многом неожиданный материал для характеристики различных сторон истории культуры енисейских кыргызов (хакасов). Поэтому прежде чем перейти к его рассмотрению, необходимо представить основные черты этой истории и культуры.

 


 

[1] Современное название хакас происходит от китайского хягяс, являющегося передачей китайцами названия населения среднего и верхнего Енисея «кыргыз», которое запечатлено в орхонских тюркоязычных надписях.

[2] А.В. Адрианов «Выборки из дневников курганных раскопок в Минусинском крае», Минусинск, 1909-1924 гг.

[3] Л.А. Евтюхова «К вопросу о каменных курганах на Среднем Енисее» («Сборник статей по археологии СССР» Гос. Исторического Музея, М., 1939, стр. 116-118).

[4] Там же, стр. 111, след.

[5] С.В. Киселёв «Саяно-алтайская археологическая экспедиция 1935 г.», «Советская археология» № 1, Л., 1936 г., стр. 282.

[6] С.В. Киселёв «Некоторые результаты Саяно-Алтайской экспедиции 1936 г.», «Вестник древней истории» № 1, 1937 г. Л.А. Евтюхова. Указ, соч., стр. 118, след.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки