Л.П. Потапов
Очерки по истории алтайцев.
// М.-Л.: 1953. 444 с. [ 2-е изд. Отв. ред. С.В. Киселёв; 1-е изд. — 1948 ]
Советом Министров СССР автору в 1951 г. присуждена
Сталинская премия второй степени за первое издание «Очерков по истории алтайцев».
Содержание
Введение
1. Расселение алтайцев. — 5
2. Источники для изучения алтайцев. — 13
3. Изучение истории Алтая. — 23
4. Изучение археологии Алтая. — 28
5. Этнографическое изучение алтайцев. — 30
6. Изучение алтайцев за советский период. — 42
Часть первая.
Алтайцы до включения в состав Русского государства.
I. Древнейшие обитатели Алтая. — 55
II. Ранние кочевники Алтая. — 60
III. Алтай в составе временных объединений кочевников Центральной Азии. — 79
1. Древние тюрки Алтая. — 79
2. Уйгурское ханство. — 95
3. Енисейские кыргызы. — 97
4. Кидане и найманы. — 99
5. Алтайцы в составе империи Чингис-хана. — 104
8. Алтайцы в составе Улуса Джучия. — 110
IV. Алтай в период господства эападномонгольских, или ойратских, ханов. — 111
V. Происхождение алтайцев. — 133
Часть вторая.
Алтайцы в составе Русского государства.
I. Включение алтайцев в состав Русского государства. — 165
II. Ясак и администрация. — 182
III. Возникновение русской торговли. — 192
IV. Начало освоения Горного Алтая русским народом и возникновение Алтайской духовной миссии. — 197
V. Хозяйство алтайцев в XIX в. — 205
VI. Колониальная политика царизма на Алтае. — 229
1. Налоги. — 229
2. Земельная политика. — 233
3. Торгово-ростовщическая эксплоатация. — 238
4. Алтайская духовная миссия в пореформенный период. — 242
VII. Общественный строй. — 249
1. Пережитки родового быта. — 249
2. Собственность на основные средства производства. — 263
3. Кулы и айбычи. Беднота и эксплоатация её. — 277
4. Рядовые скотоводы. — 291
5. Зайсаны и баи. — 296
6. Характеристика общественных отношений. — 310
7. Элементы капитализма. — 321
VIII. Бурханизм. — 343
1. «Белая вера», как религиозно-политическое движение. — 343
2. Социальная сущность бурханизма. — 348
3. Организаторы и руководители движения. — 351
4. Причины возникновения бурханизма. — 352
5. Бурханизм после 1905 г. — 358
IX. Землеустройство и административная реформа. — 360
X. События 1916 г. — 367
XI. Эначение пребывания алтайцев в составе Русского государства для их истории. — 372
XII. Алтайцы в период Февральской буржуазно-демократической революции. — 375
Заключение. — 381
[Образование Горно-Алтайской автономной области (383-394).]
[Социалистическая культура и быт алтайцев (395-442).]
Предисловие ко второму изданию. ^
Со времени появления первого издания «Очерков по истории алтайцев» в 1948 г. в науке произошло выдающееся по своему значению событие — выход в свет труда И.В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания». Научное и методологическое значение этого произведения настолько велико, что нет такой отрасли научного знания, которая не испытала бы благотворного влияния его творческих идей. Идейно-теоретическое богатство труда И.В. Сталина по языкознанию долго будет находиться в центре внимания не только языковедов, но и учёных самых различных специальностей, в том числе историков и философов, этнографов и фольклористов, археологов и антропологов.
Руководствуясь идеями и теоретическими положениями упомянутого труда И.В. Сталина, я смог внести ряд важных дополнении и исправлений в текст настоящей книги. Глубокая характеристика, данная И.В. Сталиным империи рабского и средневекового периодов (Кира и Александра Великого, Цезаря и Карла Великого), позволила мне уточнить характер некоторых кратковременных государств азиатских кочевников и прежде всего государства так называемых тюркских каганатов VI-VIII вв. В этом разделе книги мною высказаны некоторые соображения относительно роли и значения рабства у кочевников того времени. Из дополнений, внесённых в первую часть книги, укажу на большой раздел о происхождении алтайцев, а также на подраздел «Алтайцы в составе Улуса Джучия». Наибольшее количество дополнений и уточнений мною внесено в раздел «Социалистическая культура и быт алтайцев». Все они относятся преимущественно к рассмотрению вопросов языка и национальной культуры, а также к характеристике процесса национальной консолидации современных алтайцев.
Настоящее издание моей книги, как и первое, отнюдь не претендует на полное и всестороннее освещение истории алтайцев дореволюционного периода, хотя очерки написаны к расположены в хронологической последовательности. Работа по написанию истории алтайцев ещё впереди. Целый ряд важных вопросов дореволюционной истории алтайцев, как например отражение революции 1905 г. на Алтае или события 1916 г., возникшие в связи с мобилизацией алтайцев на тыловые работы, не только ещё не исследованы, но по ним даже не выявлен достаточный конкретный материал. Не разработана и периодизация дореволюционной истории алтайцев. Ещё менее изучены и разработаны вопросы истории алтайцев за советский период.
Не имея пока возможности ввиду неизученности достаточно полно осветить в ряде очерков советский период в истории алтайцев, я ограничился лишь краткими материалами, которые рассматриваются в заключении книги и не могут считаться исчерпывающими. Роль и значение
(1/2)
в истории алтайцев советского периода настолько велики, что было бы неправильным отвести этому периоду только одну или несколько глав в книге, где трактуются вопросы дореволюционной истории. Подлинная история алтайцев началась с возрождения этой народности в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции. Отсюда изучение и изложение истории алтайцев в советскую эпоху должно быть предметом специальной монографии.
В октябре 1952 г. состоялся XIX съезд Коммунистической партии Советского Союза. Его открытию предшествовало опубликование нового теоретического труда И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», являющегося для данного времени высшим этапом творческого развития марксистско-ленинской теории. Идеи нового труда И.В. Сталина легли в основу работы и решений XIX съезда.
В работе и решениях этого съезда отразилась постоянная забота нашей партии о развитии советской науки. В докладе Г.М. Маленкова сказано: «Учитывая всё возрастающее значение науки в жизни нашего общества, партия проявляет повседневную заботу о её развитии. Советское государство развернуло строительство и оснащение большой сети научно-исследовательских институтов, создало самые благоприятные условия для расцвета науки, обеспечило широкий размах подготовки научных кадров». [1]
Одной из многочисленных иллюстраций к приведённым словам Г.М. Маленкова может служить и факт создания в 1952 г. Горно-Алтайского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Это означает, что в горах Алтая, где до революции бродили полукочевые отсталые племена, благодаря советскому государственному строю и ленинско-сталинской национальной политике социалистическая культура алтайцев достигла такого высокого уровня, который характеризуется наличием собственных научных кадров, что Коммунистическая партия и правительство Советского Союза неустанно заботятся о процветании науки и культуры у всех народов нашей страны, больших к малых. Ныне алтайцы имеют реальную возможность сами изучать свою историю. Это обстоятельство наносит очередной сокрушительный удар по лживым, пропитанным расистскими измышлениями, утверждениям буржуазной науки, для которой алтайцы являлись лишь объектом изучения, да и то только этнографического, ибо буржуазная наука отрицала за алтайцами право числиться в разряде народов «исторических», т.е. имеющих собственную историю.
Исходя из решений XIX съезда, я стремился, в пределах возможности, внести дополнения и изменения в текст уже сверстанной книги.
Мне остаётся выразить надежду, что читатели не откажут сообщить свои критические замечания по настоящему изданию.
Л. Потапов
[1] Г. Mаленков. Отчётный доклад XIX съезду партии о работе Центрального Комитета ВКП(б). Госполитиздат, 1952, стр. 71.
|