главная страница / библиотека / обновления библиотеки
М.А. ДэвлетО происхождении минусинских ажурных поясных пластин.// Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М.: 1976. С. 219-227.
Проблема поздних судеб звериного стиля на восточной периферии его ареала неоднократно обсуждалась в научной литературе и вызывала самые различные суждения. Один из вопросов, встающих при рассмотрении этой проблемы — вопрос о происхождении сибирских бронзовых поясных пластин. Ажурные бляхи с изображениями животных в прямоугольной рамке в конце прошлого столетия наряду с прочими художественными минусинскими бронзами из случайных находок разошлись по ряду русских и зарубежных музеев и частных собраний. Несколько экземпляров пластин были опубликованы в 1893 г. в альбоме Ф. Мартина. [1]
Пристальное внимание к сибирским ажурным бляхам в зарубежной литературе было привлечено в 20-30-х гг. текущего столетия в связи с находками в Ордосе.
Художественные бронзы, происходящие из случайных находок и грабительских раскопок могильников в районе Ордоса в 20-х гг., хлынули на антикварные европейские рынки и наводнили их. Внимание археологов-востоковедов привлёк факт близости художественных изделий из Ордоса и Южной Сибири. Однако минусинские бронзы были известны зарубежным учёным преимущественно по публикациям в альбоме Ф. Мартина. Рисунки из этого альбома до сих пор перепечатываются на страницах зарубежных изданий.
В 1929 г. ассистент музея Восточного искусства в Кёльне Альфред Сальмони, известный знаток ордосских древностей, посетил наши центральные и сибирские музеи. Результатом этой поездки явилась статья «Минусинские бронзовые пластины». По мнению А. Сальмони, «в создании форм, принятых на северном рубеже Ордоса и проникнувших до внутреннего Китая, большую роль сыграли формы верховьев Енисея». Он полагал, что ажурные бляхи, за исключением пластины с драконом, заимствованы ордосскими племенами у жителей Минусинской котловины. Подчёркивая значение минусинских материалов для решения вопроса о взаимоотношении сибирских и ордосских племён, А. Сальмони отмечал, что «полезно было бы собрать их (пластины. — М.Д.) вместе, но эта задача нелёгкая, так как в течение десятилетий многие учреждения получали материалы из Минусинска. Не все музеи Сибири, а также музеи, имеющие сибирские материалы, мне известны. Кроме того, мне не разрешили фотографировать в музее Томского университета, поэтому нижеследующий обзор не может претендовать на полноту». [2]
Работа А. Сальмони до сих пор ос- Рис. 1 [рис. и подпись на с. 220].
|
Рис. 2 [подпись на с. 220, рис. на с. 221].
|
Рис. 3 [рис. на с. 222, подпись на с. 223].
|
а также определить их место среди аналогичных или однотипных древностей всего ареала. Всего нами учтено свыше 80 пластин, хранящихся в 6 советских и 2 зарубежных музеях.
Среди минусинских прямоугольных ажурных пряжек по сюжету можно выделить следующие: пластины с изображением пары противостоящих животных — быков (рис. 1), верблюдов (рис. 2, 1-4), коней (рис. 2, 5-8), пластины со сценами борьбы двух куланов (рис. 3, 1-6) или двух кошачьих хищников со змеем (рис. 3, 7-8); пластины с решетчатым орнаментом — волнистым (из-
|
||
Рис. 4 [рис. и подпись на с. 223].
|
Рис. 5 [рис. и подпись на с. 223].
|
Рис. 6 [рис. и подпись на с. 224]. Бляхи с дугообразным завершением одной из сторон:
|
вивающиеся змеи) (рис. 4) или геометрическим (вписанные в рамку ломаные линии) (рис. 5). Бляхи с изображениями противостоящих яков известны из Южной Сибири в количестве 15 экземпляров: [6] 14 происходят из Минусинской котловины, одна — из Кузнецкого округа Томской губернии. Имеется только одна бляха с фигурками противостоящих верблюдов. [7] Бляхи с фигурками противостоящих лошадей Пржевальского известны в трёх экземплярах. [8] Бляхи с изображением борьбы куланов на Енисее насчитываются в количестве 12 экземпляров. [9] Пластина со сценой борьбы кошачьего хищника со змеем или драконом только одна, причём представлена фрагментом (левая половина пластины). Пластины с решёткой из волнистых линий, образованных извивающимися туловищами четырёх змей, насчитываются в количестве 14 экземпляров. [10]
Известно 12 экземпляров прямоугольных пластин с геометрическим орнаментом. [11]
Наряду с прямоугольными ажурными пластинами к этому кругу памятников мы относим пластины с дугообразным завершением одной стороны (рис. 6).
Переходную форму между этими группами представляют пластина с ажурным орнаментом из ломаных линий, вписанных в рамку, одна из сторон которой оформлена в виде уступчиков или лесенок.
Пластины с дугообразным завершением одной из сторон и геометрическим орнаментом, составленным из вписанных в рамку ломаных линий, известны в количестве двух экземпляров.
Среди пластин с дугообразным завершением одной из сторон в небольшом числе встречены пластины с изображением животного, змееподобное распластанное туловище которого свёрнуто в кольцо вокруг головы, а затем, петлеобразно извиваясь, переходит в хвост. [12] Композиция очень сложная и вычурная, понятная не во всех деталях.
Имеются пластины, где изображена только голова животного, туловище отсутствует, или же изображение животного целиком помещено в рамку, причём туловище представлено в профиль, а голова в фас.
К пластинам этой группы следует отнести также бляху с ажурным изображением дракона с опущенной головой, касающейся нижней части рамки, и закинутым за спину хвостом, сливающимся с верхней частью рамки. [13] Возможно, что позднейшими репликами этого изображения являются бляхи, на одной из которых, лишённой прорезей, с обрамлением из ряда бугорков по краю, представлен зверь, должно быть, из семейства кошачьих, с опущенной головой и закинутым за спину хвостом, [14] на другой — прорезной — зверь с поднятой головой и загнутым петлёй хвостом.
В истории скифо-сибирского искусства пряжки В- и Р-образных очертаний хронологически предшествуют застёжкам четырёхугольной формы. [15] Ареалы их, очевидно, не совпадают. На Среднем Енисее отсутствуют застёжки, аналогичные собранным в коллекции Петра I.
Бронзовые ажурные пряжки получили распространение на Среднем Енисее в III-I вв. до и.э., о чём свидетельствует наличие датирующих вещей в составе Косогольского клада, а также находки обломков пластин в погребальных комплексах. Датировка минусинских пластин последними веками первого тысячелетия до н.э. согласуется с хронологическим определением забайкальских и северокитайских пряжек. [16]
В памятниках ранней и средней поры тагарской культуры мы не находим прототипов ажурным бляхам. Они появились на Среднем Енисее внезапно в последней четверти первого тысячелетия до н.э. и генетически не связаны с тагарским звериным стилем.
Моделями как для минусинских, так и для забайкальских пластин могли послужить бляхи, происходящие из района Ордоса или какой-то археологически не известной нам промежуточной территории. Из Ордоса и Внутренней Монголии происходит большая серия блях, аналогичных сибирским, но с более чётко проработанными деталями, в частности, архаичным листовидным обрамлением. Некоторые детали на минусинских пластинах мы можем распознать лишь при сравнении их с ордосскими, изображения на которых, как правило, значительно чётче и яснее.
Отливка ажурных блях производилась в глиняных формах с употреблением в качестве моделей уже готовых изделий. Ю.С. Гришин, возражая против мнения о том, что бляхи отливались в одних и тех же формах, на примере прямоугольных блях в виде пары стоящих быков показал, что при сходстве даже мельчайших деталей у каждой пластины можно наблюдать различную степень их выраженности: у одних эти детали выступают более отчётливо, у других — менее, а у третьих выглядят как бы совсем смазанными. [17]
Представляется, что образцом для отливки сибирских бронзовых змеиных пластин, сильно переработанным и потерявшим первоначальный реализм изображения, могла служить ордосская бляха из коллекции Давид-Вейль (рис. 6, 1). Общие очертания минусинской и ордосской блях сходны. В отличие от сибирского варианта пластин, где зигзагообразно извивающиеся туловища четырёх змей расположены в рамке в четыре ряда, на ордосской бляхе представлены змеи, попарно перевившиеся между собой. У каждой пары животных головы и хвосты направлены в противоположные стороны, тогда как на минусинских
образцах змеиные головы либо не выделены, либо направлены все в одну сторону. Если на сибирских бляхах изображения змей в разной мере стилизованы и орнаментальны, то на пластине из Ордоса реалистичны и, пожалуй, даже натуралистичны. Тщательно проработаны у каждого животного голова, глаза, хвост, рисунок на коже.
По мнению зоологов, здесь представлена змея крайт из семейства гадючьих, встречающаяся в Юго-Восточной Азии. Эта змея, как и другие животные, изображённые на пластинах (яки, куланы, дикий верблюд), не обитают в пределах Минусинской котловины. Животные, изображённые на минусинских бляхах, являются типичными представителями фауны Внутренней Монголии и пустыни Ордос. [18]
В Ордосе встречены не только пластины, находящие ближайшие аналогии всем минусинским прямоугольным пластинам, но и варианты, имеющие стилистические и сюжетные отличия. К примеру, бляхи с противостоящими верблюдами в районе Ордоса имеются в трёх стилистически различных вариантах, причём в двух случаях головы верблюдов задраны кверху. Многочисленны пластины с различными геометрическими узорами.
Целый ряд сюжетов и композиций, наличествующих в Ордосе, на Енисее отсутствует; здесь имеется ряд блях с парой животных, сопоставленных спинами, головы которых обращены к боковым сторонам рамки; встречаются пластины с парой птиц с перевитыми шеями и положенными на спину головами или же с лапой животного в клюве и многие другие.
Как известно, большинство вещей так называемой ордосской бронзы имеет хуннское происхождение. [19] По привезённым с Востока образцам в Южной Сибири местные мастера отливали подобные пластины. Ярким доказательством тому является находка клада у озера Большой Косоголь в Ужурском районе. Принадлежность клада мастеру-литейщику не вызывает сомнений, так как в его составе, наряду с такими высокохудожественными произведениями искусства, как ажурные бляхи, находились бронзовые слитки, стружка, поломанные изделия.
Анализ металла енисейских пластин произведён в лаборатории спектрального анализа ЛОИА С.С. Миняевым. Он проанализировал также химический состав блях из Дерестуйского могильника в Забайкалье. Гуннские изделия содержат значительную примесь свинца, тогда как в Минусинской котловине бляхи отливались из мышьяковистой бронзы, однако по составу металла некоторые найденные на Енисее бляхи можно считать привозными гуннскими.
Проникновение ордосских блях на Енисей можно связывать с контролем хунну над этой территорией.