главная страница / библиотека / обновления библиотеки
В.Б. БлэкК вопросу об истоках скифо-сарматского звериного стиля.// Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М.: 1976. С. 30-39.
В специальной литературе многократно прослежены тесные связи скифо-сарматских культуры и искусства с искусством Древнего Востока. [1] При этом оттенены как связи традиционные, основанные на характерной для древних культур преемственности форм, [2] так и непосредственные связи и взаимоотношения скифо-сарматского и древневосточного искусства. [3] Высказано даже предположение о существовании «определённой части скифского населения» в низменных районах Западного Закавказья. [4] А в искусстве Северного Кавказа (Прикубанья) отмечается слияние культур местной, традиционной, и пришлой — кочевников-сармат. [5]
Со II тыс. до н.э. вплоть до нашей эры прослеживаются постоянные торговые и культурные связи между областями Древнего Востока и всем кочевым миром. Именно в эту эпоху развитой и поздней бронзы и раннего железа очень усиливаются взаимосвязи Северного Причерноморья и Нижнего Поволжья, через Северный Кавказ, с областями, лежащими южнее, юго-восточнее и юго-западнее, — Ассирией, Урарту, хетто-хурритским миром и Ираном. В последней четверти VII в. до н.э. особенно интенсивным становится внедрение в восточные и западные части Южного Кавказа (Закавказья) скифов. В союзе, попеременно то с Мидией, то с Ассирией в течение VII в. до н.э. они проникают грабительскими походами до Малой Азии и Палестины. [6]
Не раз М.И. Артамоновым, Б.Б. Пиотровским, Р.Д. Бартнером и Р. Гиршманом на основе сопоставления конкретных памятников были проанализированы те изобразительные формы и нормы скифского искусства, которые подтверждают не только непосредственные, но и глубинные, семантические связи его с искусством Древнего Востока. [7]
Очень наглядными и часто приводимыми примерами являются рельефные чеканные изображения на золотых обкладках ножен мечей (акинаков) и рукоятке секиры или топорика, а также зеркале и чаше из Келермесских курганов и так называемого Мельгуновского клада (Литой курган). [8] Мотивы (лежащие, идущие, вернее, шествующие быки, козлы, олени, хищники-пантеры (?), а также фантастические грифоны, соединяющие в одном образе части быков, львов, орлов и рыб, окрылённые божества и древо жизни), декоративная манера их подачи, трактовки при помощи чёткого двойного контура и живописно разработанной в нескольких планах графической передачи более или менее крупных деталей, компоновка этих мотивов поясами и по геральдическому принципу — всё это, даже будучи соединено с типично по-скифски трактованной фигурой лежащего оленя (на боковом выступе меча из Литого кургана), со всей очевидностью демонстрирует восприятие многовековых традиций переднеазиатского искусства, в частности, искусства Ассирии и Урарту. Однако, следует отметить, что имеется также ряд параллелей изобразительным и орнаментальным мотивам рассматриваемых памятников на гравированных панно бронзовых поясов второй половины II и первой четверти I тыс. до н.э. с территории Закавказья — из Самтавро в Грузии, Севанского района, Такийского могильника, Ахпата и Кировакана в Армении (рис. 1), из Калакента и Ходжалы в Азербайджане. [9] Таковы, например, плетёнка, символизирующая представление о бесконечности, и орнаментальные полоски из вписанных друг в друга углов. И в композициях митаннийских и хеттских художников есть подобные декоративно-смысловые, очень выразительные орнаменты, почти в той же прорисовке, что и на произведениях искусства скифов, например, на керамическом алтаре из Телль-Халафа (митаннийской Гузаны), [10] на базе
колонны из хеттского Самала (современный Зенджирли, рис. 2) [11] и хеттских же рельефах из Сакчегёзу и Каркемиша (Мараша), [12] на одной из хурритских цилиндрических печатей и даже в декоре митаннийских сосудов из Телль-Атчаны и Телль-Биллы. [13]
Не выражая сомнений относительно индо-иранского происхождения скифов и не полемизируя с авторами, приводящими основательные доказательства генетических и конкретных влияний культуры областей Иранского нагорья на скифское и сарматское искусство, попытаемся проследить взаимосвязи изобразительного творчества скифо-сарматского мира и переднеазиатских культур, которые развивались на нагорье Армянском, в Северной Сирии и на полуострове Малая Азия. Таким образом, привлекая широкий круг произведений искусства, постараемся на основе образно-стилистического сопоставления и анализа выявить черты органического стилистического сходства между памятниками скифов и сармат и хетто-хурритского мира, то есть из Рис. 3.Изображения львов:
|
|
|
Рис. 4. Хеттский рельеф из Эйюка с изображениями сцен охоты на вепря и оленя. Известняк, конец II тыс. до н.э.(Открыть Рис. 4 в новом окне) |
Рис. 5. Каменные изваяния
|
щает прыжок и вгрызание хищника в свою жертву. Благодаря такому обобщению силуэтов сюжет, изображённый вполне конкретно, начинает звучать символически.
Большая или меньшая степень декоративности в проработке деталей, наблюдающаяся в различных памятниках, связана с их разновременностью, происхождением из разных пунктов, а также с тем, что одни выполнены из камня, а другие из металла. Принцип же трактовки, подачи силуэтов везде один и тот же. В едином пластическом ритме с силуэтами фигур выполнена и вся их лепка: большими объёмами и плоскостями, чётко выделенными, суммарно передающими главную типическую черту каждой части тела: крепость и силу ног или лап, упругость шеи, весомость объёмов туловища.
Этот стиль скульптурного воплощения образов животных отлично прослеживается на ярчайших образцах скифского искусства — золотой фигуре пантеры, украшении щита из Келермесского кургана и золотой фигуре оленя, также декорировавшей щит, из кургана у станицы Костромской (обе — IV [опечатка, надо: VI] в. до н.э.). [20] Однако неизменно такова же трактовка формы и многочисленных хеттских, хурритских, урартских и закавказских рельефных и трёхмерных изображений. Достаточно обратиться, кроме уже названных выше примеров, хотя бы к хеттским рельефам с фигурой воина на коне из Богазкёя [21] или со сценами охоты на кабана и оленя из Эйюка (рис. 4) [22] крупной фигуре птицы, увенчивающей колонну, и рельефным фигурам страуса, сокола и дикого гуся из Телль-Халафа (рис. 5, 1), [23] урартской бронзовой голове лошади, навершии дышла колесницы из Тейшебаини (Кармир-Блура, рис. 5, 2), [24] закавказской пластике второй половины II и первой четверти I тыс. до н.э., представленной бронзовыми фигурками, подвесками и навершиями из Толорса, Лчашена, Айрума (рис. 5, 3), Паравакара и многих других мест. [25]
Все перечисленные скульптуры в стилистическом отношении принадлежат к одному направлению переднеазиатского искусства, основанному на использовании лаконично-выразительных изобразительных приемов: а) подчинении формы изображения (силуэта и объёма) его назначению; б) последовательном, метрически размеренном, спокойном распределении изображений по отношению друг к другу; в) компоновке всех форм изображений по принципу пластического равновесия; г) в ряде случаев — противопоставление различных фигур по геральдическому принципу.
Образно же стилистический строй значительного количества образцов пластики Ирана отличается более изощрённо-узорчатыми ритмами силуэтов, зачастую декоративно-видоизменёнными формами тел животных и в целом сложно декоративным воплощением как отдельных мотивов, так и композиций, в которые они включены. В памятниках этого круга господствует специфическое, очень утончённое, линеарно-орнаменталъное начало. В рассматриваемую эпоху оно многогранно проявляется и в многочисленных скульптурных произведениях из бронзы Луристана X-VII вв. до н.э., [26] и в гармоничнейшем по своему пластически-декоративному решению рельефном оформлении Персепольского дворца (VI-V вв. до н.э.). [27] Элементы такого подхода к трактовке силуэтов и объёмов наблюдаются и в облике образцов пластики из Хазанлу IX-VIII вв. до н.э., например, на бронзовых накладках в виде птиц, [28] а также в фигурах лежащих львов. [29]
Истоки этого стилистического своеобразия, характерного для большой группы памятников искусства Ирана, можно проследить поэтапно, вплоть до росписей эламской керамики IV — начала III тыс. до н.э.
Многие иранские памятники характеризуются в связи с изощрённостью трактовки силуэтов и декора множественностью форм и сгущённостью в распределении орнаментов. Кроме того, их образно-стилистическому строю свойственно преобладание геральдической компоновки изобразительных мотивов, а также фантастического элемента в подаче образов. Сопоставление стиля исполнения скифо-сарматских памятников со стилистическими чертами многих
иранских бронз из Хазанлу и Луристана показывает также, что: а) существует общность сюжетов — изображены одни и те же реальные и фантастические животные (орёл, фазан, пантера, онагр, козел, быко-орёл, быко-человек); б) что в ряде случаев используются близкие приёмы обобщения форм — включение многих элементов фигур разных животных в одну пластическую композицию.
Однако следует напомнить, что эти черты в такой же мере присущи и искусству хетто-хурритов, урартов, ассирийцев. Достаточно назвать фантастических охранителей дворцовый входов Ассирии — крылатых быков с человеческими головами IX-VIII вв. до н.э., [30] сфинксов из хеттского Зенджирли (Сакчегёзу) или Каркемиша (рис. 6) того же времени, [31] наконец, целый комплекс начала I тыс. до н.э. подобных олицетворений высших сил из Телль-Халафа, [32] в облике которых непринуждённейше сочетаются части птицы, льва, быка, скорпиона и человека.
Не высказывая, таким образом, ни малейшего сомнения в существовании многогранных стилистических связей и соответствий между скифо-сарматским искусством и искусством Ирана, хотелось бы обратить внимание на несомненность подобного же стилистического единства этого искусства с большим кругом изобразительных памятников северо-запада Передней Азии.