[ сборник ]
Святилища: археология ритуала и вопросы семантики.
Материалы тематической научной конференции. Санкт-Петербург,
14-17 ноября 2000 г.
СПб: Изд-во СПбГУ. 2000. 236 с.
Содержание
От редколлегии. — 7
Общие проблемы изучения
Васильев С.А. Свидетельства ритуального поведения у древнейших обитателей Северной Америки. — 9
Щетенко А.Я. К проблеме интерпретации святилищ древнеиндийской цивилизации. — 10
Седых В.Н. Святилища, кумиры, храмы. — 16
Юрченко А.Г. Золотая статуя Чингис-хана («мобильные» святилища Монгольской империи). — 20
Эпоха камня
Житенёв B.C. Археозоологические критерии «ритуальных медвежьих комплексов» верхнего палеолита. — 33
Котов В.Г. Палеолитическое святилище со следами культа пещерного медведя на Южном Урале. — 37
Сериков Ю.Б. Новый тип палеолитического святилища на Среднем Урале. — 40
Щербакова Т.Н. Поселение или святилище? (К вопросу о характере палеолитического местонахождения Анетовка-2 в Северном Причерноморье). — 42
Гриченко A.A. К вопросу о стилистической эволюции и относительной хронологии петроглифов Онежского святилища (Карелия). — 46
Уткин A.B., Костылёва Е.Л. Погребальные «святилища» волосовских могильников. — 48
Баранов М.Ю. Ранненеолитическое культовое сооружение на Юрьинском поселении. — 52
Цвек Е.В. Некоторые аспекты мировоззрения племён восточнотрипольской культуры. — 54
Античность и варварский мир
Кашуба М.Т. Свидетельства ритуалов на пансвятилище Хлижень II IX-VIII вв. до н.э. в Среднем Поднестровье. — 59
Бутягин A.M., Чистов Д.E. Факторы выделения античных святилищ VI-IV вв. до н. э. (по материалам боспорских городов). — 62
Щеглов A.M. О времени появления культа Сабазия на северных берегах Понта: состояние изученности, источники, интерпретация, реконструкция. — 67
Щеглов А.Н. Греческие домашние святилища (по материалам раскопок на территории Херсонесского государства). — 74
Ланцов С.Б. Фрагменты скульптуры и лапидарных надписей из античного святилища в Западном Крыму. — 77
Мыц В.Л., Лысенко A.B. Позднеантичное святилище Таракташ в Крыму. — 80
Васильева Е.Е. Святилища и культовые места кобанской культуры Северного Кавказа. — 83
Шундалов И.Ю. Типология и ритуальная организация пространства кельтских святилищ. — 86
Восточная Европа в эпоху средневековья
Булкин В.А., Седых В.Н. Свято место пусто не бывает? — 90
Шевченко Ю. Ю. Святилище двух среброликих божеств. — 94
Петров Н.И. Где стоял Збручский идол? — 96
Дубов И.В. Культовый «синий камень» из Клещина. — 100
Щавелёв A.C. Особенности княжеских погребений языческой Руси (летописные известия и археологические данные). — 106
Платонова Н.И. Новгородская сопка как культовый памятник (по материалам исследований Передольского погоста). — 110
Конев А.Н., Петров Н.И. К интерпретации «большой постройки» II-V-5 из раскопок на Варяжской улице в Старой Ладоге. — 114
Ивченко A.B., Хозин O.P. Возможное предназначение комплекса с кромлехом на памятнике Старица. — 117
Козлов А.Н. Славянские и марийские жертвенники: сравнительный анализ. — 120
Королькова Л.В. Священные места на территории Вепсовской возвышенности, связанные с преданиями «о литве». — 123
Семёнов В.А., Багин А.Л. Археолого-этнографические параллели некоторых артефактов на средневековых святилищах Европейского северо-востока. — 128
Курбатов А, В. Проблемы изучения культовых камней Восточной Европы на современном этапе. — 131
Мельников И.В. О культовых камнях на территории Карелии. — 136
Панченко В.Б. Почитаемые каменные кресты в культуре Древней Руси: к проблеме выбора источников. — 139
Лойко Л.М., Королькова Л.В. Редкие виды надмогильных сооружений коми и вепсов. — 141
Урал, Западная Сибирь, Север
Шилов С.Н., Маслюженко Д.Н. К вопросу о человеческих жертвоприношениях в эпоху неолита-энеолита на территории Зауралья. — 144
Вохменцев М.П. Энеолитические святилища Зауралья. — 147
Широков В.Н. Кирьяшевская писаница и один из сюжетов в наскальных изображениях по реке Тагил (Средний Урал). — 150
Чемякин Ю.П. Святилище кулайской культуры на Барсовой горе. — 155
Шорин А.Ф. Кокшаровский холм — культовый комплекс? — 159
Балина H.H. К археологической реконструкции Канинского и Уньинского пещерных святилищ на Печорском Урале. — 162
Косинцев П.А., Чаиркин С.Е. Культовые пещеры Урала. — 166
Викторова В.Д. Культовые памятники в верховьях р. Исети. — 175
Бурыкин A.A. Культовые места и святилища коряков и чукчей: к изучению материала на стыке археологии и этнографии. — 180
Центральная Азия и Южная Сибирь
Семёнов Вл.А. Святилище — священная территория — мифологизированное пространство. — 183
Дубровский Д.В., Юрченко А.Г. Жертвенный конь и концепт пути в погребальном обряде кочевников Центральной Азии. — 187
Подольский М.Л. Курган или ритуальный комплекс? (к вопросу об архитектурно-композиционной цельности некоторых памятников). — 191
Окладникова Е.А. Формы и функции сакральной архитектуры долины реки Елонгаш (Горный Алтай). — 194
Бобров В.В. Танайский микрорайон как культовое место эпохи поздней бронзы в Кузнецкой котловине. — 199
Папин Д.В. Культовое сооружение переходного времени от эпохи бронзы к раннему железному веку в лесостепном Алтайском Приобье. — 203
Марсадолов Л.С. Ритуальный центр в долине р. Чуи на Алтае. — 206
Тишкин A.A. Бийкенское святилище в Горном Алтае. — 210
Шульга П.И. Погребально-поминальный комплекс скифского времени на р. Сентелек. — 215
Килуновская М.Е. Святилища под скальными навесами в Туве. — 218
Борисенко А.Ю., Худяков Ю.С. Вопросы происхождения, семантики, функционирования и эволюции поминальных комплексов древних тюрок Центральной Азии. — 221
Леус П.М. О традиции почитания древнетюркских каменных изваяний в Туве. — 225
|