главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Г.В. ДлужневскаяУрочища с могильниками енисейских кыргызов в Саянском каньоне Енисея как святилища кыргызов IX-X вв.// Святилища: археология ритуала и вопросы семантики. Материалы тематической научной конференции. СПб: 2000. С. 232-235.
Выделение священных, особопочитаемых определённым этносом мест и объектов на местности в зоне обитания и сфере действия предков или духов связано, в том числе, с культом умерших и предков (Итс 1991: 82-83). Можно предположить, что священными местами являлись урочища, межгорные котловины, в которых находились могильники енисейских кыргызов IX-XII вв.
В Саянском каньоне Енисея исследованы могильник (далее — мог.) Хемчик-Бом II и Сарыг-Хая, отличающиеся особой планиграфией, наиболее четко выраженной в «пристраиваемо- сти» сооружений. Аналогичные памятники изучены в Центральной Туве: мог. Аймырлыг II, гр. III (раск. Б.Б. Овчинниковой, 1972-1976 гг.) и Каат-Хавак I (раск. A.M. Мандельштама, 1978 г.). Не удалось произвести раскопки визуально близких им по планиграфии мог. Сары-Гол и Йур-Сайыр. Речь идёт о памятниках, ныне лежащих на дне моря.
В Центральной Туве обычны «могильные поля», включающие разновременные сооружения, но захоронения конкретной эпохи часто локализованы, объединены в могильники и занимают «свою экологическую нишу». Компактные группы кыргызских сооружений IX-X вв. спрятаны в небольших урочищах (Сарыг-Хая, Сарыг-Хая II, Аймырлыг II, гр. III), тогда как башнеобразные сооружения конца X-XII вв. занимают центры обширных долин (Эйлиг-Хем III, Улуг-Бюк I и др.). Мог. Хемчик-Бом II, в устье р. Хемчик, находился на открытой площадке у подножия скалы, на которой среди выбитых в естественной нише тамговых знаков обнаружено процарапанное слово «кут» («душа»).
Основным источником изучения культуры населения Тувы IX-XII вв. остаются погребально-поминальные комплексы, а дополнительным — каменные стелы с руническими надписями и тамгами, иногда связанные с курганами, и краткие наскальные надписи, и отдельные тамговые знаки. Знаки на скалах, вероятно, символы обычного права кочевников, подтверждающие факт пребывания обладателя тамги в данном месте, что не исключает и некоторой сакральности места. Примером «юридических» тамговых знаков и посетительских надписей является памятник Хая-Ужу, скала на правом берегу р. Хемчик, в 8 км выше современного пос. Ийме, близ горного прохода, связывающего степи по обе стороны Саян. На правобережном мог. Хадынныг, в 37 км ниже устья р. Хемчик, найдена стела с тамгой в виде «кочерги» и именем «Ак-Кюн», которая, вероятно, отмечала крайнюю точку земель в каньоне, принадлежавших ему (или его роду?) (Васильев 1983: 23, 43). Тамги над мог. Хемчик-Бом II и Хадынныге однотипны. Всего в Туве зафиксировано шесть типов тамг, по распространению которых можно определить территории обитания определённых групп населения IX-XI вв. и проследить пути их перемещений (Длужневская 1998: 64-71).
Вл.А. Семёнов предполагает особую сакральность урочища Чайлыг-Ховак, расположенного между горами Алды-Курбусту и Устю-Курбусту на правом берегу Улуг-Хема, близ трассы пос. Ээрбек — Баян-Кол (Длужневская, Семёнов 1990: 77-78), где была найдена стела с руническими надписями и крестообразной тамгой. Близ неё находились курганы, на одном из которых обнаружено изваяние с именем «Отунта». Возможно, именно для Отунты был сооружён курган (диаметром 9,5 м), под которым в процессе разборки выявлено сложенное из плит и мелких валунов кольцо диаметром 4 м. Вокруг него прослежены остатки кострищ, уходивших под камни кольца и свидетельствующих о том, что очистительный огонь разводили до сооружения кургана. По предметам сопроводительного инвентаря курган может быть датирован второй половиной X в. н.э. Аналоги изделиям происходят из курганов левобережных мог. Шанчиг и Элегест, расположенных практически напротив мог. Чайлыг-Ховак, в долине р. Элегест, и упоминавшегося мог. Аймырлыг II в долине р. Чаа-Холь.
Анализ погребально-поминальной обрядности кыргызов и сравнение с данными этнографии позволили предположить сакральность местонахождений могильников, выделить погребальные и поминальные комплексы, так называемые меморативные курганы и ритуальные выкладки и проследить последовательность их сооружения (Длужневская 1995: 136-156). Судя по всему, захоронение остатков погребального костра с кальцинированными костями и сопроводительным инвентарём производилось вскоре после сожжения, тогда же возводили надмогильную конструкцию, но человек считался погребённым только после совершения годичного цикла поминальных действий, по крайней мере после четырёхкратного посещения сородичами могилы в священном месте и общения с умершим через шамана (?) или иного члена сообщества, обладавшего определёнными способностями.
Думается, что выделенного нами ранее сложного типа погребально-поминальных комплексов (Длужневская 1985: 4) не существовало. Имеются в виду памятники в долине р. Элегест и в Северной Туве, исследованные Л.Р. Кызласовым и А.В. Адриановым, где под одним наземным сооружением размером от 4-8 до 1 м погребения с трупосожжением соседствовали с поминальными, с «тайниками» и кенотафами. Поскольку курганы раскапывались «на снос», без разборки наземных сооруже- ний с целью выявления их остатков, то, вероятнее всего, произошла ошибка, повлекшая за собой последующие. По-видимому, могильники были подобны изученным в каньоне — Сарыг-Хая и Хемчик-Бом II — с особой планиграфией, пристраиваемостью объектов друг к другу, когда для каждого погребения, кенотафа, поминальных приношений возводилось своё, хотя и небольшое сооружение.
Любопытна ещё одна деталь — сожжение производилось на стороне, на могильнике костры зажигались только с очистительной целью и во время поминальных посещений. Обнаружение погребальных костров — явление крайне редкое и практически случайное. Места погребальных костров были обнаружены дважды: в 200 м от мог. Сарыг-Хая, на другой площадке, и A.В. Адриановым в Северной Туве.
Таким образом, представляется, что урочища с ранними кыргызскими могильниками, где совершались особые обряды проводов умершего, а затем многоразовые поминальные посещения, свидетельствуют о развитых представлениях о душе, об ином мире, о культе предков и могли служить священными местами, святилищами кочевников, оставивших крайне мало следов своего присутствия на данных территориях.
наверх |