[ сборник ]
Изучение культурного наследия Востока.
Культурные традиции и преемственность
в развитии древних культур и цивилизаций.
М-лы междунар. конф. в Санкт-Петербурге 23-25 ноября 1999 г.
Содержание
I. Многополюсный мир культур Востока: культурное наследие, вопросы традиционализма в развитии и взаимодействии.
В.М. Массон (Санкт-Петербург). Традиционализм в культурном наследии цивилизаций Востока. — 5
А.А. Амбарцумян (Санкт-Петербург). Три парфянских термина из «Айадгар-и Зареран». — 6
В.К. Афанасьева (Санкт-Петербург). Шумерский пласт месопотамской цивилизации: литературные тексты с позиций педагогики. — 13
М.Н. Боголюбов (Санкт-Петербург). Хорезмийская глагольная глосса. — 14
А.К. Бондарев (Санкт-Петербург). Культурные традиции и китайское экономическое чудо. — 16
Я.В. Васильков (Санкт-Петербург). Арийско-финно-угорские параллели в сфере заупокойного ритуала. — 19
С.М. Горшенина (Ташкент). Из истории организации изучения среднеазиатских древностей (об экспедиционной деятельности В.В. Крестовского). — 22
Л.Л. Гуревич (Санкт-Петербург). Бухарские евреи и проблема десяти потерянных колен Израиля. — 26
С.Г. Кляшторный (Санкт-Петербург). Рунические памятники Таласа: проблемы датировки и топография. — 30
А.И. Колесников (Санкт-Петербург). О характере разночтений в тексте V книги «Денкарда» (по спискам В и К43b). — 34
С.В. Красниенко (Санкт-Петербург). Кулайцы на Среднем Чулыме: столкновение традиций. — 37
Г.А. Пугаченкова (Ташкент). Буддийское искусство кушанской Бактрии. — 40
И.В. Пьянков (Великий Новгород). К вопросу об этнической и языковой ситуации в Бактрии ко времени возникновения Кушанской державы. — 42
С.Н. Травкин (Санкт-Петербург). Культурное наследие «Востока» в средневековых древностях Юго-Восточной Европы (на примере монет Шехр ал-Джедида). — 43
Н.О. Чехович (Санкт-Петербург). Новый клинописный документ из финикийского Тира в собрании Государственного Эрмитажа (к вопросу о «мирных» документах среди руин). — 45
П.В. Шувалов (Санкт-Петербург). К вопросу о влиянии аваров на позднеримское военное дело. — 48
Д.А. Щеглов (Санкт-Петербург). Структура «списков стран» древнеперсидских надписей. — 52
А.Я. Щетенко (Санкт-Петербург). Культурное наследие древнеиндийской цивилизации. — 55
R.N. Frye (Cambrige, Ma). The Achaemenids and Zoroastrian Fire Altars. — 59
II. Материальная культура древних обществ Востока и вопросы преемственности и традиционализма.
Д. Абдуллоев (Санкт-Петербург). Некоторые доисламские традиции в средневековой культовой архитектуре Средней Азии. — 61
Э. Авганова (Ташкент). Металлическая и комбинированная скульптура Средней Азии. — 63
И.М. Азимов (Ташкент). К изучению строительной культуры средневекового Казахстана. — 64
А. Анарбаев (Самарканд). Урбанические традиции Ферганы. — 65
Т.Ю. Гренкина (Самарканд). Захоронения в гроте Замича-тош. — 68
А.Г. Грушевой (Санкт-Петербург). Об интерпретации одного эпизода из «Тайной истории» Прокопия. — 71
P.M. Джанполадян (Санкт-Петербург). Надписи на хачкарах как исторический источник. — 73
М. Исамиддинов (Самарканд), К. Рапен (Лозанна). О культурной преемственности в Согде в эпоху раннего железа (по данным строительной традиции). — 74
А.К. Каспаров (Санкт-Петербург) Статуэтки животных и костяные орудия из поселения Кара-депе (Южный Туркменистан). — 75
С.М. Кашкай (Баку). О скифских предметах в археологических памятниках юго-восточного Азербайджана. — 79
К.Х. Кушнарёва, М.Б. Рысин (Санкт-Петербург). Бедено-алазанская группа памятников Кавказа) (к пересмотру хронологии, периодизации и культурно-экономических связей). — 81
И.Г. Нариманов (Баку). Раскопки на некрополе Бузейир Лерикского района Азербайджана. — 82
А.К. Нефёдкин (Санкт-Петербург). Вооружение воинов Позднего Египта по данным торевтики финикийской работы VIII-VII вв. до н.э. — 83
В.П. Никоноров (Санкт-Петербург). Об источнике информации Плутарха о маргианском железе. — 88
А.А. Раимкулов (Самарканд). Пещерные архитектурные сооружения Средней Азии. — 92
Э.В. Ртвеладзе (Ташкент). О монетах Вахшувара, месте его владений и принадлежности Амударьинского клада. — 93
Н.А. Хан (Киров). К вопросу о роли ордынского «выхода» во взаимоотношениях Руси и Орды. — 95
О. Цепова (Париж). Бактрийская декорированная керамика с Кампыр-тепе. — 96
М. Biran (Jerusalem). Chinese Emperors and Gürkhans: Cultural Traditions in the Development of the Qara Khitai (Western Liao) Dynasty (1124-1211) and the Role of Archaeology. — 100
M.J. Olbrycht (Krakόw). The Significance of the Arsacid Kingdom in the History of Central Asia. — 101
M. Sobti (Atlanta). The Origins oa [of] Central Cities: Investigations into the Continuity of Urban Layouts, Formal Spaces and Structure. — 105
S. Stride (Tashkent). Archaeological Data Management in Central Asia. — 106
III. Развитие кочевых обществ и вопросы традиций и преемственности.
А.Ю. Борисенко, К.Ш. Табалдиев, Ю.С. Худяков (Новосибирск и Бишкек). Особенности поминальной и погребальной обрядности у западных и восточных тюрок в Средней и Центральной Азии. — 110
В.Ю. Зуев (Санкт-Петербург). Сарматский вотивный кинжал из первого кургана у дер. Прохоровка. — 111
Вл.А. Семёнов (Санкт-Петербург). Синхронизация памятников сюнну Забайкалья и поздних скифов Тувы и Северо-Западной Монголии. — 117
А.В. Субботин (Санкт-Петербург). Скифы на юге Сибири: феномен тагарской культуры. — 122
М.И. Филанович (Ташкент). К вопросу о путях движения ранних номадов (Чач и Согд на пути кочевников в Бактрию). — 124
IV. Культурогенез, интеллектуальный мир и традиционализм.
Б. Абдулгазиева (Самарканд). Античная литературная традиция в искусстве Средней Азии. — 126
Е.В. Абдуллаев (Ташкент). К проблеме греко-буддийского философского взаимовлияния в Бактрии и Индии на материале «Милиндапаньхи». — 127
Д. Абдулнасырова (Санкт-Петербург). Тюркский кобуз: историко-археологический аспект. — 130
Н. Абубакирова (Санкт-Петербург). К изучению музыкальной культуры доисламского Мерва (по археологическим данным и письменным источникам). — 132
Н. Альмеева (Санкт-Петербург). «Культурные слои» традиционного музыкального сознания (исламо-христианское пограничье в Среднем Поволжье и татарский песенный фольклор). — 134
Г.И. Богомолов (Самарканд). К вопросу о некоторых анимистических представлениях народов Средней Азии. — 136
И.М. Вызго-Иванова (Санкт-Петербург). Общие явления в древних музыкальных культурах Евразии (на примере анализа одного типа лютневидного инструмента). — 139
Дж.Я. Ильясов (Ташкент). Шахревар в Чаганиане. — 141
С.Р. Ильясова (Самарканд). Об идеологическом традиционализме («Древо жизни» на керамике Ферганы). — 142
С.Н. Кибирева (Санкт-Петербург). Особенности формирования древней культуры оазисов Восточного Туркестана. — 144
И. Мациевский (Санкт-Петербург). О проблемах взаимодействия музыкальной археологии с инструментоведением и этномузыкологией на рубеже тысячелетий. — 145
В.А. Мешкерис (Санкт-Петербург). Музыкальная культура древней Средней Азии и ее наследие (бактрийско-тохаристанский вариант в свете археологических данных). — 147
А.Б. Никоноров (Санкт-Петербург). Древние церковные колокола Христианского Востока (на примере Эфиопии). — 149
В.Ф. Платонов (Санкт-Петербург). Парфянские многоствольные флейты на ритонах из старой Нисы. — 150
В.А. Свободов (Санкт-Петербург). К проблеме реконструкции грифных хордофонов: музыковедческий аспект. — 152
Е.С. Таникова (Санкт-Петербург). Тюркский компонент в традиционной музыке мари. — 154
Ю.С. Худяков (Новосибирск). В вопросу о проникновении мировых религий в Южную Сибирь в эпоху средневековья. — 156
|