Н.Е. Васильева
Рисунки Роберта Кер Портера
из собрания Британской библиотеки.
// Изучение культурного наследия Востока. / Археологические изыскания. Вып. 61. СПб: Европейский дом. 1999. С. 66-67.
В Британской библиотеке хранится более 200 рисунков Роберта Кер Портера, сделанных им во время путешествия в Персию в 1817-1820 гг. Он отправился туда из Петербурга, в том числе имея своей целью, по совету известного российского деятеля науки и культуры А.Н. Оленина, создание документально точных («археологических») рисунков иранских древностей. Совет Оленина заключался в том, чтобы выполнять «археологические рисунки» по определённым правилам, им самим разработанным, а именно: подверженный разрушению временем памятник необходимо фиксировать на том самом месте, где он обнаружен, с соблюдением его точных размеров и масштаба, а также с тщательной прорисовкой всех деталей, отмечая при этом утраченные фрагменты.
(66/67)
Художник должен исключительно точно («рабски») копировать линию древнего мастера, не внося ничего своего. Помимо этого необходимо сделать самое подробное описание объекта исследования и обстоятельств его находки, а также изучать исторические и сопутствующие материалы.
Кер Портер блестяще справился с поставленной задачей. Он привез в Петербург рисунки руин Персеполя, наскальных рельефов в Накш-и Рустам, Накш-и Раджаб, Бехистуне и др., впервые в истории науки выполненные в соответствии с требованиями «археологического рисунка» (см. Васильева 1982; 1992; Vasileva 1996). Также по совету Оленина он сделал абсолютно точные копии с этих рисунков, по которым были изготовлены гравюры для издания материалов его путешествия. Оригинальные иллюстрации, созданные в Персии, находятся сейчас в собрании Гос.Эрмитажа, тогда как их копии хранятся в Британской библиотеке в Лондоне. Кроме того, в собрание последней попали и многие другие материалы Кер Портера: так, два больших альбома включают в себя многочисленные пейзажи, выполненные акварелью (переход через Кавказский хребет по Военно-Грузинской дороге, виды Тифлиса, Тебриза, Тегерана, Кашана, Исфахана, Шираза, Багдада и др.), акварели персепольских и сасанидских рельефов, планы персепольской архитектуры, выполненные в Лондоне по копиям, сохранившимся у художника, а также рисунки вавилонских древностей, карты, подробные маршруты с перечислением населенных пунктов, портреты Фатх Али шаха, Аббас Мирзы и др., четыре письма Аббас Мирзы с его личной печатью. Отдельную коллекцию составляют этнографические рисунки, выполненные карандашом и акварелью. В них автор стремился показать костюмы разных народов, встретившихся на его пути. Рисунки эти интересны тем, что они показывают не только одежду, но также антропологические типы и характеры изображённых людей.
Таким образом, богатое наследие Роберта Кер Портера в собрании Британской библиотеки позволяет гораздо больше узнать о его разносторонней деятельности в качестве исследователя культуры Ирана и сопредельных областей как в древнюю, так и в современную ему эпохи.
Библиография.
Васильева Н.Е. 1982. О зарисовках иранских древностей, выполненных Кер Портером // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XVI годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения по иранистике). Ч. II. М.: 106-110.
Васильева Н.Е. 1992. Путешествие Р. Кер Портера в Иран и начало изучения парфянских древностей // Мерв в древней и средневековой истории Востока. III: Мерв и парфянская эпоха. Ашгабат: 29-30.
Vasileva N.Е. 1996. About the History of Sir Robert Ker Porter’s Album with his Sketches of Achaemenid and Sassanian Monuments // Archaeologische Mitteilungen aus Iran. 27 (1994): 339-348.
|