О.А. Вишневская
Культура сакских племён низовьев Сырдарьи
в VII-V вв. до н.э.
По материалам Уйгарака.
/ Тр. ХАЭЭ. VIII. М.: 1973. 160 с.
Глава I. Описание курганов. — 8
Глава II. Погребальный обряд. — 60
Глава III. Материальная культура. — 70
1. Орудия труда. — 70
2. Керамика. — 74
3. Одежда, украшения, предметы туалета. — 81
4. Предметы культа. — 86
5. Оружие. — 87
6. Конское спаряжепие. — 100
Глава IV. Предметы звериного стиля. — 112
Глава V. Хронология погребений. — 120
Заключение. — 127
Таблицы I-XXIX. — 133
(/5)
Введение. ^
Древняя история юга нашей страны неотделима от истории кочевых и полукочевых народов, живших в лесной и лесостепной Евразии в I тысячелетии до н.э. Изучению культуры этих народов значительное внимание уделяет археология. Уже более двухсот лет ведутся раскопки курганов в Причерноморье, где в VII-III вв. до н.э. обитали многочисленные племена, обобщённо именовавшиеся древними греками «скифами». Эти племена были связаны определённым единством хозяйственной и политической жизни, имели во многом сходную материальную культуру. Для неё характерны некоторые типы оружия, особенности конской упряжи и наличие предметов, украшенных в так называемом «зверином» стиле. Иногда к этой определяющей «триаде» добавляется ещё подкурганный способ захоронения.
Область распространения культур скифского типа оказалась очень обширной. Так, в 60-80 годах прошлого века на юге Сибири (в Минусинской котловине) были раскопаны погребения, относящиеся к культуре (впоследствии её назвали «тагарской»), которая по указанным признакам могла бы быть определена как скифская. Ещё раньше при хищнических раскопках курганов между Обью и Иртышом были найдены драгоценные украшения скифского типа.
Эти факты требовали своего объяснения и напоминали о том, что, согласно письменным источникам, в азиатской части степной полосы обитали народы, этнически и культурно близкие скифам. Древние персы называли их саками. Позже этим этнонимом их иногда называли и античные авторы. Однако чаще они употребляли слово «скифы» или же наименования отдельных племенных групп.
Дошедшие до нас сообщения о саках были обобщены ещё сто лет назад В.В. Григорьевым, [1] они использовались и позднее многими отечественными и зарубежными учёными. Была отмечена значительная роль «азиатских скифов» в истории Причерноморья (согласно Геродоту, скифы пришли туда из Азии [2]), Ирана, Греко-Бактрийского царства и Индии; предпринимались многочисленные попытки локализовать племенные группы, упомянутые источниками. Но археологически обширная область их расселения до недавнего времени оставалась совершенно неизученной.
В 1933 г. А.Н. Бернштам приступил к систематическим исследованиям сакских памятников на востоке Средней Азии: в Южном Казахстане, Северной Киргизии, на Тянь-Шане и Памире. [3]
К началу 30-х годов относятся и первые массовые раскопки памятников раннего железного века Казахстана. Большое значение для определения особенностей культуры ранних кочевников не только Северного, но и Центрального
(5/6)
Казахстана имела статья М.П. Грязнова. [4] Но особенно много было сделано для исследования восточных культур скифского типа в последние десятилетия.
Работы, проведенные К.А. Акишевым в Семиречье, М.К. Кадырбаевым в Центральном Казахстане, Б.А. Литвинским на Памире и исследователями других районов, выявили своеобразие восточных культур скифского типа, дали возможность изучить их локальные варианты. [5]
В последние годы благодаря широко развернувшимся археологическим работам в Туве были открыты могильники с культурой скифского типа, обнаруживающей на раннем этапе (алды-бельская культура VII-VI вв. до н.э.) большое сходство с комплексами тасмолинcкoй культуры Центрального Казахстана и близость памятникам майэмирского этапа Алтая. [6]
На основании большого цикла работ па западных рубежах «Азиатской скифии» — в Поволжье и Южном Приуралье, которые вслед за Б.Н. Граковым [7] ведёт К.Ф. Смирнов, им была глубоко охарактеризована культура савроматов, показано её происхождение, раскрыты этнокультурные связи. [8]
В низовьях Сырдарьи — Яксарта древних авторов, — реки, которую они считали границей обитания саков, [9] сомкнулись две зоны археологических исследований культур скифского типа. Здесь в 1946 г. были начаты рекогносцировочные работы Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, сразу выявившие ряд памятников приаральских саков. [10] В 1957 г. были начаты раскопки сакского городища Чирик-рабат, проходившие одновременно с раскопками погребальных сооружений и курганных комплексов; разведками была охвачена вся зона сырдарьинской дельты. [11]
Эти исследования послужили основой для ряда работ С.П. Толстова, в которых он охарактеризовал культуру приаральских саков и указал на связи её с культурами скифов, сарматов, древнего населения Казахстана и Южной Сибири; была предложена локализация ряда сакских племён, подчеркнуто историческое и культурное взаимовлияние между Восточным Приаральем и земледельческими государствами, прежде всего Хорезмом, [12] жителей которого античные авторы относят к сако-массагетской группе племён. [13]
В числе раскопанных объектов особое место занимают курганные могильники Южный Тагискен и Уйгарак, расположенные на самом Южном протоке древнего русла Сырдарьи — Инкардарье, где, по предположению С.П. Толстова, расселялись сакские племена сакараваков. Здесь был получен наиболее обильный и ранний материал, позволяющий поставить могильники в число древнейших памятников культуры скифского типа, непосредственно связанных с культурой эпохи поздней бронзы. [14]
Предлагаемая работа посвящена монографическому описанию курганного некрополя VII-V вв. до н.э., раскопанного одним из отрядов Хорезмской экспедиции на возвышенности Уйгарак, расположенной в 150 километрах юго-западнее города Кзыл-Орда.
Наличие курганов на этой возвышенности было установлено инженером-картографом экспедиции Н.И. Игониным при камеральном изучении материалов аэрофотосъемки 1959 г. В 1960 г. маршрутный отряд, возглавляемый С.П. Толстовым, побывал на Уйгараке и раскопал один из курганов. [15] В 1961 г. были начаты стационарные раскопки могильника, [16] продолженные в 1962, 1963 и 1965 годах.
(6/7)
За это время примерно из восьмидесяти курганов, составляющих могильник, было раскопано семьдесят. Несмотря на то, что почти все погребения были разграблены в древности, найдено множество предметов, позволяющих сравнительно полно охарактеризовать материальную культуру ранних приаральских саков и составить некоторое представление об их искусстве, верованиях и обрядах, а также об историко- культурных и этнических связях.
До сих пор были опубликованы лишь немногие из этих находок, [17] но некоторые авторы, писавшие в последнее время о культурах скифского типа, сопоставляли уже свои материалы с теми, которые были получены на Уйгараке. [18]
Полная публикация результатов раскопок отдельных памятников, как указывалось на второй конференции по вопросам скифо-сарматской археологии, является одним из условий всестороннего изучения истории народов Евразии, имевших скифообразную культуру. Такой публикацией в первую очередь и является предлагаемая работа. Все графические работы к ней выполнены Г.М. Баевым, фотографин — Г.А. Аргиропуло.
Я глубоко благодарна всем участникам полевых работ и тем, кто помог мне советами при обработке материалов и подготовке к печати настоящей работы.
[1] В.В. Григорьев. О скифском народе саках. СПб., 1871.
[2] «Скифы-кочевники жили сперва в Азии, потом были потеснены во время воины с массагетами и, перейдя реку Аракс, удалились в киммерийскую землю...» (Геродот, IV, 11). Реку Аракс в данном сообщении большинство исследователей отождествляют с Волгой. Предлагаемую иногда идентификацию о кавказским Араксом делает, на наш взгляд, невозможным упоминание о массагетах — племенах, локализуемых источниками в Средней Азии. Разумеется, сообщение Геродота не решает вопроса о месте сложения скифской культуры и первоначального обитания скифов.
[3] А.Н. Бернштам. Труды Семиреченской археологической экспедиции. «Чуйская долина». MИA, №14. М.-Л., 1950; он же. Историко-археологические очерки Центрального Тянь-Шаня и Памиро-Алая. МИА, №26. М.-Л., 1952.
[4] М.П. Грязнов. Северный Казахстан в эпоху ранних кочевников. КСИИМК, вып. 61. 1956.
[6] А.Д. Грач. Новые данные о древней истории Тувы. «Учёные записки ТНИИЯЛИ», вып. XV. Кызыл, 1971, стр. 97.
[7] Б.Н. Граков. Курганы в окрестностях поселка Нежинского Оренбургского уезда по раскопкам 1927 г. «Труды секции археологии РАНИОН», IV, 1928: он же. Пережитки матриархата у сарматов. ВДИ, 1947, №3.
[9] «За Яксартом живут народы скифов. Персы назвали их обобщающие саками от ближайшего племени» (Плиний. Естественная история, VI, 19).
[10] С.П. Толстов. Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция в 1946 году. «Известия АН СССР, серия истории и философии», 1947, №2.
[11] С.П. Толстов, М.Г. Воробьёва, Ю.А. Рапопорт. Работы Хорезмской археолого-этнографической экспедиции в 1957 г. МХЭ, вып. 4. М., 1960; С.П. Толстов, Т.А. Жданко, М.А. Итина. Работы Хорезмской археолого-этнографической экспедиции АН СССР в 1958-1961 гг. МХЭ, вып. 6, ч. I. М., 1963.
[12] С.П. Толстов. Приаральские скифы и Хорезм. СЭ, 1961, №4, стр. 114-146; он же. Среднеазиатские скифы в свете новейших археологических открытий. ВДИ, 1963, №2, стр. 23-45; он же. По древним дельтам Окса и Яксарта. М., 1962, стр. 136-204.
[13] «К племени массагетов и саков относятся также атасии и хорасмии» (Страбон, XI, 8).
[14] С.П. Толстов, М.А. Итина. Саки низовьев Сырдарьи (по материалам Тагискена). СА, 1966, №2, стр. 151-175.
[15] С.П. Толстов, Т.А. Жданко. М.А. Итина. Указ.соч., стр. 35; Полевой дневник Н.Н. Вактурской. Архив Хорезмской экспедиции за 1960 г.
[16] С.П. Толстов. Результаты историко-археологических исследований 1961 года на древних руслах Сырдарьи. СА, 1962. №4, стр. 127-142; С.П. Толстов, Г.А. Жданко, М.А. Итина. Указ.соч., стр. 34.
[17] С.П. Толстов. По древним дельтам Окса и Яксарта, стр. 185, рис. 106; oн же. Среднеазиатские скифы в свете новейших археологических открытий, стр.38, рис. 11; С.П. Толстов, М.А. Итина. Указ.соч., стр. 158, рис. 5; О.А. Вишневская, М.А. Итина. Ранние саки Приаралья. Сб. «Проблемы скифской археологии». МИА. №177. М., 1971, стр. 201, рис. 5, 2, 4-6, 8-10, стр. 204, рис. 6 и 7, стр. 207, рис. 10.
[18] К.Ф. Смирнов. Савроматы, стр. 107, 118, 155, 103, 192, 224, 240, 278; С.С. Черников. Указ. соч., стр. 113, 116; Н.Л. Членова. Указ. соч., стр. 41-43, 69, 72, 70-80, 83, 88, 143; Б.А. Литвинский. Оружие населения Памира и Ферганы в сакское время. Материальная культура Таджикистана, вып. 1. Душанбе, 1908, стр. 93, 100, 105.
Список сокращений. ^
ВДИ — Вестник древней истории
ГАИМК — Государственная Академия истории материальной культуры
ИАК — Известия Археологической комиссии
ИИАЭ — Институт истории, археологии и этнографии
KCИHA — Краткие сообщения Института народов Азии
КСИА — Краткие сообщения Института археологии
КСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культуры
KCИЭ — Краткие сообщения Института этнографии
ЛГУ — Ленинградский государственный университет
MAP — Материалы по археологии России
МИА — Материалы и исследования по археологии СССР
МХЭ — Материалы Хорезмской экспедиции
РАНИОН — Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук
СА — Советская археология
САИ — Свод археологических источников
Смела — А.А. Бобринский. Курганы и случайные находки близ местечка Смелы, т. I-III. СПб., 1887-1901
СЭ — Советская этнография
ТНИИЯЛИ — Тувинский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории
ЮТАКЭ — Южнотуркменская археологическая комплексная экспедиция
|