● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
К.А. Акишев, Г.А. КушаевДревняя культура саков и усуней долины реки Или.// Алма-Ата: 1963. 320 с.
Оглавление Скачать файл: .pdf, 48 Мб. Предисловие. — 3
Раздел первый.Культура саков долины реки Или (VII-IV вв. до н.э.).
Введение. — 9Глава I. Могильник Бесшатыр — усыпальница царей саков-тиграхауда. — 25§1. Архитектура бесшатырских курганов. — 27Глава II. Памятники рядовых саков-тиграхауда. — 88§1. Могильники. — 88§2. Случайные находки. — 105Глава III. Историко-археологические этюды. — 113§1. Относительная хронология бронзовых наконечников стрел Казахстана. — 113§2. К проблеме происхождения саков и сакской культуры Семиречья. — 121
Раздел второй.Культура усуней правобережья реки Или (III в. до н.э. — III в. н.э.).
Введение. — 139Глава I. Хронологическая классификация памятников усуней правобережья р. Или. — 148§1. Памятники III-II веков до нашей эры. — 148Могильник Капчагай III. — 148Могильник Утеген III. — 155Могильник Кзыл-Эспе. — 159Могильник Кзылауз III. — 161Могильник Унгур-Кора I. — 166Могильник Бесшатыр II. — 173§2. Памятники I века до нашей эры — I века нашей эры. — 182Могильник Утеген I, II. — 182Могильник Тайгак I. — 188Могильник Кзылауз II. — 194Могильник Калкан I. — 194Могильник Алтын-Эмель I, III, IV. — 202§3. Памятники II-III веков нашей эры. — 208Могильник Капчагай II. — 208Могильник Чулак-Джигиде I. — 210Могильник Чулак-Джигиде II. — 214Могильник Унгур-Кора II. — 214Могильник Калкан IV. — 219Могильник Арал-Тобе I. — 221Глава II. Историко-археологическая характеристика памятников. — 227§1. Топография памятников. — 227§2. Типы сооружений и обряд погребений памятников правобережья реки Или. — 233Глава III. Хозяйство, общественный строй усуней правобережья реки Или. — 257§1. Хозяйство. — 257Охота. — 264Домашние промыслы. — 265Керамика. — 265§2. Общественный строй. — 271§3. Физический тип и религиозные представления усуней. — 276Заключение. — 281Приложение. — 282Памятники культуры усуней III-II веков до нашей эры. — 282Памятники культуры усуней I века до нашей эры — I века нашей эры. — 290Памятники культуры усуней II-III веков нашей эры. — 294Таблицы I-XI. — 298
Предисловие. ^
Данная работа посвящена исследованию истории материальной культуры племён долины реки Или, известных по данным ахеменидских и китайских источников под именем сака и у-сунь. Хронологически время обитания этих племён на территории современного Семиречья охватывает примерно одно тысячелетие (VII в. до н.э. — IV в. н.э.).
Эпоха саков и усуней является важным этапом в древней истории Казахстана. В этот период произошли большие изменения в социально-экономической и политической жизни общества, положившие начало новой, более высокой ступени развития экономики и культуры древнего Семиречья.
Важным событием в жизни этих племён был переход к новой форме хозяйства, от пастушеского к полукочевому яйлажному скотоводству. Своеобразие географических и климатических условий явилось причиной того, что на территории Семиречья не было кочевой формы скотоводства с присущим ей непрерывным кочеванием, «смотря по приволью в воде и траве», т.е. в поисках корма для скота.
В исторической литературе такая форма кочевого скотоводства считается общепринятой, начиная с традиционных известий китайских хроник о хозяйстве «западных варваров». Археологические исследования последних лет не подтвердили этого общего для всех скотоводческих, «иноземных» по отношению к ханьскому Китаю, племён определения их хозяйства и быта. Они во многом уточнили и дополнили скудные сведения письменных источников о древних обитателях Семиречья.
Весь комплекс археологических данных: распределение памятников (могильников и поселений), находки зернотёрок, изменение форм керамических сосудов и другое — позволяет утверждать, что саки и усуни не были постоянными, круглогодичными номадами, с хозяйством, основанным на кочевом скотоводстве, а являлись сезонными кочевниками, занимавшимися яйлажным скотоводством.
Открытие поселений свидетельствует о том, что местные племена имели постоянные места зимовок и холодное время года проводили в теплых жилищах-землянках. Вполне вероятно, что ещё в сакское и, безусловно, в усуньское время на территории Семиречья сложилась пастбищно-кочевая система с чередованием выпаса скота на посезонных пастбищах.
Последнее подтверждается географическим расположением древнеусуньских зимовок в горных ущельях, располагавших естественным запасом корма и водой, отличавшихся малым снежным покровом, т.е. при выборе места для зимовки учитывались условия, необходимые для тебенёвочного содержания скота.
Сравнительный анализ сакских и усуньских археологических материалов показывает, что культура саков и усуней — это лишь разные этапы одной и той же культуры этнически родственных племён.
Возможно, что племена «сэ» китайских источников тождественны племенам «исседон» Аристея — Геродота, а позднее «у-сунь» китайских хроник — «исседонам» Птолемея. По-видимому, они составляли союз племён, известный по ахеменидским клинописям под названием «сака-тиграхауда».
Таким образом, саки и усуни входили в один и тот же племенной союз, а периодическое упоминание в письменных источниках имени то одного, то другого говорит не о появлении на территории Семиречья этнически нового племени, а лишь о политической гегемонии его в этом союзе.
Имя «усунь» исчезает со страниц китайских хроник в V-VI вв., когда на политическую арену выдвигаются тюргеши, карлуки, тюрки. Однако исчезновение имени «усунь» не означает исчезновения самого народа. По-видимому, усуни играли значительную роль в сложении Тюргешского и Западно-Тюркского каганатов.
Сам народ в продолжение всей истории называл себя этим именем, несмотря на потерю господствующей политической роли. Свидетельством многовекового сохранения древнего имени является то, что позднейшие потомки древних усуней, входившие в состав казахских племён Старшего жуза, называют себя так же.
* * *
Работа написана на основании материалов, собранных Илийской археологической экспедицией Института истории, археологии и этнографии имени Ч.Ч. Валиханова Академии наук Казахской ССР за шесть лет (1954, 1957-1961 гг.), и состоит из двух самостоятельных разделов.
Первый раздел, посвящённый культуре саков долины р. Или, написан К. Акишевым и является первой частью задуманной им моногра- фии по истории и культуре племён древнего Семиречья — саков, усуней и тюрок.
В первой главе этого раздела даётся характеристика сооружений Бесшатыр как первых памятников архитектуры сакских племён Семиречья и определяется их историческое место среди деревянных конструкций скифо-сакско-сарматского мира Причерноморья, Поволжья, Алтая, Монголии и Средней Азии.
Во второй главе описываются могильники рядовых членов сакского общества и обосновывается предлагаемая автором новая датировка кладов семиреченских бронзовых орудий труда и предметов быта, ранее относимых к андроновской культуре.
В обеих главах рассматриваются также некоторые вопросы развития хозяйства, имущественного неравенства, социальной дифференциации и классообразования, техника строительства у саков.
Третья глава посвящена двум теоретическим проблемам: происхождению саков и сакской культуры и разработке относительной хронологии бронзовых наконечников стрел Казахстана. В ней поставлены новые вопросы о происхождении саков, генезисе их культуры и даётся первая для Казахстана классификация бронзовых стрел — хронологическая шкала для датировки памятников сако-усуньского времени Казахстана и Средней Азии.
Второй раздел знакомит с культурой усуней долины р. Или (автор Г. Кушаев). В нём публикуется материал по трём разработанным автором хронологическим этапам усуньской культуры.
Во введении дан краткий очерк археологического изучения Илийской долины, определены цели и задачи работы и приведены имеющиеся в литературе сведения древних авторов об усунях.
В первой главе описана часть исследуемых памятников и на них показана особенность культуры каждого из трёх предлагаемых автором хронологических периодов.
Предлагаемая Г.А. Кушаевым классификация памятников является первой попыткой систематизации большого материала по усуням правобережья р. Или.
Вторая глава посвящена историко-археологической характеристике усуньских памятников правобережья р. Или.
И, наконец, в третьей главе рассматриваются вопросы хозяйства, общественного устройства и религии усуней. Социально-экономические вопросы разбираются также по трём хронологическим этапам.
В заключении изложены основные выводы, к которым пришёл автор в результате исследования данного материала.
Таблицы и графические работы выполнены П.В. Агаповым, часть чертежей и планы могильников — Г.Б. Демченко, фотографии — О. Медведевым (частично с негативов А.А. Попова и М.П. Павлова).
Авторы выражают искреннюю благодарность всем участникам полевых работ Илийской экспедиции разных лет за их труд, результатом которого и является данная работа. Мы глубоко признательны также коллегам по работе за советы, высказанные при обсуждении и подготовке к печати настоящего труда.
Искреннюю благодарность выражаем А.X. Маргулану, М.К. Кадырбаеву и Л.М. Левиной за предоставление неопубликованных материалов; А.А. Марущенко за сведения об особенностях памятников Западной и Восточной Туркмении, Л.И. Платоновой и В.И. Загайнову за научную консультацию по вопросам геологического строения Илийской впадины, В.И. Моржанову за переводы новых китайских материалов.
наверх |