● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

С.И. Вайнштейн. История народного искусства Тувы. М.: 1974. С.И. Вайнштейн

История народного искусства Тувы.

// М.: 1974. 224 с.

 

Оглавление

 

Предисловие.5

Введение.7

 

Часть первая. Древнее и средневековое искусство Тувы.

Глава первая. Искусство племён Тувы в древности.11

Глава вторая. Средневековое искусство племён Тувы.59

 

Часть вторая. Народное декоративно-прикладное искусство тувинцев.

Глава третья. Художественная обработка металла. — 81

Глава четвёртая. Орнаментация дерева, берёсты, кости. — 109

Глава пятая. Орнаментация мягких материалов (кожа, войлок, ткань). — 127

Глава шестая. Основные особенности тувинского орна­мента и вопросы его генезиса. — 145

Глава седьмая. Сюжетные изображения на плоскости. — 163

Глава восьмая. Скульптура малых форм. — 172

 

Заключение.216

Список сокращений.222

 


Со стр. 222:

На суперобложке — статуэтка верблюда (агальматолит, выс. 11,5 см, работа X.К. Тойбу-Хаа, 1965 г., фот. автора и Д. Белоуса).

На стр. 2 — керамический сосуд скифского времени (выс. около 7,5 см, могильник Озен-Ала-Белиг, раскопки и фот. автора). (Открыть фото в новом окне)

На стр. 11 — личина (петроглифы Мугур-Саргол, прорисовка Н. Алексеевой). (Открыть рис. в новом окне)

На стр. 81 — тиснёный узор на кожаном сосуде кёгержик (Чаа-Холь, прорисовка автора). (Открыть рис. в новом окне)

На стр. 221 — кожаный сосуд кёгержик (выс. 32 см, Эрзин, фот. автора). (Открыть фото в новом окне)

 


 С. 2 — керамический сосуд скифского времени (выс. около  7,5 см, могильник Озен-Ала-Белиг, раскопки и фот. автора).

Предисловие   ^

 

Эта книга является первым опытом разработки истории искусства Тувы. Его древние и средневековые формы рассматриваются в первой части книги, вторая часть которой посвящена почти совершенно не изученному тувинскому народному декоративно-прикладному искусству и вопросам его генезиса. Предлагаемая работа является частью цикла монографических исследований автора по исторической этнографии тувинского народа. [1]

 

Тува, расположенная в географическом центре Азии и заселённая человеком ещё в палеолите, имеет сложную этническую историю, нашедшую отражение в многочисленных памятниках культуры, среди которых немало подлинных шедевров народного искусства. Своеобразное и яркое современное народное искусство тувинцев сложилось в результате длительного развития. Сравнительно-историческое исследование тувинского народного искусства позволяет выявить его генетические связи с древними и средневековыми археологическими культурами Тувы и сопредельных районов Южной Сибири и Центральной Азии, что представляет значительный интерес не только для углублённой разработки вопросов развития тувинской традиционно-бытовой культуры, но и в плане исследования ещё очень малоизученных общих закономерностей формирования народного искусства кочевников.

 

В народном искусстве тувинцев ощутимы не только местные корни. В нем отчётливо прослеживается воздействие художественного творчества многих кочевых народов великого пояса степей Евразии, осёдло-земледельческих цивилизаций Востока и Запада. Плодотворные влияния были особенно сильными в отдельные исторические эпохи, когда возникали благоприятные условия для культурного взаимодействия народов степей. В древности такие связи ярко проявились, например, в эпоху ранних кочевников, когда у скотоводческих племён, живших на обширных просторах евразийских степей от Восточной Европы до Центральной Азии, сложились сходные формы хозяйственного быта и с поразительной быстротой распространялись многие культурные достижения, в том числе в искусстве.

 

Народное изобразительное искусство обычно разграничивают с профессиональным лишь применительно к новому и новейшему времени. Однако совершенно очевидно, что такое разграничение может быть проведено и для ряда предшествующих эпох классового общества. Если для первобытной эпохи все формы изобразительного искусства можно рассматривать как народное творчество, то вместе с развитием классового общества происходит выделение профессионального искусства, развивающегося в значительной мере по-иному, чем народное. У кочевых скотоводов с характерным для них преобладанием натурального хозяйства и длительным господством патриархального уклада профессиональное искусство не получило достаточного развития. Характеризуя древнее и средневековое искусство племён Тувы, автор сосредоточил главное внимание на традиционных народных формах, исключая подробное рассмотрение специфических памятников профессионального искусства того времени, таких, например, как уйгурские архитектурные сооружения, монументальная скульптура восточноазиатского происхождения и др. Особенностью этой книги является не чисто искусствоведческий, а по преимуществу историко-этнографический подход к прикладному искусству, тесно связанному с условиями жизни народа, с его историческим развитием и его бытом, с этносом. [2]

 

В основу книги положены материалы, которые автор собирал свыше двадцати лет, в том числе в ходе полевых исследований в Тувинской АССР, начиная с 1950 г. в составе экспедиций Тувинского музея, Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, Института этнографии АН СССР. Были изучены также музейные коллекции н архивные материалы, хранящиеся в Ленинграде, Кызыле, Красноярске, Минусинске, Иркутске и других городах страны.

 

Надо сказать, что, к сожалению, музейные и архивные источники, а также литература лишь

(5/6)

в очень небольшой мере содержат сведения о тех реликтовых формах искусства тувинцев — кочевников XVIII — начала XX в., которые не сохранились в живом быту, но представляют очень большую ценность для познания истории художественного творчества тувинского народа. Нередко лишь отдельные старые мастера помнили ещё в деталях о почти всеми забытых приёмах декорировки кочевнической утвари, об особенностях давно вышедших из употребления и исчезнувших старинных художественных изделий. Чтобы разыскать таких людей, автору не раз приходилось совершать экспедиционные поездки в самые отдалённые районы республики. Эта работа могла быть успешно выполнена лишь благодаря содействию тувинских общественных и научных организаций, многих тувинских товарищей н прежде всего — мастеров народного искусства. Во всех случаях, когда в этом была необходимость, автор получал помощь со стороны Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории и Тувинского республиканского музея, ему не раз оказывали ценнейшую поддержку в работе араты, учителя, школьники.

 

Начиная с 50-х годов автором был опубликован ряд статей, посвящённых тувинскому народному искусству, в которых наряду с разработкой отдельных проблем н сведениями фактического характера обращалось внимание на необходимость содействовать сохранению этого ценнейшего достояния культурного наследия тувинцев. [3]

 

Приятно сознавать, что ныне, в новых условиях осёдлой жизни в Советской Туве, с характерными для неё значительными достижениями во всех сферах культуры, отдельные виды тувинского народного искусства, в особенности мелкая пластика, не только возродились, но и развиваются в очень интересных формах.

 

Современное тувинское профессиональное искусство, представленное различными жанрами, в данной работе не рассматривается.

 

Автор сердечно благодарит всех лиц, ознакомившихся с книгой в рукописи, за их ценные замечания и советы; художников М.Р. Семашкевич, Г.М. Шолохову, подготовивших рисунки автора к печати, а также А.Н. Петрову, неустанно помогавшую автору и при собирании материала и при подготовке рукописи к изданию.

 


[1] См. С.И. Вайнштейн. Тувинцы-тоджинцы (историко-этнографические очерки). М., 1961; его же. Историческая этнография тувинцев. Проблемы кочевого хозяйства. М., 1972.

[2] Ю.В. Бромлей. Этнос и этнография. М., 1973, стр. 223-224.

[3] Искусству Тувы посвящены статьи автора: «Современное камнерезное искусство тувинцев». — СЭ, 1954, № 3; «Народные способы металлического литья у тувинцев». — СЭ, 1956, № 4; «Прикладное искусство тувинцев». — УЗТНИИЯЛИ, вып. XI. Кызыл, 1964; «Орнамент в народном искусстве тувинцев». — СЭ, 1967, № 2, и другие, отдельные положения которых вошли в настоящую книгу.

 


 

Список сокращений   ^

 

АИЭМ — архив Института этнографии АН СССР, г. Москва

АКК — археологическая карта Казахстана

АТНИИЯЛИ — архив Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории

БКМ — Бурятский краеведческий музей, г. Улан-Удэ

ГБЛ — Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина

ГИМ — Государственный исторический музей, г. Москва

ГМЭ — Государственный музей этнографии народов СССР, г. Ленинград

ГЭ — Государственный Эрмитаж, г. Ленинград

ИА — Институт археологии АН СССР, г. Москва

ИКМ — Иркутский краеведческий музей

ИМЛ — Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, г. Москва

ИОАИЭ — Известия Общества археологии и этнографии при Казанском университете

ИЭАС — Историко-этнографический атлас Сибири

ИЭ — Институт этнографии АН СССР, г. Москва

ИРГО — Известия русского географического общества

ЗРАО — Записки русского археологического общества

ККМ — Красноярский краеведческий музей

ИВСОРГО — Известия восточно-сибирского отдела русского географического общества

КСИА — Краткие сообщения Института этнографии АН СССР

КСИЭ — Краткие сообщения Института этнографии АН СССР

КСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культуры АН СССР

КУМ — Казанский университетский музей

ЛОИЭ — Ленинградское отделение Института этнографии АН СССР

МАК — Материалы археологической комиссии

MAP — Материалы по археологии России, изд. имп. Археологической комиссией

МАЭ — Музей антропологии и этнографии АН СССР, г. Ленинград

ММ — Минусинский музей им. Н.Н. Мартьянова

МН — Музей народов СССР, г. Москва

МНХР — Монгольское народное художественное ремесло. Улан-Батор, 1957.

МЭ — Материалы по этнографии

НИИЯЛИ — Научно-исследовательский институт языка, литературы и истории

НИИХП — Научно-исследовательский институт художественной промышленности

ОАК — отчёт археологической комиссии

ПВ — Проблемы востоковедения

СА — Советская археология

СТЭАН — Саяно-Тувинская экспедиция АН СССР

СЭ — Советская этнография

ТГИМ — Труды Государственного исторического музея

ТКАЭЭ — Труды Киргизской археолого-этнографической экспедиции

ТМ — Томский университетский музей

ТРМ — Тувинский республиканский музей

ТСДП — Тувинская сельскохозяйственная и демографическая перепись

ТТКЭАН — Труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции Института этнографии АН СССР

ТИЭ — Труды Института этнографии АН СССР

УЗТНИИЯЛИ — Учёные записки Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории

ХКМ — Хакасский краеведческий музей

ХШМ — Хондергейский школьный музей

АОН — Acta Orientalia Hungarica

РВА — Ргос. of the British Academy

UAJ — Ural-Altaische Jahrbücher

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки