главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Бактрийские древности. Предварительные сообщения об археологических работах на юге Узбекистана. Л.: 1976. С.С. Миняев

Бактрийские латуни в сюннуских памятниках Забайкалья.

// Бактрийские древности. Предварительные сообщения об археологических работах на юге Узбекистана. Л.: 1976. С. 109-110.

 

В сюннуских памятниках Забайкалья найдено большое количество бронзовых изделий — украшения, посуда, наконечники стрел. Спектральный анализ, проведённый в лаборатории ЛОИА, показал, что они изготовлены в основном из многокомпонентных сплавов: медь — олово — свинец, медь — свинец — мышьяк и медь — олово — свинец — мышьяк. Три данных типа сплавов являются характерными почти для всех памятников сюнну в Забайкалье (Иволгинские городище и могильник, Дырестуйский могильник, Ильмовая падь, поселение у с. Дурёны и др.). Однако в этих памятниках найдено немного изделий, которые типологически и по химическому составу резко отличаются от сюннуских бронз.

 

1. Пряжки «лировидной» формы с язычком (в некоторых случаях язычок утерян). Четыре такие пряжки и язычок от одной из них найдены в могильнике Ноин-Ула, курган 6.

2. Подвеска в виде тонкой проволоки. На конце вставка из малахита (возможно, фибула, игла которой обломилась). Найдена в Иволгинском могильнике, погр. 8 (Давыдова, 1957, с. 260).

3. Обломок кольца. Найден в Иволгинском городище, раскоп 23, кв. 6е.

4. Пластинчатое кольцо с несомкнутыми концами. На поверхности три незначительно выпуклых валика. Найдено на поселении у с. Дурёны, раскоп 1, погр. 75.

5. Небольшие заклёпки, скрепляющие кожаные части сбруи. Найдены в могильнике Ильмовая падь, погр. 123.

6. Кольцо с несомкнутыми концами. Посередине в небольшое отверстие вставлен железный шпенёк. Найдено в могильнике Ильмовая падь, погр. 126.

 

Перечисленные изделия сделаны из сплава меди с цинком, т.е. из латуни, и многокомпонентного сплава медь — цинк — свинец. Поскольку такие сплавы не являются характерными для сюннуских изделий, можно считать, что названные предметы, типологически не соответствующие сюннуским бронзам, изготовлены не в Забайкалье, а в иной горнометаллургической области.

 

Изделия, аналогичные перечисленным, в большом количестве найдены на памятниках кочевников кушанского времени в Северной Бактрии, раскопанных А.М. Мандельштамом. Пряжки «лировидной» формы, пластинчатые кольца, кольца с несомкнутыми концами известны в могильниках Тулхар, Аруктау и Бабашов (Мандельштам, 1966, табл. 44, 52; 1974, табл. 15, 31, 33, 36). Многие предметы изготовлены из латуни и из различных сплавов на медной основе, где основной компонент — цинк (Богданова-Березовская, 1966, 1974). Латунь была одним из ши-

(109/110)

роко распространенных сплавов в Бактрии кушанского времени (Мандельштам, 1974, с. 129). Учитывая данное обстоятельство, можно предполагать, что изделия, найденные в сюннуских памятниках Забайкалья и соответствующие по типу и химическому составу бактрийским, изготовлены в одном из металлургических очагов на территории Северной Бактрии. Недостаток материала и слабая изученность рудной базы этого региона делают пока невозможным определение конкретного металлургического центра, производившего подобные вещи.

 

Как сказано выше, бактрийские изделия сюннуских памятников Забайкалья сделаны из латуни и сплава медь — цинк — свинец. Из латуни отлиты пряжки «лировидной» формы, из другого типа сплава — остальные предметы. Незначительное количество анализов пока не позволяет определить, чем вызвана разница в химическом составе. Предположение о различных металлургических очагах, видимо, отпадает, так как «лировидные» пряжки, найденные в Тулхарском могильнике, изготовлены из сплава медь — цинк — свинец. По химическому составу выделяется кольцо с несомкнутыми концами из погр. 126 в Ильмовой пади. Высокое содержание никеля и кобальта указывает, что для его изготовления были использованы руды других источников. Практически одинаковый состав «лировидных» пряжек позволяет предположить, что они изготовлены одновременно, возможно за одну плавку.

 

Находка бактрийских изделий в сюннуских памятниках Забайкалья указывает на определённые связи этого региона с Северной Бактрией в кушанское время.

 

Литература

 

Богданова-Березовская И.В. Химический состав металлических предметов из Тулхарского могильника. — В кн.: Мандельштам А.М. Кочевники на пути в Индию. М.-Л., 1966. (МИА. №136).

Богданова-Березовская И.В. Химический состав металлических предметов из Аруктауского, Коккумского и Бабашовского могильников. — В кн.: Мандельштам А.М. Памятники кочевников кушанского времени в Северной Бактрии. — Тр. Тадж. археол. эксп. Т. 7. Л., 1974 [1975].

Давыдова А.В. Бурят-монгольская экспедиция 1956 г. — «Зап. Бурят-Монгольск. НИИ культуры», Улан-Удэ, 1957, вып. 24.

Мандельштам А.М. Кочевники на пути в Индию. М.-Л., 1966. (МИА. №136).

Мандельштам А.М. Памятники кочевников кушанского времени в Северной Бактрии. — Тр. Тадж. археол. эксп. Т. 7. Л., 1974 [1975].

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки