главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки
Л.Р. КызласовТаштыкская эпоха
|
Рис. 57. Сосуды Камешковского этапа
|
Рис. 58. Сосуды Камешковского этапа
|
до 10-15 1. [4] На деревянных блюдах сохранялись остатки мяса в виде костей передней части барана или коровы. Дважды оказались целые скелеты овец, один раз кости косули. Костей лошади нет. В яме №11 Изыхского чаа-таса кости овцы лежали в прямоугольном, плохо сохранившемся ящике из деревянных брусьев (рис. 5в), а под выкладкой, раскопанной Адриановым на Думной горе, кости перед-
|
|
Рис. 59. Сосуды Камешковского этапа
|
Рис. 60. Сосуды Камешковского этапа
|
ней половины туши барана лежали в пятигранном ящике из на ребро поставленных каменных плиток 1. [5] Вся эта картина очень напоминает уже древнехакасские погребения, но инвентарь находится ещё в ближайшем родстве с классическими таштыкскими памятниками.
^ Посуда, как уже говорилось, прежде всего подтверждает это положение. В сравнении с Уйбатским этапом, в погребениях переходного времени встречается ещё меньшее количество типов глиняных сосудов (см. табл. II). Их всего 9. Остаются пережившие всю эпоху типы: кубковидный (2), бомбовидный (7) (рис. 57—5, 6 и 58—6), баночный I (8), баночный II (9) (рис. 57—1-4, 58—2-4, 59—1-4 и 6), кувшины (10) (рис. 58—1 и 5), бочонковидный I (13) (рис. 59—5), подвесной I (22) (рис. 60—2), подвесной II (23) (рис. 60—1) и горшковидный II (12) (рис. 60—3).
Широко продолжала употребляться обычная для таштыкского времени деревянная посуда. Особенно хорошо сохранилась она в погребении №14 Уйбата II. Там оказалось восемь овальных плоских блюд и два овальных более глубоких корытцеобразных сосуда 2. [6] В других могилах, где дерево почти совершенно сгнило, сохранились обломки же-
лезных оковок и скобочек, при помощи которых производилась починка трещин этих сосудов 1. [7]
Таким образом, посуда представляет собой основную массу находок в погребениях Камешковского этапа. В очень большом числе обнаружены глиняные сосуды.
Так, в раскопках С.В. Киселёва в 11 погребениях встречено 32 сосуда 2, [8] М.М. Герасимов в 4 могилах нашёл 9 сосудов 3, [9] нами в 14 могилах Изыхского чаа-таса обнаружено 23 сосуда и разрозненные обломки ещё от трёх горшков 4. [10] Один нашёл Адрианов 5, [11] 8 сосудов в 3 могилах обнаружил Липский. В итоге на 33 могилы приходится свыше 73 сосудов.
Из других предметов погребального инвентаря найдено до сих пор очень немногое. Большое значение поэтому имеют две находки, сделанные нами в 1951 году в могилах под каменными выкладками на Изыхском чаа-тасе. Там в погребении №1 обнаружен окислившийся обломок железного трёхлопастного черешкового наконечника стрелы. Каждая лопасть его преломляется под углом у нижней трети высоты ударной головки и затем сходит к черешку на нет (рис. 55—5). Эта находка имеет важное датирующее значение, ибо такой тип наконечников стрел распространён в IV-V вв. в погребениях так называемой «эпохи переселения народов» 6. [12]
Такая датировка целиком и полностью соответствует времени Камешковского этапа и всем тем представлениям, которые складываются в результате изучения могил под каменными выкладками. Не противоречит ей и вторая находка. В могиле №4 оказались остатки железной ударной части огнива, прямоугольной железной пряжки с тремя подвижными язычками и здесь же лежал кремень вместе с истлевшими остатками трута. Несомненно, некогда это был мешочек с пришитым снизу огнивом, в котором лежали трут и кремень, необходимые для высекания огня. К верхней части мешочка была пришита пряжка, с помощью которой он пристегивался к поясному ремню (табл. IV—192). Такие мешочки огнива широко распространены в Южной Сибири в VI-X вв. 7, [13] и совершенно так же носился весь прибор для высекания огня у алтайцев и хакасов вплоть до современности. Наша находка, таким образом, является свидетельством того, что мешочки-огнива, носимые на поясе, появляются в конце таштыкской эпохи.
Других предметов материальной культуры Камешковского этапа до сих пор пока не найдено, но, несомненно, дальнейшие раскопки позднеташтыкских могил со временем обогатят наши представления об этом этапе. Однако и сейчас уже можно предположить существование целого ряда типично таштыкских вещей. Этому способствуют те определенно таштыкские пережитки, которые имеются в материальной культуре древних хакасов. На Камешковском этапе, вероятно, существовали такие традиционные произведения таштыкского искусства, как деревянные статуэтки баранов, обложенные золотом. Их находят в склепах всех этапов эпохи и, как уже говорилось, три такие статуэтки оказались в могилах VI-VIII вв. Конечно, по-прежнему употреблялись бронзовые пластинчатые амулеты с парными конскими головками, так как они все чаще начинают встречаться и в погребениях VI-X вв. В настоящее время нам известно уже пять таких случаев 8. [14]
Несомненное генетическое происхождение культуры VI-X вв. от таштыкской доказано С.В. Киселёвым весьма убедительно и никем не оспаривалось 9. [15] Лучшим свидетельством этого служат памятники Камешковского этапа IV-V вв., рассмотренные выше. Решается и мнимое противоречие, заключающееся во внешнем различии керамики, встречаемой в позднеташтыкских и древнехакасских погребениях. Во-первых, нами уже указаны формы сосудов VI-VIII вв., явно связанных с таштыкскими в своём происхождении (кубки, банки, круглодонные чашечки, банки с налепами по венчику и т.д.); во-вторых, применение гончарного круга с VI в. естественно прервало эволюционное развитие позднеташтыкской керамики; в-третьих, раскопки поселения VI-X вв. у с. Малые Копёны доказали, что в быту древние хакасы употребляли лепные сосуды не только таштыкских, но ещё и тагарских форм 10. [16]
главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки