главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Вестник истории, литературы, искусства. Т. 3. М.: Собрание; Наука. 2006. Л.Л. Баркова, С.В. Панкова

Татуировки на мумиях из Пазырыкских курганов
в инфракрасных лучах.

// Вестник истории, литературы, искусства. Т. 3. М.: 2006. С. 31-42.

 

Слово «татуировка» происходит от полинезийского «татау» — рисовать. Татуировка — специфический рисунок, нанесенный на тело путём накалывания и втирания под кожу красящих веществ. [1] Обычай наносить на тело татуированные рисунки существовал, по крайней мере, с эпохи раннего неолита. [2] Естественно, что татуированные рисунки, нанесённые на тела людей в глубокой древности, редко доходят до наших дней. Однако имеются косвенные свидетельства, позволяющие представить, как выглядела древняя татуировка. Так, в Хакасии на реке Черновой, при раскопках могильника окуневской культуры (бронзовый век) были найдены черепа со следами раскраски в виде красных полос охры. По мнению М.А. Дэвлет, эти полосы дают возможность представить, как татуировались или раскрашивались лица людей. Кроме того, представление о древней татуировке или раскраске лица и тела дают «личины», выбитые на скалах Саянского каньона, и оленные камни Монголии и Саяно-Алтая. [3] М.П. Грязнов, изучая оленные камни с этих же территорий, пришёл к выводу, что на них условно и схематично изображена фигура воина. Рисунки зверей, выбитые на поверхности камня, некоторые исследователи рассматривали как украшение одежды в виде бляшек. М.П. Грязнов же полагал, что эти рисунки являются ничем иным, как древней татуировкой, относящейся к IX-VII вв. до н.э. [4]

 

Упоминания о татуировке имеются в античных письменных источниках. В них говорится о том, что, когда эллины пришли к племенам моссиников, оказалось, что они «все с детства татуированы на спине и груди». [5] По свидетельству Геродота, у фракийцев бытовал обычай татуировки, являвшейся признаком благородного происхождения. [6] Сарматские мужчины наносили татуировку как символ воинской доблести. [7] В китайской хронике, сообщающей об обычаях енисейских кыргызов VI-X вв., говорится: «Храбрые из них татуируют руки себе, а женщины, по выходе замуж, татуируют себе шею». [8] Арабский учёный Ахмед ибн-Фадлан, побывав на Волге в 921-922 гг., писал: «...я видел русов... они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом... и от края ногтей иного из них [русов] до его шеи [имеется] собрание деревьев, изображений [картинок] и тому подобного». [9]

 

Одна из древнейших дошедших до наших дней татуировок была найдена в 1948 г. во Втором Пазырыкском кургане (V-IV вв. до н.э.), раскопанном С.И. Руденко в Восточном Алтае. В кургане, в линзе мерзлоты было обнаружено мумифицированное тело мужчины-вождя, у которого обе руки от плеч до кистей почти сплошь

(31/32)

покрыты татуированными рисунками. Помимо этого татуировка нанесена частично на грудь, спину и ноги (от щиколотки до колена). Основной мотив татуировки — изображения животных: фантастических и реальных, художественно выполненных в характерной для древнеалтайского искусства манере. Эта замечательная находка на протяжении многих лет оставалась единственной. [10]

 

В 1993 г. при раскопках могильника Ак-Алаха 3, в кургане 1 на плато Укок (республика Алтай) Н.В. Полосьмак обнаружила, также в мерзлоте, мумифицированное тело женщины, у которой руки были покрыты татуировкой. Сюжет, стиль и манера изображений аналогичны татуированным рисункам мужчины из Второго Пазырыкского кургана. [11]

 

В 1995 г. на этом же плато в могильнике Верх-Кальджин II В.И. Молодин извлёк из мерзлоты мумифицированное тело молодого человека, у которого на плече имелся татуированный рисунок в виде фигуры копытного животного. Манера изображения идентична двум предыдущим. [12]

 

Казалось, что находки древних татуировок иссякли. Однако совершенно неожиданно были открыты новые татуированные рисунки на мумифицированных телах мужчин и женщин, найденных ещё в 1948-1949 гг. и хранящихся в Эрмитаже. Кожа у этих мумий тёмно-коричневого цвета, и никаких признаков рисунков на ней не видно даже при самом тщательном осмотре. За мумиями велось постоянное наблюдение службой биологического контроля музея, проводилось рентгеновское обследование мумий, но никто ни разу не заметил на мумифицированных телах признаков татуировки. Выявление татуировок оказалось делом счастливой случайности. Сотрудники музея, изучая мумии из могильника Оглахты в Хакасии (раскопки Л.Р. Кызласова 1969 г.), сняли с мумии одежды и заметили на теле блёклый рисунок неясных очертаний. Представитель судебно-медицинской экспертизы, приглашённый Эрмитажем на консультацию, рекомендовал просмотреть мумии в инфракрасных лучах, что и было сделано в лаборатории научно-технической экспертизы Эрмитажа. Фотографирование в инфракрасных лучах позволило не только уточнить имеющиеся изображения, но и обнаружить невидимые глазу татуировки. [13] После такого результата возникло желание провести подобную процедуру и с пазырыкскими мумиями.

 

В октябре 2004 г. три мумии из Второго и Пятого Пазырыкских курганов были сфотографированы в отражённых инфракрасных лучах. Применение этой методики обусловлено тем, что участки кожи, покрытые татуировкой, поглощают инфракрасные лучи, а чистая кожа интенсивно их отражает. Таким образом, тёмная кожа мумий на снимках выглядит совсем светлой, и татуировка выделяется на ней чётко и контрастно. Процесс съёмок и последующая прорисовка изображений трудоёмки и сложны. Тяжёлая камера устанавливается на стационарном штативе и может двигаться только в

(32/33)

Изображение птицы на правой кисти мужчины.

Второй Пазырыкский курган.

Инфракрасная фотография и прорисовка.

(Открыть в новом окне)

Татуировка женщины (общий вид и детали).

Второй Пазырыкский курган.

Прорисовка.

(Открыть в новом окне)

 

горизонтальном и вертикальном направлениях. Соответственно снимки могут выполняться только в этих двух проекциях. Для выявления татуировок мумии приходилось протаскивать по всей длине тела под объективом аппарата и многократно поворачивать, что было крайне неудобно и затруднительно по разным причинам.

 

Мумии находятся в одеревенелом состоянии: все члены неподвижны, руки вытянуты вдоль тела или скрещены внизу живота, ноги вместе. Совершенно невозможно увидеть изображения с внутренней стороны руки или ноги, которые нельзя повернуть. Поэтому приходилось делать целую серию последовательных фотографий, из которых при прорисовке складывалось изображение. Часто детали фигуры на снимках не стыковалось между собой из-за складок на коже.

 

В итоге исследования мумий в инфракрасных лучах были обнаружены изображения на теле женщины из Второго Пазырыкского кургана и на телах мужчины и женщины из Пятого кургана, а также выявлено изображение, дополняющее известные рисунки на мумии мужчины из Второго кургана. Его тело в процессе раскопок стало разлагаться, поэтому оно было препарировано, но кожу с татуировками удалось сохранить. Кроме того, хорошо сохранились обрубленные в древности голова мужчины и кисть его правой руки. Именно на кисти и было выявлено ранее не известное изображение.

 

На наружной стороне большого пальца представлено изображение птицы, «идущей» по направлению к ногтю. У неё небольшая головка с гребешком и бородкой; вытянутая шея покрыта оперением, оформленным в виде косой сетки. Пышный хвост переходит на пястный отдел кисти. На лапках имеются шпоры, указывающие, вероятно, на изображение петуха.

(33/34)

 

В одной колоде с мужчиной была погребена женщина чуть старше 40 лет. Грабители отрубили ей голову, кисть руки и ноги по колено. Тело сохранилось, хотя покров кожи сильно нарушен и имеющаяся татуировка частично утрачена. На левом плече женщины изображено фантастическое существо с телом копытного и головой хищной птицы. У птицы большие рога; верхний отросток рога оканчивается птичьими головками. Задняя половина тела животного вывернута, и вся фигура образует круговую композицию. Тело животного показано контуром, а ноги, рога и узор на груди зачернены. В целом, детальное восстановление тела зверя оказалось невозможным. На плечевой части правой руки расположена фигура архара с вывернутым крупом. У животного — круто изогнутый рог с годовыми кольцами и вьющаяся шерсть на груди. Тело и передние ноги показаны контуром, а задние — зачернены и покрыты криволинейным узором. Чуть выше запястья на левой руке изображён олений рог с множеством отростков. Трудно сказать, был ли он самостоятельным изображением или только частью фигуры оленя. По-видимому, татуировка располагалась выше, на предплечье, но, к сожалению, кожа руки до локтя сильно разрушена.

 

Художественная манера изображений и их расположение на женской мумии аналогична татуировкам мужчины из Второго Пазырыкского кургана, хотя имеются небольшие отличия. Прежде всего, женская татуировка меньше размером. Следует отметить,

 

(34/35)

Татуировка в виде фигуры тигра на левом плече мужчины.

Пятый Пазырыкский курган.

Инфракрасная фотография и прорисовка.

(Открыть в новом окне)

Татуировка мужчины (общий вид и детали).

Пятый Пазырыкский курган.

Прорисовка.

(Открыть в новом окне)

 

что татуировка женщины из Второго Пазырыкского кургана очень близка изображениям из Ак-Алахи 3. У обеих женщин на левых плечах представлены фигуры фантастических животных, а на левых запястьях — оленьи рога. Сходство наблюдается не только с изображениями из кургана Ак-Алахи 3, но и с рисунками на мумии мужчины из кургана Верх-Кальджин 2.

 

В пятом кургане были обнаружены два мумифицированных тела — мужчины 55 и женщины 50 лет. Мумии представляют собой сухие лёгкие тела с тёмной морщинистой кожей. На теле мужчины изображения располагаются на плечах, спине, руках и ногах. Особенно впечатляет татуированный рисунок в виде хищника кошачьей породы, представленный на левом плече. Крупная голова зверя, повёрнутая в профиль, занимает всё левое плечо. Контур головы обведён толстой жирной линией. У животного — круглое ухо с завитком и глаз миндалевидной формы с тёмным зрачком, показанным в профиль. Такое встрчается крайне редко среди пазырыкских изображений. Передние когтистые лапы хищника опускаются на плечевой отдел руки. Задняя часть туловища, лапы и хвост перекинуты на спину, до самого позвоночника. Если передняя часть фигуры зверя покрыта зачернёнными узорами, образующими спирали и криволинейные треугольники, то задняя часть проработана контуром. Опытной рукой древний мастер правдиво передаёт поджарый круп, длинный, закрученный на конце хвост. На плечевой

(35/36)

части правой руки изображён конь, который показан обычным для древнеалтайского искусства приёмом, когда передняя часть тела по отношению к задней повернута на 180 градусов. Зачернённые криволинейные фигуры заполняют бедро и шею лошади. Зачернены также ноги и грива. Уголки рта обозначены складками серповидной формы. К сожалению, рисунок морды коня смазан глубокими складками кожи и не просматривается.

 

На предплечье той же руки изображены два зверя: кулан или лошадь и хищник с закрученным в кольцо полосатым хвостом. Контурный рисунок крупной головы кулана очень выразителен. У него большой миндалевидный глаз, слегка приоткрытый рот с толстыми зачернёнными губами. Легкой линией мастер передаёт плечо животного и тонкую, сплошь зачернённую переднюю ногу с заострённым копытом. У кулана вывернут круп. Его хвост стянут у основания и разделён на конце надвое. МА. Дэвлет, обратившая наше внимание на эту деталь, считает её присущей жертвенным животным. [14] Полностью восстановить композицию не удалось, так как фигура хищника нарушена швом и на фотографиях просматривается фрагментарно. Реконструировать сцену возможно с помощью имеющейся аналогии: на правом предплечье мужчины из Второго Пазырыкского кургана представлена фигура кулана с вывернутым крупом и хищник с полосатым хвостом. Любопытно, что расположение обеих композиций идентично. [15]

 

Татуировки имеются на кистях обеих рук мужчины. В основаниях больших пальцев симметрично расположены фигуры «шагающих» птиц, обращённых головой в сторону ногтя. На кисти правой руки представлена птица с вытянутой длинной шеей, небольшой головкой и изогнутым толстым клювом. Татуированный рисунок выполнен контурной линией. В очертаниях головы угадываются гребешок и бородка. У птицы — тело обтекаемой формы, небольшие лапки в «штанах», а также большой пышный хвост, рулевые перья которого изгибаются в виде рогов. Зоологический вид птицы можно определить как изображение тетерева-косача или глухаря. [16] На левой руке изображена другая птица; ее голова и шея сохранились плохо. Сложенные крылья выполнены зачерненными полосами, высоко поднят большой распущенный хвост. Проработка крыльев в виде продольных полос принята в пазырыкском искусстве для изображений водоплавающих птиц, однако пышный хвост для них не характерен.

 

Татуированными рисунками покрыты обе ноги мужчины. На левой ноге, на передней внутренней части голени представлена композиция, состоящая из пяти идущих копытных животных. Их движение направлено вверх от стопы к колену. Первая фигурка животного — протома косули с передней ногой и выделенной лопаткой показана контурной линией. Далее изображены три фигурки животных, вплотную идущих друг за другом. У животных одинако-

(36/37)

вые пропорции и размеры тела. Их головки несколько приподняты вверх, мордочки обведены чёткой контурной линией, губы, глаза и небольшие рожки зачернены. По-видимому, мастер изобразил самок косуль. У каждой особи зачернены четыре изящные ножки, показанные в движении. С небольшим отрывом от них следует архар — один из излюбленных мотивов древнеалтайского искусства.

 

Зоологический вид животного определяется довольно просто: по круто изогнутым рогам с годовыми кольцами. На правой ноге мужчины, спереди на месте перехода стопы в голень расположены два копытных, идущих вверх. Вероятно, мастер изобразил козлов. Их головы, рожки и шеи зачернены, лопатка и бедро оформлены S-образной линией. Подобный стилистический приём хорошо известен в искусстве древнего Алтая. На спине мумии имеются две плохо различимые татуировки. Одна из них, справа над талией — изображение какого-то зверя. Видны его четыре ноги и хвост, а остальная фигура скрыта под кожной складкой. Слева ниже талии имеется ещё одно изображение, напоминающее свастикообразную композицию.

 

В целом, татуированные рисунки животных на мумии мужчины из Пятого Пазырыкского кургана по стилю и манере изображения близки татуировкам из погребений на Укоке и Второго Пазырыкского кургана. Особенность их стилистической манеры заключается в том, что зачерняется передняя часть фигуры, а задняя передается контуром. Аналогии просматриваются и в самих сюжетах. Например, изображения птиц встречаются на больших пальцах рук, вереницы идущих животных на голенях. Фигуры кулана и хищника представлены как на мумии из Второго, так и на мумии из Пятого курганов. В размещении татуировок наряду со сходством имеются и отличия. Так, рисунки на теле мужчины из Второго кургана расположены «тесно», образуя как бы «ковровый» орнамент, татуировки на теле мужчины из Пятого кургана размещаются свободно и окружены «воздухом». Среди рисунков на теле мужчины из Пятого кургана нет специфических фантастических персонажей, характерных для татуировок из Второго, Ак-Алахинского и Верх-Кальджинского курганов, их место занимает фигура тигра.

 

Расположение татуированных рисунков на теле женщины отличается от известных пазырыкских татуировок тем, что отсутствуют изображения на плечах. На левой руке женщины ниже локтя представлена сцена терзания: большая хищная птица клюет оленя. Олень изображён поверженным, его передние ноги подогнуты, задняя часть тела вывернута, ноги беспомощно вытянуты. Голова оленя не просматривается, т.к. кожа на руке мумии в этом месте прорезана, грубо зашита, и татуированный рисунок нарушен; видны лишь ухо и лопатообразные рога. На одном роге имеются отростки, но не совсем понятно, обычных ли они очертаний или представлены птичьими головками. Изображение птицы наруше-

(37/38)

Татуировка женщины (общий вид и детали).

Пятый Пазырыкский курган.

Прорисовка.

(Открыть в новом окне)

 

но швом и искажено складками кожи. На голове птицы — большие торчащие уши и хищно изогнутый клюв, на шее — косой сеткой передано оперение, чётко видна когтистая лапа, хвост и крыло оканчиваются птичьей головкой. Татуировка имеется на кисти левой руки на большом пальце. Изображена птица с пышным хвостом, переходящим на пястье. У птицы небольшая головка с гребешком и зачерненной бородкой, обращённой к ногтю. Вероятно, мастер изобразил петуха. На безымянном пальце той же руки вытатуирован рисунок в виде кружка, из которого вырастает целая композиция: бутон лотоса с двумя чашелистиками. На соседней фаланге того же пальца изображён едва различимый крест, который бледнее остальных татуировок.

 

На безымянном пальце правой руки выполнен узор в виде двух противопоставленных трёхлепестковых пальметок. Подобные узоры широко распространены в декоре: они встречаются на пазырыкских войлоках, на кожаных предметах, а также на деревянных изделиях, но в татуировках растительные мотивы здесь встречаются впервые. На правой руке женщины от локтя до запястья развёрнута сложная многофигурная композиция. Она состоит как бы из двух частей. В первой верхней части изображён олень, повернутый в профиль

(38/39)

так, что хорошо видны две передние и две задние ноги с чётко выраженными копытами. Голову животного венчает огромный дугообразно изогнутый рог с несколькими отростками. У оленя изображена пара торчащих ушей, прорисован миндалевидный глаз и открытый рот. Фигура напавшего спереди тигра дана в сложном ракурсе: передняя часть тела в фас, голова как бы при взгляде сверху, задняя часть тела в профиль. Тело сплошь покрыто S-видными линиями, подчёркивающими фактуру тигрового меха. В нижней части композиции изображён лось или пятнистая лань, в тело которой вцепился барс, а за передние ноги схватил тигр. Лось с «перекрученным» крупом пытается отбиться от напавшего на него хищника.

 

Фигура барса (ирбиса) изображена уже знакомым приёмом: задняя часть тела повёрнута почти в профиль, передняя показана в фас, а голова — как бы при взгляде сверху. Тело хищника покрыто тёмными пятнами, особо выделен хребет, обозначенный сдвоенными пятнами от головы до лопаток. Справа от лося помещена фигура тигра. Его гибкое тело сильно вытянуто и очерчено плавными линиями, задние лапы широко расставлены. Остаётся неясным положение правой лапы тигра. Шкура зверя проработана S-видными полосами. В целом, эта сложная многофигурная композиция носит замкнутый характер. Сверху она ограничена рогами оленя, слева — ногами копытных и телом барса, снизу — лежащим телом лося, справа — фигурами двух тигров. Все элементы композиции уравновешены и подчинены замыслу «художника», что может указывать на существование эскиза или разметки, предварявших татуировку.

 

Сложная композиция выбивается из общего контекста не только пазырыкского искусства, но и всего скифского. Однако по сюжету, позам хищников и отдельным стилистическим приёмам эти татуированные рисунки, безусловно, находят аналогии как в самом пазырыкском кургане, так и в произведениях скифского искусства. Фигуры кошачьих хищников, у которых задняя часть тела дана в профиль, а передняя в фас, известны на изображениях из Семибратних курганов. [17] В подобных позах запечатлены также хищники на войлочных седельных покрышках из Первого и Второго Пазырыкских курганов и могильника Ак-Алахи 3. [18] Помимо Скифии и Алтая с аналогичными сюжетом и позами мы встречаемся в сцене нападения льва на быка, изображённой на рельефе ахеменидского времени из Персеполя. [19]

 

Стилистическая манера в передаче фактуры полосатого меха тигра, проработанного параллельными, широкими, слегка изогнутыми «фигурами», отличается от древнеалтайской, в которой принято было передавать фактуру меха волнистыми или зигзагообразными линиями. Наиболее близкие аналогии рисунку меха тигров просматриваются на парных золотых бляхах с изображением борьбы животных из ордосского могильника Сигоупань, могильник 2. [20] Подобным образом показан мех на бронзовой фигуре тигра с иероглифами,

(39/40)

инкрустированной золотыми S-образными полосками. [21] Названные предметы происходят с территории Китая и датируются концом IV-III вв. до н.э. и эпохой Западной Хань. Нижний тигр на татуированной композиции своей позой напоминает фигуры хищников, характерных для иконографии ханьского времени. [22] Татуированная композиция близка изображениям на бронзовых бляхах «всаднической группы» культуры Диен (Дянь) в верховьях Янцзы. [23] Для этих предметов, представляющих один из вариантов «звериного стиля», характерны многофигурные «сцены терзания», реалистическая манера исполнения и наличие картушей, замыкающих композиции — все эти черты присущи татуированной композиции на руке женщины, погребенной в Пятом Пазырыкском кургане.

 

О существовании связей между жителями Горного Алтая и Китая свидетельствуют находки шёлковых китайских тканей, обнаруженные в Третьем, Пятом и Шестом Пазырыкских курганах. Одна из них, найденная в Пятом кургане, представляет особый интерес. Это шёлковое полотнище, вышитое тамбурным швом. Основной мотив вышивки — фениксы, самки и самцы, сидящие на ветвях дерева. По китайской мифологии, фениксы являлись символом счастья и пожеланием счастливого супружества. [24] Такие ткани изготовлялись к выдаче замуж китайских принцесс. [25] Можно предположить, что женщина, погребённая в Пятом кургане, была привезена из Синьцзяна (её антропологический тип европеоидный) в качестве супруги для пазырыкского вождя. Тогда становится понятной и необычность её татуированных рисунков.

 

Что означает татуировка? По мнению С.И. Руденко, татуировка вождя из Второго Пазырыкского кургана является свидетельством его высокого социального статуса. [26] Однако открытия новых мумий с татуировками на Укоке опровергли это мнение: женщина, мумия которой была найдена на раскопках Н.В. Полосьмак, относилась к среднему слою пазырыкского общества, а молодой мужчина, мумия которого найдена в кургане Верх-Кальджин 2, принадлежал к рядовой части общества. [27]

 

При описании татуировки вождя из Второго кургана А.С. Сузараков высказал предположение, что это «идеограмма, в которой заложен основной стержень космогонических представлений пазырыкских племён». [28] Н.В. Полосьмак продолжает эту мысль, выдвигает утверждение, что татуированные рисунки являются своеобразным «текстом», с помощью которого «запечатлена важная сакральная информация, возможно космологический мифологический сюжет». [29] В.И. Молодин видит в татуированном рисунке своеобразный знак, обозначающий принадлежность человека к определённому роду. [30] Наряду с перечисленными значениями татуировка выполняла самые разные функции. Известно, что в Греции в VI в. до н.э. татуировка применялась как наказание: татуировали лица, лишая человека достоинства, этим приговаривая его к рабству. В Риме татуировали гла-

(40/41)

диаторов, ставя «знак» как символ зависимости. [31] Наконец, известно, что татуировка наносилась на тело в медицинских целях, как средство, снимающее боль. На спине мумии мужчины из Второго Пазырыкского кургана вдоль позвоночника почти до поясницы нанесены татуировкой кружки, предназначенные, возможно, для утоления местных болей. [32] Что касается зооморфных образов, вытатуированных на телах мумий из Пазырыкских курганов, то их смысловое содержание трудно поддаётся расшифровке. Они, по-видимому, имели символическое значение. Например, изображение тигра с оскаленной пастью и выпущенными когтями на плече вождя из Пятого кургана могло олицетворять силу, мощь, смелость. Возможно, татуированные рисунки, изображающие петуха, отражали представление многих древних народов об этой птице, как о символе мужского начала и плодовитости. То обстоятельство, что изображение птиц помещается на больших пальцах рук, может быть связано с тем, что большой палец соотносится с эмоциональной сферой человека. Например, поднятый вверх большой палец руки свидетельствует, что «всё в порядке», что всё хорошо. [33]

 

Таким образом, татуировки были выявлены на всех сохранившихся мумиях из Больших Алтайских курганов. Обнаружение новых, ранее неизвестных татуированных рисунков на мумиях из Второго и Пятого Пазырыкских курганов представляет большой научный интерес. Все рисунки выполнены на очень высоком художественном уровне и являются настоящими произведениями древнеалтайского искусства V-III вв. до н.э.

 


 

[1] Большой энциклопедический словарь. СПб., 1997. С. 1183.

[2] Dieck A. Tätowierung in vor- und frühgeschichtlicher Zeit // Archäologisches Korrespondenzblatt. Urgeschichte Römerzeit Frühmittelalter. Verlag Philipp von Zabern. Mainz am Rhein, 1976. S. 169.

[3] Дэвлет M.A. Листы каменной книги Улуг-Хема. Кызыл, 1990. С. 37.

[4] Грязнов М.П. О монументальном искусстве на заре скифо-сибирских культур в степной Азии // АСГЭ. 1984. Вып. 25. С. 76-81.

[5] Латышев В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. СПб., 1993. Т. 2. Вып. 3-4. С. 320.

[6] Геродот. История в девяти книгах. Л., 1972. С. 240.

[7] Нефёдкин А.К. Под знаменем дракона. Военное дело сарматов во II в. до н.э. — V в. н.э. [Militaria Antiqua.] СПб.; М., 2004. С. 18.

[8] Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.;Л., 1950. Ч. 1. С. 351.

[9] Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков, 1958. С. 141.

[10] Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.;Л., 1953. С. 136.

[11] Полосьмак Н.В. Татуировка у пазырыкцев // Археология, этнография и антропология Евразии. Новосибирск, 2000. №4. С. 95-102.

[12] Молодин В.И. Культурно-историческая характеристика погребально-
(41/42)
го комплекса кургана №3 памятника Верх-Кальджин II // Феномен алтайских мумий. Новосибирск, 2000. С. 86-119.

[13] Кызласов Л.Р., Панкова C.B. Татуировки древней мумии из Хакасии (рубеж нашей эры) // СГЭ. 2004. Вып. 62. С. 61-67.

[14] Дэвлет М.А., Дэвлет Е.Г. Об изображении лошади на Бейской скале [стеле] из Хакасии // Изобразительные памятники: Стиль, эпоха, композиции: Материалы тематической научной конференции, 1-4 декабря 2004 года. СПб., 2004.

[15] Руденко С.И. Указ. соч. С. 136.

[16] Брэм А.Э. Жизнь животных. Птицы. М., 1937. Т. IV. С. 267-268.

[17] Артамонов М.И. Сокровища скифских курганов. Прага; Ленинград, 1966. С. [Табл.] 120, 122.

[18] Руденко С.И. Второй Пазырыкский курган. Л., 1948. Табл. V, VI, XIII; Грязнов М.П. Первый Пазырыкский курган. Л., 1950. Рис. 35-37; Полосьмак Н.В. Всадники Укока. Новосибирск, 2001. Рис. 141.

[19] Ghirshman R. Perse: Proto-Iraniens — Mèdes-Achéménides. Gallimard, 1963. P. 193.

[20] Bunker E., Kawami T.S., Linduff K.M., Wu En. Ancient Bronzes of the Eastern Eurasian Steppes from the Arthur M. Sackler Collections. N.Y., 1997. Fig. A 60.

[21] Скарпари M. Древний Китай. Китайская цивилизация от неолита до эпохи Тан. М., 2003. С. 2-3.

[22] Hartman-Goldsmith J. Art of the Han at China House Galler // Oriental art. Autumn 1979. Vol. XXV. №3. P. 377-380; James J.M. A Provisional Iconology of Western Han Funerary Art // Ibid. P. 347-357; Руденко С.И. Культура хуннов и Ноинулинские курганы. М.;Л., 1962. Рис. 65, б.

[23] Деопик Д.В. Всадническая культура в верховьях Янцзы и восточный вариант «звериного стиля» // Культура и искусство народов Средней Азии в древности и средневековье. М., 1979. С. 52-67.

[24] Лубо-Лесниченко Е.И. Пазырык и Западный Меридианальный путь // Страны и народы Востока. М., 1987. Вып. XXV. С. 233-247.

[25] Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая... С. 358.

[26] Там же. С. 141.

[27] Молодин В.И. Указ. соч. С. 86-119; Полосьмак Н.В. Татуировка у пазырыкцев. С. 95-102.

[28] Суразаков A.C. К вопросу о семантике некоторых образов пазырыкского искусства // Материалы по археологии Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1986. С. 18.

[29] Полосьмак Н.В. Татуировка у пазырыкцев. С. 84.

[30] Молодин В.И. Указ. соч. С. 118.

[31] Mayer A. People Illustrated. In Antiquity Tattoos Could Beautify, Shock, or Humiliate // Archaeology. 1999. March-April. P. 54-57.

[32] Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая... С. 138.

[33] Жюльен Н. Словарь символов. М., 1999. С. 306.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки