● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

М.И. Артамонов. История хазар. 2-е изд. СПб: Филол. ф-т СПбГУ. 2002. М.И. Артамонов

История хазар.

/ Издание второе. СПб: Филол. ф-т СПбГУ. 2002. 560 с. ISBN 5-8465-0032-3
(Классика Эрмитажа. Исследования по истории и культуре.)

 

См. также 1-е издание.

Оглавление

 

М.Б. Пиотровский. М.И. Артамонов и классика эрмитажной науки. — 7

С.А. Плетнёва. Предисловие ко второму изданию. — 11

 

1. Введение. — 35

2. Гуннские племена в Восточной Европе. — 66

3. Савиры. — 92

4. Утигуры и кутригуры. — 100

5. Авары. — 123

6. Первые известия хазарах. — 134

7. Тюркюты в Европе. — 152

8. Тюркюто-хазары в Закавказье. — 161

9. Великая Болгария. — 176

10. Возникновение и первое время существования Хазарского государства. — 188

11. Царство гуннов в Северном Дагестане. — 199

12. Союз Хазарии с Византией. — 210

13. Война с арабами. — 218

14. Отношения с Византией и арабами во второй половине VIII в. — 246

15. Принятие хазарами иудейской религии. — 272

Прибавление к главе 15. Необоснованные догадки С.П. Толстова о связях Хазарии с Хорезмом в VII в. — 291

16. Саркел. — 295

17. Гражданская война в Хазарии. Миссия Константина Философа. — 328

18. Мадьяры и печенеги. — 340

19. Хазары и аланы. — 356

20. Хазары и Русь. — 368

21. Город Итиль. — 388

22. Хазария в Х веке. — 403

23. Восточные соседи хазар. — 416

24. Крушение Хазарского царства. — 428

25. Хазарское наследство. — 439

 

Заключение. — 457

 

Хронология событий, упомянутых в книге. — 459

Указатель имён. — 471

Указатель названий. — 485

Список иллюстраций. — 501

Список сокращений. — 507

 

Приложения.

Славяне и болгары в Поднепровье. — 515

Основная литература по истории хазар, изданная в 1962-2001 гг. — 527

Список печатных работ М.И. Артамонова. — 533

Литература о М.И. Артамонове. — 539

Основные даты жизни и научной деятельности М.И. Артамонова. — 541

 

Summary. — 543

Contents. — 548

 


 

М.И. Артамонов и классика эрмитажной науки.   ^

 

Государственный Эрмитаж и филологический факультет СПбГУ начинают выпуск серии «Классика Эрмитажа». Это — ответ на явно ощутимую потребность общества, на стойкий интерес к знаменитым трудам учёных Эрмитажа.

 

Речь идёт об исследованиях, которые, несмотря на прошедшее время и множество новых работ нескольких поколений учёных, не утратили своей научной и общественной актуальности, добротности своей фактической и источниковедческой части, увлекательности в стиле мышления и в изложении хода мысли исследователя.

 

Место Эрмитажа в российской науке и культуре определяется не только его замечательными коллекциями и удивительными зданиями, но и той работой по осмыслению великих памятников мировой культуры, которая всегда была важнейшей частью деятельности музея. Напряжённость ученых размышлений, мучительный поиск вопросов и решений, споры о деталях и мировоззрениях, небесные озарения и наслаждения тщательной шлифовкой деталей научного рассуждения — все эти элементы счастливого научного творчества и сегодня составляют духовную материю, духовный воздух музея. Это — одна из главных традиций, которую наши великие предки завещали нам сохранить. Делать это нам помогают их труды, из которых мы и хотим сложить начинаемую серию.

 

Эрмитаж — его искусствоведы, историки, археологи — всегда был увлечены самыми захватывающими темами отечественной и мировой истории. Скифы и «скифский звериный стиль», государство Урарту, блеск культур Ирана и Средней Азии, происхождение славян, норманнская теория и истоки русской государственности, Золотая Орда, древняя Сибирь, Византия и Русь, Возрождение и Рембрандт, Матисс и русские собиратели. Темы эти несметны. Все они актуальны и сегодня, все они окутаны ещё и флёром научной романтики.

 

Быть может самой романтичной и как бы ускользающей из рук исследователя остаётся и сегодня тема «Хазары», которой посвятил значительную часть

(7/8)

своих жизненных сил и свою знаменитую книгу Михаил Илларионович Артамонов. Знаменитый археолог, автор множества блестящих раскопок и большого числа работ, посвящённых ключевым темам отечественной истории, он был директором Эрмитажа с 1951 по 1964 г. До этого М.И. Артамонов руководил Институтом истории материальной культуры АН СССР, а впоследствии — кафедрой археологии Ленинградского государственного университета. В 1998 г. мы отмечали столетие со дня его рождения. Опубликованные тогда статьи и доклады дают хорошее представление о его научных заслугах и о том, как видится его наследие из нашего сегодняшнего дня. Оно живо и продолжает увлекать, стимулировать и спор, и поиск. [1]

 

Книга о хазарах опубликована М.И. Артамоновым в бытность его директором Эрмитажа. Именно в стенах нашего музея этот кочевой народ особо захватил его мысли. Кочевой народ — одна из волн последовательных кочевнических вливаний в степи Восточной Евразии, знаменитые воины, противостоявшие Арабскому халифату и совершавшие набеги на Русь. Их имя было хорошо известно в разных концах средневекового мира. О них писали восточные учёные и русские летописцы. Они владели степями и городами, главный из которых так и не удаётся найти. Романтик из романтиков, Л.Н. Гумилёв даже предположил, что хазарские города вовсе ушли под воду. [2] Хазары удивили мир, приняв иудаизм в качестве государственной религии. Это событие и сегодня вызывает споры. Не совсем ясно, когда это произошло на самом деле, насколько серьёзно сказалось принятие новой религии на жизни народа в целом, почему это вообще произошло? Одним из ярких знаков этих проблем является знаменитая чаша с изображением пылающего куста Моисея, найденная в Перещепинском кладе. И сегодня волнуют и исследователей, и увлечённых любителей таинственные знаки на каменных блоках из Саркела. Сколько споров о том, куда подевались хазары, наследники ли им караимы и восточноевропейские евреи, т.д. и т.д.

 

Хазары интересны всем. Одна из лучших книг XX века — «Хазарский словарь» Милорада Павича — обязана своим успехом, при несомненном великом таланте писателя, и таинственной загадке, которая всегда будет окутывать слово «хазары», сколько бы серьёзных работ не [ни] писали кабинетные учёные. Специальный сайт в Интернете, посвящённый хазарским проблемам, хорошо иллюстрирует и острый интерес к проблеме, и то обилие вненаучных аллюзий, связей и настроений, которые окружают хазар. [3]

 

О хазарах много написано уже после Михаила Илларионовича. Есть издания новых археологических материалов. Их много, многие загадки получили своё решение, создав, правда, загадки новые. Есть обобщающие труды С.А. Плетнёвой и А.П. Новосельцева, в которых собран впервые и заново переосмыслен огром-

(8/9)

ный археологический материал и запутанные данные письменных источников. Книги о хазарах выходят по всему миру, и чуть ли ни каждый год. [4]

 

И на этом вот фоне «История хазар» Артамонова сохраняет своё значение не просто как раритет, но как живой участник мировой научной жизни. На этом примере интересно и полезно посмотреть на то, как и почему сохраняют своё живое тепло и не устаревают многие книги, построенные на конкретных материалах, число которых многократно возрастает после издания работы. С «Историей хазар» дело ещё сложнее. Она написана в эпоху жесткого идеологического диктата, в условиях и в традициях марксистской науки, сегодня вовсе не модной. Но даже явные идеологические реверансы и натяжки не делают книгу скучной. Напротив, они сегодня вызывают особый интерес как приём, в рамках которого удавалось вести и публиковать тщательное, вдохновенное и одновременно — строгое научное исследование. Этим качеством обладают шедевры советской исторической науки.

 

Книга Артамонова построена на огромном фактическом материале, препарированном и истолкованном самым тщательным образом. Потому созданная им картина хазарского мира остаётся достоверной и сегодня, а его стиль размышления и изложения идей, привлекает уже и сам по себе, безотносительно к конкретным выводам. Он вернул истории хазар, представив миру их материальную культуру, впервые сделав их самих и их историю «осязаемыми». Дальше всем было уже легче. Описание и систематизация материала, рассуждения и выводы очень спокойны, сдержанны, осторожны. Все острые углы обходятся умело, но со спокойным достоинством. Однако, несмотря на всю эту строгость, присущую Артамонову как учёному, читатель ощущает романтическую увлечённость, душевную причастность автора и к материалу, и к давно исчезнувшим людям, и к загадкам, которые они нам оставили.

 

Читатель получает не только информацию, но и удовольствие от этого сочетания размеренного движения и внутреннего стремительного бега. «Историю хазар» читать и интересно, и приятно. Потому она притягивает читателей, которым мы хотим сделать подарок, напомнив лишний раз о том, какие замечательные люди создавали эрмитажные традиции.

М.Б. Пиотровский


 

[1] Скифы. Хазары. Славяне. Древняя Русь. Материалы Международной конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения профессора М.И. Артамонова. 9-12 декабря 1998 г. СПб., 1998.

[2] Гумилёв Л.Н. Открытие Хазарии (историко-географический этюд). М.: Наука, 1966. С предисловием М.И. Артамонова.

[3] http://www.khazaria.com

[4] С.А. Плетнёва. Хазары. М.: Наука, 1986; Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990; Лурье В.М. / Рец. на кн.: Brook К.A. The Jews of Khasaria. Northvale — Jersey — Jerusalem: Jason Aronson Inc., 1999 // Христианский Восток. Т. II (VIII). СПб., 2001. С. 436-441. См. также список литературы о Хазарии, вышедшей после издания монографии М.И. Артамонова, который помещён в конце книги.

 


 

(/457)

 

Заключение.   ^

 

Мы проследили историю хазарского народа от возникновения до его конца. Мы видели, что судьба хазар и созданного ими государства была изменчивой и противоречивой. Предки хазар — потомки гуннов — не унаследовали традиций срединноазиатской культуры, растерянной среди постоянных переселений, славных побед и жестоких поражений. Но азиатская традиция всё-таки пришла к ним, и соучастие в предприятиях тюркютских ханов спаяло осколки самых разных племён в единый народ. Даже после падения Тюркютского каганата хазары остались верны древнетюркютским обычаям и так же острой саблей и длинным копьём распространяли свою власть над соседними племенами и народами.

 

Тем не менее, в эту эпоху роль хазар в истории была прогрессивной. Они остановили натиск арабов, открыли двери византийской культуре, установили порядок и безопасность в прикаспийских и причерноморских степях, что дало мощный толчок для развития народного хозяйства этих стран и обусловило заселение славянами лесостепной полосы Восточной Европы.

 

Но принятие иудейской религии было для них роковым шагом. С этого времени был потерян контакт правительства с народом и на смену развития скотоводства и земледелия наступила эпоха посреднической торговли и паразитического обогащения правящей верхушки. Новое правительство справедливо не верило своему народу и держалось на копьях мусульманской гвардии. Талмудическая образованность не затрагивала массы, оставаясь привилегией немногих. С этого времени роль Хазарского каганата стала резко отрицательной и культура народов Восточной Европы потекла по другим руслам.

 

Всё богатство, накопленное иудейскими купцами в Итиле, не могло купить сердец заселявших лесостепи славян, степняков Причерноморья — печенегов, кочевников зауральской равнины — гузов, занимавших горные ущелья Среднего Кавказа алан и обитавших по Азовскому побережью болгар. Данлоп, собиравшийся написать историю иудейских хазар, не понял, какую коварную роль сыграло иудейство с Хазарским государством. Иудеи сумели стать во главе государства, но оно растаяло в их руках потому, что полностью порвалась связь между правительством и народом. Хазарские иудеи не учли, что религия является могучим фактором социального объединения даже тогда, когда в нём не нуждается экономическая основа. А иудейская религия в силу своей специфики не могла стать религией не только многих народов, входивших в состав Хазарского государства, но даже и самих хазар в целом.

(457/458)

 

Самым могучим врагом иудейской Хазарии стала Киевская Русь, на пути экономического и политического развития которой она оказалась. Последствием столкновения было полное и окончательное уничтожение Хазарии. Погибло Хазарское государство, исчез и хазарский народ. Последнее заслуживает особого внимания, так как обычно народы не исчезают с уничтожением их государств. В данном случае это произошло потому, что хазарский народ стал исчезать задолго до крушения Хазарского царства. Он распался на части, из которых большинство сливалось с другими родственными народами, а меньшинство, засевшее в Итиле, утратило свою национальность и превратилось в паразитический класс с иудейской окраской.

 

Русские никогда не чуждались культурных достижений Востока. От тюркютов они унаследовали титул кагана, который принимали первые киевские князья, от печенегов была заимствована удельно-лествичная система — знаменитый «ряд Ярославль», от половцев изогнутые сабли — «мечи харалужные» (карлукские) и многое другое, а от итильских хазар русы не взяли ничего. Впрочем, так же относились к воинствующему хазарскому иудаизму и другие связанные с хазарами народы: мадьяры, болгары, печенеги, аланы и половцы. Именно потому от позднехазарской культуры нигде не осталось следов.

 

Но, вместе с тем, нельзя преуменьшать значение даже этого позднего периода хазарской истории, хотя оно было по существу негативным. Необходимость бороться с эксплуататорами из Итиля стимулировала объединение гузов и славян вокруг золотого стола Киевского, а это объединение, в свою очередь, создало возможность и перспективу для бурного роста не только русской государственности, но и древнерусской культуры. Эта культура всегда была самобытной и никогда не находилась в зависимости от хазар. Те незначительные, переданные через Хазарию восточные элементы в русской культуре, которые обычно имеются в виду, когда дело касается вопроса о культурных связях руси и хазар, не проникли в глубь русской культуры, а, оставаясь на поверхности, имели кратковременное и малое значение. Они не дают никакого основания выделять особый «Хазарский» период в истории русской культуры. Всемирно-историческое значение хазар заключается в том, о чём было сказано во «Введении» и что рассказано на предшествующих страницах.

 

Более ста лет просуществовала идеалистическая концепция истории хазар, созданная юным В.В. Григорьевым. Сокрушительный удар ей был нанесён только в наше время маленькой критической заметкой, напечатанной в «Правде» никому не известным П. Ивановым. Б.А. Рыбаков поторопился, вопреки фактам, низвести хазар на второстепенную историческую роль. Моя задача заключалась в том, чтобы путём пересмотра всех доступных в настоящее время данных по истории хазар установить истину. Она оказалась много сложнее, чем это казалось и В.В. Григорьеву, и Б.А. Рыбакову. Ну, что ж! Так бывает всегда, когда мы внимательно и подробно знакомимся с тем или другим явлением, всё равно, в жизни или в истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки