главная страница / библиотека / /

П.П. Азбелев. Древние кыргызы. Очерки истории и археологии.

назад | оглавление | далее

II. 2. Вопросы хронологии таштыкских склепов.

II. 2. (Введение).


Реконструкция первоначального вида типичного таштыкского склепа (по Л.Н.Баранову). Рис. 3. Реконструкция первоначального вида типичного таштыкского склепа (по Л.Н.Баранову).


Внешне склепы представляют собой подквадратные насыпи или выкладки с более или менее глубокими западинами; часто бывают заметны тщательно скруглённые углы каменной кладки стен. Расположение склепов вариабельно: это может быть цепочка или скопление, одиночное сооружение или конструкция, впущенная в более древний памятник. Собственно склеп — клеть (редко сруб) из брёвен (реже из тёсаного бруса), иногда с полом, потолком, шатровым перекрытием, опирающимся на несколько столбов. Котлован, в котором установлено это сооружение, обычно выстлан берестяными полотнищами, прижатыми к стенам неглубоко вбитыми кольями тына; в так называемых “малых склепах” вместо тына стоят врытые на ребро каменные плиты. Большие склепы имеют сложные и разнообразные входные конструкции, малые — лишь наружные имитации оных без проёма в стене склепа. Встречаются полати вдоль стен и вымостки на полу. Такое конструктивное разнообразие понятно — в склепах погребены десятки, а то и сотни умерших, так что вне зависимости от способа заполнения склепа умершими (в один приём или раз от разу) — ясно, что строили новые склепы крайне редко, и традиция могла устояться лишь на самом общем уровне. Весьма достоверные реконструкции первоначального вида склепов предложены художником Л.Н. Барановым (Рис.3, см.: Баранов 1975; 1992).

Обряд погребения в больших и малых склепах различен. В больших обнаруживаются лишь кремированные останки, тем или иным образом “упакованные” — в сосудах, берестяных туесках, деревянных ларцах, в мешочках из кожи, зашитых внутрь манекенов. Очень редко пепел умерших просто уложен на пол. Как правило, при сожжённых останках находят остатки масок, изготавливавшихся совсем не так, как  в оглахтинское время: теперь с лица умершего снимали негативную маску-форму, в которую заливали гипсовую смесь. На обороте масок — отпечатки кожаных или матерчатых болванок, которыми смесь вдавливали в форму, и следы пальцев — ими изнутри продавливали нос. Маски дорабатывали какими-то инструментами и раскрашивали. Таштыкские маски реалистичнее оглахтинских, но механическое копирование лица исключало развитие традиций скульптурного портрета (забегая вперёд, замечу, что это не оставляет места для странных умозаключений о происхождении древнетюркской традиции каменных изваяний от таштыкских масок и тесинских “глиняных голов”). В малых склепах обнаруживаются не только кремированные, но и мумифицированные останки и простые трупоположения. Состав инвентаря от этого не меняется, он для больших и малых склепов в целом одинаков (Рис. 4).

Предметный комплекс таштыкских склепов разнообразен и узнаваем. Пряжки, украшения, бытовые изделия, глиняные, деревянные или берестяные сосуды и другие вещи (сохраняющиеся благодаря сожжению склепов — в обугленном или пропечённом состоянии), иногда и художественные изделия — чаще всего резко специфичны, хотя большинству отдельно взятых признаков и некоторым типам можно указать серийные аналогии из материалов других культур. Однако набор этих признаков и типов своеобычен и в рамках таштыкской культуры относительно устойчив.

Стандартной находкой для любого таштыкского склепа являются так называемые “амулеты” — резные, реже литые бронзовые пластинки, обычно симметричные, изображающие развёрнутые профильных изображения конских головок. Известны случаи, когда вместо конских изображены головы медведей или грифонов. Они считаются уникальными, но это не совсем верно, о чём ниже речь пойдёт особо.

Таштыкские пряжки, найденные в подавляющем большинстве склепов, весьма своеобразны. Близкие аналогии есть лишь в культурах сопредельных регионов. Пряжки не раз становились предметом особого внимания исследователей, но вопрос об их происхождении и о возможностях этой категории материала для изучения истории таштыкской культуры до недавнего времени оставался невыясненным. Ниже пряжкам будет уделено самое пристальное внимание: для решения вопросов хронологии склепов пряжки оказываются ключевой категорией инвентаря.

Важным элементом таштыкских ритуалов было моделирование предметов сопроводительного инвентаря. Чаще всего это железные модели удил, обязательная для склепов находка. Эти модели, а также некоторые другие находки вводят таштыкскую культуру в число т.н.”всаднических”. Не исключено, что специально для погребения изготавливали миниатюрные ножички в ножнах на витых цепочках и некоторые пряжки; неясно, считать ли специально погребальными миниатюрные котелки и бронзовые или деревянные фигурки животных. Вообще в скелепах много находок неизвестного назначения; может быть, часть из них - вотивы. Символическое замещение реального предмета при погребении типично как для минусинских, так и для других центральноазиатских культур,  известна такая практика и в китайских  похоронных обычаях.

Более подробные характеристики таштыкского инвентаря неоднократно даны в литературе (Киселёв 1949: 239-244; Кызласов 1960: 78-88, 117-130, 137-141; Вадецкая 1999: 103-116), и повторять их здесь нет надобности.


Рис.4. Вещи из таштыкских склепов.


Совершенно необычна для Южной Сибири таштыкская керамика. Никогда прежде в рамках одной минусинской культуры не бывало такого разнообразия форм и орнаментов сосудов. Если отдельным разновидностям баночных, горшковидных и котловидных сосудов ещё можно подыскать местные прототипы, то кувшины со сливом, блюда на поддонах, бочонки  с боковым трубчатым горлом — явно инородны (некоторые из этих форм имеют оглахтинские параллели). Декор таштыкских сосудов — в основном опоясывающий. Красивые фестончатые композиции напоминают то хуннскую орнаментику, то узоры эпохи бронзы; опоясывающие композиции с доминантным элементом — парой расходящихся волют, иногда спрямлённых, — имеют тувинские и забайкальские параллели. В целом таштыкские сосуды — едва ли не высшее достижение минусинской керамической традиции. Это относится и к технологическому качеству таштыкских сосудов — как правило, они изготовлены весьма тщательно, из неплохого теста и аккуратно залощены (Рис.5).


Рис. 5. Керамика из таштыкских склепов.


Многочисленные аналогии таштыкским материалам, обнаруживающиеся в самых различных регионах, требуют объяснения. Между тем как раз вопросы хронологии таштыкских памятников проработаны слабо. Выше уже показано,  сколь сложной оказалась задача корректного подхода к вопросам относительной хронологии типов памятников. История абсолютного датирования таштыкских памятников столь же непроста, интересна и местами поучительна, а потому ей следует уделить должное внимание, чтобы затем обратиться к решению собственно вопросов хронологии.


назад | оглавление | наверх | далее

главная страница / библиотека