главная страница / библиотека / обновления библиотеки

В.Ф. Штейн

Пряжка с изображением ежей из Сибирской коллекции Эрмитажа.

// СА. 1968. №2. С. 269-272.

 

В Эрмитаже среди предметов сибирской коллекции хранится пряжка (рис. 1, 1) из электра. В нём много серебра, и потому цвет её светло-жёлтый. Пряжка состоит из двух симметричных половин. Основу каждой половины составляют две пары голов стилизованных ушастых хищных птиц. Шея той пары голов, которая ближе к центру, соединены в дугу; шеи другой пары как бы вырастают из голов первой пары. Глаза у птиц выложены бирюзой; она же, очевидно, украшала и шпенёк, который служил для застёгивания этой пряжки. На правом и левом краю её помещены по одному ежу, изображенных объёмно (рис. 1, 2). Вокруг ежей извиваются по змейке; каждая из них, видимо, пытается укусить шею одной из

(269/270)

птичьих голов, но ежи в свою очередь захватили зубами каждую змейку. На ёжиках имеются маленькие полукруглые впадины, очевидно предназначенные для инкрустации. В них, вероятно, были вставлены осколки бирюзы.

 

Эти изображения по стилю резко разделяются на две части: с одной стороны, мы видим стилизованные головы хищных птиц на длинных шеях,

 

1 — электровая пряжка из Сибирской коллекции Эрмитажа;
[прим. сайта: реконструкция со сцеплением за шпенёк неверна.]
2 — деталь пряжки, изображение ежа;
3 — бронзовая пряжка из коллекции С.М.[Т.] Лу с изображением змеи и ежа.

(Открыть в новом окне)

 

с большими ушами, с другой — живо и реалистично переданные изображения ежей и змеек.

 

Пряжка эта отличается от обычных сибирских пластин-пряжек как формой и композицией, так и присутствием чуждых им изображений ежей.

 

Стилизованные головы ушастых хищных птиц хорошо известны по сибирским пластинам; ими обычно заканчиваются рога и хвосты фантастических животных. Соединённые в дугу шеи их постоянно встречаются на рукоятках минусинских кинжалов. Изображение ежа в сибирских древностях — явление необычное. Они не известны ни в Сибири, ни на европейской части нашей страны. Но среди древностей Ордоса (Внутренней Монголии), а также пограничного с ней Китая их находят довольно часто. Здесь они также объёмны, но отлиты из бронзы и больше по размерам, чем ежи на нашей пряжке. Обычно их встречают на навершиях. Поверхность их тела покрыта остроконечными выпуклостями — попытка передать колючий панцирь животного. [1]

 

Коллекции древностей, в которые входят изображения ежей (частично опубликованные Сальмони и Андерсоном), состоят из бронзовых изделий и происходят частью из разграбленных могил по обе стороны китайской стены, частью из Ордоса. Последний считается центром их распространения. [2] Ордос длительное время принадлежал хуннам; на юге их владения доходили до Китайской стены. Поэтому не удивительно, что среди древностей, добытых с этих территорий, большинство принадлежит изобразительному искусству хуннов, хотя имеется немало и китайских вещей. Это доказывается тождеством многих ордосских бронз с бронзами из хуннских могильников Забайкалья. [3]

 

Наличие ежей на нашей пряжке говорит о принадлежности её к ордосскому кругу древностей и указывает на её вероятное хуннское происхождение. Многочисленные изображения ежей, встречающиеся на сравнительно небольшом пространстве Внутренней Монголии и пограничного с ней Китая, объясняются, очевидно, влиянием последнего, так как в Китае ёж пользовался почитанием, [4] которое возникло, вероятно, из-за приносимой им пользы. Ёж является истребителем змей, главным образом гадюк. В коллекции антиквара С.Т. Лу среди группы пряжек, служащих для замыкания цепи, имеется небольшая бронзовая круглая пряжка, изображающая змею и стилизованного ежа. Последний, видимо, кусает хвост змеи [5] (рис. 1, 3). По форме и сюжету изображения пряжка эта абсолют-

(270/271)

но чужда сибирским влияниям и, очевидно, является китайским произведением. По сюжету эта пряжка представляет близкую аналогию нашей пряжке: в обоих случаях ёж нападает на змею. Культ ежа проник в среду хуннов из Китая, а по ноинулинским погребениям видно, как глубоко проникала китайская культура в быте хуннов, особенно хуннской знати. Наша пряжка из ценного металла и художественной работы, видимо, принадлежала одному из её представителей. Те два различных стиля, на которые распадаются изображения на пряжке, оказались мотивами, принадлежащими сибирскому и китайскому искусству. Можно удивляться тонкости работы, с которой переданы все мелкие детали на миниатюрных фигурках ежей. Возможно, что эта пряжка работы местного китайского мастера, который стилизованные головы хищных птиц заимствовал из сибирского репертуара, но для которого тема борьбы ежа и змеи была близка и хорошо знакома. Говоря словами С.И. Руденко, «при ставке хуннских шаньюев... могли быть мастера различных национальностей, которые в своих произведениях могли сочетать привычную им технику и мотивы с мотивами собственно хуннского искусства». [6] Среди них, конечно, должны были быть и китайские мастера.

 

Что обозначают все эти изображения, объединённые в одной композиции? Большие уши стилизованных хищных птиц не препятствуют признать в них представителей семейства орлиных. Об этом также свидетельствует загнутый крючком клюв и восковица. Это определение подтверждается тем, что когда на сибирских пластинах имеются полные изображения пернатых хищников, вполне реалистичных, несмотря на присутствие ушей, то это всегда орлы, а не грифы. Не говоря уже о резком внешнем отличии их от орлов, грифы питаются падалью и никогда не нападают на живую добычу, как, например, орлы на сибирских пластинах. Известно, что многие виды орлиных истребляют змей. На этой почве возник в Индии культ местного, обожествлённого орла Гаруды, изображения которого употреблялись как магическое средство против укуса змей. [7] Что касается ежей, то мы знаем их также как истребителей змей. В этой роли они и представлены на нашей пряжке.

 

Таким образом, здесь объединены в одной композиции змеи и их истребители, и смысл этих изображений ясен. Змейки на пряжке окружены тесным кольцом своих врагов, им не выйти из этого магического круга, и владелец этой пряжки может не страшиться их нападения.

 

По-видимому, эта пряжка является амулетом или оберегом от змей и таким образом даёт нам возможность ознакомиться с некоторыми суевериями, распространёнными и среди хуннов.

 

Характеризуемая пряжка числится в списке золотых вещей, присланных Петру I сибирским губернатором М.П. Гагариным в 1716 г. [8] Возможно, она попала в коллекцию из одного из богатых, но разграбленных хуннских погребений Забайкалья. Можно думать, что в сибирской коллекции есть вещи не только из Западной, но из Восточной Сибири.

 

В сибирской коллекции имеется ещё одно изображение ежа в виде полой золотой фигурки тонкой работы. В книге «Сибирская коллекция Петра I» в перечне мелких золотых вещей эта фигурка ежа названа подвеской, [9] но по определению А.П. Манцевич — хранителя Эрмитажа, из-за отсутствия на ней колечка её вернее назвать пронизкой из ожерелья. Верхняя часть фигурки этого ежика, длина которого 18 мм, покрыта зернью, нижняя — плоская золотая пластинка. Для продевания нити служило по-

(271/272)

перечное отверстие. Если подобные пронизки в виде фигурок ежей действительно составляли когда-то ожерелье, то, конечно, они и здесь имели значение амулетов, а не просто украшений.

 

Изображение ежа заставляет отнести эту пронизку к Ордосскому кругу древностей.

 


 

[1] I. G. Andersson. Hunting Magic in the Animal Style. BMFEA, 4, Stockholm, 1932, табл. XVI;его же. Selected Ordos Bronzes. BMFEA, 1933, табл. VIII, 1; A. Salmony. Sino-Siberian Art in the Collection of С.Т. Loo. Paris, 1933, табл. VII, 1; табл. XVI, 12.

[2] С.И. Руденко. Культура хуннов и Ноинулинские курганы. М.-Л., 1962, стр. 72.

[3] С.И. Руденко. Ук.соч., стр. 72, 75 и 76.

[4] D-r Matignon. Superstition, crime et misère en Chine. Paris, 1902, стр. 386.

[5] A. Sa1mоny. Ук.соч., стр. 73, 74, табл. XXX, 9.

[6] С.И. Руденко. Ук.соч., стр. 72.

[7] J.Р. Vоgel. Indian Serpent-Lore of the Nagas in Hindu Legend and Art. Printed by Stephen Austin and Sons. 1926, стр. 18, 41 и 45.

[8] С.И. Руденко. Сибирская коллекция Петра I. САИ, Д3-9, М.-Л., 1962, стр. 11 и 41.

[9] С.И. Руденко. Ук.соч., стр. 48, табл. XXI, 33.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки