главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

Даниель Шлюмберже. Эллинизированный Восток. Греческое искусство и его наследники в несредиземноморской Азии. М.: «Искусство». 1985. Даниель Шлюмберже

Эллинизированный Восток.

Греческое искусство и его наследники
в несредиземноморской Азии.

// М.: «Искусство». 1985. 208 с.

 

I. Памятники.

 

3. Определение парфянского искусства.

 

Римляне и парфяне.

Парфянский Вавилон.

Проблема парфянского искусства.

Пальмира.

Дура-Европос.

Месопотамия и Иран.

Единство парфянского искусства.

Поддержка этого определения.

Узкое значение этого определения.

 

Римляне и парфяне.   ^

 

Римляне соприкоснулись с парфянами в начале I в. до н.э. В 53 г. до н.э. между ними произошло решительное сражение при Каррах (теперь Урфа), в Верхней Месопотамии. Победа, одержанная в этот день парфянами, положила конец продвижению римлян на Восток. С этого момента владения двух главных соперников были разграничены: понтийские и средиземноморские области прежней Ахеменидской империи отошли к римлянам, территории за Евфратом — к парфянам.

 

Второстепенные государства, расположенные между этими сферами владения, — Понт, Каппадокия, Армения, Коммагена — постепенно попали в зависимое положение от Рима или просто были поглощены им. Последней была присоединена Коммагена — в 72 г. н.э. На Востоке в течение I в. н.э. на смену первым сакским и парфянским завоевателям приходит, при недостаточно выясненных обстоятельствах, новая власть — Кушан. Но это не оказало сколько-нибудь заметного влияния на положение, сложившееся после битвы при Каррах, важнейшей чертой которого явилось разделение цивилизованного, иначе говоря, эллинизированного мира между двумя великими державами. В Риме в это время работали греческие мастера, выполнявшие римские заказы, и именно из их искусства примерно в этот период и начинает развиваться так называемое греко-римское искусство. Но существовало ли параллельно ему искусство парфян?

 

В предыдущей главе мы рассмотрели придворное искусство Ирана, испытавшее воздействие эллинизма. Внимательный читатель заметил, вероятно, что искусство парфян, игравшее наиболее значительную роль в этом придворном искусстве, представлено только находками из Нисы, столицы раннепарфянской эпохи, расположенной в туркменских степях, и что мы вовсе не касались аршакидского искусства того периода, когда парфяне оказались второй после Рима державой цивилизованного мира.

 

Причина этого очень проста.

 

Парфянский Вавилон.   ^

 

Начиная с I в. до н.э. Вавилония являлась резиденцией парфянских правителей. Наряду с местным населением на её территории существовали греческие города (одним из таких больших городов была Селевкия) и парфянские поселения (одно из них, Ктесифон, постоянно являлось местопребыванием двора). И хотя месторасположение этого последнего города всегда было хорошо известно и там ещё до наших дней сохранились развалины дворца Сасанидов, от парфянского Ктесифона до сих пор почти ничего не найдено; таким образом, придворное искусство аршакидов остается для нас неуловимым.

 

Проблема парфянского искусства.   ^

 

В результате возникает проблема парфянского искусства. Впервые она была выдвинута и исследована более тридцати лет назад М. Ростовцевым в работе, имевшей кардинальное значение. Взяв за исходную точку открытия, сделанные в процессе раскопок Дура-Европос на Евфрате, которым он придал новый импульс, и составив по этим находкам полное описание всех древних памятников, известных тогда на парфянских терри-

(66/67)

ториях, М. Ростовцев попытался нарисовать картину этого искусства и его специфических особенностей в самых широких исторических и географических рамках — в рамках династии Аршакидов, от её возникновения до падения, и во всех областях, которыми правила эта династия.

 

Однако результаты этого исследования не отвечали полностью, да и не могли отвечать, замыслам автора: во-первых, потому, что известные памятники почти всегда относились ко времени не ранее рубежа нашей эры и, следовательно, давали сведения лишь о позднепарфянском периоде; во-вторых, что ещё важнее, оказалось, что в своём подавляющем большинстве эти памятники происходили из западных районов парфянского мира: из Хатры, Ашура и главным образом из самого Дура; а, как это ясно было и самому М. Ростовцеву, древние памятники Дура не могли быть отделены от древних памятников Пальмиры, расположенной ещё дальше к западу и в политическом отношении никогда не принадлежавшей парфянам.

 

Таким образом, определение парфянского искусства, к которому пришёл

 

(67/68)

57. Пальмира. Западный некрополь и одна из уличных колоннад.

(Открыть илл. 57 в новом окне)

58. Дура-Европос. Брошь. Дамаск.

(Открыть илл. 58 в новом окне)

 

M. Ростовцев в результате этих исследований, охватывало лишь искусство некоторых городов сирийско-месопотамских степей в позднепарфянскую эпоху.

 

Пальмира.   ^

 

Только один из этих городов был известен уже давно — Пальмира. Открытая в конце XVII в. и ставшая знаменитой в XVIII в. своими храмами, улицами с колоннадами, своеобразными некрополями.

 

Пальмира в XIX в. оказалась заброшенной; из её гробниц были выломаны скульптуры, изображавшие мужчин в богатых вышитых одеждах и женщин в громоздких париках. Романтические руины, затерянные в степях, где некогда был расположен этот большой город, связанные с литературными воспоминаниями об эфемерной пальмирской империи III в. н.э. и о царице Зенобии, поражали воображение. Но особенности пальмирского искусства объясняются тем, что оно отражало богатство и своеобразие жизни торговцев Пальмиры, и нет никакой необходимости искать им другого объяснения: это искусство считалось лишь периферийной и обособленной ветвью искусства Римской империи.

 

Дура-Европос.   ^

 

Благодаря открытиям Дура-Европос искусство Пальмиры оказалось выведенным из своей кажущейся изоляции. Раскопки Дура-Европос, начатые с 1923 г., после того как там в 1920 г. случайно была обнаружена стенная живопись, привели к находкам отдельных предметов, скульптуры и особенно стенных росписей, открытым в более скромных архитектурных развалинах, чем Пальмира. Вскоре выяснилось, что эта живопись по своему стилю как бы являет-

(68/69)

ся несколько провинциальным эквивалентом скульптуры Пальмиры.

 

Месопотамия и Иран.   ^

 

К древним памятникам Дура и Пальмиры примыкают и древние памятники Хатры и Ашура — двух крупных поселений на среднем Тигре, открытых немецкими археологами и известных в то время главным образом своей архитектурой. Особенной заслугой М. Ростовцева является то, что он признал тесные связи между искусством Пальмиры и Дура и между их искусством и искусством двух вышеназванных городов в долине Тигра, а также и с рассеянными следами современных им искусств Вавилонии и Ирана.

 

Единство парфянского искусства.   ^

 

Попытка М. Ростовцева сделать обобщающие выводы была очень смелой, и, как это порой случается с подобного рода начинаниями, его мнение теперь во многом устарело. Однако следует напомнить, что его основное положение о единстве искусства этой обширной области остается верным до сих пор и всё ещё продолжает подтверждаться новыми открытиями. Такие находки, как находка статуи из Шами в Иране, фрагментов «архаической» скульптуры, то есть скульптуры позднеэллинистического времени Пальмиры, религиозной и посвятительной скульптуры Хатры, в изобилии сделанные при иракских раскопках, проводимых с 1951 г., гармонично вписываются в картину, нарисованную М. Ростовцевым.

 

Поддержка этого определения.   ^

 

Но если художественное единство этого искусства не может вызвать теперь никаких сомнений, то возникает другой вопрос: достаточно ли оснований было у М. Ростовцева, для того чтобы назвать его «парфянским»? Ибо, как это ни парадоксально, но памятники этого искусства происходят главным образом из семитских городов; один из них, Пальмира, никогда не принадлежал парфянам, другой, Дура-Европос, ускользнул от них и в последний период своего существования (с 165 по 256 г. н.э.) стал римским, и только Ашур и Хатра всегда принадлежали Парфянской империи.

 

Однако, как нам кажется, с некоторыми оговорками, к которым мы ещё вернёмся, можно присоединиться к мнению, что искусство этих городов является парфянским, и не потому, что теперь эта точка зрения стала общепринятой, а главным образом потому, что поразительная аналогия между искусствами столь удалённых друг от друга мест, как Пальмира и Дура-Европос, с одной стороны, и Элимаида и даже Афганистан и буддийская Индия, с другой, нам кажется необъяснимой, если не допустить вместе с М. Ростовцевым и А. Сейригом, что они являются отражением утраченного для нас придворного искусства Ктесифона.

Греко-римским или просто римским мы называем искусство, создателями которого были в основном не римляне, а греки — в том широком смысле, которое имело тогда это слово, другими словами, эллинизированные мастера (среди которых мы встречаем даже таких известных представителей Востока, как Аполлодор Дамасский, архитектор Траяна). Это искусство, центром которого был Рим, удовлетворяло запросы правящих кругов обширной Римской империи и отражало их идеи и вкусы; именно это обстоятельство привело к тому, что это греко-римское искусство, и особенно ар-

(69/70)

59. Дура-Европос. Фрагмент стенной живописи.

(Открыть илл. 59 в новом окне)

(70/71)

хитектура, утратило сходство с эллинистическим искусством, от которого оно произошло, и приобрело чисто римский характер.

 

Кроме того, у нас имеются все основания думать, что создателями парфянского искусства были не парфяне, а греки, иначе говоря, эллинизированные восточные мастера. Главным очагом этого искусства являлся Ктесифон, и оно обслуживало верхние слои Парфянской империи, к запросам, представлениям и вкусам которых оно должно было приспосабливаться, и именно благодаря этому оно приобрело собственные характерные черты, отличавшие его от особенностей греко-иранского искусства. Из Вавилонии, игравшей важную роль как благодаря своему экономическому процветанию, так и в силу того, что она была резиденцией правителей, влияние этого парфянского искусства распространялось на запад и на восток.

 

Узкое значение этого определения.   ^

 

Таким образом, следуя традиции, установленной М. Ростовцевым, мы будем говорить о парфянском искусстве, однако, повторяем, мы не намереваемся применять его ни к искусству раннепарфянского времени, каким мы его знаем по памятникам Нисы, ни даже к греко-иранскому искусству, примерами которого у самих парфян являются рельефы из Хунг-и Наврузи и рельефы из Бисутуна, но лишь к позднепарфянской эпохе, когда появились, по-видимому, особые признаки, характерные для этого искусства, то есть примерно на протяжении двух с половиной веков, начиная, со времени стабилизации римско-парфянских связей в 20 г. до н.э. вплоть до падения Парфянской империи в 225 г. н.э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги